Заключение б/н заключение по делу №07/181-19 от 24 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела № 07/181-19

«24» апреля 2020 г. г. Симферополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

…;

Члены Комиссии:

…;

….

рассмотрев дело № 07/181-19, возбужденное в отношении Администрации города Ялты Республики Крым по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с бездействии при выборочном подходе при осуществлении мероприятий по демонтажу рекламных конструкций с истекшим сроком действия разрешения, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

в отсутствии представителей ответчика - Администрации города Ялты Республики Крым, уведомленного надлежащим образом,

в отсутствии представителей заинтересованных лиц - ИП … и МУП …, уведомленных надлежащим образом,

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Управлением федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Крымское УФАС России) рассмотрены заявления ИП … и Союза … о нарушении Администрацией города Ялты Республики Крым (далее – Администрация) антимонопольного законодательства при осуществлении выборочного демонтажа рекламных конструкций с истекшим сроком действия разрешений на установку и созданию преимущественных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам действующим на рынке наружной рекламы города Ялты.

По результатам рассмотрения установлено следующее.

По мнению заявителей Администрацией совершаются действия по проведению выборочного демонтажа рекламных конструкций с истекшим сроком действия разрешения на установку и созданию преимущественных условий деятельности иным операторам рекламы, у которых также срок действия разрешений на установку истек, что дает последним преимущественные условия осуществления деятельности и неограниченные возможности при формировании цены на свои услуги в условиях дефицита конкурентной среды.

Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 14.06.2016 №1795-п «Об утверждении «Порядка демонтажа объектов наружной рекламы и информации, незаконно установленных и эксплуатирующих на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (далее – Постановление 1795) утвержден Порядок демонтажа объектов наружной рекламы и информации, незаконно установленных и эксплуатирующих на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - Порядок).

В соответствии с п. 3 Порядка его положения применяются к объектам наружной рекламы и информации, незаконно установленным и эксплуатируемым на территории городского округа Ялта, а именно к объектам наружной рекламы и информации в том числе, срок действия Разрешения на установку и эксплуатацию которых истек.

В соответствии с Порядком, в случае истечения срока действия действующего разрешения на размещение рекламной конструкции Администрацией издается постановление о демонтаже таких объектов наружной рекламы и информации, в соответствии с которым выдается предписание о демонтаже объекта наружной рекламы и информации (далее – Предписание) (п.7 Порядка).

Согласно п.4 Порядка выявление фактов незаконной установки и эксплуатации объектов наружной и информации осуществляется балансодержателем территории или имущества, в ходе мероприятий проводимых уполномоченными служащими отдела эстетики, городской среды и рекламы Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Ре6спублики Крым (далее - Отдел), а также на основании обращений депутатов, граждан и организаций.

Уполномоченный служащий Отдела в соответствии с постановлением администрации города Ялты составляет по утвержденной форме (приложение N 2) предписание о демонтаже объекта наружной рекламы и информации (далее -Предписание).Предписание вручается собственнику (владельцу) объекта наружной рекламы и информации или его доверенному лицу под роспись или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае если на подлежащем демонтажу объекте наружной рекламы и информации отсутствует маркировка и (или) собственника (владельца) такого объекта установить невозможно, то уполномоченные служащие Отдела принимают меры по размещению Предписания непосредственно на самом объекте наружной рекламы и информации, на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в сети Интернет.

Собственник (владелец) рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без Разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного Предписания (п. 21 ст. 19 ФЗ «О рекламе») (п. 8 Порядка).

В соответствии с частью 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Согласно частям 21 - 21.3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек.

Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

В случае, если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, также не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Учитывая изложенное, Федеральным законом «О рекламе» установлен порядок демонтажа рекламной конструкции, в соответствии с которым орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае если данное лицо не исполняет указанное предписание, предписание о демонтаже рекламной конструкции выдается собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, в случае если данным лицом предписание также не исполняется, демонтаж рекламной конструкции осуществляет орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие действующего разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Федеральным законом «О рекламе», является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

В соответствии с Письмом ФАС России от 20.08.2014 № АК/33600/14 «О порядке демонтажа рекламных конструкций», демонтаж рекламной конструкции, установленной и/или эксплуатируемой в отсутствие разрешения, срок действия которого не истек, в случае, определенном Законом о рекламе, должен быть осуществлен в разумный срок, необходимый для организации соответствующих работ. Такой срок, по мнению ФАС России, начинает исчисляться с момента выявления органом местного самоуправления рекламной конструкции, установленной и/или эксплуатируемой в отсутствие разрешения, срок действия которого не истек.

Таким образом, демонтаж рекламной конструкции, установленной и/или эксплуатируемой в отсутствие разрешения, срок действия которого не истек, в случае, определенном Федеральным законом «О рекламе», должен быть осуществлен в разумный срок, необходимый для организации соответствующих работ.

Согласно информации, предоставленной Администрацией на запрос Крымского УФАС России, установлено, что на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым используются рекламные конструкции с истекшим сроком действия разрешения на установку.

Предписания о демонтаже объектов наружной рекламы и информации собственникам не вручались, так как постановления о демонтаже 26.03.2018г. были направлены собственникам по электронной почте и 23.04.2018 опубликованы на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым.

Собственниками рекламных конструкций во исполнение полученных постановлений самостоятельно демонтировано в 2018г. около 230 рекламных конструкций с истекшими сроками действия разрешений. Администрацией в 2018г. также приняты меры по демонтажу рекламных конструкций с истекшим сроком действия разрешения на установку - демонтировано около 20% от общего количества.

Порядок очередности демонтажа рекламных конструкций не установлен, пояснений о выборе конструкций, подлежащих демонтажу, Администрацией не представлено.

По состоянию на 01.01.2019г. количество рекламных конструкций с истекшим сроком разрешения на установку составило около … единиц, собственниками которых являются:

….

В 1 полугодии 2019года собственниками рекламных конструкций не производился демонтаж рекламных конструкций с истекшими сроками действия разрешений, Администрацией продолжена работа по демонтажу таких рекламных конструкций. По состоянию на 15.05.2019г. установлено, что количество рекламных конструкций с истекшим сроком разрешения на установку составило … единиц, собственниками которых являются:

ООО …и ООО … являются аффилироваными хозяйствующими субъектами, с наличием исторических связей (Выписки из ЕГРЮЛ от 01.04.2019).

В соответствии с Федеральным законом «О рекламе», демонтажу подлежат все рекламные конструкции с истекшими сроками действий разрешений на размещение.

Администрацией не представлено пояснений по проводимому порядку очередности демонтажа (план-график, иное) рекламных конструкций с истекшими сроками действий разрешений. При этом, установлено, что в 1 полугодии 2019года преимущественно демонтировались конструкции ИП …

Таким образом, проведение выборочных мероприятий по демонтажу рекламных конструкций с истекшими сроками разрешений создает преимущественные условия деятельности для других хозяйствующих субъектов, незаконно установленные рекламные конструкции которых продолжают использоваться по целевому назначению.

В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Бездействие органа местного самоуправления по неисполнению обязанности по осуществлению действий демонтажу рекламных конструкций эксплуатируемых без действующего разрешения, в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, Крымским УФАС России установлены в действиях Администрации города Ялты Республики Крым признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в бездействии при выборочном подходе при осуществлении мероприятий по демонтажу рекламных конструкций с истекшим сроком действия разрешения, чем создаются преимущественные условия деятельности для иных участников рынка путем незаконного использования по целевому назначению рекламных конструкций с истекшим сроком действия разрешения, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

01.07.2019 г. в связи с наличием признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в бездействии органа местного самоуправления по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», Крымским УФАС России на основании статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» Администрации города Ялты выдано предупреждение о необходимости в срок до 15 августа 2019 г. прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В установленный срок предупреждение Крымского УФАС России Администрацией города Ялты не выполнено.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом № 176 от 27.09.2019 г. в отношении Администрации города Ялты Республики Крым возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с бездействием Администрации города Ялты Республики Крым по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», а также невыполнением предупреждения Крымского УФАС России о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела были установлены следующие фактические обстоятельства.

В пояснениях, представленных письмом от 23.10.2019г. №б/н, Администрация города Ялты Республики Крым сообщила, что 16 марта 2018 года было издано 56 постановлений о демонтаже рекламных конструкций расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, сроки действий разрешений на установку и эксплуатацию у которых истекли.

Согласно данных постановлений на собственников рекламных конструкций, срок действия разрешений на установку которых истек, возложена обязанность демонтажа в соответствии с адресной программой, с указанием конкретного срока демонтажа.

Пунктом 2 данных постановлений предусмотрено: «В случае неисполнения … демонтажа – демонтаж (при невозможности - утилизацию) провести за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым силами ДЖКХ».

Контроль за исполнением постановлений от 16 марта 2018года о демонтаже рекламных конструкций возложен на заместителей главы администрации города Ялта … и ….

Выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Согласно п. 26.1 ФЗ- No131 от 16.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом" О рекламе" отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения.

Согласно статье 10 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым к вопросам местного значения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым относятся, в частности вопросы утверждения схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 15 января 2019 №36-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 26 ноября 2018 №147-л «О распределении функциональных обязанностей между главой администрации города Ялта, первым заместителем главы администрации города Ялта, заместителями главы администрации города Ялта, руководителем аппарата администрации города Ялта Республики Крым» заместитель главы администрации города Ялта …, осуществляет полномочия и несет ответственность в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности Администрации города Ялта Республики Крым по следующим вопросам местного значения:

- создание условий для обеспечения жителей муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым услугами общественного питания, торговли, бытового обслуживания;

- разработка схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», иное.

Заместитель главы администрации города Ялта в пределах своих полномочий направляет, координирует и контролирует деятельность в том числе управления потребительского рынка и услуг Администрации города Ялта Республики Крым.

Постановлением Администрации от 24 января 2018 №05-1 утверждено Положение об управлении потребительского рынка и услуг Администрации города Ялта. Одной из задач управления потребительского рынка и услуг Администрации города Ялта является подготовка нормативно-правовых актов по размещению наружной рекламы, а также обеспечение соблюдения требований и норм рекламного законодательства Российской Федерации, законодательства о защите прав потребителей и защите конкуренции в области рекламы на территории муниципального образования.

Согласно пункту 4 действующего Порядка демонтажа объектов наружной рекламы и информации незаконно установленных и эксплуатируемых на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым выявление фактов незаконной установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации осуществляется балансодержателем территории или имущества, в ходе мероприятий проводимых уполномоченными служащими отдела эстетики, городской среды и рекламы Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым, а также на основании обращений депутатов, граждан и организаций. При необходимости Администрация создает рабочую группу для проведения проверок по выявлению объектов наружной рекламы и информации, установленных и эксплуатируемых с нарушением действующего законодательства (пункт 5 Порядка).

По результатам проверки, уполномоченными служащими составляется Акт о выявлении объекта наружной рекламы и информации, установленного и эксплуатируемого с нарушением действующего законодательства, в котором указывается дата выявления, адрес места расположения объекта наружной рекламы и информации, его тип, собственник объекта наружной рекламы и информации (пункт 6 Порядка).

Демонтаж, доставка к месту хранения и хранение демонтированных объектов наружной рекламы и информации производится силами уполномоченной организации, с которой администрация городского округа Ялта в установленном законом порядке заключен соответствующий договор (пункт 12 Порядка).

О произведенном демонтаже объекта наружной рекламы и информации уполномоченными служащими Отдела составляется соответствующий акт (приложение N 3 Порядка), в котором указываются место, время, основание проведения демонтажа объекта наружной рекламы и информации, место его хранения, а также указывается организация, производящая демонтаж (пункт 14 Порядка).

Не позднее трех рабочих дней, следующих за днем осуществления демонтажа объекта наружной рекламы и информации, Отдел выдает или направляет по почте заказным письмом с уведомлением собственнику (владельцу) объекта наружной рекламы и информации уведомление о произведенном демонтаже по установленной форме (пункт 15 Порядка).

21.11.2019 в адрес Крымского УФАС России поступило письмо Администрации города Ялта, согласно которому Администрация сообщила о действующем порядке демонтажа рекламных конструкций, утвержденном постановлением Администрации от 14.07.2016 №1795-п, в соответствии с которым: «В случае если объект наружной рекламы и информации присоединен к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации, в случае, указанном в п. 9, то объекты наружной рекламы и информации подлежат демонтажу за счет средств бюджета городского округа Ялта уполномоченной администрацией города Ялты организацией, с которой заключен договор в соответствии с действующим законодательством» (пункт 11 Порядка).

Относительно не проведения мероприятий по демонтажу рекламных конструкций с истекшими сроками разрешений Администрация сообщила, что исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджет муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на 2019 год является исполненным, отраслевой орган Администрации города Ялта не имеет возможности демонтировать рекламные конструкции в виду отсутствия в текущем году соответствующего финансирования. Расходы на демонтаж рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым включены в проект бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на 2020год, который должен быть рассмотрен и принят Ялтинским городским советом в декабре 2019 года.

Таким образом, Комиссией антимонопольного органа установлено, что в период 1 полугодия 2019 года демонтаж рекламных конструкций с истекшими сроками разрешений на размещение осуществлялся избирательно, с участием представителей Администрации.

Администрацией города Ялты не предприняты меры по принудительному проведению демонтажа рекламных конструкций с истекшими сроками разрешений на размещение, отсутствуют обращения в арбитражный суд.

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления – Администрации города Ялты Республики Крым, является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выражающимся в неисполнении обязанности по осуществлению действий по демонтажу рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без действующего разрешения, что приводит к ограничению конкуренции на рынке предоставления рекламных услуг.

Бездействие, осуществленное администрацией города Ялта, подпадает под запреты антимонопольного законодательства, установленные ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», так как администрацией города Ялты не осуществлены полномочия, предусмотренные частями 10 и 22 ст. 19 ФЗ «О рекламе», в отношении лиц, осуществляющих размещение рекламных конструкций с нарушением рекламного законодательства на подведомственной данному органу местного самоуправления территории; нет обращений с исками в суд о принудительном демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций при неисполнении предписания о демонтаже. Такое бездействие в отношении предприятий, размещающих рекламные конструкции с истекшими сроками разрешений, создает для них возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения услуг на рынке рекламных услуг, а именно: без затрат на эксплуатацию рекламных конструкций, без действующих разрешений оказывать рекламные услуги, чего не могут сделать их конкуренты. В связи с чем, владельцы рекламных конструкций получают необоснованные преимущества при осуществлении своей предпринимательской деятельности.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды, проведенный в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 ФЗ "О защите конкуренции" в объеме, необходимом для квалификации нарушения, на рынке наружной рекламы города Ялты, показал следующее.

В соответствии с порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №67 (пункт 10.7.), по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Временной интервал исследования определен периодом 2019 года.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, оказание услуг по размещению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, может рассматриваться как товар. Продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены оказанием услуг по размещению наружной рекламы.

Географические границы товарного рынка определены границами муниципального образования города Ялта.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала. В анализируемый период на данном товарном рынке действовали следующие крупные хозяйствующие субъекты: …

Из анализа информации полученной в ходе рассмотрения дела установлено, что возможность реализации оказания услуг на рынке наружной рекламы имеется не у всех заинтересованных хозяйствующих субъектов, оказывающих (желающих оказывать) услуги по размещению наружной рекламы на территории города Ялты.

В результате бездействия Администрации и проведения выборочного демонтажа рекламных конструкций с истекшими сроками разрешений в 2019 г. на рынке оказания услуг наружной рекламы имела место тенденция по увеличению доли определенных хозяйствующих субъектов - аффилированных лиц: ООО и ООО , что дает им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке.

Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на рассматриваемом рынке вследствие осуществляемого бездействия Администрации показала следующее. Все рекламные конструкции размещенные на территории муниципального образования г. Ялта используются незаконно, владельцы рекламных конструкций, получают денежные средства от размещения на них рекламы. Администрацией не созданы прозрачные условия очередности демонтажа рекламных конструкций, осуществлялся выборочный демонтаж одних субъектов на фоне бездействия по проведению демонтажа других операторов рынка рекламы. Данные действия способствуют оставшимся участникам рынка оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке наружной рекламы, что ведет к устранению конкурентной среды на рынке.

Бездействие Администрации по не осуществлению демонтажа рекламных конструкций с истекшими сроками действия разрешений, способствует систематическому извлечению прибыли от эксплуатации незаконных рекламных конструкций одними участниками рынка, что ставит их владельцев/эксплуатантов в преимущественное положение на рынке наружной рекламы города, при этом осуществляя устранение других участников данного рынка.

Статьей 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Фз «О защите конкуренции» предусмотрено, что настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Учитывая изложенное, бездействие органа местного самоуправления по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», содержит нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

На основании изложенного, Комиссией Крымского УФАС России установлены в действиях Администрации города Ялты Республики Крым нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в бездействии при выборочном подходе при осуществлении мероприятий по демонтажу рекламных конструкций с истекшим сроком действия разрешения в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», чем создаются преимущественные условия деятельности для иных участников рынка путем незаконного использования по целевому назначению рекламных конструкций с истекшим сроком действия разрешения, что приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Примечание: в соответствии с ч. 5 ст. 48.1. ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

Ко

Связанные организации

Связанные организации не указаны