Решение №ВМ/6297/24 РЕШЕНИЕ по делу № 082/10/18.1-677/2024 по результатам рассмо... от 22 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 082/10/18.1-677/2024

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном

статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года

№ 135 – ФЗ «О защите конкуренции»

                                                                                                                                          г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2024 года.

Решение изготовлено в полном объеме 19 апреля 2024 года.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе: М<...> В.В. –заместитель руководителя – начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее – Отдел) Управления, председатель Комиссии; П<...> М.С. – заместитель начальника Отдела, член Комиссии, С<...> А.А.  – главный специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии, при очном участии представителей Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя: Б<...> А.А., Л<...> И.Е., при подключении посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server» Л<...> А.А., рассмотрев жалобу Л<...> А.А. (далее – Заявитель) на действия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – Организатор торгов) при проведении аукциона на право заключения договоров аренды на земельный участок (кадастровый номер 91:01:061001:1966), извещение № 22000072980000000184 (далее – Торги), заслушав пояснения представителя Заказчика, рассмотрев представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении Торгов размещено на Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

В соответствии с частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

По мнению Заявителя, Организатором торгов отказано в предоставлении разъяснений документации по запросу на разъяснение документации, а также документация торговой процедуры не содержит обязательной информации.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласен.

Исследовав имеющиеся в материалах дела, сведения и документы, Комиссия Управления установила следующее.

Лот №1: Земельный участок с кадастровым номером 91:01:061001:1966, категория земель: «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), площадь: 599 кв. м. Адрес объекта: Российская Федерация, г. Севастополь, село Штурмовое, улица Акъяр.

Аукцион на право заключения договора аренды земельного участка проводится Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) в соответствии со статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - 3К РФ).

Процедура торгов по извещению №22000072980000000184, Лот №l утверждена распоряжением Департамента от 04.03.2024 №2178 - РДИ «о проведении аукциона» и опубликована 04.03.2024 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru/new/public/lots/lot/22000072980000000184_1/(lotInfo:info)?fromRec=false.

Дата и время начала приёма заявок: 05.03.2024 09.00

Дата и время окончания приема заявок: 23.04.2024 в 10.00

Дата и время проведения аукциона: 26.04.2024 в 10.00

Начальная цена предмета аукциона (размер ежегодной арендной платы): 1 263 331,64 (один миллион двести шестьдесят три тысячи триста тридцать один) рубль 64 копейки, НДС не облагается.

Задаток для участия в аукционе установлен в размере: 1 263 331,64 (один миллион двести шестьдесят три тысячи триста тридцать один) рубль 64 копейки, НДС не облагается.

Согласно пункту 2.3 документации об аукционе: любое заинтересованное лицо вправе направить на адрес электронной площадки или, в случае, если лицо зарегистрировано на электронной площадке с использованием программно-аппаратных средсть электронной площадки не более чем три запроса о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса, если указанный запрос поступил к нему не позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, Организатор размещает на официальном сайте разъяснение с указанием предмета запроса, но без указания заинтересованного лица, от которого поступил запрос.

От Заявителя поступил запрос следующего содержания:

«…Результатом предоставления услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату, находящегося в государственной собственности города Севастополя, без проведения торгов» согласно абзаца 1 п. 2.3.1 приказа ДИЗО №20-АР от 23.12.2021 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя, без проведения торгов» является договор купли-продажи.

В соответствии с п. 5.6 проекта договора купли-продажи право аренды на земельный участок на основании договора аренды, прекращается с даты регистрации права собственности на земельный участок. Таким образом арендатор, определенный по результатам проведения аукциона, имеет право на заключение ДКП в случае регистрации построенного на арендуемом земельном участке дома.

B соответствии условиями проведения аукциона № 22000072980000000184 размер задатка составляет 1 263 331,64 р., который при заключении договора аренды засчитывается в счет предстоящих платежей по договору аренды. Прошу указать порядок возврата невостребованной части задатка в случае, если общая сумма арендных платежей по договору аренды окажется меньше суммы задатка, что может иметь место, если у арендатора возникнет право на получение услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату, находящегося в государственной собственности города Севастополя, без проведения торгов» после успешной регистрации построенного на арендуемом земельном участке дома…».

Таким образом, в запросе Заявитель интересуется порядком возврата денежных средств, внесенных арендатором в счет погашения арендной платы в случае реализации своего права, согласно государственной услуге

В свою очередь Организатор торгов пояснил, что от разъяснений запроса не отказался, а предложил обратиться за разъяснениями в профильное управление Департамента за подробными разъяснениями по администрированию договоров аренды с указанием способа подачи такого обращения: «…согласно пункту 2.3 документации о проведении аукциона в электронной форме к извещению №22000072980000000184 любое заинтересованное лицо в праве обратиться за разъяснением положений конкурсной документации. Направленный Вами запрос, касающийся предоставления земельного участка в собственность за плату, находящегося в государственной собственности города Севастополя, без проведения торгов выходит за рамки положений конкурсной документации.

Исходя из изложенного, рекомендуем Вам обратиться официальным письмом в отдел договоров и администрирования платежей Управления земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя лично через канцелярию Департамента по имущественным и земельным отношениям или по электронной почте dizo@sev.gov.ru...».

Комиссия Крымского межрегионального УФАС России отмечает, что Законом о защите конкуренции, Приказом ФАС №147/23, не определена степень полноты разъяснений положений документации об аукционе.

Степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями - это субъективный фактор, который выходит за рамки правовых оценок.

Фактически ответ на запрос Заявителю был дан. Заявитель проинформирован о том, какие действия необходимо совершить для решения спорного вопроса.

Относительно довода о том, что документация не содержит обязательную информацию, а именно: порядок возврата невостребованной части задатка в случае, если общая сумма арендных платежей по договору аренды окажется меньше суммы задатка.

Заявитель ссылается, что Организатор торгов не указав существенную информацию нарушил пункт 89 Приказа ФАС России от 21.03.2023 №147/23 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Приказ ФАС №147/23).

В тоже время, согласно пункту 89 Приказа ФАС №147/23 извещение о проведении аукциона должно содержать проект договора в электронной форме (в случае проведения аукциона по нескольким лотам - проект договора в отношении каждого лота).

Указанный пункт не содержит указание на обязанность Организатора торгов размещать информацию о порядке возврата невостребованной части задатка.

Кроме того, пункт 88 Приказа ФАС №147/23 указывает что, сформированное с использованием официального сайта извещение о проведении аукциона должно содержать следующие сведения:

1) полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, адрес электронной почты и номер контактного телефона организатора аукциона, адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которой проводится аукцион;

2) место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества (в том числе цветные фотографии в количестве не менее 3 штук), права на которое передаются по договору, включая площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество;

3) целевое назначение государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору;

4) начальную (минимальную) цену договора (цену лота) с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за единицу площади государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в размере ежемесячного или ежегодного платежа за право владения или пользования указанным имуществом, в размере платежа за право заключить договор безвозмездного пользования указанным имуществом;

5) срок действия договора;

6) порядок, дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. При этом датой начала срока подачи заявок на участие в аукционе является день, следующий за днем размещения на официальном сайте извещения о проведении аукциона. Местом подачи заявок на участие в аукционе является электронная площадка;

7) требование о внесении задатка, размер задатка, срок и порядок внесения задатка, реквизиты счета для перечисления задатка;

8) указание на то, что участниками аукциона могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, физические лица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющие право на поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с частями 3 и 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ, в случае проведения аукциона, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, физические лица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Законом N 209-ФЗ;

9) дату и время начала рассмотрения заявок на участие в аукционе;

10) величину повышения начальной цены договора ("шаг аукциона");

11) дату и время начала проведения аукциона;

12) сроки и порядок оплаты по договору;

13) срок, в течение которого организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона;

14) срок, в течение которого должен быть подписан проект договора.

Следовательно, информация о порядке возврата невостребованной части задатка не является обязательной к размещению в извещение о проведении аукциона.

Также Заявителем были направлены дополнения к поданной жалобе (вх. №6463-ЭП/24 от 12.04.2024) согласно которым Организатор торгов в нарушение действующего законодательства не приостановил проведение аукциона в связи с поступлением жалобы, а также не опубликована информация о предмете запроса разъяснений.

Комиссия Управления отмечает, что как указано ранее, ни Законом о защите конкуренции, ни Приказом ФАС №147/23 не определен стиль и порядок содержания ответа на запрос разъясненйи положений документации.

Согласно части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Часть 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указывает, что в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, является ничтожным.

Учитывая изложенное, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен запрет на конкретные действия организатора торгов в случае получения от антимонопольного органа уведомления, а именно на заключение договора по результатам торгов (последствия несоблюдения указанного запрета – признание договора ничтожным). При этом каких-либо иных положений (запретов), ограничивающих действия организатора торгов в период рассмотрения антимонопольным органом жалобы, а также правовых последствий несоблюдения данных запретов, статья 18.1 Закона о защите конкуренции не содержит.

Вместе с тем решение Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2020 по делу № АКПИ20-161 не содержит каких-либо указаний на необходимость организатора торгов приостанавливать любые действия, связанные с процедурой торгов. Иной подход приводил бы к необходимости, например, отказывать в принятии заявок, в том числе направленных почтовой связью, или приостанавливать иные процедуры в момент получения уведомления от антимонопольного органа.

Соответственно, при поступлении уведомления о принятии жалобы к рассмотрению организатор, исходя из стадии торгов и конкретных обстоятельств жалобы, вправе самостоятельно определить порядок действий, учитывая установленный частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции запрет на заключение договора по итогам торгов.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что доводы Заявителя являются необоснованными.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления,

РЕШИЛА:

  1.   Признать жалобу Л<...> А.А. на действия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя при проведении аукциона на право заключения договоров аренды на земельный участок (кадастровый номер 91:01:061001:1966), извещение № 22000072980000000184, необоснованной;
  2. Снять ограничения, установленные уведомлением Крымского УФАС России о принятии жалобы к рассмотрению от 10 апреля 2024 года № ВМ/5542/24.

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1, статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу, за исключением предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, если иное не предусмотрено судебным актом.

Связанные организации

Связанные организации не указаны