Решение №ВМ/4522/23 РЕШЕНИЕ по делу № 082/07/3-1250/2023 по результатам рассмотр... от 13 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
||||||||||||||
ЗАКАЗЧИК: <...> ЗАЯВИТЕЛЬ: <...> ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА: <...>
|
РЕШЕНИЕ
по делу № 082/07/3-1250/2023
по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном
статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года
№ 135 – ФЗ «О защите конкуренции»
г. Севастополь
Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 12 июля 2023 года.
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе: <...> В.В. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя Крымского УФАС России (далее – Отдел), председатель Комиссии; <...> А.А. – главный специалист-эксперт Отдела, член Комиссии; <...> К.В. – специалист-эксперт Отдела, член Комиссии, при подключении посредством интернет-видеоконференции через программу «TrueConf» представителя <...>: <...> (доверенность №б/н от 05.07.2023г.), генерального директора Общества с ограниченной ответственностью<...>: <...> (Решение №1/17 единственного участника от 01.02.2017г.), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью <...> (далее – Заявитель) на действия <...> (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации и сносу зданий, сооружений, расположенных по адресу: г. Севастополь, ул. Богдана Хмельницкого, д. 88, извещение №32312480392 (далее – Закупка), заслушав пояснения представителя Заказчика, рассмотрев представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении закупки, протоколы заседаний закупочной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в единой информационной системе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС).
Заявитель считает, что Заказчиком составлена документация о закупке с нарушением норм действующего законодательства. В своей жалобе указал следующее: «…В аукционной документации в требованиях к исполнителю услуг в составе подачи заявок отсутствует наличие одновременно двух СРО в соответствии с предметом закупки и законодательством РФ.
Предметом закупки является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по сносу (демонтажу) зданий и выполнение работ по сносу зданий, требующие в соответствии с законодательством РФ у участника закупки одновременно разных разрешительных документов в разных пунктах аукционной документации, а именно
- членство в СРО проектировщиков в соответствии с п 11 и п 25 Извещения («Участник должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования»)
- членство в СРО строителей в соответствии с пунктом 6.2 Технического задания Проекта контракта («В соответствии с ч.4 ст. 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства для выполнения работ по сносу объектов капитального строительства»)
Также Свод правил 325.1325800.2017, пункт 4.1а указывает на требование к организации, осуществляющей демонтаж (снос) объекта, иметь лицензию в сфере обращения с опасными отходами.
Просим отменить протокол результатов и привести аукционную документацию в соответствие с требованиями законодательства РФ, что исключит введение в заблуждение участников, предоставления ими всех разрешительных документов, необходимых для выполнения указанных работ в контракте и поставит их в равные условия участия в аукционе…»
Заказчик не согласен с доводами жалобы и просит признать жалобу необоснованной. В своих возражениях пояснил следующее: «…Заказчик с приведенными доводами Заявителя не согласен.
В соответствии с положениями Закона 223-ФЗ при проведении закупки в Извещении о закупки устанавливаются порядок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме и требования к участникам аукциона в электронной форме.
При составлении Извещения №32312480392 от 13.06.2023 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по сносу (демонтажу) зданий, сооружений и выполнение работ по сносу здания зданий, сооружений, расположенной по адресу: г. Севастополь, ул. Богдана Хмельницкого, д. 88, п. 11 и п. 25 извещения, в соответствии со ст. 48 Градостроительным кодексом Российской Федерации, было сформировано требование к участникам закупки быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно- строительного проектирования. Также п. 6.2 Технического задания (Приложение № 1 к Договору), было предусмотрено требование к участникам закупки быть членом саморегулируемой организации в соответствии, с ч. 4 ст. 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Однако 20.06.2023, на основании Федерального закона от 01.05.2022 № 124- ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Извещения №32312480392 были внесены изменения, а именно:
в п. 6.2. Технического задания (Приложение № 1 к Договору) было отменено требование к участникам закупки быть членом саморегулируемой организации в области строительства для выполнения работ по сносу объектов капитального строительства.
Так же сообщаем, что к участию в аукционе в электронной форме были допущены все участники закупки подавшие заявки, в том числе Участник № 4, предоставивший лицензию СРО только по разработке проектной документации.
Таким образом ограничения конкуренции действиями Заказчика не осуществлялись, так как уменьшение требований к участникам закупки увеличивает конкуренцию, соответственно права и законные интересы Заявителя не были нарушены.
Что касаемо замечания п. 4.1а, Свода правил 325.1325800.2017, Заказчик при принятии решения не указывать данное требование в аукционной документации опирался на Решение Татарстанского УФАС России №АЯ-04/6507 по делу №016/06/65-781/2020 от 18.05.2020.
Так же обращаем внимание, что замечания / запросы разъяснений аукционной документации от заявителя до окончания подачи заявок не поступали, при этом Заявитель от участия в аукционе в электронной форме не отказался, осуществив ставку на понижение 30.06.2023 в 10:12 (Московское время), что подтверждает ознакомление и согласие участника закупки со всеми требованиями аукционной документации и проектом договора…».
В ходе заседания Комиссия Управления, изучив представленные сторонами, материалы и информацию, заслушав доводы Заявителя, возражения Заказчика, установила следующее:
Частями 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
13.06.2023 года на сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации и сносу зданий, сооружений, расположенных по адресу: г. Севастополь, ул. Богдана Хмельницкого, д. 88, номер извещения 32312480392.
Начальная (максимальная) цена договора: 5 000 000,00 руб. Дата окончания подачи заявок – 29.06.2023.
Заявитель подал жалобу на положения документации после окончания срока подачи, однако он является участником закупки.
Жалоба Заявителя подана по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупках товаров, работ, услуг Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Проект развития Балаклавы» (далее – Положение) утверждено Генеральным директором ГУП «Проект развития Балаклавы» А.Ю. Лысковым 29.12.2022.
Так, по мнению Заявителя, предметом закупки является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по сносу (демонтажу) зданий и выполнение работ по сносу зданий, требующие в соответствии с законодательством РФ у участника закупки одновременно разных разрешительных документов в разных пунктах аукционной документации, а именно
- членство в СРО проектировщиков в соответствии с п 11 и п 25 Извещения («Участник должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования»)
- членство в СРО строителей в соответствии с пунктом 6.2 Технического задания Проекта контракта («В соответствии с ч.4 ст. 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства для выполнения работ по сносу объектов капитального строительства»)
Также Свод правил 325.1325800.2017, пункт 4.1а указывает на требование к организации, осуществляющей демонтаж (снос) объекта, иметь лицензию в сфере обращения с опасными отходами.
Комиссией Управления установлено, что согласно части 5 статьи 55.31 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей.
Начальная (максимальная) цена договора: 5 000 000,00 руб.
Следовательно, Заказчик неправомерно не включил требование о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства для выполнения работ по сносу объектов капитального строительства.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают положения пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно устного довода Заявителя о разночтении между текстом документации и текстом проекта договора Комиссией Управления установлено, что, исходя из последних редакций указанных документов разночтений не имеется.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно Извещению, объектом закупки является: «Оказание услуг по разработке проектно-сметной документации и сносу зданий, сооружений, расположенных по адресу: г. Севастополь, ул. Богдана Хмельницкого, д. 88».
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 6.15. Описания объекта закупки, Подрядчик при выполнении работ, предусмотренных Договором, на территории Заказчика является образователем и собственником всех отходов, в связи с чем, обязуется организовать обращение с данными отходами в соответствии с действующим природоохранным законодательством, в том числе, но не ограничиваясь:
- разрабатывать необходимую документацию, включая паспорта отходов;
- предоставлять в уполномоченные органы исполнительной власти соответствующую отчетность по отходам;
- вносить плату за размещение отходов;
- своевременно и за свой счет вывозить отходы с территории Заказчика с привлечением специализированных организаций, имеющих лицензию на соответствующий вид деятельности.
Изучив документы и сведения, представленные на заседании Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части неустановления в документации об Аукционе требования о наличии действующей лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов ТБО III - IV классов опасности не ограничивают количество участников закупки и положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
На основании пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Комиссия Управления изучила заявки участников закупки и установила, что согласно Протоколу подведения итогов по закупке № 32312480392 от 30.06.2023, победитель признан Участник с порядковым номером №2. В тоже время, победитель закупки ООО <...> имеет в составе своей заявки выписку из Реестра членов саморегулируемой организации в составе Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, а также Выписка из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования и их обязательств.
Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
В соответствии с Письмом ФАС России от 23.04.2014 г. N АЦ/16109/14 "О направлении разъяснений по принятию решений антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов и порядка заключения договоров, в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в случае, если при рассмотрении жалобы антимонопольным органом часть доводов, изложенных в жалобе, подтвердилась, а часть не подтвердилась, то такую жалобу необходимо признавать обоснованной.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью <...> на действия <...> при проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации и сносу зданий, сооружений, расположенных по адресу: г. Севастополь, ул. Богдана Хмельницкого, д. 88, извещение №32312480392, обоснованной.
- Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
- Обязательно для исполнения предписание об устранении выявленных правонарушений не выдавать.
- Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности должностных лиц Организатора торгов за совершение административного правонарушения.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1, статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.
Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
.
Председатель Комиссии В.В. <...>
Члены Комиссии: А. А. <...>
К.В. <...>