Определение №07/1739 Определение о назначении дела № 082/01/16-171/2022 о нарушен... от 10 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

10.11.2022                                                                                               г. Симферополь

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее -  Крымское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства заместитель руководителя <...>, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 10.11.2022 № 348 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 082/01/16-171/2022,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Крымское УФАС России, антимонопольный орган) в рамках рассмотрения дела № 082/01/16-119/2022, возбужденного в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым  и <...> по признакам нарушения статьи  16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым (далее – ДГХА) и <...> (далее – <...>) при заключении муниципальных контрактов на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования.

В ходе рассмотрения материалов, изучения представленных пояснений и документов Крымским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 27 статьи 7 Устава муниципального образования – городского округа Евпатория Республики Крым, принятым Решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 7 ноября 2014 года
№ 1-4/14 к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В свою очередь, в соответствии с подпунктом 1 пункта 4.1.13 Положения о департаменте городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым, утвержденного Решением 7 сессии 1 созыва Евпаторийского городского совета от 05.12.2014 № 1-7/6 «Об учреждении департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым и утверждении Положения о департаменте» к ведению департамента относится организация сбора и вывоза бытовых отходов с территорий жилых микрорайонов, муниципальных объектов благоустройства городского округа Евпатория Республики Крым, подпунктом 2 пункта 4.1.1.4 – организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.

Частью 1 статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а также пунктов 1 и 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств.

В силу положений части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 93 Закона о контрактной системе предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

В период с 01.11.21 по 29.11.21 между ДГХА и <...> заключено 11 муниципальных контрактов, предметом которых являлось оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования (далее – муниципальные контракты).

В рассматриваемый период ДГХА оплатил работы по указанным контрактам на сумму 5 628 000,00 рублей в 2021 году. Таким образом, закупка услуг по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования стоимостью 5 628 000,00 рублей в 2021 году не могла осуществляться у единственного исполнителя, а должна была проводиться конкурентным способом.

ДГХА, заключив договоры с <...>, без проведения торгов, создала преимущественные условия деятельности одному хозяйствующему субъекту, необоснованно сократив число подрядчиков, которые могли бы участвовать в торгах и конкурировать за получение контракта, в том числе снизить цену закупки.

Заключение договоров в обход публичных процедур предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях недопущения конкуренции и получения права на выполнение работ в приоритетном порядке.

Подобный порядок заключения договоров оказывает негативное влияние на деятельность конкурентов на рассматриваемом рынке, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по ликвидации несанкционированных свалок.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Так как сделка заключается с согласия двух сторон, следовательно, отказ от участия в соглашении исключает возможность его реализации.

ДГХА определило закупку у единственного поставщика, а <...> согласился на участие в данном соглашении в целях получения преимуществ перед иными хозяйствующими субъектами на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа власти (либо организации, осуществляющей функции органа власти), как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить наличие соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

При этом, как указывалось выше, у ДГХА и <...> отсутствовали правовые основания для заключения спорных контрактов без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Пунктом 3 Закона о контрактной системе установлено, что для проверки предоставленных исполнителем результатов, предусмотренных контрактом в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с разделом муниципальных контрактов «Требования к сдаче-приемке оказанных услуг» проверка оказания услуг, осуществляемых исполнителем, производится заказчиком на протяжении всего срока действия контракта и включает контрольные мероприятия по подготовке исполнителя к оказанию услуг, контрольные мероприятия по проверке качества оказания услуг. Контрольные мероприятия проводятся заказчиком путем изучения документации исполнителя, обследований и проверок объемов, выполнения и качества оказания услуг.

Согласно разделу 7 «Порядок сдачи и приемки работ» каждого контракта приемка услуг на соответствие объема и качества требованиям, установленным в контракте производится в течение трех рабочих дней после получения документов, установленных в пункте 7.2 Контракта и при наличии всех фото и видеозаписей выполнения обязательств, установленных контрактом.

Материалы фото и видеофиксации выполнения <...> обязательств по вышеуказанным контрактам не представлены. Также не представлены документы, информация, свидетельствующие о том, что ДГХА проводилась экспертиза результатов указанных контрактов и выполнялись какие-либо контрольные мероприятия по проверке оказания услуг.

Установлено, что в условиях вышеуказанных контрактов исполнитель обязуется своевременно оказать услуги по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования на условиях контрактов и сдать их заказчику.

В указанных контрактах место оказания услуг в техническом задании не конкретизировано – согласно пункту 1.4. всех контрактов местом оказания услуг является территория общего пользования муниципального образования.

Также, проверкой контрактов установлено, что в 10 из 11 контрактов срок оказания услуг предшествовал дате заключения контрактов - контракты были заключены после завершения установленного в них срока оказания услуг, то есть контракты содержат ретроактивную оговорку.

Включение в контракты ретроактивной оговорки противоречит части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, которой установлено, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о наличии в действиях ДГХА и <...> признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашения и осуществления согласованных действий между указанными субъектами, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Председатель Комиссии,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1.Назначить дело 082/01/16-171/2022 к рассмотрению на 01 декабря 2022 в 11 час. 00 мин. по адресу: Республика Крым г. Симферополь, ул. А. Невского, д. 1, 5 этаж, каб. 515.

2. Участие в заседании комиссии будет организовано, в том числе, посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server» по ссылке:

(https://fas1.tconf.rt.ru/c/5881564621).

3.Привлечь к участию в рассмотрении дела:

- в качестве ответчика – Департамент городского хозяйства администрации города Евпатории (ОГРН 1149102177927, ИНН 910706655440, КПП 911001001, адрес: 297501, Республика Крым, г. Евпатория, ул. им.60-летия ВЛКСМ, д. 10);

- в качестве ответчика – <...>.

4.Сторонам к рассмотрению дела необходимо представить письменные пояснения по сути рассматриваемого дела № 082/01/16-171/2022.

5. Департаменту городского хозяйства администрации города Евпатория до 29.11.2022 необходимо предоставить:

- копии запросов о предоставлении коммерческих предложений для обоснования цены контрактов по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования (далее – Контракты) с предоставлением сведений об их направлении;

- сведения о заявках, направляемых в адрес регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с целью ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

- заявления, обращения о предоставлении денежных средств, необходимых для ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования за 2020-2022 г.г. с подтверждением их направления;

- сведения о предоставлении из бюджета Республики Крым денежных средств на осуществление мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования за 2020-2022 г.г. с приложением подтверждающих документов;

- письменные пояснения о порядке определения ДГХА круга хозяйствующих субъектов, готовых предоставить услуги по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования, с предоставлением сведений о таких субъектах

- письменные пояснения, проводился ли иной анализ по обоснованию начальной цены Контрактов;

- сведения о наложенных штрафах, неустойках, пени в связи с неисполнением <...> обязательств, предусмотренных контрактами;

- письменные пояснения по вопросу непроведения торгов по оказанию услуг ликвидации несанкционированных свалок в период с 01.11.2021 по дату получения настоящего определения;

- штатную расстановку (список сотрудников) с указанием Ф.И.О., должностей, структурных подразделений, с учетом изменений, произошедших с 01.01.2021 по дату получения настоящего определения.

6. <...> до 29.11.2022 необходимо предоставить:

- штатную расстановку (список сотрудников) с указанием Ф.И.О., должностей, структурных подразделений, с учетом изменений, произошедших с 01.01.2020 по дату получения настоящего определения;

- сведения (справка) о размере выручки, полученной от всех видов деятельности (отдельно по каждому виду деятельности) за 2020-2022 годы (с приложением подтверждающих документов);

- документы, подтверждающие осуществление <...> деятельности (отдельно по каждому виду деятельности) за 2020-2022 годы;

- копии документов, подтверждающих право владения транспортными средствами, используемыми в деятельности по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования за 2020-2022 г.г.;

- копии договоров, заключенных с ДГХА за 2020-2022 г.г., за исключением ранее предоставленных в рамках рассмотрения дела № 082/01/16-119/2022;

Сторонам предлагается принять дистанционное участие в рассмотрении дела посредством интернет-видеоконференции с использованием плагина TrueConf, который можно скачать, перейдя по ссылке, либо выполнить предлагаемые действия по установке при первом входе в конференцию.

Интернет-видеоконференции проходят непосредственно в браузере, на веб-странице портала видеоконференций, либо с использованием приложения для мобильных телефонов.

Представителям Сторон необходимо не позднее одного дня до начала заседания комиссии направлять в Крымское УФАС России на адрес электронной почты to82@fas.gov.ru документы, подтверждающие полномочия (в теме письма обязательно указать дату время заседания, номер дела), а на заседании комиссии в дистанционном режиме продемонстрировать членам комиссии оригинал доверенности и документ, удостоверяющий личность (например, паспорт, военный билет и т.п.).

Явка лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела или их представителей (с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела), обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны