Решение №8/1097c Решение о нарушении законодательства об осуществлении закупо... от 2 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу № 08/633-16 о нарушении
законодательства об осуществлении закупок

                                                                                                               г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 29 апреля 2016 года.

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

<...>

в присутствии представителей:

Акционерного общества «АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ 2628» (далее – АО «АТП 2628», Заявитель) –; «.....»

Государственного казенного учреждения города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» (далее — Учреждение, Заказчик): «.....»

Управления государственного заказа (далее – Уполномоченный орган): «.....»

рассмотрев жалобу АО «АТП 2628» от 19 апреля 2016 года № 129 (вх. №594/09 от 19 апреля 2016 года) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение услуг по сбору и вывозу отходов с территории Балаклавского района города Севастополя (извещение № 0174200001916000599) (далее  – Аукцион), заслушав пояснения Заявителя и его представителя, представителей Заказчика и Уполномоченного органа, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация, протоколы заседаний аукционной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По мнению Заявителя, документация об Аукционе содержит положения, нарушающие требования Закона о контрактной системе.

В частности, АО «АТП 2628» в рассматриваемой жалобе указывает на не описание объекта закупки, на неправомерную закупку иных услуг, на незаконное установление Заказчиком требований к услуге, которая будет оказана лицом, заключившим контракт по итогам проведения Аукциона, на неправомерное указание Учреждением условия в аукционной документации о согласии участника, в случае подачи заявки на участие в Аукционе, на списание денежных средств, находящихся на его лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в Аукционе, в качестве платы за участие в нем, взимаемой с лица, с которым заключается контракт.

Также Заявитель отмечает, что к проекту контракта приложено техническое задание на оказание услуг по сбору и вывозу отходов с территории Андреевского муниципального округа города Севастополя.

Заказчик, Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласились по основаниям, изложенным в представленных возражениях.

Пояснения Заявителя и его представителя, представителей Заказчика, представителя Уполномоченного органа в ходе рассмотрения настоящей жалобы и представленные сторонами документы подтверждают следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе требует от Заказчика использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Комиссия Управления усматривает не исполнение Заказчиком требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, которое выразилось в следующем.

Согласно пункту 7 подраздела 1.1 раздела I аукционной документации, наименование и описание объекта закупки, количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг указаны в разделе II аукционной документации.

Пунктом 2 технического задания установлен следующий объем оказываемых услуг:

 

2.1. Сбор, вывоз несанкционированного складирования отходов с передачей на объект обращения с отходами.

№ п/п

Наименование услуг

Ед. изм.

Объем за период действия контракта

1

2

3

4

1

Перевозка безопасных отходов  с мест несанкционированных, неконтролируемых и бесхозяйственных складирований отходов, с передачей на объект обращения с отходами

м3

3500,00

 

Исходя из вышеуказанного, Заказчик намерен приобрести услугу по сбору и транспортировке несанкционированного складирования отходов.

Согласно пояснениям представителей Заказчика, озвученных на заседании Комиссии Управления, состоявшейся 25 апреля 2016 года, Учреждением закупается услуга по сбору и вывозу отходов лишь V класса опасности.

Вместе с тем, на заседании Комиссии, состоявшейся 26 апреля 2016 года, продолженной после перерыва, объявленного 25 апреля 2016 года, представители Заказчика пояснили, что Учреждение закупает услугу по сбору и вывозу отходов IV - V классов опасности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон об отходах), отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим законом.

В соответствии со статьей 4.1 Закона об отходах, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Согласно статье 1 Закона об отходах, обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Статьей 14 Закона об отходах установлены требования к обращению с отходами I - V классов опасности, согласно которым индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такой порядок закреплен Приказом Минприроды России от 05 декабря 2014 года N 541 "Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности".

Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденный вышеуказанным приказом, устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (далее - хозяйствующие субъекты), документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

Согласно статье 1 Закона об отходах, сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Вышеуказанной статьей также определено понятие «транспортирование отходов», согласно которой транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Статьей 14 Закона об отходах определены требования к транспортированию отходов.

В частности, установлено, что транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:

наличие паспорта отходов;

наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Согласно статьи 1 Закона о контрактной системе, паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Согласно части 3 статьи 14 Закона об отходах, на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Соответственно, рассматриваемая Комиссией аукционной документация не содержит какого-либо указания на класс опасности отходов, которые необходимо собрать и транспортировать лицу, подписавшему контракт по итогам проведения рассматриваемого Аукциона.

К аукционной документации не приложены какие-либо документы, подтверждающие отнесение необходимых к сбору и транспортировке отходов к конкретному классу опасности. Также не ясно, обладает ли Заказчик паспортами на данные отходы.

Вместе с тем, Комиссией Управления установлено также, что аукционная документация не определяет образователя данных отходов с неопределенным классом опасности, который обладает соответствующими вещными правами на эти отходы.

Следует также отметить, что, согласно пункту 3 раздела II аукционной документации, Заказчиком установлено, что транспортировка твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов, несанкционированного складирования отходов производится на специализированный объект утилизации.

Аукционной документацией не установлено определение понятия «специализированный объект утилизации».

Определение данного понятия не содержит также Закон об отходах.

Однако, данный закон, согласно статье 1, определяет понятие «утилизация отходов».

Так, под утилизацией отходов Закон об отходах определяет использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Вместе с тем, согласно извещению о проведении Аукциона, Заказчиком установлен код по ОКПД2 – 38.11.29.000 (Услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования).

Более того, Заказчик закупает услугу по сбору и транспортировке несанкционированного складирования отходов.

Вместе с тем, Заказчиком пунктом 3 раздела II аукционной документации установлены общие требования к оказанию исполнителем услуг.

Так, в частности, техническим заданием установлено следующее:

- исполнитель устанавливает  контейнеры для складирования твердых коммунальных отходов согласно настоящему техническому заданию;

- исполнитель устанавливает собственные контейнеры для складирования крупногабаритных отходов объемом 8,0 м. куб. в местах, предусмотренных настоящим техническим заданием;

- исполнитель устанавливает собственные контейнеры для складирования твердых коммунальных отходов в местах, предусмотренных настоящим техническим заданием;

- в местах дислокации контейнерных площадок, где в настоящем техническом задании не указана периодичность вывоза крупногабаритных отходов, исполнитель осуществляет вывоз крупногабаритных отходов с этих контейнерных площадок по мере накопления в соответствии с заявками Заказчика;

- вывоз контейнеров из мест сбора осуществляется на основании заявки Заказчика, поданной письменно, либо любым другим способом с указанием адреса, времени и количества контейнеров для вывоза;

- во время оказания услуг исполнитель обеспечивает безопасность лиц, находящихся на местах установки мусорных контейнеров, и пути проезда к ним;

- вывоз контейнеров осуществляется своевременно. Переполнение контейнеров не допустимо;

- исполнитель после каждой выгрузки твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов обеспечивает уборку работниками организации исполнителя территории контейнерных площадок, а также прилегающей территории в радиусе 5 метров;

- исполнитель обеспечивает технически исправное состояние контейнеров, их чистоту, наличие маркировки на контейнерах с указанием реквизитов владельца;

- исполнитель несет ответственность за установку, герметизацию, внешний вид, санитарное состояние, мытье и дезинфекцию контейнеров в соответствии с требованиями Госсанэпиднадзора с предоставлением акта сдачи – приемки услуг по требованию Заказчика. Сохранность контейнеров на территории Заказчика и во время транспортировки возлагается на исполнителя;

- транспортировка твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов, несанкционированного складирования отходов производится на специализированный объект утилизации;

- при нарушении вывоза твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов, включая биологические (выполнять своевременный вывоз крупногабаритного мусора и мусора твердых коммунальных отходов, производить аккуратно их погрузку и разгрузку, пищевые) отходы, по вине исполнителя, повлекшего за собой штраф контролирующих органов, исполнитель возмещает его Заказчику в полном объеме;

- исполнитель обеспечивает содержание, ремонт и поддержание исправного состояния контейнеров, с учетом имеющегося ограждения и покрытия, в надлежащем внешнем виде с исправными конструктивными элементами, осуществлять поддержание и приведение в надлежащее техническое состояние.

Вышеописанное позволяет сделать вывод о том, что, закупая услугу по сбору и транспортировке несанкционированного складирования отходов с неопределенным, как установлено Комиссией Управления, классом опасности, Заказчик фактически устанавливает требования к оказанию услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных и крупногабаритных отходов из контейнеров, которые не предполагаются к использованию исполнителем по контракту, заключенному по итогам проведения Аукциона.

При этом, Заказчиком не определен порядок оказание исполнителем услуг по сбору и вывозу несанкционированного складирования отходов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, вышесказанное подтверждает не описание Заказчиком объекта осуществляемой им закупки при проведении рассматриваемого Аукциона, что нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия Управления считает необходимым отметить следующее.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В разделе III аукционной документации приведен проект государственного контракта.

Согласно пункта 1.2 проекта контракта, требования к оказываемым услугам, состав и объем услуг определяется в техническом задании к контракту, которое приведено в качестве приложения №1 к проекту государственного контракта.

Согласно данному приложению, техническое задание определено на оказание услуг по сбору и вывозу отходов с территории Андреевского муниципального округа города Севастополя.

Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Вышеописанное свидетельствует о не исполнении Заказчиком требования части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.

Пунктом 19 подраздела 1.1 раздела I аукционной документации Заказчиком установлено условие о согласии участника, в случае подачи заявки на участие в Аукционе, на списание денежных средств, находящихся на его лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в Аукционе, в качестве платы за участие в нем, взимаемой с лица, с которым заключается контракт.

Согласно части 25 статьи 44 Закона о контрактной системе, подача участником закупки заявки на участие в электронном аукционе является согласием этого участника на списание денежных средств, находящихся на его лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе, в качестве платы за участие в нем, взимаемой с лица, с которым заключается контракт, в соответствии с частью 6 статьи 59 настоящего закона.

Таким образом, довод Заявителя в этой части считается необоснованным.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 3 раздела II аукционной документации, исполнитель устанавливает собственные контейнеры для складирования крупногабаритных отходов объемом 8,0 м. куб. в местах, предусмотренных настоящим техническим заданием.

Вместе с тем, аукционная документация не устанавливает места, предусмотренные для размещения контейнеров для складирования крупногабаритных отходов.

Однако, Комиссия Управления считает необходимы отметить, что в случае установления подобных мест в аукционной документации Заказчик допустит нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части установления требований, влекущих ограничение количества участников такого Аукциона.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части не описания объекта закупки, а также нарушения части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, в части невозможности заключения контракта на условиях, установленных аукционной документацией.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу АО «АТП 2628» от 19 апреля 2016 года № 129 (вх. №594/09 от 19 апреля 2016 года) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение услуг по сбору и вывозу отходов с территории Балаклавского района города Севастополя (извещение № 0174200001916000599) обоснованной (в части не описания объекта закупки и невозможности заключения контракта на условиях, установленных аукционной документацией).

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части не описания объекта закупки.

3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, в части невозможности заключения контракта на условиях, установленных аукционной документацией.

4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших выявленное нарушение, к административной ответственности.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08/633-16 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

29 апреля 2016 года                                                                              г. Севастополь

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

<...>

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании своего решения от 26 апреля 2016 года по делу № 08/633-16 при рассмотрении жалобы акционерного общества «АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ 2628» от 19 апреля 2016 года № 129 (вх. №594/09 от 19 апреля 2016 года) на действия Государственного казенного учреждения города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» (далее — Учреждение, Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение услуг по сбору и вывозу отходов с территории Балаклавского района города Севастополя (извещение № 0174200001916000599) (далее  – Аукцион),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Учреждению:

1.1. отменить протокол рассмотрения заявок единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22 апреля 2016 года №1424507;

1.2. внести изменения в документацию об Аукционе в соответствии с решением от 26 апреля 2016 года по делу № 08/633-16;

1.3. вернуть процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Аукциона на стадию подачи заявок.

2. Акционерному обществу «Электронные торговые системы»:

2.1. обеспечить техническую возможность для исполнения Учреждением пункта 1 настоящего предписания.

3. Учреждению, Акционерному обществу «Электронные торговые системы» в срок до 13 мая 2016 года представить в адрес Управления документальное подтверждение исполнения пунктов 1 и 2 настоящего предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны