Решение №07/811 РЕШЕНИЕ по делу № 082/10/18.1-90/2021 от 21.04.2021 г. от 12 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 082/10/18.1-90/2021 от 21.04.2021 г.

по результатам рассмотрения  жалобы ООО * (вх. № 587/09 от 19.04.2021; вх. № 2898ов от 22.04.2021) на действия организатора торгов – Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» и оператора электронной торговой площадки –
ООО «Фритрейд»

Резолютивная часть объявлена 11.05.2021

Решение в полном объеме изготовлено 12.05.2021                         г. Симферополь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее по тексту - Крымское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Председатель Комиссии – *; члены комиссии: *, *,

рассмотрев жалобу ООО * (далее – Заявитель) (вх. № 587/09 от 19.04.2021; вх. № 2898ов от 22.04.2021) на действия организатора торгов – Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» (далее – Организатор торгов, ГАУ РДИ РК) и оператора электронной торговой площадки – ООО «Фритрейд» (далее – Оператор ЭТП, ЭТП «Фритрейд») при проведении открытого аукциона (в электронной форме) по продаже имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и закрепленного за ГАУ РДИ РК на праве оперативного управления - Лот 1: имущество и иные сооружения комплекса «Черноморское», расположенного по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, ул. 60 лет Октября, 1, общей начальной минимальной стоимостью 24 708 934 (двадцать четыре миллиона семьсот восемь тысяч девятьсот тридцать четыре) рубля 52 копейки
(с учетом НДС) (извещение № 290321/8466482/02),

в присутствии представителей Заявителя – * (доверенность б/н от 18.12.2020), * (доверенность б/н от 26.04.2021),

в присутствии представителя Организатора торгов – * (доверенность № 06 от 26.04.2021),

в присутствии вольного слушателя – *,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 587/09 от 19.04.2021; вх. № 2898ов от 22.04.2021) на действия Организатора торгов и Оператора ЭТП при проведении открытого аукциона (в электронной форме) по продаже имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и закрепленного за ГАУ РДИ РК на праве оперативного управления - Лот 1: имущество и иные сооружения комплекса «Черноморское», расположенного по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, ул. 60 лет Октября, 1, общей начальной минимальной стоимостью 24 708 934 (двадцать четыре миллиона семьсот восемь тысяч девятьсот тридцать четыре) рубля 52 копейки
(с учетом НДС) (извещение № 290321/8466482/02).

По мнению Заявителя, Организатор торгов умышленно разместил аукцион на ЭТП «Фритрейд», понимая какой тариф установлен на данной площадке, с целью ограничения конкуренции достоверно понимая, что ставит участников аукциона в заведомо неравное положение, так как не каждый участник аукциона имеет возможность перечислись Оператору ЭТП вознаграждение в размере 2 млн. рублей.

В ходе рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.

Организатором торгов 29.03.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов – torgi.gov.ru размещено извещение № 290321/8466482/02 о проведении открытого аукциона
(в электронной форме) по продаже имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и закрепленного за ГАУ РДИ РК на праве оперативного управления - Лот 1: имущество и иные сооружения комплекса «Черноморское», расположенного по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, ул. 60 лет Октября, 1, общей начальной минимальной стоимостью 24 708 934 (двадцать четыре миллиона семьсот восемь тысяч девятьсот тридцать четыре) рубля 52 копейки (с учетом НДС).

Документация об аукционе разработана в соответствии с положениями ст. ст. 17, 17.1 Закона о защите конкуренции, Приказа ФАС России от 10.02.2010 г.№ 67
«О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (вместе с «Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества») (далее –Приказ № 67), Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Порядком отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 г. № 438 и иными правовыми нормами, регулирующими порядок проведения торгов.

Возникновение права на отчуждение имущества обусловлено Распоряжением Совета министров Республики Крым «О предоставлении согласия на отчуждение имущества Республики Крым» от 19 февраля 2021 года № 191-р.

Дата начала срока подачи заявок на участие в аукционе: «30» марта 2021 года
09 час. 10 мин. (время местное, принятое для г. Симферополя) ежедневно в соответствии с регламентом работы электронной торговой площадки.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе:
«19» апреля 2021 года в 09 час. 10 мин. (время местное, принятое для
г. Симферополя) непосредственно перед началом рассмотрения заявок.

Место, дата и время начала рассмотрения заявок на участие в аукционе:
«19» апреля 2021 с 09 час. 10 мин. (время местное, принятое для г. Симферополя), по адресу электронной торговой площадки.

Дата окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе: «20» апреля 2021 года.

Место, дата и время проведения аукциона: «21» апреля 2021 года в 12 час. 30 мин. (время местное, принятое для г. Симферополя) по адресу электронной торговой площадки.

Место подачи заявок на участие в аукционе, в том числе, подаваемых в форме электронного документа, место проведения аукциона по адресу электронной торговой площадки https://freetrade.expert в соответствии с идентификатором торговой процедуры.

Заявитель в своей жалобе указывает: «Так, на сайте torgi.gov.ru, утвержденным официальным источником для размещения информации о продаже государственного и муниципального имущества в порядке приватизации «Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»), 20 марта 2021 года опубликовано извещение…».

Между тем, в данном случае торги не могут осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ, поскольку сфера его действия согласно ч. 2 ст. 3 не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении имущественных прав государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждения имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении и к таким торговым процедурам применяются нормы ст. 17.1 Закона о защите конкуренции положений Приказа № 67.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Далее Заявитель сообщает: «Размер вознаграждения оператора ЭТП «Фритрейд» по торгам за имущество и иные сооружения комплекса «Черноморское», расположенного по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, ул. 60 лет Октября, 1, общей начальной минимальной стоимостью 24 708 934 (двадцать четыре миллиона семьсот восемь тысяч девятьсот тридцать четыре) рубля 52 копейки с учетом НДС, составляет 1 976 714 (один миллион девятьсот семьдесят шесть тысяч семьсот четырнадцать) рублей 76 копеек.

Таким образом, считаем, что организатор (заказчик) торгов – Государственное Автономное учреждение «Распорядительная Дирекция имущества Республики Крым» умышленно разместило данный аукцион а Электронной торговой площадкой «Фритрейд», заведомо понимая какое вознаграждение подлежит уплате участником аукциона в пользу площадки за пользование программными ресурсами по торгам о продаже государственного или муниципального имущества с целью ограничения круга потенциальных участников аукциона участия в торгах, поскольку не каждый участник аукциона имеет возможность оплатить необоснованный тариф в размере 8 % от стартовой суммы объекта торгов».

Организатор торгов, не согласившись с вышеуказанным доводом, представил письменные возражения, а также возражения с дополнениями, в которых пояснил следующее.

 Организатор торгов имеет доступ к ЭТП «Фритрейд» согласно договора присоединения в соответствии с статьей 428 ГК РФ. Оператор ЭТП обеспечивает функции доступа к системе электронной площадки, осуществляет регистрацию участников, прием заявок, предоставляет электронную площадку для проведения аукциона в т.ч. обеспечивает непрерывность проведения торгов, функционирование программных и технических средств, используемых для проведения торгов, а также равный доступ участников торгов к участию в торгах, а также несет иную ответственность, связанную с функциональными обязанностями торговой площадки.

В силу статьи 428 ГК РФ Организатор торгов зарегистрирован и имеет функции личного кабинета в рамках договора присоединения к регламенту электронного ресурса. Изменение тарифов осуществляется Оператором ЭТП в одностороннем порядке и без согласования сторон договора присоединения.

В отношении выбора электронной площадки Организатор торгов пояснил, что Организатором торгов осуществлена регистрация на ЭТП «Фритрейд» 17.04.2018 года, и с даты регистрации на электронной торговой площадке было размещено 527 извещений от имени Организатора торгов, в связи с чем Организатор торгов считает, что исходя из количества размещенных процедур и многолетнего периода, электронный ресурс наработал практику в области проведения торгов и имеет соответствующую квалификацию.

Комиссией Крымского УФАС России установлено, что порядок выбора Организатором торгов электронной торговой площадки, на которой будут проводится торги по правилам и принципам Приказа № 67, законодательством Российской Федерации не регламентирован.

По вопросу уплаты вознаграждения участником аукциона в пользу электронной торговой площадки за пользование программными ресурсами по торгам о продаже государственного или муниципального имущества и возможного ограничения круга потенциальных участников аукциона участия в торгах Оператор ЭТП пояснил следующее:

«ЭТП «Фритрейд» является официальным аппаратно-программным комплексом, расположенным в сети Интернет, предназначенным для проведения торгов в электронной форме, в т.ч. по продаже арестованного имущества. Оператором ЭТП «Фритрейд» установлено требование о выплате Вознаграждения Победителем, в соответствии с установленными Регламентом Тарифами.

Оплата за регистрацию на ЭТП «Фритрейд», оплата за подачу заявки, оплата за участие в аукционе на ЭТП не взимается.

Оплата вознаграждения за счет средств победителей торгов конкуренцию не устраняет и не ограничивает, покупателем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора; покупатели получают достаточный набор объективной информации, все участники аукциона заранее извещаются об обязанности победителя аукциона оплатить вознаграждение ЭТП, что позволяет своевременно оценить свои силы, зарезервировать необходимый объем финансовых ресурсов для участия в таком аукционе; заключение договора осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, поэтому нет оснований расценивать».

Заявитель в своей жалобе ссылается на нарушение п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которым запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Между тем, информационной картой, являющейся неотъемлемой частью документации об аукционе установлено, что предоставление документации об аукционе осуществляется без взимания платы, а также, что полный комплект документации об аукционе может быть получен всеми заинтересованными лицами по адресу: https://torgi.gov.ru, https://freetrade.expert.

Таким образом, ссылка Заявителя на нарушение п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции не находит своего подтверждения.

По вопросу установления вознаграждения Оператора ЭТП в размере 8 % от стартовой суммы Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции, в рамках которой Заявителем была подана жалоба на действия организатора аукциона и оператора электронной площадки при проведении аукциона в электронной форме, регламентирует порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. Вопросы тарификации и установления размера вознаграждения Оператором ЭТП не относятся к порядку рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. Таким образом, данный вопрос не может быть рассмотрен Комиссией Крымского УФАС России в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу, что установление вознаграждения Оператора ЭТП ограничением, устранением, недопущением конкуренции не является ввиду того, что данное требование в равной мере предъявляется ко всем потенциальным участникам аукциона, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. Однако, вопрос о размере вознаграждения Оператора ЭТП, по мнению Крымского УФАС России, подлежит рассмотрению в рамках отдельного производства.

В соответствии с ч. 20 ст.  18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Крымского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу ООО * (вх. № 587/09 от 19.04.2021; вх. № 2898ов от 22.04.2021) на действия Организатора торгов и Оператора ЭТП при проведении открытого аукциона (в электронной форме) по продаже имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и закрепленного за ГАУ РДИ РК на праве оперативного управления - Лот 1: имущество и иные сооружения комплекса «Черноморское», расположенного по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, ул. 60 лет Октября, 1, общей начальной минимальной стоимостью 24 708 934 (двадцать четыре миллиона семьсот восемь тысяч девятьсот тридцать четыре) рубля 52 копейки
    (с учетом НДС) (извещение № 290321/8466482/02) необоснованной;
  2. Снять ограничение, наложенное уведомлениями (исх. № 07/711 от 21.04.2021; исх. № 07/744 от 27.04.2021);
  3. Передать материалы дела сотруднику ответственного структурного подразделения для рассмотрения вопроса о возможном наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях оператора электронной торговой площадки ООО «Фритрейд».

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны