Решение №№082/07/18.1-302/2022 Решение по делу №082/07/18.1-302/2022 о результатах рассмот... от 22 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №082/07/18.1-302/2022
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

22.03.2022                                                                                            г. Симферополь

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии –

членов Комиссии:

при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:       

- ГУП РК "Крымэнерго" (далее – Заказчик) – (по доверенности),

- ООО " ВекторСтройПроект" (далее – Заявитель) –(по доверенности),

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении закупки «Оказание услуг по выполнению кадастровых работ и изготовлению технических планов на объекты недвижимого имущества (66 объектов)» (извещение №32211184764) (далее – Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего критерий оценки «Деловая репутация участника закупки».

Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки комиссия Заказчика действовала в соответствии с положениями Закона о закупках, а также в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГУП РК "Крымэнерго" (далее – Положение).

В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно пункту II Приложения 1 Документации о конкурсе в электронной форме по нестоимостному критерию «Наличие сертификата системы добровольной сертификации» установлен следующий порядок рассмотрения и оценки заявок:

Коэффициент значимости критерия – 0,7.

R3i – оценка (балл) Заявки i-го Участника по критерию «Наличие сертификата системы добровольной сертификации».

Деловая репутация участника закупки определяется индексом деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.1.02-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания» и требованиями систем добровольной сертификации (далее – СДС):

1) Система добровольной сертификации «Компетентность и экспертная оценка» (регистрационный номер Системы добровольной сертификации в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № РОСС RU.32346.04ИЕГ7), или

2) Система добровольной сертификации «Развитие, качество, актуальность» (регистрационный номер Системы добровольной сертификации в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № РОСС RU.32096.04ИЕД7).

При оценке заявки участника закупки по показателю учитывается значение индекса деловой репутации, указанное в сертификате соответствия и оценивается в соответствии со шкалой:

 Значение индекса деловой репутации

R3i (в баллах)

от 80 и выше

100 баллов

70-79

50 баллов

60-69

25 баллов

50-59

12,5 баллов

Менее 50 или отсутствие сертификата

0 баллов

Для подтверждения сведений о значении индекса деловой репутации участник предоставляет копию сертификата соответствия, со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015 и СДС. На момент подачи заявки сертификат соответствия должен быть действительным. Индекс деловой репутации должен быть актуальным на дату подачи заявок на участие в конкурсе.

Сертификат соответствия должен быть выдан лицом, допущенным в указанную систему добровольной сертификации, обладающим правом выдачи сертификата соответствия по требованиям ГОСТ Р 66.1.02-2015 и СДС.

Сертификат должен быть выдан в результате оценки деловой репутации участника закупки по следующему виду деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2):

- 71.12.7 «Кадастровая деятельность».

Действительность сертификата соответствия и актуальность индекса деловой репутации должна быть подтверждена сведениями реестра выданных сертификатов соответствия по указанным СДС.

Для получения рейтинга заявки по критерию «Наличие сертификата системы добровольной сертификации» количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления:

НЦБi = КЗ x R3i 

где:

КЗ - коэффициент значимости критерия (КЗ = 0,7);

R3i - количество баллов участника закупки по показателю оценки в соответствии со шкалой.   

В случае несоответствия данных, указанных в составе заявке, в том числе в копии прилагаемых участником закупки документов, такой заявке участника закупки по данному показателю присваивается 0 баллов.

В случае если участником закупки приложены документы, выданные лицом, не допущенным в указанную систему добровольной сертификации с правом выдачи сертификата соответствия по требованиям ГОСТ Р 66.1.02-2015 и системы добровольной сертификации, заявке такого участника закупки присваивается 0 баллов.

Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отклонения заявки участника.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В жалобе Заявитель указывает следующее:

«Деловая репутация участника закупки определяется индексом деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.1.02-2015 по следующему виду экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред2) – 71.12.7 (кадастровая деятельность).

По мнению ООО «ВекторСтройпроект», установление Заказчиком критерия оценки «Деловая репутация» компании (потенциального участника закупки) является добровольным, а не обязательным критерием при осуществлении компаниями своей деятельности в области связанной с выполнением работ по закупке.

Также, установление данного критерия оценки в документации по мнению заявителя, носит субъективный характер, поскольку оценка участника закупки происходит, только из выставленного количества баллов указанных в сертификате и не позволяет определить наиболее высокий уровень квалификации потенциальных участников закупки в области выполнения работ, вследствие чего не свидетельствует при наличии у участника индекса «Деловой репутации» наиболее лучшего условия выполнения работ, чем у участника у которого «Деловая репутация» отсутствует.

Таким образом, установление в документации о закупке в качестве предмета оценки показатель «Деловая репутация» в соответствии с требованием ГОСТ Р 66.1.02-2015 приводит к ограничению количества потенциальных участников закупки.

Кроме того, установление критерия оценки по показателю «Деловая репутация» в соответствии с ГОСТ Р 66.1.02-2015 по виду экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2) – 71.12.7 (Кадастровая деятельность), приводит также к ограничению количества потенциальных участников, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с предметом закупки и имеют СДС, который соответствует требованиям ГОСТ Р 66.1.02.-2015, но получен по иному ввиду экономической деятельности (например ОК 029-2014 (КДЕС ред.2) – 71.12.9 (Землеустройство), которые в рамках своего вида деятельности имеют право на осуществление работ в соответствии с техническим заданием Закупки.

Таким образом, установление данного требования по определенному виду экономической деятельности ограничивает круг привлечения потенциальных участников к Закупке».

Согласно возражениям Заказчика:

«Критерий «Наличие сертификата системы добровольной сертификации», оцениваемый по значению индекса деловой репутации, установленный в документации на закупку, не является обстоятельством, ограничивающим какого-либо участника закупки в подаче заявки, и, таким образом, не содержат в себе признаков ограничения конкуренции.

Устанавливая данный показатель нестоимостного критерия оценки заявок Заказчик руководствовался следующим.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках «Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения».

Целями Положения является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное расходование денежных средств Заказчика.

В соответствии с пунктом 3.1.3 Положения обязанностью Заказчика является «ориентироваться на приобретение качественной продукции, иных объектов гражданских прав, отвечающих предъявляемым к ним требованиям в соответствии с назначением, необходимыми потребительскими свойствами, техническими характеристиками, характеристиками экологической и промышленной безопасности».

В соответствии с п. 13 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее- Федеральный закон № 223-ФЗ) в документации на закупку должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Федеральный закон № 223-ФЗ не содержит ограничений в отношении перечня критериев, которые могут использоваться при проведении закупки, а также не регламентирует порядок оценки заявок по критериям.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона №223-ФЗ «не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора».

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Нестоимостные критерии, установленные в документации на закупку, являются общими для всех участников.

В соответствии с пунктом 3 Приложения №2 «Основные правила и методы оценки предложений в конкурентных закупках» Положения о закупках ГУП РК «Крымэнерго»:

«…В целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик может устанавливать в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки, в том числе:

— деловая репутация участника закупки…»

Таким образом, Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд
ГУП РК «Крымэнерго» - документ, регламентирующий закупочную деятельность Заказчика, устанавливает возможность указания в документации на закупку показателя нестоимостного критерия «деловая репутация».

Установление данного критерия способствует удовлетворению потребностей Заказчика в услугах с необходимыми показателями качества и надежности.

В соответствии с разделом 1 «Область применения» ГОСТ Р 66.1.02-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.09.2015г. № 1389-ст, стандарт входит в национальную систему стандартов «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности» в соответствии с классификатором видов экономической деятельности, относящихся к классу 71 раздела М «Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа».

