Решение по жалобе №№082/07/18.1-1461/2021 Решение по делу №082/07/18.1-1461/2021 о нарушении законод... от 24 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Адрес: ул. Александра Невского, д. 1, г. Симферополь, Республика Крым, 295000 тел. (3652) 544-638, факс (3652) 252-431 e-mail: to82@fas.gov.ru 24.08.2021 №082/07/18.1-1461/2021реш
|
|
Заказчик: АО
Заявитель: ООО
Оператор электронной площадки: ООО |
Решение
по делу №082/07/18.1-1461/2021
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
24.08.2021 г. Симферополь
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия)
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- АО (далее – Заказчик) – представитель по доверенности,
- ООО (далее – Заявитель) – представитель по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки «Мука пшеничная хлебопекарная высший сорт» (извещение №32110539691) (далее – Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердивший документацию о закупке с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках, а также в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг АО " Крымхлеб " (далее – Положение).
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию с нарушением требований Закона о закупках, а именно условие о самовывозе заказчиком за счет собственных средств товара в данной аукционной закупке влияет на выбор поставщика расстоянием и расположением места отгрузки товара и незаконно ограничивает конкуренцию.
В соответствии с пунктом 1.8.2. Положения о закупке товаров, работ, услуг Акционерного общества «Крымхлеб» (далее – Положение о закупке) извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, включенным в документацию о закупке. В них отражаются, в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (при необходимости); место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
Согласно пункту 1.8.4. Положения в документации о закупке обязательно указываются требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям Заказчика.
В соответствии с пунктом 1.1.7. Документации о Закупке место поставки товара: самовывоз БХМ силами Заказчика, при условии нахождения склада Поставщика в радиусе не более 50 км от местонахождения Заказчика, расположенного по адресу: РФ, Республика Крым, г. Джанкой, ул. Интернациональная 173/34.
Заказчик по данному доводу предоставил пояснения следующего содержания:
«1) Определение места поставки товара является правом Заказчика и исходит исключительно из его потребностей и удобства.
2) АО «Крымхлеб» имеет собственный автопарк грузовых автомобилей–муковозов. Доставка муки собственными транспортными средствами в радиусе, указанном в Документации, существенно снижает стоимость муки, и, соответственно, себестоимость произведенной продукции.
3) Поскольку поставка товара не является однократной, а планируется по заявкам Заказчика на протяжении определенного срока, а именно: «в течение срока действия договора по 31.10.2021г. включительно», то для участников существует равная возможность завезти необходимый объем зерна ржи обдирной на один из элеваторов Республики Крым в соответствии с установленным в Документации требованием «в радиусе не более 50 км от местонахождения Заказчика, расположенного по адресу: РФ, Республика Крым, г. Джанкой, ул. Интернациональная 173/34. Элеваторов соответствующих данному требованию несколько: АО «Урожайненский КХП, ООО Красногвардейский элеватор, АО «Джанкойский элеватор». При этом, для хранения муки в мешках подходит любое складское помещение, снятое также в указанном радиусе.
4) Кроме того, потенциальный участник в составе своей заявки имеет право в качестве места поставки указать непосредственно адрес Джанкойского филиала АО «Крымхлеб», что не противоречит заявленному в документации требованию о месте поставки.
Таким образом, документацией не запрещена доставка товара до склада Заказчика или до ближайшего элеватора. Кроме того, сведений, что Заявитель обращался к элеваторам, соответствующим условию о самовывозе силами Заказчика, не представлено.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссия отмечает, что Законом о закупках определено право Заказчика формировать техническое задание документации в соответствии с собственными потребностями, устанавливая условия исполнения договора, при учете требований Закона о закупках. Доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации требования являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, не позволяют заполнить заявку на участие в аукционе, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки, Заявителем не представлено.
Подтверждением того, что при составлении и разработке документации о закупке, действия, направленные на ограничение конкуренции отсутствовали, является факт поступления трех коммерческих предложений от потенциальных поставщиков, готовых поставить товар на установленных документацией условиях с самовывозом товара силами заказчика.
Таким образом, довод жалобы относительно ограничения конкуренции и создании преимуществ определённым участникам не нашел своего подтверждения.
Кроме того, Заявитель, указывает, что документация содержит противоречивые сведения, которые находят отражение в следующем:
«Согласно Оглавлению - Документация содержит Часть I (Сведения о закупке), Часть II (Техническое задание), Часть III (Проект договора).
По факту Документация содержит Часть I (Сведения о закупке), Часть II (Форма для заполнения участниками закупки), Часть III (Техническое задание) и еще раз Часть III (Проект договора), что подтверждено данными с сайта: https://zakupki.gov.ru.
Кроме того, в подпункте 3 пункта 1.1.15 статьи 1.1 части I (Сведения о закупке) Документации имеется ссылка на следующее условие:
«В рамках рассмотрения заявок на участие в настоящей закупке Комиссия отклоняет заявку, если выявлено: - несоответствие участника закупки требованиям, установленным в подпункте 2 пункта 10.3.1. части 10.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг, а именно…».
В Документации Заказчика отсутствует указанный пункт, что является недопустимым, так как влечет двойственное толкование условий Документации по проведению закупки способом запроса цен в электронной форме на поставку муки пшеничной хлебопекарной, и как следствие - некорректное рассмотрение и оценку заявок (подведение итогов закупки), осуществляемое единой закупочной комиссией АО «Крымхлеб».
Между тем, неточность в порядке нумерации разделов документации не влияет на результаты закупки и не ограничивает права потенциальных участников, Законом о закупках предусмотрено право участников подать запрос на разъяснение положений документации.
Согласно подпункту 3 пункта 1.1.15 статьи 1.1 части I Документации Комиссия отклоняет заявку если выявлено:
- несоответствие участника закупки требованиям, установленным в подпункте 2 пункта 10.3.1. части 10.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг, а именно:
- участник закупки не находится в процессе ликвидации (для участника - юридического лица), не признан по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом) (для участника - как юридического, так и физического лица);
- на день подачи заявки деятельность участника закупки не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях;
- у участника закупки отсутствуют недоимка по налогам, сборам, задолженность по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов от балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
- сведения об участнике закупки, в том числе об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица отсутствуют в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых предусмотрено Законом N 223-ФЗ и Законом N 44-ФЗ;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
- не предоставление (отсутствие) иных документов, являющихся обязательными для предоставления в составе заявки на участие, в соответствии с п. 1.3.2 настоящей документации.
Непредставление документов и информации поданных в составе заявки на участие в запросе цен или их несоответствие требованиям документации, наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки, или несоответствие Участника закупки требованиям, установленным в соответствии с извещением и документацией о закупке, может привести к признанию заявки на участие в запросе цен не соответствующей требованиям, установленным документацией о закупке.
При этом Заказчик вправе:
- не обращать внимания на мелкие недочеты, несоответствия и погрешности в заявках, которые не оказывают существенного влияния на условия исполнения договора;
- привлечь независимых экспертов, специализированные отраслевые предприятия и специалистов профильных подразделений Заказчика для оценки соответствия заявок.
Положение о закупке товаров, работ, услуг, согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Положение о закупках размещается заказчиками в открытом доступе в ЕИС по адресу https://zakupki.gov.ru/epz/orderclause/search/results.html.
Таким образом, пункт 1.1.15 статьи 1.1 части I Документации содержит исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявки закупочной комиссией и не влечет за собой двойственное толкование условий Документации. В связи с чем довод жалобы признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.