Решение №07/678 Жалоба ООО «Бутур» на действия организатора торгов – Админис... от 16 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №082/10/18.1-82/2021 от 02.04.2021

по результатам рассмотрения жалобы на действия организатора торгов – Администрацию города Красноперекопска Республики Крым

 

Резолютивная часть объявлена 13.04.2021

Решение в полном объеме изготовлено 16.04.2021                    г. Симферополь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия Крымского УФАС России) в составе: *данные изъяты*

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Бутур» (далее по тексту – Заявитель, ООО «Бутур») (ИНН 9204007988, КПП 920101001, ОГРН 1149204015729) на действия организатора торгов – Администрации города Красноперекопска Республики Крым (далее по тексту – Организатор торгов) (ИНН 9106002357, КПП 910601001, ОГРН 1149102091016) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках муниципальной формы собственности муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым (извещение на сайте в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» - https://torgi.gov.ru №240221/23527315/02 от 24.02.2021 (открытый конкурс), лот №1-5) в присутствии: *данные изъяты*

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.04.2021 в Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. №447/09) на действия Организатора торгов при проведении открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках (извещение на сайте https://torgi.gov.ru №240221/23527315/02).

В соответствии со статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов. Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов.

Крымским УФАС России жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению по существу (извещение №240221/23527315/02).

На основании части 11 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» была размещена информация о поступлении указанной жалобы и о приостановлении заключения договоров по результатам торгов на официальном сайте Крымского УФАС России www.krym.fas.gov.ru.

02.04.2021 в соответствии с частью 19 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» Крымским УФАС России на электронные адреса Организатора торгов и Заявителя направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении заключения договора по результатам торгов в части заключения договоров для уведомления лиц, подавших заявки на участие в торгах (уведомление №07/572).

 

Заявителем в жалобе указаны следующие доводы:

1. В конкурсной документации и в извещении нет указаний и ссылок, что Организатор торгов руководствовался Постановлением Совета министров Республики Крым от 21.10.2014 №405 «О некоторых вопросах распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Республике Крым» (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту - Постановление СМ РК №405).

2. Организатор торгов при проведении торгов подменил форму «конкурса» в проведение в виде «аукциона», что является недопустимыми действиями со стороны Организатора торгов без определения целей проведения данных торгов в форме «конкурса».

3. Организатор торгов на сайте опубликовал завышенную общую начальную (минимальную) цену за договор на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации, которая не соответствует Порядку расчета размера платы, что вводит в заблуждение потенциальных участников, так как предмет торга является Платеж за право заключения договора.

4. Организатор торгов в положениях Конкурсной документации применяет понижающий коэффициент в рамках расчета базовой ставки оплаты по договору на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на календарный год, что является незаконно в отсутствии нормативно-правового акта на территории Республики Крым.

5. Организатор торгов в положениях Конкурсной документации установил излишние требования к участникам конкурса в нарушении установленных требований утвержденного Положения о порядке организации и проведения торгов, что имеет признаки размещения в конкурсной документации недостоверной информации, не отвечающей требованиям нормативных документов.

6. Конкурсная документация не содержит методику оценки и сопоставления предложений участников конкурса с целью определения лучших конкурсных предложений по критериям №2 и №3, не позволяет оценить объективность конкурсной комиссии, тем самым создает предпосылки для нарушения порядка определения победителя конкурса и ограничения конкуренции при проведении конкурса.

7. В Конкурсной документации Организатором торгов не установлена процедура вскрытия конвертов, что является существенным нарушением при проведении открытого конкурса.

8. Организатор торгов в нарушении требований Конкурсной документации неправомерно отменяет открытый конкурс по лотам №4 и №5, что является нарушением порядка организации и проведения торгов, а также нарушает права Заявителя, который планировал подать заявку на лот №5.

 

Представители Организатора торгов с доводами, указанными в жалобе Заявителя не согласились, огласив возражения №1857/02-11 от 23.03.2021 и устные пояснения согласно которым Конкурсная документация разработана с учетом Постановление СМ РК №405. Конечной целью проведения торгов в форме конкурса является заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке в установленном законом порядке. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность Организатора торгов обосновать выбранную форму проведения торгов. Платеж по договору за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на календарный год и является начальной ценой за установку и эксплуатацию рекламных конструкций, указанной в Извещении и Конкурсной документации. Сумма в размере 37 478,83 руб., указанная на официальном сайте https://torgi.gov.ru составляет общую начальную (минимальную) цену за договор за 5 лет и рассчитывается автоматически при заполнении полей «Срок действия договора» и «Ежегодный платеж» с учетом поля «Платеж за право заключить договор». Понижающий коэффициент в рамках расчета базовой ставки оплаты по договору на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на календарный год не применялся, так как он отсутствует. Установленные требования к участникам конкурса о предоставлении в составе заявки информации об общей площади информационных полей рекламных конструкций (или справа об отсутствии рекламных площадей), эскиза рекламной конструкции установленного образца, содержащий технические параметры рекламной конструкции и места ее установки и чертеж рекламной конструкции с элементами крепления не противоречит требованиям статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Порядку проведения торгов и Конкурсной документации. В пунктах 13.4.2 — 13.4.3 Конкурсной документации ошибочно сделана ссылка на приложение №4 вместо приложения №3, где приведена форма конкурсного предложения, подлежащего заполнению участником конкурса. Данная ошибка является технической, которая не помешала Заявителю подать конкурсное предложение. Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе приведен в разделе №13 конкурсной документации, которым определены:

- суммарное максимальное значение таких критериев;

- критерии, в соответствии с которыми определяется победитель конкурса;

- значимость указанных критериев;

- понятия благоустройства и праздничного оформления муниципального образования городской округ Красноперекопск;

- методику расчета рейтинга критериев оценки ценовых и неценовых предложений;

- методику расчета итогового рейтинга критериев оценки предложения участника конкурса.

В запросе на предоставление разъяснений Конкурсной документации от 22.03.2021 №12/98-Б Заявителю в установленный срок был отправлен ответ (исх. № 02.01- 08/341 от 23.03.2021) о содержании понятий «благоустройство» и «праздничное оформление», критериев «Наилучшее предложение по благоустройству» и «Наилучшее предложение по праздничному оформлению». Все направленные разъяснения размещены на официальном сайте https://torgi.gov.ru.

В ходе изучения представленных документов Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с Гражданским законодательством Российской Федерации (статьи 447-449 ГК РФ).

Основополагающим законом при проведении данного аукциона должен являться Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 449 ГК РФ извещение о проведении публичных торгов подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (адрес официального сайта - www.torgi.gov.ru утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 №909.

Организатором торгов 24.02.2021 на официальном сайте https://torgi.gov.ru опубликовано Извещение о проведении открытого конкурса и Конкурсная документация (извещение №240221/23527315/02).

Дата и время начала приема заявок: 25.02.2021 08:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 26.03.2021 17:00.

Дата и время рассмотрения заявок: 30.03.2021 14:00.

Дата и время проведения конкурса: 31.03.2021 14:00.

Предмет конкурса по лотам №1-5 - право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках муниципальной формы собственности муниципального образования городской округ Красноперекопск.

Все лоты - это отдельно модульные щитовые конструкции малого формата, тип 1; размер информационного поля 1,2мх1,8м, общая площадь информационного поля 4,32 кв.м.; количество сторон 2; опорная стойка: изготовлена из металла высотой не более 2,35 м, цвет — темная бронза; фундаментный блок: заглублен до уровня почвы с возобновлением твердого покрытия, травяного покрова и выполнением в полном объеме других работ по благоустройству территории, где размещается конструкция; при невозможности заглубления фундамента, поверхность должна быть декоративно-художественно оформлена при помощи декоративного камня, плитки и т.п.; подсветка конструкции: возможно применение внешнего или внутреннего освещения, подсветка должна обеспечивать равномерное осветление информационной плоскости в вечернее и ночное время.

Места размещения рекламных конструкций определены согласно Схемы размещения рекламных конструкций на улице Калинина (позиция №1 - №5).

Конкурс по состоянию на 13.04.2021 по 5 лотам имеет статус:

- лоты №1-4, 9 - состоявшийся;

- лот №3 - несостоявшиеся с единственным участником;

- лоты №4, 5 – снятые с торгов.

 

Основанием для проведения торгов являлось постановление Администрации города Красноперекопска от 05.02.2021 № 84 «О проведении конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках муниципальной формы собственности муниципального образования городской округ Красноперекопск».

Аукционная документация и извещение были разработаны в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»), Правилами распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Красноперекопск, утвержденными решением 10 сессии Красноперекопского городского совета 1 созыва от 26.12.2014 № 120-1/14, Схемой размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым, утвержденной решением 83 сессии Красноперекопского городского совета 1 созыва от 28.09.2017 № 664-1/17, Положением о порядке организации и проведения торгов, на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым, утвержденном решением 110 сессии Красноперекопского городского совета 1 созыва от 28.02.2019 № 833-1/19.

 

В отношении первого довода жалобы Заявителя о том, что в Конкурсной документации и в Извещении нет указаний и ссылок, что Организатор торгов руководствовался Постановлением СМ РК №405, Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.

При организации и проведению обжалуемого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках муниципальной формы собственности Организатор торгов был обязан руководствоваться Постановлением СМ РК №405 при этом делая указания и ссылки в Конкурсной документации и в Извещении на эти действия.

Комиссия Крымского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы по существу установила, что действительно в размещенной на официальном сайте https://torgi.gov.ru Извещении и Конкурсной документации (извещение №240221/23527315/02) по тексту данных документов нет указаний и ссылок, что Организатор торгов руководствовался Постановлением СМ РК №405 при проведении открытого конкурса.

Из пояснений представителей Организатора торгов следует, что Конкурсная документация и Извещение разработана с учетом Постановления СМ РК №405.

Таким образом, Комиссией Крымского УФАС России выявлено отсутствие в Аукционной документации и в Извещении указаний и ссылок, что Организатор торгов при проведении открытого конкурса руководствовался Постановлением №405, но отсутствие данной информации не является существенным и не влияет на нарушения прав и законных интересов заинтересованных лиц. Данный довод жалобы находит своё подтверждение.

 

В отношении второго довода жалобы Заявителя о том, что Организатор торгов при проведении торгов подменил форму «конкурса» в проведение в виде «аукциона», что является недопустимыми действиями со стороны Организатора торгов без определения целей проведения данных торгов в форме «конкурса», Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 447 ГК РФ выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется Организатором торгов.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения о порядке организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым, утвержденном решением 110 сессии Красноперекопского городского совета 1 созыва от 28.02.2019 № 833-1/19 (далее по тексту – Положение) торги проводятся только в форме конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению комиссии предложило лучшие условия. Конкурс является открытым по составу участников и закрытым по способу подачи предложений.

Между тем обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления или уполномоченных ими организаций проводить торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по своему выбору в форме аукциона или конкурса предусмотрена частью 5.1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» и корреспондирует с полномочиями названных органов, определенных иными законодательными актами.

Исходя из характера и субъектного состава, подлежащих урегулированию отношений, торги на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся в целях предоставления равных возможностей участия лицам, ведущим бизнес в сфере рекламы, развития между ними добросовестной конкуренции, соблюдения требований законодательства о конкуренции и рекламе, а также обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции при предоставлении мест для размещения рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в публичной собственности. Результаты торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций формируют не расходы, а доходы бюджетов, поскольку денежные средства в оплату выигранного на торгах права поступают в бюджет.

Преимущественной формой проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, находящемся в распоряжении органов местного самоуправления на территории Республики Крым, являются аукционы, которые ориентированы на доходы бюджетов муниципальных образований от победителей торгов, предложивших наиболее высокую цену.

По мнению Комиссии Крымского УФАС России, решение о проведении торгов в форме конкурса может приниматься муниципальных образований, исходя из потребностей в целях стимулирования внедрения более сложных современных технологий, архитектурно-художественных решений, реализации социально значимых проектов в сфере наружной рекламы. Организатор торгов в любом случае должен обеспечить их публичность и открытость по составу надлежащих участников открытого конкурса, единые и понятные для участников требования к Конкурсной документации, процедуре участия в торгах, максимально четкие критерии отбора победителя, обеспечивающие сопоставимость поданных участниками предложений, в том числе с учетом реальности их осуществления и эффективности.

Согласно разделу №12 Конкурсной документации определение победителя конкурса осуществляется на основании следующих критериев:

- цена за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (критерий №1);

- предложение по благоустройству (критерий №2);

- предложение по праздничному оформлению (критерий №3).

В разделе №13 Конкурсной документации раскрыто описание критериев №2 и №3:

- благоустройство – это комплекс мероприятий по обеспечению максимально удобных и цивилизованных условий для нормальной жизнедеятельности населения конкретного района или объекта. Под благоустройством понимается: санитарная формовочная обрезка зеленых насаждений, выполненная специализированной организацией, посадка деревьев и кустарников, восстановление газонов, стрижка газонов, разбивка клумб, установка новых вазонов, реконструкция ограждения, ограждение газонов, организация (мощение) пешеходных дорожек, организация зон отдыха, установка малых архитектурных форм (урна, лавка, фонарь и др.)

- праздничное оформление муниципального образования городской округ Красноперекопск осуществляется к праздникам: Новый год, 1 мая, 9 мая – День Победы, День города.

В соответствии с пунктом 10.7. Постановления СМ РК №405 владелец конструкции обязан восстановить благоустройство территории после установки (демонтажа) объекта наружной рекламы и информации. Следует, что благоустройством территории является обязанностью победителя конкурса, при этом в Конкурсной документации не указаны сведения о размере прилегающих территорий в отношении каждой из рекламных конструкций.

В соответствии с пунктом 4.4.2. Постановлением СМ РК №405 к одному из видов объектов информирования праздничное оформление территории муниципального района (городского округа), размещаемое по тематическим планам в соответствии с постановлениями и распоряжениями Уполномоченного органа.

В соответствии с пунктом 7.8.4. Положения Организатор торгов после оплаты за право заключения договора по результатам торгов передает победителю один экземпляр протокола и проект договора, который составляется путем включения ежегодного фиксированного платежа в проект договора, прилагаемый к документации по торгу.

В Положении и в Конкурсной документации не предусмотрено включение условий исполнения договора, предложенных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе, в проект договора, прилагаемый к конкурсной документации.

Таким образом победитель конкурса никакой ответственности за невыполнение предложений по критериям №2 и №3 не будет, кроме внесения ежегодной платы.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя по существу представители Организатора торгов подтвердили, что основным критерием, является цена за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (критерий №1) и остальные два критерия на определение победителя открытого конкурса никак не могли повлиять.

На основании изложенного из Конкурсной документации не следует, что конкурс проводится в целях стимулирования внедрения более сложных современных технологий, архитектурно-художественных решений, реализации социально значимых проектов в сфере наружной рекламы.

По мнению Комиссии Крымского УФАС России, при проведение торгов в форме открытого конкурса по составу участников и закрытым по способу подачи предложений признавался победителем, предложивший наиболее высокую цену, а не лучшие условия заключения договора, что является нарушением части 4 статьи 447 ГК РФ. Второй довод жалобы Заявителя находит своё подтверждение.

 

В отношении третьего довода жалобы Заявителя, что Организатор торгов на сайте опубликовал завышенную общую начальную (минимальную) цену за договор на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации, которая не соответствует Порядку расчета размера платы, что вводит в заблуждение потенциальных участников, так как предмет торга является Платеж за право заключения договора, Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.

Начальная (минимальная) цена за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках муниципальной формы собственности (начальная цена предмета торга) определена Организатором торгов в соответствии с Порядком расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Красноперекопск, утвержденным постановлением администрации города Красноперекопска от 12.10.2016 №663 и равна ежегодному платежу, что соответствует законодательству Российской Федерации и нормативным актам.

Однако, общая начальная (минимальная) цена за договор является завышенной в силу следующего.

Согласно информации размещенной на официальном сайте https://torgi.gov.ru (извещение №240221/23527315/02):

Срок действия договора: 5 лет.

Ежегодный платеж: 6 246,43 рублей.

Платеж за право заключить договор: 6 246,43 рублей.

Общая начальная (минимальная) цена за договор: 37 478,83 рублей.

Из пояснений представителей Организаторов торгов следует, что сумма в размере 37 478,83 рублей, указанная на официальном сайте https://torgi.gov.ru составляет общую начальную (минимальную) цену за договор за 5 лет и рассчитывается автоматически при заполнении полей «Срок действия договора» и «Ежегодный платеж» с учетом поля «Платеж за право заключить договор».

Комиссия Крымского УФАС России согласно инструкции по внесению информации на официальном сайте https://torgi.gov.ru не может признать пояснения представителей Организаторов торгов состоятельными, так как «Платеж за право заключить договор» (предмет торга) является разовым отдельным платежом, определяющийся по итогам проведения открытого конкурса, а общая начальную (минимальная) цена за договор заполняется на сайте ответственным должностным лицом Организатора торгов с учетом полей «Срок действия договора» и «Ежегодный платеж» (фиксированный платёж в течение 5 лет) и должна быть равной 31 232,15 рубля.

Таким образом, Организатором торгов размещенная информация в Извещении на официальном сайте https://torgi.gov.ru содержит неверно произведенный расчет начальных (минимальных) цен за договора, является неприемлемым и с завышенной стоимостью договора в целом, что вводит в заблуждение потенциальных участников.

Извещение на официальном сайте https://torgi.gov.ru содержит недостоверные сведения относительно величины начальных (минимальных) цен договоров, в связи с чем Комиссия Крымского УФАС России с учетом имеющихся в деле документов и пояснений представителей Организатора торгов установила, что права и законные интересы Заявителя жалобы, а также потенциальных участников, были нарушены и установлены фактические обстоятельства, подтверждающие действительные последствия в виде доведения недостоверной информации при проведении торгов на рынке рекламы. Третий довод жалобы Заявителя находит своё подтверждение.

 

В отношении четвертого довода жалобы Заявителя, что Организатор торгов в положениях Конкурсной документации применяет понижающий коэффициент в рамках расчета базовой ставки оплаты по договору на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на календарный год, что является незаконно в отсутствии нормативно-правового акта на территории Республики Крым, Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.

Из пояснений представителей Организаторов торгов следует, что понижающий коэффициент в рамках расчета базовой ставки оплаты по договору на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на календарный год не применялся, так как он отсутствует.

Комиссия Крымского УФАС России при рассмотрении данного довода жалобы Заявителя по существу применение Организатором торгов понижающего коэффициента в рамках расчета базовой ставки оплаты по договору на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на календарный год не установила. Четвертый довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.

 

В отношении пятого довода жалобы Заявителя, что Организатор торгов в положениях Конкурсной документации установил излишние требования к участникам конкурса в нарушении установленных требований утвержденного Положения, что имеет признаки размещения в Конкурсной документации недостоверной информации, не отвечающей требованиям нормативных документов, Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 раздела 9 Конкурсной документации установлен исчерпывающий перечень документов для юридических лиц, представляемый в Заявке на участие в конкурсе по форме согласно приложению №1 к настоящей Конкурсной документации с приложением к ней следующих документов:

- опись представляемых заявителем документов (по форме в соответствии с приложением №5 к конкурсной документации);

- данные о заявителе (по форме в соответствии с приложением №2 к конкурсной документации);

- документ, подтверждающий полномочия руководителя (копия решения о назначении или об избрании руководителя);

- копии учредительных документов заявителя;

- если от имени заявителя действует иное лицо, необходимо наличие доверенности на осуществление действий от имени заявителя, подписанной руководителем и заверенной печатью заявителя, либо нотариально заверенной копии такой доверенности. В случае если доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, то прикладывается документ, подтверждающий полномочия такого лица (по форме в соответствии с приложением №4 к Конкурсной документации);

- заявление об отсутствии решения о ликвидации заявителя – юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя – юридического лица банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- эскиз рекламной конструкции, содержащий технические характеристики рекламной конструкции и места их установки;

- конкурсное предложение (предложение заявителя по критериям по форме в соответствии с приложением 3 к конкурсной документации).

В Приложении №2 к Постановлению СМ РК №405 представлен сборник типовых конструкций для размещения наружной рекламы и информации на территории Республики Крым, который содержит эскизы и технические характеристики рекламных конструкций, а также Извещение в котором указаны основные характеристики: отдельно модульные щитовые конструкции малого формата, тип 1; размер информационного поля 1,2мх1,8м, общая площадь информационного поля 4,32 кв.м.; количество сторон 2; опорная стойка: изготовлена из металла высотой не более 2,35 м, цвет — темная бронза; фундаментный блок: заглублен до уровня почвы с возобновлением твердого покрытия, травяного покрова и выполнением в полном объеме других работ по благоустройству территории, где размещается конструкция; при невозможности заглубления фундамента, поверхность должна быть декоративно-художественно оформлена при помощи декоративного камня, плитки и т.п.; подсветка конструкции: возможно применение внешнего или внутреннего освещения, подсветка должна обеспечивать равномерное осветление информационной плоскости в вечернее и ночное время.

Кроме того, Схемой размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым, утвержденной решением 83 сессии Красноперекопского городского совета 1 созыва от 28.09.2017 № 664-1/17 указаны конкретные места их установки с привязкой.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя по существу представители Организатора торгов подтвердили факт, что представляемые эскизы рекламных конструкций, содержащие технические характеристики рекламных конструкций и места их установки, конкурсной комиссией не оценивались и отсутствие данных документов не могло повлиять на определение победителя открытого конкурса. Пятый довод жалобы находит своё подтверждение.

 

В отношении шестого довода жалобы Заявителя, что Конкурсная документация не содержит методику оценки и сопоставления предложений участников конкурса с целью определения лучших конкурсных предложений по критериям №2 и №3, не позволяет оценить объективность конкурсной комиссии, тем самым создает предпосылки для нарушения порядка определения победителя конкурса и ограничения конкуренции при проведении конкурса, Комиссией Крымского УФАС России установлено.

Размещенная Конкурсная документация Организатора торгов не содержит сведений о размере прилегающих территорий в отношении каждой из рекламных конструкций, благоустройство которой будет оцениваться конкурсной комиссией, а заявленные критерии носят неизмеримый и субъективный характер, что позволяет поставить участников конкурса в неравные условия.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя по существу представители Организатора торгов указали, что в пунктах 13.4.2 — 13.4.3 Конкурсной документации ошибочно сделана ссылка на приложение №4 вместо приложения №3, где приведена форма конкурсного предложения, подлежащего заполнению участником конкурса, и что данная ошибка не помешала Заявителю подать конкурсное предложение.

Комиссия Крымского УФАС России, исходит из того, что предоставляя возможность участнику конкурса заявить о праздничном оформлении не предусмотрен механизм контроля за фактическим исполнением такого заявления, при том, что по данному критерию присваивается 15 баллов, а заявление по данному предложению носит исключительно декларативный характер.

Относительно установления заказчиком критерия №2 (благоустройство территории места установки рекламной конструкции) Комиссия Крымского УФАС России особое внимание обращает на то, что Конкурсная документация не содержит сведений о размере прилегающих территорий в отношении каждой из рекламных конструкций, благоустройство которой будет оцениваться конкурсной комиссией; заявленные критерии носят неизмеримый и субъективный характер, что позволяет поставить участников конкурса в неравные условия, при том, что по данному критерию присваивается 30 баллов, а заявление по данному предложению также носит исключительно декларативный характер.

Документация о порядке проведения конкурса не содержит методику оценки и сопоставления предложений участников конкурса с целью определения лучших конкурсных предложений, не позволяет оценить объективность конкурсной комиссии, тем самым привело к нарушению порядка определения победителя конкурса и ограничения конкуренции при проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Указанные параметры не содержат порядок их оценки. Конкурсная документация не содержит разъяснений о том, что подразумевается под каждым параметром и на какой балл может рассчитывать участник, предложив то или иное конкурсное предложение по обустройству территории и праздничному оформлению, отсутствует порядок распределения баллов по каждому из параметров.

Отсутствие единой, прозрачной, исключающей произвольное толкование методики оценки заявок участников конкурса является нарушением антимонопольного законодательства, поскольку позволяет манипулировать итогами конкурса и обеспечивать победу в нем заранее определенным участникам, поскольку решение о присвоении заявке участника конкретного количества баллов принимается в отсутствие единого и понятного участникам закупки механизма оценки заявок, что приводит к снижению прозрачности и открытости процедуры.

Данная правовая позиция подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 23.04.2019 №308-ЭС19-4797 по делу N А63-5135/2018.

В ходе рассмотрения данного довода жалобы Комиссия Крымского УФАС России выявила нарушение порядка определения победителя обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов по лоту №2 открытого конкурса.

Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках муниципальной формы собственности муниципального образования городской округ Красноперекопск от 30.03.2021 участниками по лоту №2 признаны следующие участники:

 - индивидуальный предприниматель *данные изъяты* (далее по тексту - Индивидуальный предприниматель);

- ООО «Бутур».

Согласно поданным заявками участники имели следующие Конкурсные предложения:

Индивидуальный предприниматель:

- критерий №1 – 11 000 рублей;

- критерий №2 – Восстановление травяного покрова после монтажа, уборка и содержание прилегающей территории, высадка по периметру декоративных насаждений;

- критерий №3 – Изготовление и размещение праздничных постеров и баннерных растяжек.

ООО «Бутур»:

- критерий №1 – 7 011.45 рублей;

- критерий №2 – покос травы в радиусе 11,5 одиннадцать целых пять десятых) метров. Покос осуществляется в 1 и 4 квартале года раз в три месяца, 2 и 3 квартал – один раз в месяц. Стоимость предложения 35250 (тридцать пять тысяч двести пятьдесят) рублей;

- критерий №3 – размещение социальной рекламы на рекламной конструкции на праздник: Новый год, первое мая, 9 мая – День Победы, День города. Размещение включает в себя также изготовление рекламного материала, монтаж на рекламную конструкцию. Общее количество дней размещения социальной рекламы в год 6 дней (10%). Стоимость предложения 4 400 (четыре тысячи четыреста) рублей.

Согласно приложения №3 Конкурсной документации для оценки и сопоставления конкурсных предложений участники в поданных Конкурсных предложениях должны были:

- по критерию №2 конкретизировать предложения по благоустройству места установки рекламной конструкции (указать вид и объём благоустройства, качество, сроки выполнения работ);

- по критерию №3 конкретизировать предложения по праздничному оформлению города (указать вид и объём предлагаемого праздничного оформления города и рекламной конструкции, сроки выполнения работ).

Согласно протокола конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках муниципальной формы собственности муниципального образования городской округ Красноперекопск от 31.03.2021 участниками по лоту №2 признан победителем Индивидуальный предприниматель с учетом суммарной оценки (Рмах = Р1+Р2+Р3, где Рмах – итоговый рейтинг критериев оценки, в баллах; Р1 – рейтинг критерия оценки ценового предложения, в баллах; Р2 - рейтинг критерия оценки критериев предложения участника конкурса по благоустройству территории; Р3 - рейтинг критериев предложения участника конкурса по праздничному оформлению):

- Индивидуальный предприниматель – 493 балла;

- ООО «Бутур» - 346,42 балла.

Комиссия Крымского УФАС России проверила заполненные Конкурсной комиссией таблицы оценки и сопоставления конкурсных предложений по лоту №2, где:

Индивидуальный предприниматель:

 

критерий №1

критерий №2

критерий №3

член Конкурсной комиссии №1

55

30

15

член Конкурсной комиссии №2

55

20

15

член Конкурсной комиссии №3

55

20

15

член Конкурсной комиссии №4

55

20

15

член Конкурсной комиссии №5

55

9

15

член Конкурсной комиссии №6

55

10

15

член Конкурсной комиссии №7

55

15

10

Количество баллов по критериям

385

124

100

Общая суммарная оценка

609 баллов

ООО «Бутур»:

 

критерий №1

критерий №2

критерий №3

член Конкурсной комиссии №1

35,05

10

15

член Конкурсной комиссии №2

35,06

6

15

член Конкурсной комиссии №3

35,1

12

15

член Конкурсной комиссии №4

35,1

10

15

член Конкурсной комиссии №5

35,1

16

15

член Конкурсной комиссии №6

35,05

10

15

член Конкурсной комиссии №7

35,06

16

15

Количество баллов по критериям

245,52

80

105

Общая суммарная оценка

430,52 балла

По результатам проверки таблиц оценки и сопоставления конкурсных предложений по лоту №2 каждого члена Конкурсной комиссии протокола конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках муниципальной формы собственности муниципального образования городской округ Красноперекопск от 31.03.2021 допущены арифметические ошибки при подсчете баллов:

- Индивидуальный предприниматель – 609 баллов вместо 493 балла;

- ООО «Бутур» - 430,52 балла вместо 346,42 балла.

Кроме того, из представленных на торги конкурсных предложений Индивидуального предпринимателя следует, что он в силу своих обязанностей дает согласие на выполнение условий договора, но при этом предложения по критериям №2 и №3 не конкретизирует, не указывают вида и объема благоустройства, качества благоустройства, сроков выполнения работ по благоустройству, вида и объёма предлагаемого праздничного оформления города и рекламной конструкции, сроков выполнения работ праздничного оформления города и рекламной конструкции.

Присутствующий на заседании комиссии представитель Организатора торгов, являющейся также членом Конкурсной комиссии, не смог объяснить и представить обоснования почему именно им в таблице оценки и сопоставления конкурсных предложений по лоту №2 Индивидуальному предпринимателю по критерию №2 было присвоено 10 баллов (из 30 баллов), а по критерию №3 - 15 баллов (максимальное количество).

Также комиссия Крымского УФАС России отмечает, что Индивидуальный предприниматель, участвующий в торгах, в настоящее время является действующим депутатом Красноперекопского городского совета Республики Крым и в соответствии с решением 110 сессии Красноперекопского городского совета 1 созыва от 28.02.2019 № 833-1/19 и контроль за выполнением настоящего решения возложена именно на данного участника открытого конкурса.

Согласно Конкурсной документации данное согласие Индивидуального предпринимателя по критериям №2 и №3 не подлежало присвоению балов Конкурсной комиссии, а, следовательно, Индивидуальный предприниматель должен быть оценен так:

 

критерий №1

критерий №2

критерий №3

член Конкурсной комиссии №1

55

0

0

член Конкурсной комиссии №2

55

0

0

член Конкурсной комиссии №3

55

0

0

член Конкурсной комиссии №4

55

0

0

член Конкурсной комиссии №5

55

0

0

член Конкурсной комиссии №6

55

0

0

член Конкурсной комиссии №7

55

0

0

Количество баллов по критериям

385

0

0

Общая суммарная оценка

385 баллов

Таким образом, Организатором торгов размещена информация в протоколе на официальном сайте https://torgi.gov.ru с неверным произведенным расчётом баллов и в результате проверки Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу, что победителем по лоту №2 открытого конкурса согласно поданным Конкурсным предложениям с учетом суммарной оценки должен быть определён ООО «Бутур» (430,52 балла), что подтверждает факт нарушения Организатором торгов порядка определения победителя обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов. Шестой довод жалобы находит своё подтверждение.

 

В отношении седьмого довода жалобы Заявителя, что в Конкурсной документации Организатором торгов не установлена процедура вскрытия конвертов, что является существенным нарушением при проведении открытого конкурса, Комиссией Крымского УФАС России установлено.

Согласно подпункту 6 пункта 4.3. Положения Извещение должно содержать сведения о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах.

В разделе 12 Конкурсной документации Организатором торгов установлено, что перед вскрытием конвертов Конкурсная комиссия проверяет целостность указанных конвертов, что фиксируется в протоколе конкурса. При вскрытии конвертов и оглашения предложений могут присутствовать все участники конкурса или их полномочные представители, имеющие надлежащим образом оформленную доверенность. Конкурсная комиссия оценивает предложения участников конкурса на основании критериев выбора победителя конкурса, указанных в Извещении. После вскрытия конвертов и оглашения конкурсных предложений участников, Конкурсная комиссия, в случае выявления несоответствия предложенной участниками цены реальной рыночной стоимости предмета конкурса, указанной в Извещении, вправе признать торги несостоявшимися и объявить повторные торги по таким позициям.

Вместе с тем, Положение и Конкурсная документация не определяют, какие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе являются условиями исполнения договора по результатам торгов, в связи с чем Конкурсная комиссия обязана объявить вышеуказанную информацию при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, что является гарантом гласности и прозрачности при проведении торгов.

Комиссия Крымского УФАС России при осмотре официального сайта https://torgi.gov.ru (извещение №240221/23527315/02) установила, что в Извещении и Конкурсной документации отсутствуют сведения о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах, что является нарушением порядка организации и проведения торгов. Отсутствие в Извещении сведений о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах вводит участников в заблуждение и нарушает их права на присутствие при проведении данной процедуры. Таким образом, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу о том, что Организатором торгов нарушена процедура вскрытия конвертов. Седьмой довод жалобы находит своё подтверждение.

 

В отношении восьмого довода жалобы Заявителя, что Организатор торгов в нарушении требований Конкурсной документации неправомерно отменяет открытый конкурс по лотам №4 и №5, Комиссией Крымского УФАС России установлено.

Согласно подпункту 8 пункта 4.3. Положения Извещение должно содержать сведения о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах.

Согласно пункту 4.4. Положения Организатор торгов вправе отказаться от проведения торгов не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в торгах. Аналогичные требования содержаться в Извещении и в пункте 5 радела №1 Конкурсной Документации.

Однако, Организатор торгов на основании Постановления от 25.03.2021 №244 «О снятии лотов с конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках муниципальной формы собственности муниципального образования городской округ Красноперекопск» за день до даты окончания срока подачи заявок на участие в торгах отказывается от проведения открытого конкурса по лотам №4 и №5.

В ходе рассмотрении жалобы представители Заявителя представили по лоту №5, исполненный специализированной организацией на платный заказ эскиз рекламной конструкции, содержащий технические характеристики и место её установки.

Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу, что права и законные интересы Заявителя в неправомерном отказе Организатором торгов по лотам №4 и №5 были нарушены. Седьмой довод жалобы находит своё подтверждение.

 

Согласно части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Такие действия, как признание участника победителем конкурса, предложившего наиболее высокую цену, а не лучшие условия заключения договора в нарушении части 4 статьи 447 ГК РФ, размещение недостоверных сведений относительно величины начальных (минимальных) цен договоров, установление излишних требований к участникам конкурса, отсутствие единой, прозрачной, исключающей произвольное толкование методики оценки и сопоставления предложений участников конкурса с целью определения лучших конкурсных предложений по критериям №2 и №3, нарушение порядка определения победителя обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов по лоту №2, нарушение процедуры вскрытия конвертов и неправомерный отказ Организатора торгов от проведения открытого конкурса по лотам №4 и №5 являются именно такими, которые приводят к ограничению конкуренции, сокращению числа участников торгов, а также нарушению прав и законных интересов заинтересованных лиц.

По мнению Крымского УФАС России, подтверждением факта ограничения или устранения конкуренции являются сам порядок, организация и итоги данных оспариваемых торгов, где выявлены нарушения.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанием для признания результатов торгов и заключенного по его результатам договора недействительными может являться не любое допущенное нарушение, а только существенное, которое привело к нарушению порядка определения победителя в целях заключения с ним договора, повлекло за собой нарушение прав и законных интересов заинтересованных лиц.

Выявленные нарушения антимонопольного законодательства при проведении открытого конкурса в совокупностью являются существенными нарушениями процедуры и порядка организации и проведения аукциона со стороны Организатора торгов, что привело к нарушению порядка определения победителя, повлекло за собой нарушение прав и законных интересов заинтересованных лиц и служит основанием для отмены торгов.

Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу, что права и законные интересы Заявителя, а также участников торгов, отраженные в жалобе, были нарушены. На основании вышеизложенного, жалоба Заявителя признана обоснованной.

В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 и п. 3.1. ч. 1 ст. 23 «О защите конкуренции» Комиссия Крымского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Бутур» на действия организатора торгов – Администрацию города Красноперекопска Республики Крым при проведении открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках муниципальной формы собственности муниципального образования городской округ Красноперекопск (извещение на сайте в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» - https://torgi.gov.ru №240221/23527315/02 от 24.02.2021 (открытый конкурс), лот №1-5) обоснованной.

2. Выдать Организатору торгов – Администрации города Красноперекопска Республики Крым обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

4. Снять ограничения, наложенные уведомлением исх. №07/572 от 02.04.2021.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Крым в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Администрация города Красноперекопска Республики Крым
ИНН 9106002357, ОГРН 1149102091016