Решение №07/1685 РЕШЕНИЕ по делу № 082/10/18.1-197/2021 от 20.09.2021 г. от 29 сентября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 082/10/18.1-197/2021 от 20.09.2021 г.

по результатам рассмотрения  жалобы ООО «*»

(вх. № 1222/09 от 17.09.2021) на действия Организатора торгов –
Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым»

Резолютивная часть объявлена 28.09.2021

Решение в полном объеме изготовлено 29.09.2021                              г. Симферополь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее по тексту - Крымское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Председатель Комиссии – *; члены комиссии: *, *,

рассмотрев жалобу ООО «*» (далее – Заявитель) (вх. № 1222/09 от 17.09.2021) на действия Организатора торгов – Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» (далее – Организатор торгов, ГАУ РДИ РК) при проведении открытого аукциона (в электронной форме) по продаже имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и закрепленного за ГАУ РДИ РК на праве оперативного управления - Лот 1: имущество, общей начальной минимальной стоимостью 167 978 274 (сто шестьдесят семь миллионов девятьсот семьдесят восемь тысяч двести семьдесят четыре) рубля 26 копеек (с учетом НДС) (извещение на сайте torgi.gov.ru № 130921/8466482/01),

в отсутствие представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом,

в присутствии представителя Организатора торгов – * (доверенность
№ 06 от 26.04.2021 г., паспорт гражданина РФ),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 1222/09 от 17.09.2021) на действия Организатора торгов при проведении открытого аукциона
(в электронной форме) по продаже имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и закрепленного за ГАУ РДИ РК на праве оперативного управления - Лот 1: имущество, общей начальной минимальной стоимостью 167 978 274 (сто шестьдесят семь миллионов девятьсот семьдесят восемь тысяч двести семьдесят четыре) рубля 26 копеек (с учетом НДС) (извещение на сайте torgi.gov.ru № 130921/8466482/01).

По мнению Заявителя, Организатором торгов подготовлена документация о проведении аукциона с нарушениями и требованиями, ведущими к ограничению количества участников аукциона, а именно: к участнику предъявлены денежные требования за возможность участия в аукционе в размере 150% от начальной (минимальной) цены договора, что составляет 251 967 411,39 рублей:

  1. Согласно пункту 16 ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ Документации установлено требование о внесении задатка в размере 50% от начальной (минимальной) цены договора, что составляет: 83 989 137,13 Денежные средства, вносимые в качестве задатка, должны поступить на расчетный счет организатора аукциона.
  2. Согласно пункту 17 ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ Документации установлено требование об обеспечении исполнения договора. Организатором аукциона установлено требование об обеспечении исполнения договора. Обеспечение исполнения договора составляет 100% начальной (минимальной) цены договора. Что составляет 167 978 274,26 рублей.

В ходе рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.

Организатором торгов 13.09.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов – torgi.gov.ru размещено извещение № 130921/8466482/01 о проведении открытого аукциона (в электронной форме) по продаже имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и закрепленного за ГАУ РДИ РК на праве оперативного управления - Лот 1: имущество, общей начальной минимальной стоимостью 167 978 274 (сто шестьдесят семь миллионов девятьсот семьдесят восемь тысяч двести семьдесят четыре) рубля 26 копеек (с учетом НДС).

Документация об аукционе разработана в соответствии с положениями ст. ст. 17, 17.1 Закона о защите конкуренции, Приказа ФАС России от 10.02.2010 г. № 67
«О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (вместе с «Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества») (далее – Приказ № 67), Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Порядком отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 г. № 438 и иными правовыми нормами, регулирующими порядок проведения торгов.

Возникновение права на отчуждение имущества обусловлено Распоряжением Совета министров Республики Крым «О предоставлении согласия на отчуждение имущества Республики Крым» от 28 мая 2021 года № 645-р (далее – Распоряжение
№ 645-р).

Дата начала срока подачи заявок на участие в аукционе: «14» сентября 2021 года 09 час. 10 мин. (время местное, принятое для г. Симферополя) ежедневно в соответствии с регламентом работы электронной торговой площадки.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе: «04» октября 2021 года в 09 час. 10 мин. (время местное, принятое для г. Симферополя) непосредственно перед началом рассмотрения заявок.

Место, дата и время начала рассмотрения заявок на участие в аукционе:
«04» октября 2021 с 09 час. 10 мин. (время местное, принятое для г. Симферополя), по адресу электронной торговой площадки.

Дата окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе: «05» октября 2021 года.

Место, дата и время проведения аукциона: «06» октября 2021 года в 11 час. 00 мин. (время местное, принятое для г. Симферополя) по адресу электронной торговой площадки.

Организатор торгов, не согласившись с доводами Заявителя, направил в адрес Крымского УФАС России возражения (исх. № 01-17/5487/1 от 24.09.2021 г.; вх. № 7686 от 27.09.2021 г.).

В отношении первого довода Заявителя установлено следующее.

Согласно п. 16 информационной карты, являющейся приложением № 1 к документации об аукционе, для участия в аукционе необходимо внесение задатка. Размер задатка в размере 50% от начальной (минимальной) цены договора, что составляет 83 989 137,13. Денежные средства, вносимые в качестве задатка, должны поступить на расчетный счет организатора аукциона не позднее дня окончания срока подачи заявок.

Также в п. 16 указано: «Распоряжением Совета министров Республики Крым «О предоставлении согласия на отчуждение имущества Республики Крым» устанавливается, что одно из требований к проведению аукциона является внесение задатка в размере 50% от начальной минимальной стоимости объекта, который не подлежит возврату в случае отказа победителя аукциона от заключения (подписания) договора купли-продажи имущества».

Так, абзацем 1 пункта 3.1 Распоряжения № 645-р установлено, что одно из требований к проведению аукциона является внесение задатка в размере 50% от начальной минимальной стоимости объекта, который не подлежит возврату в случае отказа победителя аукциона от заключения (подписания) договора купли-продажи имущества.

Организатор торгов в своих возражениях сообщает:

«Разъяснения ФАС России от 7 сентября 2010 года (п. 13.4) по применению статьи 17.1 закона о защите конкуренции, правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС от 10 февраля 2010 г. N 67 подтверждают позицию Совета министров Республики Крым и положения документации об аукционе: «п. 13.4. Условие об оплате задатка. Правилами проведения торгов не регулируется порядок определения размера задатка, поэтому при проведении конкурса, аукциона размер задатка и необходимость его внесения определяются организатором торгов. При этом в соответствии с частью 12 пункта 40 Правил проведения торгов установление требования об обязательном заключении договора задатка между организатором аукциона и заявителем не допускается».

В дополнение к законным и обоснованным требованиям аукционной документации поясняем, что задаток в размере 50% составляет только 1/2 суммы начальной минимальной цены договора, что никак не может ограничить круг претендентов, поскольку по условиям проведения торгов предусматривается, что победитель, подавая заявку на участие обязуется заключить договор по цене не ниже начальной минимальной стоимости, указанной в извещении. Из этого следует, что победитель торгов по итогу должен будет оплатить сумму равную не менее двум размерам задатка, установленного документацией и извещением. В этом контексте необходимо понимать, что условия аукциона, порядок и условия заключения договора с участником аукциона являются условиями публичной оферты, а подача заявки на участие в аукционе является акцептом такой оферты. Подача заявки на участие в аукционе является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, участники процедуры торгов, претендующие на заключение договора должны соответствовать ряду условий для участия, одним из которых является возможность внесения задатков, а при отсутствии такой возможности участник не может принимать участия в такой оферте».

В соответствии с п. 22 Приказа № 67, Организатором аукциона может быть установлено требование о внесении задатка. При этом размер задатка определяется организатором аукциона. В случае если организатором аукциона установлено требование о внесении задатка, такое требование в равной мере распространяется на всех участников аукциона и указывается в извещении о проведении аукциона.

В соответствии с пп. 12 п. 114 Приказа № 67 документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать требование о внесении задатка, размер задатка, срок и порядок внесения задатка, реквизиты счета для перечисления задатка в случае установления организатором аукциона требования о необходимости внесения задатка. При этом, в случае если организатором аукциона установлено требование о внесении задатка, а заявителем подана заявка на участие в аукционе в соответствии с требованиями документации об аукционе, соглашение о задатке между организатором аукциона и заявителем считается совершенным в письменной форме. Установление требования об обязательном заключении договора задатка между организатором аукциона и заявителем не допускается.

Заявитель на заседание Комиссии Крымского УФАС России не явился, документов и сведений, подтверждающих, что установленные требования не соответствуют законодательству и влекут ограничение конкуренции не представил, в связи с чем первый довод Заявителя не нашел своего подтверждения, и признан Комиссией Крымского УФАС России необоснованным.

В отношении второго довода Заявителя установлено следующее.

Согласно п. 17 информационной карты, являющейся приложением № 1 к документации об аукционе, Организатором аукциона установлено требование об обеспечении исполнения договора. Обеспечение исполнения договора составляет 100% начальной (минимальной) цены договора.

Договор заключается только после предоставления победителем аукциона или его единственным участником обеспечения в виде: безотзывной банковской гарантии или договора поручительства или передачи организатору аукциона в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения договора, указанном в извещении о проведении аукциона. В случае если обеспечением исполнения договора является договор поручительства, поручителем выступает юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации и капитал, и резервы которого, указанные в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, составляют не менее чем двести миллионов рублей. Капитал и резервы, указанные в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности (далее - капитал и резервы), определяются по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату или, если договор поручительства заключен до истечения срока предоставления отчетности по окончании периода, установленного законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, на предыдущую отчетную дату. При этом размер поручительства не может превышать десять процентов размера капитала и резервов, определенных в порядке, установленном настоящим пунктом. В случае если обеспечением исполнения договора является договор поручительства, договор может быть заключен только после предоставления победителем аукциона или участником аукциона, с которым заключается договор в случае уклонения победителя аукциона от заключения договора, вместе с договором поручительства соответствующей копии бухгалтерского баланса поручителя, сданного в налоговый орган в установленном порядке, а также документов в отношении поручителя, подтверждающих его полномочия в соответствии с законодательством. Все листы представляемых документов должны быть прошиты, скреплены печатью поручителя и подписаны уполномоченным лицом поручителя. Соблюдение указанных требований подтверждает подлинность и достоверность представленных документов, сведений поручителя. Способ обеспечения исполнения договора из перечисленных в настоящем пункте определяется таким участником аукциона самостоятельно.

В случае если обеспечение исполнения договора представлено лицом, заключившим договор, в форме внесения денежных средств на счет организатора аукциона, то по соглашению сторон договора указанные денежные средства могут быть зачтены в счет оплаты выкупной стоимости.

Обеспечение исполнения договора должно действовать до полного исполнения покупателем своих денежных обязательств по договору.

Также в п. 17 указано: «Распоряжением Совета министров Республики Крым
«О предоставлении согласия на отчуждение имущества Республики Крым» устанавливается обеспечение исполнения договора составляет 100 % начальной (минимальной) цены договора».

Так, абзацем 2 пункта 3.1 Распоряжения № 645-р установлено, что одно из требований к проведению аукциона является обеспечение исполнения договора купли-продажи имущества, оформленного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в виде безотзывной банковской гарантии, договора поручительства или перечисления на счет государственного автономного учреждения в 100% размере от общей начальной минимальной стоимости объектов имущества.

В соответствии с пп. 13 п. 114 Приказа № 67 документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок его предоставления в случае если организатором аукциона установлено требование об обеспечении исполнения договора. Размер обеспечения исполнения договора устанавливается организатором аукциона.

Заявитель на заседание Комиссии Крымского УФАС России не явился, документов и сведений, подтверждающих, что установленные требования не соответствуют законодательству и влекут ограничение конкуренции не представил, в связи с чем второй довод Заявителя не нашел своего подтверждения, и признан Комиссией Крымского УФАС России необоснованным.

В соответствии с ч. 20 ст.  18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Крымского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу ООО «*» (вх. № 1222/09 от 17.09.2021) на действия Организатора торгов – Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» при проведении открытого аукциона (в электронной форме) по продаже имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и закрепленного за ГАУ РДИ РК на праве оперативного управления - Лот 1: имущество, общей начальной минимальной стоимостью 167 978 274 (сто шестьдесят семь миллионов девятьсот семьдесят восемь тысяч двести семьдесят четыре) рубля 26 копеек (с учетом НДС) (извещение на сайте torgi.gov.ru № 130921/8466482/01) необоснованной;
  2. Снять ограничение, наложенное уведомлением (исх. № 07/1618 от 20.09.2021).

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                *

 

Члены Комиссии                                                                                      *

 

                                                                                                                 *

Связанные организации

Связанные организации не указаны