Решение №ВМ/4522/23 РЕШЕНИЕ по делу № 082/07/3-1250/2023 по результатам рассмотр... от 13 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Республике Крым и городу Севастополю

(Крымское УФАС России)

ул. Александра Невского, д. 1,

г. Симферополь, Республика Крым, 295000

тел. +7 (499) 755-23-23, доб. 092-101

to92@fas.gov.ru http://www.krym.fas.gov.ru

 

 

На №

 

от

 

 

 
   
   

ЗАКАЗЧИК:

<...>

ЗАЯВИТЕЛЬ:

<...>

ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА:

<...>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 082/07/3-1250/2023

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном

статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года

№ 135 – ФЗ «О защите конкуренции»

г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме 12 июля 2023 года.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе: <...> В.В. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя Крымского УФАС России (далее – Отдел), председатель Комиссии; <...> А.А. – главный специалист-эксперт Отдела, член Комиссии; <...> К.В. – специалист-эксперт Отдела, член Комиссии, при подключении посредством интернет-видеоконференции через программу «TrueConf» представителя <...>: <...> (доверенность №б/н от 05.07.2023г.), генерального директора Общества с ограниченной ответственностью<...>: <...> (Решение №1/17 единственного участника от 01.02.2017г.), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью <...> (далее – Заявитель) на действия <...> (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации и сносу зданий, сооружений, расположенных по адресу: г. Севастополь, ул. Богдана Хмельницкого, д. 88, извещение №32312480392 (далее – Закупка), заслушав пояснения представителя Заказчика, рассмотрев представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении закупки, протоколы заседаний закупочной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в единой информационной системе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС).

Заявитель считает, что Заказчиком составлена документация о закупке с нарушением норм действующего законодательства. В своей жалобе указал следующее: «…В аукционной документации в требованиях к исполнителю услуг в составе подачи заявок отсутствует наличие одновременно двух СРО в соответствии с предметом закупки и законодательством РФ.

Предметом закупки является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по сносу (демонтажу) зданий и выполнение работ по сносу зданий, требующие в соответствии с законодательством РФ у участника закупки одновременно разных разрешительных документов в разных пунктах аукционной документации, а именно

- членство в СРО проектировщиков в соответствии с п 11 и п 25 Извещения («Участник должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования»)

- членство в СРО строителей в соответствии с пунктом 6.2 Технического задания Проекта контракта («В соответствии с ч.4 ст. 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства для выполнения работ по сносу объектов капитального строительства»)

Также Свод правил 325.1325800.2017, пункт 4.1а указывает на требование к организации, осуществляющей демонтаж (снос) объекта, иметь лицензию в сфере обращения с опасными отходами.

Просим отменить протокол результатов и привести аукционную документацию в соответствие с требованиями законодательства РФ, что исключит введение в заблуждение участников, предоставления ими всех разрешительных документов, необходимых для выполнения указанных работ в контракте и поставит их в равные условия участия в аукционе…»

Заказчик не согласен с доводами жалобы и просит признать жалобу необоснованной. В своих возражениях пояснил следующее: «…Заказчик с приведенными доводами Заявителя не согласен.

В соответствии с положениями Закона 223-ФЗ при проведении закупки в Извещении о закупки устанавливаются порядок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме и требования к участникам аукциона в электронной форме.

При составлении Извещения №32312480392 от 13.06.2023 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по сносу (демонтажу) зданий, сооружений и выполнение работ по сносу здания зданий, сооружений, расположенной по адресу: г. Севастополь, ул. Богдана Хмельницкого, д. 88, п. 11 и п. 25 извещения, в соответствии со ст. 48 Градостроительным кодексом Российской Федерации, было сформировано требование к участникам закупки быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно- строительного проектирования. Также п. 6.2 Технического задания (Приложение № 1 к Договору), было предусмотрено требование к участникам закупки быть членом саморегулируемой организации в соответствии, с ч. 4 ст. 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Однако 20.06.2023, на основании Федерального закона от 01.05.2022 № 124- ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Извещения №32312480392 были внесены изменения, а именно:

в п. 6.2. Технического задания (Приложение № 1 к Договору) было отменено требование к участникам закупки быть членом саморегулируемой организации в области строительства для выполнения работ по сносу объектов капитального строительства.

Так же сообщаем, что к участию в аукционе в электронной форме были допущены все участники закупки подавшие заявки, в том числе Участник № 4, предоставивший лицензию СРО только по разработке проектной документации.

Таким образом ограничения конкуренции действиями Заказчика не осуществлялись, так как уменьшение требований к участникам закупки увеличивает конкуренцию, соответственно права и законные интересы Заявителя не были нарушены.

Что касаемо замечания п. 4.1а, Свода правил 325.1325800.2017, Заказчик при принятии решения не указывать данное требование в аукционной документации опирался на Решение Татарстанского УФАС России №АЯ-04/6507 по делу №016/06/65-781/2020 от 18.05.2020.

Так же обращаем внимание, что замечания / запросы разъяснений аукционной документации от заявителя до окончания подачи заявок не поступали, при этом Заявитель от участия в аукционе в электронной форме не отказался, осуществив ставку на понижение 30.06.2023 в 10:12 (Московское время), что подтверждает ознакомление и согласие участника закупки со всеми требованиями аукционной документации и проектом договора…».

В ходе заседания Комиссия Управления, изучив представленные сторонами, материалы и информацию, заслушав доводы Заявителя, возражения Заказчика, установила следующее:

Частями 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

13.06.2023 года на сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации и сносу зданий, сооружений, расположенных по адресу: г. Севастополь, ул. Богдана Хмельницкого, д. 88, номер извещения 32312480392.

Начальная (максимальная) цена договора: 5 000 000,00 руб. Дата окончания подачи заявок – 29.06.2023.

Заявитель подал жалобу на положения документации после окончания срока подачи, однако он является участником закупки.

Жалоба Заявителя подана по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупках товаров, работ, услуг Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Проект развития Балаклавы» (далее – Положение) утверждено Генеральным директором ГУП «Проект развития Балаклавы» А.Ю. Лысковым 29.12.2022.

Так, по мнению Заявителя, предметом закупки является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по сносу (демонтажу) зданий и выполнение работ по сносу зданий, требующие в соответствии с законодательством РФ у участника закупки одновременно разных разрешительных документов в разных пунктах аукционной документации, а именно

- членство в СРО проектировщиков в соответствии с п 11 и п 25 Извещения («Участник должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования»)

- членство в СРО строителей в соответствии с пунктом 6.2 Технического задания Проекта контракта («В соответствии с ч.4 ст. 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства для выполнения работ по сносу объектов капитального строительства»)

Также Свод правил 325.1325800.2017, пункт 4.1а указывает на требование к организации, осуществляющей демонтаж (снос) объекта, иметь лицензию в сфере обращения с опасными отходами.

Комиссией Управления установлено, что согласно части 5 статьи 55.31 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей.

Начальная (максимальная) цена договора: 5 000 000,00 руб.

Следовательно, Заказчик неправомерно не включил требование о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства для выполнения работ по сносу объектов капитального строительства.

Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают положения пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Относительно устного довода Заявителя о разночтении между текстом документации и текстом проекта договора Комиссией Управления установлено, что, исходя из последних редакций указанных документов разночтений не имеется.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Согласно Извещению, объектом закупки является: «Оказание услуг по разработке проектно-сметной документации и сносу зданий, сооружений, расположенных по адресу: г. Севастополь, ул. Богдана Хмельницкого, д. 88».

На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 6.15. Описания объекта закупки, Подрядчик при выполнении работ, предусмотренных Договором, на территории Заказчика является образователем и собственником всех отходов, в связи с чем, обязуется организовать обращение с данными отходами в соответствии с действующим природоохранным законодательством, в том числе, но не ограничиваясь:

- разрабатывать необходимую документацию, включая паспорта отходов;

- предоставлять в уполномоченные органы исполнительной власти соответствующую отчетность по отходам;

- вносить плату за размещение отходов;

- своевременно и за свой счет вывозить отходы с территории Заказчика с привлечением специализированных организаций, имеющих лицензию на соответствующий вид деятельности.

Изучив документы и сведения, представленные на заседании Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части неустановления в документации об Аукционе требования о наличии действующей лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов ТБО III - IV классов опасности не ограничивают количество участников закупки и положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, указанный довод жалобы Заявителя является необоснованным.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Комиссия Управления изучила заявки участников закупки и установила, что согласно Протоколу подведения итогов по закупке № 32312480392 от 30.06.2023, победитель признан Участник с порядковым номером №2. В тоже время, победитель закупки ООО <...> имеет в составе своей заявки выписку из Реестра членов саморегулируемой организации в составе Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, а также Выписка из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования и их обязательств.

Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

В соответствии с Письмом ФАС России от 23.04.2014 г. N АЦ/16109/14 "О направлении разъяснений по принятию решений антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов и порядка заключения договоров, в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в случае, если при рассмотрении жалобы антимонопольным органом часть доводов, изложенных в жалобе, подтвердилась, а часть не подтвердилась, то такую жалобу необходимо признавать обоснованной.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью <...> на действия <...> при проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации и сносу зданий, сооружений, расположенных по адресу: г. Севастополь, ул. Богдана Хмельницкого, д. 88, извещение №32312480392, обоснованной.
  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
  3. Обязательно для исполнения предписание об устранении выявленных правонарушений не выдавать.
  4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности должностных лиц Организатора торгов за совершение административного правонарушения.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1, статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

.

Председатель Комиссии В.В. <...>

Члены Комиссии: А. А. <...>

К.В. <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны