Решение по жалобе №№082/07/18.1-1530/2023 Решение по делу №082/07/18.1-1530/2023 о результатах рассмо... от 8 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение
по делу №082/07/18.1-1530/2023
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии
члены Комиссии:
при участии представителей интересов:
- ГУП РК «В» (далее – Заказчик) – В. (по доверенности),
- ООО «А» (далее – Заявитель) – Х, (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении закупки «Поставка насосных агрегатов погружных, консольных для выполнения мероприятий на объектах водоотведения ГУП РК «В» (извещение № 32312633461), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках, а также в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГУП РК «В» (далее – Положение).
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Согласно жалобе Заявителя:
«Указанные Заказчиком в проекте договора и техническом задании требования не являются функциональными характеристиками (потребительскими свойствами), техническими (при необходимости) предмета закупки, следовательно, н могут быть применимы.
Согласно Документации закупки, Поставщик предоставляет гарантию на 365 календарных дня с даты подписания Сторонами акта приемки – передачи Товара и гарантирует, при наступлении гарантийного случая в период действия гарантийного срока на поставленный товар, произвести действия по замене Товара по гарантии в срок, не более 10 рабочих дней».
Согласно пункту 3«Техническое задание» приложения №2 к Документации о закупке Заказчиком установлено следующее:
3. |
Иные требования |
Наличие заводской таблички на корпусе насосных агрегатов, подтверждающей заводское исполнение. Наличие протокольного подтверждения результатов стендовых испытаний, указывающего на соответствие характеристик, заявленных заводом изготовителем. Обеспечение проезда, пребывания представителей заказчика (до 3-х человек) и присутствие при проведении стендовых испытаний, в соответствии с ГОСТ 6134-2007 (ИСО 9906:1999), за счет поставщика. |
Согласно пункту 3.2 главы VI. Проекта договора приёмка товара осуществляется после проведения стендовых испытаний.
В пункте 3.2.1 главы VI. Проекта договора установлен порядок проведения стендовых испытаний:
«3.2.2 В случае требования Заказчика, Поставщик обязан обеспечить за свой счет выезд и присутствие представителей (до трех человек) Заказчика на проведение стендовых испытаний с предоставлением действующих сертификатов на Стенд (лабораторию) и измерительные устройства.
3.2.3 Требования о необходимости выезда представителей Заказчика на проведение стендовых испытаний выдвигаются к Поставщику в течении 5 (пяти) календарных дней с момента заключения Договора».
Согласно возражениям Заказчика:
«В соответствии с ГОСТ 6134-2007 (ИСО 9906:1999) «Насосы динамические. Методы испытаний» введенным в действие в качестве национального стандарта российской Федерации с 1 июня 2018 года, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.12.2007 года №351-ст., в основу которого заложены гарантийные обязательства и их подтверждение при приемочных испытаний (выписка из ГОСТ), Заказчик вправе убедиться в качестве закупаемого оборудования на соответствие заявленному, как в части технических характеристик на соответствие указанных в паспорте завода изготовителя (учет показателей в ходе испытаний), так и в части качественных характеристик, в связи с возможностью наблюдения работы оборудования при проведении стендовых испытаний.
Необходимость включения условий в проведении стендовых испытаний, основана на недопущении к поставке некачественного насосного оборудования, для возможности ГУП РК «В» введения бесперебойного обеспечения в сфере питьевого и хозяйственного водоснабжения, обеспечения потребителей необходимым количеством питьевой воды гарантированного качества, сбалансированного развития централизованного питьевого водоснабжения, рационального использования водных ресурсов.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке Заказчика.
Также в силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 20 II. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ МАЛОГО ОБЪЕМА У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Документации о закупке Заказчиком указан порядок рассмотрения заявок на участие в закупке малого объема у субъектов малого и среднего предпринимательства в электронном магазине:
|
Порядок рассмотрения заявок на участие в закупке малого объема у субъектов малого и среднего предпринимательства в электронном магазине |
20.1. Рассмотрение, оценка предложений и определение победителя Закупки МСП в электронном магазине осуществляется Единой комиссией в соответствии с извещением, документацией, Положением и Регламентом площадки. Первый номер получает заявка, признанная Заказчиком соответствующим установленным требованиям (при наличии) и предложившему наименьшую цену, что отражается в протоколе рассмотрения и оценки заявок Закупки МСП в электронном магазине. В случае признания Единой комиссией заявки на участие не соответствующей требованиям Закупки МСП в электронном магазине, Единая комиссия указывает причину несоответствия заявки на участие требованиям Закупки МСП в электронном магазине. 20.2. По итогам рассмотрения заявок Единая комиссия принимает Решение о заключении контракта. Решение о заключение контракта отражается в протоколе рассмотрения и оценки заявок Закупки МСП в электронном магазине. Заказчик направляет победителю Закупки МСП в электронном магазине договор для заключения в электронной форме на ЭТП. 20.3. Закупка МСП в электронном магазине признается несостоявшейся, если: а) не было подобрано ни одной заявки в соответствии с требованиями Заказчика, указанными в Извещении о закупке; Регламента работы электронной площадки; б) Единая комиссия не выбрала ни одного Предварительного предложения для заключения договора. 20.4. В случаях, если закупка МСП в ЭТП признана несостоявшейся, Заказчик вправе провести закупку способоми, предусмотренными Положением. При этом договор должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением и документацией закупки МСП в электронном магазине, цена такого договора не должна превышать начальную (максимальную) цену договора (цену лота), указанную в извещении о проведении закупки МСП в электронном магазине. |
Также согласно пункту 21 II. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ МАЛОГО ОБЪЕМА У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА документации о закупке Заказчиком указан порядок проведения закупки малого объема у субъектов малого и среднего предпринимательства в электронном магазине:
Порядок проведения закупки малого объема у субъектов малого и среднего предпринимательства в электронном магазине |
Порядок проведения такой закупки определяется Положением и регламентом ЭТП с учетом следующих особенностей: - закупка осуществляется в электронной форме на ЭТП, предусмотренной ч. 10 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ; - цена договора, заключенного с применением такого способа закупки, не должна превышать 20 млн. рублей; - участники закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства размещают на электронной площадке предварительные предложения о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги в порядке, установленном регламентом оператора электронной площадки; - заказчик размещает на электронной площадке и при необходимости в ЕИС информацию (извещение и документацию) о закупаемом товаре, работе, услуге, требований к таким товару, работе, услуге, участнику закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном регламентом оператора электронной площадки. При размещении сведений о закупаемых товарах, работах, услугах, заказчик вправе включить в такое извещение сведения, предусмотренные ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и иные сведения, в такую документацию, сведения, предусмотренные ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и иные сведения; - оператор электронной площадки определяет из состава предварительных предложений, соответствующих требованиям заказчика, предложений о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги участников закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства; - заказчик рассматривает подобранные оператором предварительные предложения на соответствие требованиям извещения и документации. Если предварительное предложение не соответствует указанным в документации требованиям, в том числе к участнику закупки, предмету закупки, условиям договора такое предварительное предложение не подлежит оценке Заказчиком; - единственным критерием оценки участников закупки является цена. Единая комиссия определяет участника (участников) закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, предложившего наименьшую цену, с которым (которыми) заключается договор (договоры), из участников закупки, определенных оператором электронной площадки и признанных соответствующим требованиям извещения заказчиком; - договор (договоры) заключается с использованием электронной площадки с участником (участниками) закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, определенным (определенными) заказчиком Единая комиссия в соответствии с настоящим разделом и на условиях, определенных в соответствии с требованиями, предусмотренными извещением и документацией, а также предложением соответствующего участника закупки о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги. В случае, если договор не заключен с признанным победителем закупки, заказчик вправе заключить договор с участником закупки, чье предварительное предложение занимает второе и последующие места. Заказчик вправе заключить договор с несколькими участниками. Заказчик размещает на ЭТП информацию (извещение и документацию) о закупаемом товаре, работе, услуге, требований к таким товару, работе, услуге, участнику закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном регламентом оператора электронной площадки. |
Комиссия антимонопольного органа заслушав пояснения сторон, документацию о закупке становила следующее.
Условие о проведении стендовых испытаний указано в пункту 3.2 Проекта договора и в общих положениях технического задания. Заказчиком указано, что вышеуказанные требования о проведении стендовых испытаний не подлежат рассмотрению при подаче заявок на участие в закупке, где единственным критерием оценки заявок участников закупки является цена. Данное условие соответствует потребности заказчика в получении товара надлежащего качества, не противоречит требованиям законодательства.
Также Комиссия отмечает, что исходя из положений закона о закупках при формировании документации о закупке требования к проведению стендовых испытаний при исполнении контракта, заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Комиссия отмечает, что Законом о закупках не предусмотрены ограничения по включению в документацию как требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, а также требования к Заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли всех возможных участников закупки.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Комиссия, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения сторон, приходит к выводу о том, что Заказчиком сформированы требования к подлежащему поставке товару, исходя из своих потребностей, действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о закупках. Довод жалобы признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|