Согласно вводной части ОКВЭД2, в ОКВЭД2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Кодовое обозначение для идентификации группировок видов экономической деятельности состоит из двух - шести цифровых знаков. Его структура может быть представлена в следующем виде:

XX класс

XX.X подкласс

XX.XX группа

XX.XX.X подгруппа

XX.XX.XX вид

К классу 71 раздела М «Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа» относится группа 71.12 «Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно- технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях», которая в свою очередь включает в себя код 71.12.7 «Кадастровая деятельность».

Таким образом, код 71.12.7. входит в класс 71 раздела М «Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа» классификатора видов экономической деятельности.

   Применение индексов деловой репутации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015 не ограничивает доступ к участию в запросе предложений.

Сертификат соответствия, выданный в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015, является лишь документом, подтверждающим индекс деловой репутации участника закупки, а никак не документом, необходимым для допуска участника к участию в закупке.

Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не является основанием для отклонения заявки участника (в соответствии с документацией на закупку).

Возможность неполучения баллов по показателю «деловая репутация» не может быть расценена как ограничение доступа к участию в запросе предложений. Сама по себе возможность проиграть в запросе предложений не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности. Конкурентный отбор не оказывает влияния на конкуренцию, так как каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупках. Все участники конкурса изначально равны между собой. Круг участников и их характеристики по критериям оценки заранее неизвестны. Самостоятельные действия каждого из участников конкурса будут влиять на результаты закупки и победителем будет определен лучший из участников.

Вышеуказанный порядок оценки по критерию «Деловая репутация участника закупки» установлен Заказчиком в соответствии с нормами действующего законодательства, не создает необоснованных препятствий для участия в рассматриваемом конкурсе, не предрешает исхода закупки, отвечает целям проведения конкурса в части выбора лучших условий исполнения Договора, и направлен на выбор победителем конкурса того, кто предоставил наилучшие условия выполнения работ.

Федеральный закон № 223-ФЗ не содержит указаний какие документы Заказчик вправе требовать для подтверждения того или иного критерия оценки. Перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям критериям оценки, Заказчик устанавливает самостоятельно.

Таким образом, в документации на закупку отсутствуют факты дискриминационных условий и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

Кроме того, в соответствии с условиями документации на закупку, в закупке могут принять участие коллективные участники.

Сложившаяся судебная практика по аналогичному делу также подтверждает позицию Заказчика (решение Арбитражного суда Новгородской области от 27.11.2018 года по делу №А44-6018/2018, постановление Четырнадцатого Арбитражного Апеляционного суда от 04.04.2019 года дело №А44-6018/2018, определение Верховного Суда от 27.02.2020 года дело №А44-6018/2018, решение арбитражного суда Центрального округа от 05.07.2019 по делу № А83-10470/2018).

Согласно решению Арбитражного суда Новгородской области от 27.11.2018 года по делу №А44-6018/2018: «Довод Управления о том, что Заявитель ограничил количество потенциальных участников конкурса, установив спорный показатель деловой репутации, так как на момент объявления конкурса соответствующий сертификат имело лишь одно юридическое лицо (ООО «Мир»), осуществляющее кадастровую деятельность отклоняется судом.

Любой хозяйствующий субъект, в том числе и желающий принять участие в указанном конкурсе, не был лишен возможности пройти оценку своей деловой репутации и получить необходимый сертификат соответствия либо принять участие в конкурсе без предоставления сертификата.

В нарушение статьи 65 АПК РФ Управлением не предоставлено доказательств осуществления Заявителем действий, препятствующих прохождению кем-либо из хозяйствующих субъектов указанной оценки и получению соответствующего сертификата, равно как и доказательств, свидетельствующих о том, что кому-либо из участников закупки было отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с отсутствием сертификата».

В данном решение также указано следующее: «Письмом №56 от 01.10.2018 г. (том 4 л.д.14) на запрос суда Ассоциация аккредитованных лиц подтвердила, что «кадастровая детальность» (71.12.7 по ОКВЭД 2) входит в класс 71, в связи с чем, установленные в методике Стандарта факторы и субфакторы позволяют проводить сертификацию деловой репутации лица, осуществляющего кадастровую деятельность, но не осуществляющего деятельности по ОКВЭД 2 71.12.45 «Инженерные изыскания в строительстве».

Установление показателя оценки заявок по критерию «Деловая репутация» на основе индекса деловой репутации по ГОСТ Р 66.1.02- 2015 и требованиям системы добровольной сертификации является законным и обоснованным способом выявления лучших условий исполнения договора. Законность таких действий Заказчика также подтверждается Решениями Верховного Суда РФ, в том числе:

Определением Верховного суда РФ №114-ПЭК20 от 29.06.2020г. по делу № А44- 6018/2018, где ВС РФ указывает на следующее: «Само по себе то обстоятельство, что по условиям закупочной документации уровень деловой репутации не оценивается заказчиком непосредственным образом, а подтверждается сертификатом соответствия, не может являться основанием для вывода об ограничении доступа к участию в конкурсе, поскольку возможность подтверждения соответствия продукции, работ и услуг в рамках систем добровольной сертификации предусмотрена статьей 21 Федерального закона от 27.12.2002 No 184-ФЗ «О техническом регулировании», использование результатов добровольной сертификации при оценке предложений участников закупки позволяет обеспечить объективность и профессионализм оценки, исключить риск ошибок со стороны заказчика, не обладающего специальными познаниями».

В Определении от 28.10.2019 № № 310-ЭС19-18620 Верховный суд указал:

«Ссылаясь на неправомерное установление заказчиком в конкурсной документации нестоимостных критериев оценки заявок, общество (ООО «МОС Проект») обратилось с жалобой в антимонопольный орган. По результатам рассмотрения жалоба признана обоснованной, заказчик признан нарушившим пункт 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Не согласившись с вынесенным решением, СКС РК (Служба капитального строительства Республики Крым) обратилась в арбитражный суд.

Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, суды, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу о том, что оспариваемое решение управления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заказчика.

Суды исходили из того, что спорный критерий оценки «квалификация участника закупки» с установленным показателем «деловая репутация участника конкурса», примененный заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, и направлен на определение победителя конкурса, наиболее соответствующего потребностям заказчика.».

В итоге Верховным судом было принято решение отказать обществу с ограниченной ответственностью «МОС Проект» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Наряду с изложенным, следует также заметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках первоочередной целью данного Закона является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.

В Определении от 15.01.2018 по делу №А67-4506/2016 Верховный суд указал на необходимость приведения налогоплательщиком доводов в обоснование выбора контрагента, имея в виду, что по условиям делового оборота при осуществлении указанного выбора субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставления обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

Также в доводах жалобы Заявителя отсутствует ссылка на нормативные документы, запрещающие Заказчику требовать в качестве деловой репутации сертификат оценки деловой репутации участника закупки.

В соответствии с Приказом № 1389-ст от 28.09.2015г. Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвержден Национальный стандарт ГОСТ Р 66.1.02-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания».

Применение Национального стандарта позволяет Заказчику дать объективную и достоверную оценку способности соответствующего участника исполнить договор с соблюдением качества и сроков. Использование данной сертификации направлено на объективизацию оценки деловой репутации участников и призвано упростить такую оценку для комиссии на стадии рассмотрения заявок. Обозначенный фактор нельзя признать ограничивающим потенциальных участников в возможности подачи заявок равно как ограничивающим круг потенциальных участников.

Поскольку в разных системах добровольной сертификации одна и та же организация может получить разные индексы деловой репутации, независимо от того имеют ли они одинаковую юридическую силу или нет, Заказчиком были определены две системы, которые позволяют обеспечить единый подход к оценке, и основываются на принципе сопоставимости сертификатов оценки. Данный принцип основан на том, чтобы участник, обратившись в любую из предложенных систем смог получить достоверный расчет и одинаковый индекс независимо от системы.

Установление в закупочной документации требования к участникам закупки о предоставлении сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.02-2015 направлено на определение наиболее квалифицированного исполнителя по заключаемому договору Следовательно, как таковое отсутствие у организации-участника сертификата соответствия на дату опубликования извещения о проведении конкурса, не может служить основанием для вывода о неправомерном включении такого требования в закупочную документацию, поскольку при установлении порядка оценки по нестоимостным критериям заказчик не обязан применять в качестве показателей оценки и СДС именно те показатели и системы, которыми обладает конкретный потенциальный участник закупки.

Верховный суд РФ в Определении № 307-ЭС19-12629 от 18.11.2019г. по делу №А56-115357/2018 указывает на следующее: «То обстоятельство, что заказчиком определены две конкретные системы добровольной сертификации (разработанные двумя организациями), результаты оценки которых принимаются для оценки заявок участников закупки по указанному показателю, само по себе не свидетельствует об ограничении доступа к участию в закупке. Как правомерно указали суды первой и апелляционной инстанций, в рассматриваемом случае установление в закупочной документации требования к участникам закупки о предоставлении сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.03-2016 направлено на определение наиболее квалифицированного исполнителя по заключаемому контракту. Данный вывод судов двух инстанций судом округа не опровергнут. Следовательно, как таковое отсутствие у организации сертификата соответствия на дату опубликования извещения о проведении запроса предложений, не могло служить основанием для вывода о неправомерном включении такого требования в закупочную документацию, поскольку при установлении порядка оценки по нестоимостным критериям заказчик не обязан применять в качестве показателей оценки именно те показатели, которыми обладает конкретный потенциальный участник закупки».

Позиция Заказчика также подтверждается Определениями Верховного суда РФ №307-ЭС19-12629, №307-ЭС19-21226 «При описании показателей указанного критерия заказчик определил, что деловая репутация определяется индексом деловой репутации, исчисляемым в соответствии с требованиями национального стандарта – «ГОСТ Р 66.1.03-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.02.2016 № 54-ст, далее - ГОСТ Р 66.1.03-2016), соответствие которому подтверждается в рамках Системы добровольной сертификации «Компетентность и экспертная оценка» (регистрационный номер РОСС RU.31778.04ИЕГ5) или Системы добровольной сертификации «Развитие, качество, актуальность» (регистрационный номер РОСС RU.31836.04ИЕД6).

Названный национальный стандарт, как указано в его предисловии, устанавливает специальные требования, модель и критерии оценки деловой репутации строительных организаций, позволяет обеспечить единый и объективный подход при выборе строительной организации при проведении различных видов закупок, в том числе конкурсов, а также оценки ее репутационного потенциала и финансовой успешности.

Упомянутый стандарт входит в национальную систему стандартов «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности», в соответствии с ОК 029 относящихся к разделу F «Строительство».

Таким образом, национальный стандарт ГОСТ Р 66.1.01-2016 относится к общепринятым для строительной деятельности документам, его соблюдение может разумно ожидаться от лиц, претендующих на заключение государственного контракта, и установление в закупочной документации критерия деловой репутации, оцениваемого исходя из подтверждения участником закупки своего соответствия требованиям названного национального стандарта, соответствует положениям части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, статьи 32 Бюджетного кодекса, поскольку позволяет дать объективную и достоверную оценку способности соответствующего участника исполнить государственный контракт с соблюдением качества и сроков.

То обстоятельство, что заказчиком определены две конкретные системы добровольной сертификации (разработанные двумя организациями), результаты оценки которых принимаются для оценки заявок участников закупки по указанному показателю, само по себе не свидетельствует об ограничении доступа к участию в закупке.

Как правомерно указали суды первой и апелляционной инстанций, в рассматриваемом случае установление в закупочной документации требования к участникам закупки о представлении сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.03-2016 направлено на определение наиболее квалифицированного исполнителя по заключаемому контракту. Данный вывод судов двух инстанций судом округа не опровергнут.

Следовательно, как таковое отсутствие у организации сертификата соответствия на дату опубликования извещения о проведении запроса предложений, не могло служить основанием для вывода о неправомерном включении такого требования в закупочную документацию, поскольку при установлении порядка оценки по нестоимостным критериям заказчик не обязан применять в качестве показателей оценки именно те показатели, которыми обладает конкретный потенциальный участник закупки».

В своем решении №195/2021-КС по аналогичному делу № 023/06/54.3-562/2021 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, которая рассматривала жалобу ООО «Юг Инжиниринг» на действия администрации Шевченковского сельского поселения Крыловского района в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указала:

«Таким образом, оспариваемый порядок оценки, установленный заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки. …

…В соответствии с требованием ст. 19 ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», одним из принципов подтверждения соответствия является: «Недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации».

Заказчик не нарушил данный принцип, так как указал в критериях к закупке несколько независимых друг от друга систем добровольной сертификации…»

Жалоба ООО «Юг Инжиниринг» была признана необоснованной.

Для оценки опыта и деловой репутации используется факторная модель. Каждый фактор рассчитывается по формуле, в основе которой лежат показатели (результаты деятельности исследуемых субъектов). В свою очередь, факторы определяют через субфакторы.

Опыт и деловая репутация субъекта предпринимательской деятельности (деловая репутация) это совокупность характеристик, которая определяет оценку деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя с точки зрения их деловых качеств, включая наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы и репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О землеустройстве» от 18.06.2001 № 78-ФЗ, землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 г № 221-ФЗ, кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в ст. 29 указанного выше закона.

Согласно ст. 29 ФЗ-221, кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

Кадастровую деятельность (кадастровые работы) может проводить исключительно Кадастровой инженер. При выполнении землеусроительных работ исполнитель не обязан являться кадастровым инженером и членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Землеустроительные работы может осуществлять любое физическое лицо, обладающее навыками и знаниями в данной сфере.

Также хочу отметить, что по классификатору видов деятельности «Землеустройство» (ОКВЭД2 71.12.46) не является уточняющим кодом к кадастровой деятельности (ОКВЭД2 71.12.7), а является уточняющим кодом к ОКВЭД 71.12.4 «Деятельность геодезическая и картографическая». Предметом закупки является «Оказание услуг по выполнению кадастровых работ и изготовлению технических планов на объекты недвижимого имущества (66 объектов)». Таким образом Заказчиком правомерно был установлен критерий оценки по показателю «Деловая репутация» в соответствии с ГОСТ Р 66.1.02-2015 по виду экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2) - 71.12.7 (Кадастровая деятельность).

Оспариваемый конкурс отвечает принципам открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, стимулирования инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок и не может быть приостановлен из-за неудобств для некоторых потенциальных участников».

На основании изложенного, изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Крымского УФАС приходит к выводу, что установленный показатель "Наличие сертификата системы добровольной сертификации" в рамках критерия "Деловая репутация" способствует удовлетворению потребностей Заказчика в услугах с необходимыми показателями качества и надежности. Наличие данного сертификата в рамках предмета Закупки позволяет Заказчику ориентироваться на качество выполняемых услуг.

Установление обжалуемых показателей в рамках критерия "Деловая репутация" с учетом коэффицентов значимости не ограничивает конкуренцию и не нарушает положения Закона о закупках, а также не является для потенциального участника закупки обязательным требованием, так как позволяет набрать баллы по другим показателям и критериям Документации. Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отклонения заявки участника.

Доказательств того, что аккредитованные организации каким-либо образом препятствуют в выдаче сертификата соответствия Заявителем в материалах дела не представлено.

Таким образом, установленный Заказчиком критерий оценки не препятствует участию в Закупке, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, не является единственным и обязательным условием участия в Закупке, а направлен, прежде всего, на выбор победителем Закупки лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика. Довод заявителя признается необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Заявителя необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны