Решение №082/07/18.1-240/2020 Решение по делу №082/07/18.1-240/2020 о результатах рассмо... от 27 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

 по Республике Крым и городу Севастополю

Адрес: ул. Александра Невского, д. 1,

г. Симферополь, Республика Крым, 295000

тел. (3652) 544-638, факс (3652) 252-431

e-mail: to82@fas.gov.ru

27.02.2020 №082/07/18.1-240/2020реш

 

Заказчик:

Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымавтотранс»

295011,  Республика Крым,

г. Симферополь, ул. Севастопольская, 20а

 zabirova.krim@gmail.com

 

Заявитель:

ООО "ПТБ "Форт Транс"

117405, г. Москва, шоссе Варшавское, д. 141, корп. 11, пом. 020

ptb_fort@mail.ru

 

Электронная площадка: 

Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

наб. Тараса Шевченко, д. 23А,

сектор В, 25 этаж

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

 

Решение
по делу №082/07/18.1-240/2020
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

27.02.2020                                                                                                     г. Симферополь

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при
проведении закупки «
Оказание услуг по предоставлению подразделения транспортной безопасности» (извещение №320008832185) (далее – Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, неправомерно признавшей поданную Заявителем заявку несоответствующей требованиям документации о Закупке.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки комиссия Заказчика действовала в соответствии с положениями Закона о закупках, а также в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг ГУП РК «Крымавтотранс» (далее – Положение).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В поданной в антимонопольный орган жалобе Заявитель указывает:

«… Заказчиком установлены в п.13.1. Дополнительные требования к Участникам закупки:

1. Наличие лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с ч.2 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

2.Наличие свидетельства об аккредитации на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Из положений Конкурсной документации и Технического задания не представляется возможным однозначным образом прийти к выводу, что техническое задание Конкурсной документации содержит виды услуг, оказание которых требует наличия у участника закупки лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения и свидетельства об аккредитации на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

         Объем и вид выполняемых услуг, не включает в себя проведение работ, связанных с оценкой уязвимости указанных объектов, таким образом, требование о наличии свидетельства об аккредитации на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств является неправомерным.

 

в п. 9.4. ТЗ установлено, что в случае объявления уровня безопасности 2 или 3, группы быстрого реагирования должны быть обеспечены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (переносными рентгенотелевизионными комплексами), обеспечивающими обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях транспортной безопасности установлен запрет на перемещение в зону транспортной безопасности.

 

Согласно п. 1 ст. 706 ГК РФ подрядчик вправе привлекать к исполнению обязательства других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора не следует, что работы должны выполняться лично подрядчиком. Из текста проекта контракта не следует, что данные услуги Исполнитель обязан оказывать лично, а также нет запрета на привлечение субподряда. Таком образом, так как прибытие ГБР подразумевается только при объявлении уровня безопасности 2 или 3, а значит может быть никогда, в данном случае возможно привлечение как самой ГБР в виде субподряда с имеющейся лицензией на ИИ у субподрядчика, так и субподрядчика исключительно с переносным рентгенотелевизионным комплексам, который легко устанавливается на собственных машинах исполнителя.

И в том и другом случае наличие у участника закупки лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения не требуется.

Считаем, что Заказчик установил дополнительные обязательные требования к участникам закупки резко ограничивающим добросовестную конкуренцию.

Согласно п. 8.7. Технического задания исполнитель обязан:

Установить программное обеспечение на компьютеры уполномоченных сотрудников Заказчика для постоянного, круглосуточного удалённого просмотра видео по (3G,4G,WiFi) и доступа к информации на сервере с персональных носимых устройств регистрации информации (носимых видеорегистраторов).

Согласно Федерального закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» в оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства не входит и не должна входить установка программного обеспечения на компьютеры Заказчика.

Наличие лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с ч.2 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности…».

Из подпункта 1.1. пункта 13. Конкурсной документации следует, что Заказчиком установлено следующее требование к участникам Закупки:

«1.1. Организация должна быть подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованным для этой цели в установленном порядке юридическим лицом (наличие свидетельства об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта, наземного электрического транспорта)».

В пункте 13.1. документации о Закупке содержится требование о наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с ч.2 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Пунктом 3 Приложения №3 к конкурсной документации определены следующие виды услуг, которые должны быть оказаны Заказчику:

  • организация защиты ОТИ от АНВ;
  • в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными действующим законодательством, проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности;
  • в  ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, направленные на обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также на выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть;
  • воспрепятствование проникновению в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ лица (группы лиц), пытающегося совершить АНВ (далее - нарушитель), в том числе оснащенного специальными техническими средствами или с использованием автотранспортных средств, самоходной техники и машин;
  • выявление и распознавание на контрольно-пропускных пунктах (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ в соответствии с законодательством РФ (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения);
  • обеспечение общественной безопасности, осуществление задержания лиц, незаконно проникших на ОТИ;
  • круглосуточное реагирование на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ силами группы быстрого реагирования (далее-ГБР);
  • не допускать попадания предметов или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ, путем их выявления и передачи представителям уполномоченных подразделений федерального органа Исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также локализации и устранения последствий их применения;
  • перед закрытием/открытием осмотр ОТИ и прилегающей территории на предмет наличия посторонних лиц и предметов, целостности ОТИ;
  • организация взаимодействия с правоохранительными органами и сотрудниками  частного охранного предприятия в процессе  оказания услуг обеспечения транспортной безопасности  на ОТИ;
  • осуществление задержания лиц, незаконно проникших на ОТИ;
  • осуществление пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ».

Заказчик в письменных возражениях на жалобу Заявителя, а также представители Заказчика в ходе заседания Комиссии указали:

«… субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязан образовать (формировать) и (или) привлекать в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, определенных совместным приказом Министрества транспорта РФ №52, ФСБ РФ №112, МВД РФ №134 от «05» марта 2010 года «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

В техническом задании, в частности в п. 3, на который ссылается Заявитель, прямо указано, что в состав услуг входит:

- проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности;

- в  ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, направленные на обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также на выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть.

Проведение досмотровых мероприятий регламентируется Приказом Министерства транспорта РФ №227 от «23» июля 2015 года «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» (далее – Правила досмотра).

В соответствии с требованиями п. 48 «Правил досмотра» при проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в соответствии с Требованиями, в случаях определенных планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, используются рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.

Проведение досмотровых мероприятий с использованием рентгенотелевизионных установок также предусмотрено планом обеспечения транспортной безопасности.

Привлечение сторонних организаций, имеющих лицензию на использование источников ионизирующего излучения для проведения досмотровых мероприятий не допускается, поскольку в соответствии с требованиями п. 17 Раздела II «Правил досмотра»: досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр.

Техническим заданием в п. 9.4. указано, что мобильными рентгенотелевизионными установками обеспечиваются также мобильные группы быстрого реагирования при объявлении (установлении) второго или третьего уровней безопасности».

Из ответа Федерального дорожного агентства (исх. 09-25/5957 от 27.02.2020) на направленный Крымским УФАС России в рамках рассмотрения жалобы Заявителя запрос следует, что привлечение подразделением транспортной безопасности сторонней организации для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства законодательством в области обеспечения транспортной безопасности не предусмотрено.

Ввиду того, что Заявителем не было представлено доказательств, подтверждающих возможность привлечения субподрядчика для оказания услуг в соответствии с установленными Заказчиком требованиями, довод жалобы не нашел своего подтверждения.

Подпунктом 8.7. Приложения №3 к конкурсной документации за исполнителем закреплена следующая обязанность:

«8.7. Установить программное обеспечение на компьютеры уполномоченных сотрудников Заказчика для постоянного, круглосуточного удалённого просмотра видео по (3G,4G,WiFi) и доступа к информации на сервере с персональных носимых устройств регистрации информации (носимых видеорегистраторов)».

Пунктом 49 "Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности", утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227 (далее – Правила) установлено, что досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр проводится на оборудованных КПП и на постах, оснащенных средствами досмотра и другими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными планами обеспечения транспортной безопасности, в том числе средствами, обеспечивающими аудио- и видеозапись для документирования действий работников подразделений транспортной безопасности, осуществляющих мероприятия по обследованию объектов досмотра. Данные аудио- и видеозаписи подлежат хранению подразделениями транспортной безопасности в течение не менее 30 суток.

В письменных возражениях на жалобу Заказчик указал:

«Планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры предусмотрены минимальные требования к привлекаемому подразделению транспортной безопасности.

Выписка из плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры автовокзал г. Симферополь реестровый номер АТА0002093:

«Работники ПТБ ОТИ для выполнения задач по защите ОТИ от АНВ используют:

- средства индивидуальной защиты;

- средства связи: радиостанции, мобильный телефон;

- технические средства досмотра;

- видеорегистраторы с аудиофиксацией.

Работники ПТБ при проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности используют стационарные и/или мобильные рентгенотелевизионные и радиоскопические установки, переносные и ручные металлодетекторы, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть».

Техническим заданием в целях исключения ограничения конкуренции не указаны конкретные модели используемых технических систем обеспечения транспортной безопасности, предоставляемых подразделением транспортной безопасности.

Соответственно у субъекта транспортной инфраструктуры нет возможности заранее приобрести необходимое программное обеспечение для снятия и хранения информации с носимых работниками подразделения транспортной безопасности видеорегистраторов.

Установка данного программного обеспечения на ЭВМ заказчика не требует никаких специальных навыков и не несет дополнительных материальных издержек для исполнителя».

Ввиду того, что Заявителем не было представлено сведений, указывающих на невозможность исполнения установленного Заказчиком требования при оказании услуг, направленного на соблюдение Правил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы не нашел своего подтверждения.

В соответствии с пунктом 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) подлежит обязательному лицензированию деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3 "О радиационной безопасности населения" научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 278 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее - Положение), в соответствии с которым лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению (пункт 3 Положения).

Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее - Перечень) утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)".

Работы по эксплуатации источников ионизирующего излучения (генерирующих) включены в указанный Перечень (пункт 5).

 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 N 40 утверждены СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" (далее – Санитарные правила).

В соответствии с пунктами 3.4.2. и 3.4.7. Санитарных правил все виды обращения с источниками ионизирующего излучения, включая радиационный контроль, разрешаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с источниками излучения санитарным правилам, которое выдают органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по обращению юридического или физического лица.

При вывозе источника излучения, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с которым санитарным правилам допускает его использование в нестационарных условиях, следует поставить в известность (в письменной форме) органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по месту планируемого проведения работ с источником. Оформление нового санитарно-эпидемиологического заключения по месту планируемого проведения работ не требуется, если не предусмотрена организация временного хранилища источника излучения.

Вышеизложенное указывает на возможность использования источника ионизирующего излучения в нестационарных условиях при направлении уведомления в органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по месту планируемого проведения работ.

Таким образом, довод жалобы Заявителя признается необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Заявителя необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны