Решение №ВЕ/10956/23 Дело №082/10/18.1-2105/2023 от 20 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №082/10/18.1-2105/2023

 

Резолютивная часть объявлена 17.10.2023

Решение в полном объеме изготовлено 20.10.2023 г. Симферополь

 

Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Управление, Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя;

члены Комиссии:

<...>– главный специалист-эксперт;

<...> – специалист 1 разряда,

рассмотрев жалобу <...>(далее по тексту – Заявитель) на действия организатора торгов – ООО «ПРОАУКЦИОН» (далее – Организатор торгов), организатора аукциона – администрации Васильевского сельского поселения Белогорского района Республики Крым (далее – Организатор аукциона, Администрация) при проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности Васильевского сельского поселения Белогорского района Республики Крым (извещение на сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» - https://torgi.gov.ru № 23000035040000000003, лоты №1-33),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.09.2023 в Управление поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов, Организатора аукциона при проведении электронного аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Васильевского сельского поселения Белогорского района Республики Крым (извещение на сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» - https://torgi.gov.ru № 23000035040000000003, лоты №1-33 (далее — Аукционы).

Заявителем в жалобе указаны следующие доводы:

1. Организатором торгов установлено время проведения Аукционов 11.10.2023 00:00, что делает невозможным потенциальным участникам поучаствовать в аукционе.

2. В извещении отсутствуют полные сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, что противоречит требованиям, установленным подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса.

3. Организатор торгов установил незаконное требование о предоставлении копий всех страниц паспорта в составе заявки.

4. Организатором торгов указана неполная информация о размере платы за проведение электронной процедуры, взимаемой электронной торговой площадкой «РТС-тендер» (далее – Оператор).

5. Администрацией не исполняется поручение Главы Республики Крым №1/01-32/4269 от 30.08.2023. Постановление № 191 о проведении Аукционов, датированное 29.08.2023, не опубликовано на официальном сайте Администрации, подача заявок начата 07.09.2023.

 

Организатором аукциона, Организатором торгов представлены письменные возражения по доводам, указанным в рассматриваемой жалобе.

Исследовав все представленные документы, обстоятельства дела, а также выслушав пояснения сторон, Комиссия установила следующее.

1. Согласно части 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

06.09.2023 на официальном сайте торгов https://torgi.gov.ru размещено извещение №23000035040000000003 о проведении Аукционов.

На ГИС торги размещено «Руководство пользователя. Формирование и размещение сведений о проведении торгов». Согласно данному руководству (пункты 2.1.3.5.1) при создании извещения организатор торгов заполняет все поля карточки создания извещения, а также прикрепляет документы (извещение, документацию, форму заявки, проект договора, иное). При создании извещения о проведении торгов по аренде земельных участков в блоке «Условия проведения процедуры» необходимо заполнить следующие поля (Рисунок 375): «Дата и время начала подачи заявок»; «Дата и время окончания подачи заявок»; «Дата рассмотрения заявок»; «Дата и время начала проведения аукциона»; «Порядок проведения аукциона»; «Срок отказа организатора от проведения процедуры торгов». Также заполняет блок «Документы» (в который прикрепляются документы, в том числе извещение).

Согласно подпункту 3 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона.

Комиссией установлено, что в экранной форме карточки извещения в блоке «Условия проведения процедуры» указано следующее:

Дата и время начала подачи заявок: 07.09.2023 09:00 (МСК);

Дата и время окончания подачи заявок: 06.10.2023 09:00 (МСК);

Дата рассмотрения заявок: 07.10.2023;

Дата и время начала проведения аукциона: 11.10.2023 00:00 (МСК).

На сайте электронной торговой площадки «РТС-тендер» по процедуре
№ 23000035040000000003 указана следующая информация:

Дата и время начала подачи заявок на участие: 07.09.2023 09:00 (время московское).

Дата и время окончания подачи заявок на участие 06.10.2023 09:00 (время московское).

Дата и время рассмотрения заявок на участие (дата определения участников): 07.10.2023

Дата и время начала торгов: 11.10.2023 00:00 (время московское).

Вместе с тем, в текстовом варианте извещения, прикрепленном к блоку «Документы извещения» указано следующее:

«Дата начала подачи заявок: «07» сентября 2023 года с 09 час. 00 мин.

Дата и время окончания подачи заявок: «06» октября 2023 года в 09 час. 00 мин.

Дата рассмотрения заявок (признание претендентов участниками аукциона) «07» октября 2023 года в сети интернет по адресу – https://www.rts-tender.ru/ (ООО «РТС-тендер»).

Дата и время начала проведения аукциона: «11» октября 2023 года с 10 час. 00 мин.»

Из пояснений Организатора торгов следует, что при формировании извещения (в экранной форме карточки извещения) специалистом допущена техническая ошибка, некорректно назначено время проведения аукциона. Впоследствии время проведения аукциона с ГИС торги автоматически перешло на электронную площадку.

Таким образом, Организатором торгов допущено несоответствие информации, указанной в карточке извещения https://torgi.gov.ru, а также в карточке электронной торговой площадки с информацией, указанной в текстовом варианте извещения, прикрепленном на официальном сайте https://torgi.gov.ru. Данные действия нарушают требование подпункта 3 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ.

Довод Заявителя признан Комиссией обоснованным.

2. В соответствии с подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).

Согласно извещению разрешенное использование земельных участков (для индивидуального жилищного строительства) предполагает под собой строительство зданий, сооружений и соответственно подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 39.11 ЗК РФ образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке: получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.

Согласно части 2 статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс)технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, применяемые в целях архитектурно-строительного проектирования (далее - технические условия), определяются в соответствии с правилами подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее - правила подключения (технологического присоединения), и являются обязательными приложениями к договорам о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (далее - договоры о подключении (технологическом присоединении), заключаемым лицом, указанным в части 5 или 6 настоящей статьи, с лицом, владеющим соответствующей сетью на праве собственности или ином законном основании (далее - правообладатель сети инженерно-технического обеспечения).

Частью 3 названной статьи Градостроительного кодекса определено, что технические условия выдаются в целях заключения договора о подключении (технологическом присоединении) без взимания платы в течение семи рабочих дней по запросам лиц, указанных в части 5.2 статьи 48 настоящего Кодекса, частях 5 и 6 настоящей статьи, за исключением случаев технологического присоединения к электрическим сетям.

Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2130 (далее - Правила), регламентированы порядок и сроки предоставления организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, технических условий по запросу органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка.

Пунктом 15 части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса установлено, что в градостроительном плане земельного участка содержится информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), определяемая с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа (при их наличии), в состав которой входят сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения (технологического присоединения) к таким сетям, а также сведения об организации, представившей данную информацию.

ЗК РФ, устанавливая порядок подготовки и организации аукционов по продаже либо на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливает обязательность размещения сведений о возможности подключения объектов капитального строительства (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.

В Извещении указана следующая информация:

«Технологическая возможность присоединения объектов к электрическим сетям ГУП РК «Крымэнерго» - имеется.

Техническая возможность подключения к централизованной системе водоснабжения имеется.

Техническая возможность для подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения-отсутствует.

Техническая возможность для подключения (технологического присоединения) к сетям теплоснабжения –отсутствует.».

Комиссия отмечает, что детальная и достоверная информация о соответствующем земельном участке может быть получена заинтересованным лицом лишь у организатора торгов, который должен обеспечивать возможность как ознакомления с самим имуществом, так и с документами, отражающими информацию, необходимость указания которой в извещении определена в статье 39.11 ЗК РФ. Сообщение о проведении торгов призвано информировать их потенциальных участников о том, какое имущество выставляется на торги, соответственно, в нем должно быть в общем виде полно, объективно достоверно и подлинно описано соответствующее имущество, выставляемое на торги.

Согласно представленным Организатором аукциона сведениям, Администрацией были направлены запросы только в адрес ГУП РК «Вода Крыма» и Белогорского района электрических сетей ГУП РК «Крымэнерго», в отношении 11 земельных участков из 33, выставленных на Аукцион.

Таким образом, исходя из действий, предпринятых Администрацией для получения сведений о возможности подключения к сетям иженерно-технического обеспечения и содержания информации, указанной в Извещении, невозможно прийти к выводу о наличии в извещении о проведении Аукциона сведений о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям, что является нарушением подпункта 4 пункта 21 ЗК РФ.

В рассматриваемом случае при подготовке размещения обжалуемого Извещения и описании сведений о земельном участке Организатором торгов не были предприняты все действия и обеспечены в полной мере мероприятия по выяснению сведений о достоверных и фактических данных о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, что может ввести в заблуждение потенциальных участников торгов.

Довод жалобы Заявителя признан Комиссией обоснованным.

3. Согласно Извещению к заявке на участие в аукционе прилагаются:

- копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей) (в случае представления копии паспорта гражданина Российской Федерации необходимо представить копии 20 (двадцати) страниц паспорта: от 1-ой страницы с изображением Государственного герба Российской Федерации по 20-ую страницу с «Извлечением из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» включительно);

- надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

- документы, подтверждающие внесение задатка.

В соответствии с частью 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

Однако, Комиссия отмечает, что указанные положения ЗК РФ не содержат требования о предоставлении претендентами копий всех страниц паспорта.

Кроме того, Верховный суд Российской Федерации в определении от 04.04.2022 №310-ЭС22-2544 по делу №А83-17293/2020, согласился с позицией нижестоящих судов и указал следующее: «непредставление предпринимателем всех листов паспорта не является существенным нарушением, повлекшим невозможность идентифицировать личность участника аукциона, и не могло являться основанием для отказа в допуске к участию в торгах, отметив, что действия общества по отказу в допуске к участию в торгах ведут к созданию дополнительных препятствий для участников торгов (новых оснований для формального отклонения поданных претендентами заявок на участие в аукционах), что не соответствует законодательству о защите конкуренции.

Таким образом, Организатором торгов установлено избыточное (формальное) требование о представлении копии 20 (двадцати) страниц паспорта в Извещении.

На основании вышеизложенного, довод Заявителя признан обоснованным.

4. Согласно Извещению Оператором взимается плата за проведение электронной процедуры. Вознаграждение в форме Гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг Оператора электронной площадки (депозит) взимается с Победителей, единственных участников аукциона, участников, сделавших лучшее ценовое предложение, согласно регламента Оператора электронной площадки.

В соответствии с тарифами электронной площадки «РТС-тендер» Имущественные торги, действующими на момент объявления и проведения торговой процедуры, установлены следующие размеры тарифов при проведении торгов на право заключения договора аренды земельных участков:

«Размер тарифа – 1% от НЦИ и не более 5 000 рублей, без учета НДС.

Размер тарифа – 1% от НЦИ и не более 2 000 рублей, в том числе НДС 20% (тариф взимается при проведении Аукциона в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 ЗК РФ, по результатам которого договор заключается с гражданином, а также при проведении Аукциона в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».».

Согласно ответу Оператора от 10.10.2023 размер тарифа Оператора по данному типу торгов составляет 1% от начальной цены имущества и не более 5 000 рублей, без учета НДС. Информация о полной стоимости тарифа размещена в открытом доступе на странице торговой процедуры на площадке и доступна всем участникам для ознакомления с момента публикации организатором извещения о проведении торговой процедуры.

Также Оператор сообщил, что Заявитель заявку на участие в торгах не подавал, задаток не перечислял, на электронной торговой площадке не зарегистрирован.

На заседания Комиссии Заявитель не являлся, доказательств нарушения прав и законных интересов не представил, за разъяснениями в адрес Организатора аукциона, Организатора торгов не обращался.

На основании вышеизложенного, довод жалобы не нашел своего подтверждения.

5. В соответствии с Поручением главы Республики Крым от 30.08.2023 №1/01-32/4269 (далее – Поручение) с целью обеспечения прав льготных категорий граждан, указанных в статьях 4 и 22 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗПК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, а также с целью недопущения неоднозначного правоприменения статьи 17 указанного закона органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым поручено не проводить аукционы на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства по инициативе уполномоченного органа местного самоуправления.

Администрация пояснила, что получила данное Поручение 20.09.2023, а решение о проведении Аукциона приняла до получения соответствующего поручения.

Так, постановление администрации Васильевского сельского поселения Белогорского района Республики Крым о проведении аукциона и передаче в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Васильевского сельского поселения Белогорского района Республики Крым №191 принято 29.08.2023 (далее – Постановление №191).

Как указал Организатор аукциона в своих письменных возражениях ЗК РФ не устанавливает обязанности по опубликованию решений либо постановлений уполномоченных органов о проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков. Уставом муниципального образования не установлена обязанность по опубликованию указанных актов, поскольку постановление о проведении Аукциона является документом организационно-распорядительного характера, то есть не является нормативным актом, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а, следовательно, его действительность не обусловлена процедурой официального опубликования.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Учитывая требования части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, вопросы, связанные с неисполнением Поручения Главы Республики Крым и неопубликованием решений о проведении торгов, не относятся непосредственно к процедуре проведения торгов, установленной ЗК РФ. В связи с чем Комиссией принято решение проинформировать Главное контрольное управление аппарата Совета Министров Республики Крым о неисполнении поручения Главы Республики Крым.

Комиссией установлено, что Аукцион признан несостоявшимся ввиду отсутствия поданных заявок.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Управления,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...> на действия организатора торгов – ООО «ПРОАУКЦИОН», организатора аукциона – Администрации Васильевского сельского поселения Белогорского района Республики Крым при проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности Васильевского сельского поселения Белогорского района Республики Крым (извещение на сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» - https://torgi.gov.ru № 23000035040000000003, лоты №1-33) обоснованной.

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении административного производства.

3. Направить информацию в Главное контрольное управление Аппарата Совета министров Республики Крым для рассмотрения вопроса о неисполнении Поручения Главы Республики Крым от 30.08.2023 №1/01-32/4269.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Крым в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны