Определение б/н дело №082/01/15-147/2021 от 28 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 082/01/15-147/2021 

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

28.06.2021                                                                                  г. Симферополь

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Крымское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства руководитель ****, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 28.06.2021 № 148 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 082/01/15-147/2021,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Крымским УФАС России рассмотрено  заявления **** о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без проведения процедуры торгов.

В ходе рассмотрения заявлений установлено следующее.

По мнению Заявителя Администрация города Симферополя Республики Крым (далее – Администрация) выдала обществу с ограниченной ответственностью **** (далее – ООО ****) и обществу с ограниченной ответственностью **** (далее – ООО ****) разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь без проведения торгов, что привело к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Крымским УФАС России в рамках рассмотрения заявлений направлены запросы о предоставлении информации. По результатам анализа поступившей информации установлено следующее.

Постановлениями администрации города Симферополя № 4029, 4028, 4027, 4026, 4025, 4024, 4023, 4022, 4021, 4020, 4019, 4018, 4017, 4016, 4015, 4014, 4013, 4012, 4011, 4010, 4009, 4008 от 28.07.2020, № 3973, 3971, 3970, 3969, 3968, 3967 от 22.07.2020 и № 6120, 6119, 6118, 6117 от 26.10.2020 **** и **** выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на сооружениях-элементах благоустройства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без проведения процедуры торгов.

Из пояснений Администрации следует, что основанием выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на элементах благоустройства территории является факт получения ранее разрешений на размещение элементов благоустройства на территории города Симферополя.

**** и ****, получившие ранее разрешение на размещение элементов благоустройства, а именно сооружений, на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, выданные Администрацией на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2014 № 1300, а также Закона Республики Крым от 01.07.2016 № 264-ЗРК/2016, обратились в Муниципальное казенное учреждение управление наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым за получением разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (светодиодных экранов) на сооружениях – элементах благоустройства территории в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги администрацией города Симферополя «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на соответствующей территории», утвержденным постановлением администрации города Симферополя Республики Крым от 11.06.2015 № 398.

В связи с тем, что **** и **** имеют разрешение на размещение элементов благоустройства территории, Администрацией была согласована выдача разрешений на размещение рекламных конструкций (светодиодных экранов) на данных объектах без проведения процедуры торгов.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 39.33 ЗК РФ).

Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).

Согласно пункту 4 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 (далее - Перечень № 1300), в указанный перечень входят элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.

Размещение указанных объектов на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности на территории Республики Крым осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального образования Республики Крым, на территории которого предполагается размещение объекта в соответствии со статьей 2 Закона Республики Крым от 01.07.2016 № 264-ЗРК/2016 «О порядке и условиях размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Вместе с тем, требования к наружной рекламе и установке рекламных конструкций закреплены в статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе наружной рекламой признается реклама, распространенная с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

По мнению ФАС России, к иным техническим средствам стабильного территориального размещения следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения.

В силу части 2 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

Таким образом, светодиодные экраны на сооружениях-элементах благоустройства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, установленные в целях распространения рекламы, подпадают под понятие рекламной конструкции.

Установка и эксплуатация рекламных конструкций (светодиодных экранов) на сооружениях-элементах благоустройства территории должна осуществляться в соответствии со статьей 19 Закона о рекламе, в том числе с учетом требований части 5.1 вышеназванной статьи, согласно которым заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с частью 9.2 статьи 19 Закона о рекламе разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.

Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления соответствующей муниципальной услуги, утвержденным постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 11.06.2015 № 398 (далее – Регламент).

Вместе с тем, указанный регламент не определяет порядок и возможность выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на элементах благоустройства территории.

Круг лиц, которые могут обращаться с заявлением о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь, определен в пункте 2.1 Регламента.

Так в соответствии с пунктом 2.1 Регламента заявителями на предоставление муниципальной услуги могут быть физические, юридические лица или индивидуальные предприниматели являющиеся: - собственниками земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, на котором устанавливается и эксплуатируется объект наружной рекламы и информации, либо лицо, управомоченное собственником, (в т.ч. лицом уполномоченным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, к которому присоединяется рекламная конструкция), в том числе арендатором, либо лицом, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, или иной законный владелец недвижимого имущества, на котором устанавливается и эксплуатируется объект наружной рекламы и информации, либо владелец объекта наружной рекламы и информации; - победителями торгов (аукционов или конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации.

Таким образом, правом на обращение с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь обладают только лица, указанные в пункте 2.1 Регламента.

В свою очередь, к элементам благоустройства пункт 38 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ относит декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Указанные объекты несут вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка и являются лишь элементом его благоустройства.

Элементы благоустройства территории не могут быть отнесены к недвижимому имуществу по смыслу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, установка и эксплуатация рекламных конструкций на элементах благоустройства (сооружениях), расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, должна осуществляться на основании торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В ходе проведенного исследования Крымским УФАС России установлены в действиях Администрации признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в выдаче разрешений **** и **** на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на сооружениях - элементах благоустройства территории, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

В связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации города Симферополя Республики Крым Крымским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение о необходимости в срок до 20 июня 2021 г. прекращения действия, содержащего признаки нарушения антимонопольного законодательства путем аннулирования выданных ООО «ВВВ» и ООО «Трэйд Медиа Групп» разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на основании постановлений администрации города Симферополя Республики Крым № 4029, 4028, 4027, 4026, 4025, 4024, 4023, 4022, 4021, 4020, 4019, 4018, 4017, 4016, 4015, 4014, 4013, 4012, 4011, 4010, 4009, 4008 от 28.07.2020, № 3973, 3971, 3970, 3969, 3968, 3967 от 22.07.2020 и № 6120, 6119, 6118, 6117 от 26.10.2020.

В установленный срок предупреждение Крымского УФАС России Администрацией города Симферополя Республики Крым не выполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом № 148 от 28.06.2021 в отношении Администрации города Симферополя Республики Крым возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с действием Администрации города Симферополя Республики Крым по выдаче **** и **** разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на сооружениях - элементах благоустройства территории и невыполнении предупреждения Крымского УФАС России о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства № 07/655 от 14.04.2021.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Председатель Комиссии,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1.Назначить дело № 082/01/15-147/2021 к рассмотрению на 29 июля 2021 в 10 час. 00 мин. по адресу: Республика Крым г. Симферополь, ул. А. Невского, д. 1, 5 этаж, каб. 515.

2.Привлечь к участию в рассмотрении дела:

- в качестве заявителя – ****;

- в качестве ответчика – ****;

3.Администрации города Симферополя Республики Крым к рассмотрению дела необходимо представить письменные пояснения по сути рассматриваемого дела № 082/01/15-147/2021

 

Явка лиц привлеченных к участию в рассмотрении дела или их представителей (с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны