Решение №07/469 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО "Архасс-Крым" от 22 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее по тексту - Крымское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Председатель Комиссии – "..."

рассмотрев жалобу от 01.03.2019 г. ООО «Архасс-Крым» (вх. № 483/09) на действия организатора торгов – Управление имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым (далее Организатор торгов) при проведении конкурса на право заключения договора аренды части противооползневого и берегоукрепительного сооружения г. Алушты на участке от очистных сооружений до Черновских камней (извещение на сайте torgi.gov.ru № 291218/10198509/01, Лот № 9),

в присутствии представителя организатора торгов – М. И.В. (Доверенность №537/02.18 от 06.03.2019 г.), Ф.Н.О. (Доверенность №538/02.18 от 06.03.2019г.),

в присутствии Генерального директора ООО «Архасс-Крым» К., представителей заявителя М. В.А. (Доверенность № 2 от 01.03.2019 г.), С. Л.А. (Доверенность № 3 от 01.03.2019 г.),   

в присутствии представителя заинтересованного лица (Победителя торгов ) – Генерального директора  (Приказ № ), И. В.В. ,  

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

01.03.2019 г. в Крымское УФАС России поступила  жалоба ООО «Архасс-Крым» (вх. № 483/09) (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – Управление имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым (далее Организатор торгов) при проведении конкурса на право заключения договора аренды части противооползневого и берегоукрепительного сооружения г. Алушты на участке от очистных сооружений до Черновских камней: карта № 100, буна №15 площадью 2177 кв.м.; карта № 99, буна № 16 площадью 2098 кв.м; карта № 98, площадью 1670 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с кадастровым номером 90:00:000000:201, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (извещение на сайте torgi.gov.ru № 291218/10198509/01, Лот № 9).

По мнению Заявителя, Организатором торгов нарушены процедура вскрытия конвертов, а именно, вскрытие конвертов проходило не одновременно.

В ходе рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений,  Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.

Конкурсная документация разработана в соответствии с Гражданским кодеком Российской Федерации, Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,  Приказом, иными нормативно-правовыми актами.

Согласно п. 50 Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Приказ 67), заявка на участие в конкурсе подается в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

В соответствии с п. 61 Приказа 67, конкурсной комиссией публично в день, время и в месте, указанных в извещении о проведении конкурса, вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе и осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе осуществляются одновременно.

Исходя из толкования положений Приказа 67 следует, что вскрытие конвертов всех участников, а также доступ к информации (предложениям) указанной в заявках, поданных в отношении данного лота, осуществляется одновременно.

Комиссия Крымского УФАС России изучила материалы дела, в том числе аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.

Согласно представленной аудиозаписи, конкурсная комиссия приступила к процедуре вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе 18 февраля 2019 г. в 16:00.

Председателем конкурсной комиссии было озвучено, что на участие в конкурсе по Лоту № 9 подан один конверт с заявкой, которая зарегистрирована 18.02.2019 г. в 14:42 в журнале регистрации заявок и присвоен регистрационный номер <...> заявка № 29-2018/75.

После вскрытия Председателем конкурсной комиссии конверта ООО «Архасс-Крым», второй претендент (ООО «Профессорский уголок») заявил, что тоже подал заявку на Лот №9.

Согласно журнала регистрации заявок на участие в аукционе и конкурсе указано, что заявка ООО «Профессорский уголок» зарегистрирована 18.02.2019 г. в 14:06 под номером № 29-2018/66, о чем свидетельствуют данные, указанные на конверте с заявкой, а также журнал регистрации заявок.

После вскрытия конверта Заявителя, Председателем конкурсной комиссии объявлено указанное в заявке ООО «Архасс-Крым» предложение.

Согласно пояснений Организатора торгов, а также представленной видеозаписи проведения конкурса  установлено, что конверт с заявкой и документами у Председателя конкурсной комиссии отсутствовал. Через несколько минут конверт с заявкой и документами ООО «Профессорский уголок» был передан Председателю конкурсной комиссии.

Как следует из видеозаписи, представленной Организатором аукциона, конверт с заявкой доставлен членом конкурной комиссии в запечатанном виде, при вскрытии данного конверта заявка была прошита, пронумерована и скреплена печатью организации и подписью директора.

Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств обоснованности своего довода и факта наступления последствий действиями Конкурсной комиссии.

Организатором торгов при вскрытии конвертов с заявками на участие в Конкурсе и объявлении сведений и документов, входящих в состав заявок на участие в Конкурсе, должен был принять все возможные меры, в том числе объявить сведения и документы, входящие в состав заявок на участие в Конкурсе и являющиеся критериями оценки заявок на участие в конкурсе, в соответствии с Приказом 67.

Таким образом, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода в отношении действий Председателя конкурсной комиссии при проведении процедуры вскрытия конвертов, однако не находит подтверждения факт, что данное нарушение является существенным для признания недействительной поданной ООО «Профессорский уголок»  заявки.

Вместе с тем, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (ч. 17 ст. 18.1 Закон о защите конкуренции).

Комиссией Крымского УФАС России установлено, что конкурсная документация (Приложение № 6) содержит проект договора аренды недвижимого имущества, находящегося в казне муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.

Согласно п. 1.2 проекта Договора указано, что имущество передается в аренду с целью содержания и эксплуатации берегоукрепительного сооружения; обеспечения соблюдения обязательных требований при эксплуатации, реконструкции гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; организацию пляжного отдыха и осуществление мероприятий по благоустройству пляжных территорий.

По п. 5.8 проекта Договора арендатор обязуется в течение месяца со дня заключения настоящего Договора застраховать арендованное имущество на сумму не ниже его стоимости.

Пунктом 5.12 проекта Договора установлено, что арендатор за счет собственных средств обязан производить аварийные работы, капитальный и текущий ремонт арендуемого имущества с предварительным письменным уведомлением арендодателя.

Условия и обязанности Арендатора, указанные в проекте Договора установлены в соответствии с Федеральным законом № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон № 117-ФЗ).

То есть в соответствии со статьями 8 и 9 Федерального закона № 117-ФЗ обязанности по обеспечению обязательных требований при проведении капитального ремонта, проведении регулярного обследования ГТС, обеспечения проведения аттестации работников по вопросу безопасности ГТС и др., возложены на собственника и (или) эксплуатирующую организацию.

При этом в договоре устанавливаются условия, как для собственника, так и для арендатора о наличии прав пользования, распоряжения и владения (в совокупности) или нахождения объекта на балансе.

Комиссия Крымского УФАС России при изучении Конкурсной документации не нашла подтверждения факта, что потенциальный арендатор может являться «эксплуатирующей организацией», обязанности на которую возложены Федеральным законом № 117-ФЗ, в виду того, что в Конкурсной документации отсутствуют какие-либо сведения о передаче на баланс сооружения, являющего предметом торга.

Из пояснений представителей Организатора торгов имущество, передаваемое в аренду не снимается с балансового учета собственника, а арендатор только отражает данное имущество на забалансовых счетах.

Предметом конкурса по лоту № 9 является право заключения договора аренды части берегоукрепительных сооружений пляжа г. Алушты на участке от очистных сооружений до Черновских камней: карта № 100, буна №15 площадью 2177 кв.м.; карта № 99, буна № 16 площадью 2098 кв.м; карта № 98, площадью 1670 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с кадастровым номером 90:00:000000:201 с целевым назначением: иное сооружение (берегоукрепительное сооружение).

Согласно п. 1.2 Конкурсной документации, утвержденной Приказом Управления имущественных отношений Администрации г. Алушты от 26.12.2018 № 79, документация разработана, в том числе в соответствии с Приказом № 67.

Согласно ч. 2 Приказа № 67 утвержден перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды может осуществляться по итогам конкурса. Объекты гидротехнических сооружений в данном перечне отсутствуют.

Согласно судебной практике (Постановление Конституционного суда от 23.01.2007 №1-П) при анализе положений договора следует исходить из фактических отношений, регулируемых договором, а не его названия. В соответствии с условиями предлагаемого к заключению договора осуществляется обустройство пляжной территории (п. 5.1 проекта Договора), а также проведение мероприятий по содержанию гидротехнических сооружений, предусмотренных Федеральным законом № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон № 117-ФЗ).

Комиссия Крымского УФАС России считает очевидным, что основной целью заключения договора у принимающей стороны является, прежде всего, организация пляжного отдыха для извлечения прибыли.

Противооползневое и берегоукрепительное сооружение используется исключительно в целях берегозащиты, что является фактическим улучшением земельного участка и не является самостоятельным объектом в силу функционального использования.

Согласно ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вещь, предназначенная для обслуживания другой главной вещи и связанная с ним общим назначением, следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Берегоукрепительные сооружения предназначены для укрепления берега от его размыва и обрушения, поэтому являются неотъемлемой частью земельного участка и должны следовать судьбе земельного участка (ст. 135 ГК РФ).

В соответствии с п. 10 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки под гидротехническими сооружениями ограничиваются в обороте.

Согласно п. 11 ч. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности не может быть предметом аукциона, если земельный участок ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

В совокупности анализа норм п. 2 Приказа № 67 и ст. 39.11 ЗК РФ следует, что ограниченные в обороте земельные участки с находящимися на них гидротехническими сооружениями могут быть представлены только по результатам аукциона, а не конкурса.

 Согласно ст. 652 ГК РФ по договору аренды арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования сооружения передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью. То есть в результате проведения конкурса, а не аукциона, как это предусмотрено ст. 39.11 ЗК РФ, у лица, заключившего договор аренды на часть берегоукрепительных сооружений, гидротехнических сооружений в рассматриваемом договоре, возникает право аренды земельного участка, ограниченного в обороте.

На основании вышеизложенного, Комиссией Крымского УФАС России, жалоба Заявителя признана обоснованной.

Комиссией Крымского УФАС России исследован вопрос относительно возможности выдачи организатору торгов предписания об устранении выявленных нарушений и установлено следующее.

Между Управлением имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым и победителем аукциона по извещению № 291218/10198509/01 Лот № 9 заключен договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым и являющегося предметом рассматриваемых торгов.

В рамках статьи 18.1 и статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» у антимонопольного органа при рассмотрении жалобы на действия организатора торгов  отсутствуют полномочия по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений, в случае заключения организатором договора с победителем торгов.

На основании изложенного и  в соответствии с  ч. 20 ст.  18.1  ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Крымского УФАС России,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу от 01.03.2019 г. ООО «Архасс-Крым» (вх. № 483/09) на действия организатора торгов – Управление имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым при проведении конкурса на право заключения договора части противооползневого и берегоукрепительного сооружения г. Алушты на участке от очистных сооружений до Черновских камней (извещение на сайте torgi.gov.ru № 291218/10198509/01, Лот № 9), обоснованной.
  2. Предписание не выдавать.
  3. Снять ограничения наложенные Уведомлением от 01.03.2019 №07/331.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны