Решение №07/539 дело №082/01/15-147/2021 от 7 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 082/01/15-147/2021

г. Симферополь

Резолютивная часть решения оглашена 24 марта 2022 г.

Решение в полном объеме изготовлено 07 апреля 2022  г.        

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее – Комиссия Крымского УФАС России):

Председатель комиссии:

****;

Члены комиссии:

****,

рассмотрев дело № 082/01/15-147/2021, возбужденное в отношении администрации города Симферополя Республики Крым (далее – Администрация) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в связи с действием Администрации по выдаче обществам с ограниченной ответственностью «ВВВ» и «Трэйд Медиа Групп» разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на сооружениях - элементах благоустройства территории без проведения конкурентных процедур и невыполнении предупреждения Крымского УФАС России о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства № 07/655 от 14.04.2021,

****,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Крымским УФАС России рассмотрены заявления Симбиревой Яны Андреевны (вх. №309ов от 21.01.2021, вх. №797ов от 08.02.2021) о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без проведения процедуры торгов.

14.04.2021 г. в связи с наличием действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в по выдаче ООО «ВВВ» и ООО «Трэйд Медиа Групп» разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на сооружениях - элементах благоустройства территории без проведения конкурентных процедур, Администрации выдано предупреждение о необходимости в срок до 20 июня 2021 прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В установленный срок предупреждение Крымского УФАС России Администрацией не выполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом № 148 от 28.06.2021 в отношении Администрации возбуждено дело № 082/01/15-147/2021 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

К рассмотрению дела привлечены:

- в качестве заявителя – Симбирева Яна Андреевна (ysimbireva@mail.ru);

- в качестве ответчика – Администрация города Симферополя Республики Крым (ОГРН: 1149102098749, ИНН: 9102048470, КПП: 910201001, юридический адрес: 295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Горького, д. 15);

- в качестве заинтересованных лиц: ООО «Трэйд Медиа Групп» (ОГРН: 1149102097726, ИНН: 9102048015, ул. Карла Маркса, д. 40, литер м, оф. 5, г. Симферополь, Республика Крым, 295000, директор: Трещева О.Р.), ООО «ВВВ» (ОГРН: 1199112012901, ИНН: 9102257587, ул. Петропавловская, д. 12, офис 20, г. Симферополь, Республика Крым, 295001, директор: Супрун Е.В.).

В ходе рассмотрения представленных материалов и пояснений были установлены следующие обстоятельства.

Постановлениями администрации города Симферополя  Республики Крым № 4029, 4028, 4027, 4026, 4025, 4024, 4023, 4022, 4021, 4020, 4019, 4018, 4017, 4016, 4015, 4014, 4013, 4012, 4011, 4010, 4009, 4008 от 28.07.2020, № 3973, 3972, 3971, 3970, 3969, 3968, 3967 от 22.07.2020 и № 6120, 6119, 6118, 6117 от 26.10.2020 ООО «ВВВ» и ООО «Трэйд Медиа Групп» выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на сооружениях-элементах благоустройства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без проведения процедуры торгов.

Из пояснений Администрации № 11894/24/01-13 от 13.09.2021 следует, что основанием выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на элементах благоустройства территории является факт получения ООО «ВВВ» и ООО «Трэйд Медиа Групп» разрешений на размещение элементов благоустройства территории города Симферополя, а именно сооружений, на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, выданных Администрацией на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2014 № 1300, а также Закона Республики Крым от 01.07.2016 №264-ЗРК/2016.

ООО «ВВВ» и ООО «Трэйд Медиа Групп», получив разрешения на размещение элементов благоустройства, обратились в Муниципальное казенное учреждение Управление наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым за получением разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (светодиодных экранов) на сооружениях – элементах благоустройства территории в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги администрацией города Симферополя «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на соответствующей территории», утвержденным постановлением администрации города Симферополя Республики Крым от 11.06.2015 № 398.

В связи с тем, что ООО «ВВВ» и ООО «Трэйд Медиа Групп» имеют разрешения на размещение элементов благоустройства территории, Администрацией была согласована выдача разрешений на размещение рекламных конструкций (светодиодных экранов) на данных объектах без проведения процедуры торгов.

Так, ООО «ВВВ» выданы следующие разрешения.

Согласно постановлениям администрации города Симферополя № 3969, 3968, 3967 от 22.07.2020 выданы разрешения №1068, 1067, 1066 от 23.07.2020 на установку и эксплуатацию трех рекламных конструкций на сооружении-элементе благоустройства по адресу: район площади им. Веры Роик.

Следует отметить, что 12.11.2015 ООО «ВВВ Плюс» (ИНН:9102020130, директор Супрун Е.В.) было выдано предписание № 1920 о демонтаже трехсторонней рекламной конструкции, выявленной по вышеуказанному адресу. Сведения о демонтаже до настоящего времени не представлены.

Согласно постановлениям администрации города Симферополя № 4029, 4028, 4027, 4026 выданы разрешения № 1091, 1092, 1093, 1094 от 29.07.2020 на установку и эксплуатацию четырех рекламных конструкций на сооружении-элементе благоустройства по адресу: транспортное кольцо на перекрестке с круговым движением на площади Московская.

12.11.2015 ООО «ВВВ Плюс» было выдано предписание № 2014 о демонтаже трехсторонней рекламной конструкции, выявленной по вышеуказанному адресу. Сведения о демонтаже до настоящего времени не представлены.

Согласно постановлениям администрации города Симферополя № 4025, 4024, 4023 выданы разрешения № 1088, 1089, 1090 от 29.07.2020 на установку и эксплуатацию трех рекламных конструкций на сооружении-элементе благоустройства по адресу: центр транспортной развязки (разделительный треугольник) на ул. Киевская.

13.11.2015 ООО «ВВВ Плюс» было выдано предписание № 2065 о демонтаже трехсторонней рекламной конструкции, выявленной по вышеуказанному адресу. Сведения о демонтаже до настоящего времени не представлены.

Администрация в письменных пояснениях №15109/24/01-13 от 17.12.2021 дополнительно сообщала, что указанное предписание о демонтаже утратило актуальность в связи с выдачей ООО «ВВВ» разрешений № 1088, 1089, 1090 от 29.07.2020 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на элементе благоустройства по указанному адресу.

Постановлениями администрации города Симферополя № 4022, 4021, 4020 28.07.2020 выданы разрешения № 1086, 1087, 1085 от 29.07.2020 на установку и эксплуатацию трех рекламных конструкций на сооружении-элементе благоустройства по адресу: - центр транспортной развязки (разделительный треугольник) на ул. Гагарина – ул. Ким.

12.11.2015 ООО «ВВВ Плюс» было выдано предписание № 1959 о демонтаже трехсторонней рекламной конструкции, выявленной по вышеуказанному адресу. Сведения о демонтаже до настоящего времени не представлены.

Постановлениями администрации города Симферополя Республики Крым № 4019, 4018, 4017 от 28.07.2020 выданы разрешения № 1082, 1083, 1084 от 29.07.2020 на установку и эксплуатацию трех рекламных конструкций на сооружении-элементе благоустройства территории по адресу: - центр транспортной развязки (разделительный треугольник) ул. Воровского – ул. Шмидта – ул. Ленина.

Постановлениями №4016, 4015, 4014 от 28.07.2020 выданы разрешения № 1081, 1080, 1079 от 29.07.2020 на установку и эксплуатацию трех рекламных конструкций на сооружении-элементе благоустройства по адресу: - центр транспортной развязки (разделительный треугольник) на площади им. Амет – Хана Султана.

Постановлениями 4013, 4012, 4011 от 28.07.2020 выданы разрешения № 1078, 1077, 1076 от 29.07.2020 на установку и эксплуатацию трех рекламных конструкций на сооружении-элементе благоустройства по адресу: - транспортное кольцо на перекрестке с круговым движением на ул. Желябова – ул. Южная – ул. Авиационная (в районе гостиницы «Спортивная»).

13.10.2015 ООО «ВВВ Плюс» было выдано предписание № 1689 о демонтаже трехсторонней рекламной конструкции, выявленной по вышеуказанному адресу. Сведения о демонтаже до настоящего времени не представлены.

Постановлениями администрации города Симферополя Республики Крым №4010, 4009, 4008 от 28.07.2020 выданы разрешения № 1074, 1073, 1075 от 29.07.2020 на установку и эксплуатацию трех рекламных конструкций на сооружении-элементе благоустройства территории по адресу:  район ул. 60 лет Октября.

12.11.2015 ООО «ВВВ Плюс» было выдано предписание № 1977 о демонтаже трехсторонней рекламной конструкции, выявленной по вышеуказанному адресу. Сведения о демонтаже до настоящего времени не представлены.

Постановлениями № 3973, 3971, 3972, 3970 от 22.07.2020 выданы разрешения № 1072, 1071, 1070, 1069 от 23.07.2020 на установку и эксплуатацию четырех рекламных конструкций на сооружении-элементе благоустройства по адресу: - транспортное кольцо на перекрестке с круговым движением на площади им. Куйбышева.

12.11.2015 ООО «ВВВ Плюс» было выдано предписание № 1928 о демонтаже четырехсторонней рекламной конструкции, выявленной по вышеуказанному адресу. Сведения о демонтаже до настоящего времени не представлены.

Постановлениями Администрации № 6120, 6119, 6118, 6117 от 26.10.2020 ООО «Трэйд Медиа Групп» выданы разрешения № 1154, 1153, 1152, 1151 от 26.10.2020 на установку и эксплуатацию четырех рекламных конструкций на сооружении-элементе благоустройства по адресу: - центр транспортного кольца в районе площади Советской.

На момент рассмотрения дела, согласно акту осмотра от 01.10.2021 рекламных конструкций Крымским УФАС России установлено следующее.

В районе площади им. Веры Роик, на транспортном кольце на перекрестке с круговым движением на ул. Желябова – ул. Южная – ул. Авиационная (в районе гостиницы «Спортивная»), в районе ул. 60 лет Октября, а также в центре транспортной развязки (разделительный треугольник) на ул. Киевская установлены опорные стойки, на которых размещена трехсторонняя щитовая конструкция большого формата.

Следует отметить, что все разрешения были выданы на установку и эксплуатацию рекламных конструкций определенного типа, а именно – светодиодный экран. Однако по вышеуказанным адресам установлены рекламные конструкции щитового типа.

В центре транспортной развязки (разделительный треугольник) ул. Воровского – ул. Шмидта – ул. Ленина рекламные конструкции, и/или элементы благоустройства в виде сооружений не выявлены.

По адресам: транспортное кольцо на перекрестке с круговым движением на площади Московская, транспортное кольцо на перекрестке с круговым движением на площади им. Куйбышева, установлены опорные стойки, на которых размещены по четыре рекламных конструкций типа-светодиодный экран большого формата, над которыми сверху стоек закреплены часы в виде циферблата с двух сторон, герба Симферополя и герба Республики Крым на двух других плоскостях.

По адресу: центр транспортной развязки (разделительный треугольник) на ул. Гагарина – ул. Ким размещена опорная стойка, на которой размещены три рекламные конструкции типа-светодиодный экран большого формата, над которыми закреплены часы в виде циферблата с одной стороны, герба Симферополя и герба Крыма на двух других плоскостях.

В центре транспортной развязки (разделительный треугольник) на площади им. Амет – Хана Султана установлена опорная стойка, на которой размещены три рекламные конструкции (тип-светодиодный экран большого формата), часы отсутствуют.

В центре транспортного кольца в районе площади Советской установлено сооружение, на котором размещены четыре рекламные конструкции (тип-светодиодный экран большого формата), над экранами в верхней части сооружения размещены четыре изображения в виде циферблатов часов.

Исходя из характера, назначения, вида, способа монтажа и целей использования указанные объекты являются рекламными конструкциями, то есть техническими средствами для размещения рекламы.

Таким образом, исходя из вышеописанного, можно сделать вывод о том, что так называемые сооружения-элементы благоустройства, по сути, представляют опорные стойки с рекламными конструкциями с закрепленными на некоторых из них часами сверху.

Согласно п. 4.2.1 постановления Совета министров Республики Крым от 21.10.2014 № 405 «О некоторых вопросах распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Республике Крым» на территории муниципального района (городского округа) все конструкции по своему типу, размеру и иным характеристикам должны соответствовать Сборнику типовых конструкций для размещения наружной рекламы и информации на территории Республики Крым, утвержденному Советом министров Республики Крым (далее – Сборник).

Сборник является документом, объединяющим типовые решения и конструктивно возможные способы распространения рекламы и информации.(пункт 2.2 Постановления № 405).

Согласно Сборнику (Приложение 2 к постановлению Совета министров Республики Крым от 21.10.2014 № 405) светодиодные экраны (табло, мониторы) - объекты наружной рекламы, предназначенные для воспроизведения изображения на плоскости экрана за счет светоизлучения светодиодов, ламп, иных источников света или светоотражающих элементов.

Анализ приведенных в Сборнике типов, размеров и форм рекламных конструкций позволяет определить размещенные ООО «ВВВ» и ООО «Трэйд Медиа Групп» сооружения никак иначе кроме как рекламные конструкции двух видов: светодиодных экранов большого формата и щитовых рекламных конструкций большого формата.

Наличие часов на некоторых из них не меняет их функциональное назначение и цель использования, а именно - размещение рекламы и получение прибыли.

В рамках рассмотрения дела, Администрация давала пояснения (письма №13358/24/01-13 от 14.10.2021, №15109/24/01-13 от 17.12.2021), согласно которым ранее на земельных участках, на территории которых расположены «элементы благоустройства» ООО «Трэйд Медиа Групп» и ООО «ВВВ», размещались незаконно установленные рекламные конструкции указанных субъектов. В связи с чем им были выданы предписания о демонтаже, копии которых Администрация предоставила в рамках рассматриваемого дела.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 39.33 ЗК РФ).

Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).

Согласно пункту 4 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 (далее - Перечень № 1300), в указанный перечень входят элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.

Размещение указанных объектов на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности на территории Республики Крым осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального образования Республики Крым, на территории которого предполагается размещение объекта в соответствии со статьей 2 Закона Республики Крым от 01.07.2016 № 264-ЗРК/2016 «О порядке и условиях размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Однако, по мнению ФАС России (письмо №ГМ/103115/21 от 03.12.2021), предоставление мест под размещение объектов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, путем проведения торгов позволит создать равные условия хозяйствующим субъектам на соответствующих рынках.

При этом в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Правоотношения, связанные с предпринимательской деятельностью, могут повлиять на конкуренцию на товарных рынках. В этой связи, при размещении объектов благоустройства территории для целей осуществления предпринимательской деятельности возможность использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, должна предоставляться на конкурентной основе.

Стоит отметить, что пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номера» домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использована охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Таким образом, орган местного самоуправления в рамках полномочий предоставленных ему Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вправе определять порядок и возможность размещения рекламы на сооружениях - элементах благоустройства в соответствующем нормативном акте.

Администрацией города Симферополя Республики Крым соответствующий нормативный правовой акт не принят.

Кроме того, порядок определения, согласования и утверждения внешнего вида элементов благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь также отсутствует.

Разрешения на размещение элементов благоустройства, выданные ООО «ВВВ» и ООО «Трэйд Медиа Групп», не содержат какого-либо описания внешнего вида, графического или схематического изображения элементов благоустройства.

Вместе с тем, требования к наружной рекламе и установке рекламных конструкций закреплены в статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе наружной рекламой признается реклама, распространенная с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

По мнению ФАС России (письмо ФАС России №АК/15075/21 от 02.03.2021), к иным техническим средствам стабильного территориального размещения следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения.

В силу части 2 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

Таким образом, светодиодные экраны на сооружениях-элементах благоустройства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, установленные в целях распространения рекламы, подпадают под понятие рекламной конструкции.

Установка и эксплуатация рекламных конструкций (светодиодных экранов) на сооружениях-элементах благоустройства территории должна осуществляться в соответствии со статьей 19 Закона о рекламе, в том числе с учетом требований части 5.1 вышеназванной статьи, согласно которым заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с частью 9.2 статьи 19 Закона о рекламе разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.

Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления соответствующей муниципальной услуги, утвержденным постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 11.06.2015 № 398 (далее – Регламент).

Вместе с тем, указанный регламент не определяет порядок и возможность выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на элементах благоустройства территории.

Круг лиц, которые могут обращаться с заявлением о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь, определен в пункте 2.1 Регламента.

Так в соответствии с пунктом 2.1 Регламента заявителями на предоставление муниципальной услуги могут быть физические, юридические лица или индивидуальные предприниматели являющиеся: - собственниками земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, на котором устанавливается и эксплуатируется объект наружной рекламы и информации, либо лицо, управомоченное собственником, (в т.ч. лицом уполномоченным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, к которому присоединяется рекламная конструкция), в том числе арендатором, либо лицом, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, или иной законный владелец недвижимого имущества, на котором устанавливается и эксплуатируется объект наружной рекламы и информации, либо владелец объекта наружной рекламы и информации; - победителями торгов (аукционов или конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации.

Таким образом, правом на обращение с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь обладают исключительно собственники (иные законные владельцы) недвижимого имущества, на котором устанавливается или эксплуатируется объект наружной рекламы, а также победители торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации.

Пункт 9.1 Регламента содержит перечень документов, обязательных к предоставлению заявителем, для получения разрешения: 1) заявление; 2) документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя); 3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, уполномоченного на подачу документов и получение результата оказания муниципальной услуги (в случае обращения представителя заявителя); 4) копии учредительных документов, в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица (устав, учредительный договор); 5) копия свидетельства о постановке на налоговый учет (в случае обращения индивидуального предпринимателя); 6) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в пункте 2.1 Административного регламента законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции), если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества; 7) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе проведенного посредством заочного голосования с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (в случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме);8) проектная документация объекта наружной рекламы и информации (эскизный проект конструкции в цветном изображении, а также графические и текстовые документы, которые в отдельности или в совокупности определяют состав и устройство рекламной конструкции и содержат все необходимые чертежи и расчеты, позволяющие обеспечить безопасность рекламной конструкции в промежуток времени от изготовления рекламной конструкции до ее утилизации).

Визуализация рекламной конструкции должна быть согласована с собственником недвижимого имущества или лицом, уполномоченным собственником такого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция; 9) согласие заявителей на обработку персональных данных; 10) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

При обращении с соответствующими заявлениями ООО «ВВВ» и ООО «Трэйд Медиа Групп» не представили документы и сведения, подтверждающие размещение на территории города Симферополя сооружений-элементов благоустройства, к которым планировалось присоединение рекламных конструкций.

Необходимо также отметить, что внешний вид всех установленных сооружений-элементов благоустройства ООО «ВВВ» не совпадает с заявленным видом сооружений в проектах рекламных конструкций, отражающих общий вид сооружения с прикрепляемой рекламной конструкцией, и предоставленных ООО «ВВВ» для получения разрешений.

В свою очередь, к элементам благоустройства пункт 38 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ относит декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Указанные объекты несут вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка и являются лишь элементом его благоустройства.

Элементы благоустройства территории не могут быть отнесены к недвижимому имуществу по смыслу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, установка и эксплуатация рекламных конструкций на элементах благоустройства (сооружениях), расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, должна осуществляться на основании торгов.

На основании части 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Пунктом 2 части 15 статьи 19 закона о рекламе установлено, что несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) является основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения.

Исходя из требований части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе допускается установка рекламных конструкций только на тех местах, которые обозначены в Схеме рекламных конструкций, а размещение рекламных конструкций вне мест, обозначенных в Схеме, влечет отказ в выдаче разрешения.

Таким образом, разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций выданы с нарушением, установленным законодательством о рекламе. Установленные на сооружениях-элементах благоустройства территории рекламные конструкции отсутствуют в схеме размещения рекламных конструкций.

В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума №2) указано, что при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определённом товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках.

Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции (пункт 34 Постановления Пленума №2).

В соответствии с проведенным анализом состояния конкуренции на товарном рынке услуг наружной рекламы установлено следующее.

Анализ состояния конкуренции проводился за следующий период времени: 2020-2022 г.

Границы товарного рынка определены как рынок услуг по размещению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.

Географическими границами исследования рынка услуг по размещению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций являются границы города Симферополя.

Круг лиц (хозяйствующих субъектов), потенциально желающих получить право на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым является неопределенным, и может быть выявлен лишь при публичном объявлении торгов в установленном законом порядке.

Согласно сведений, предоставленных Администрацией, субъектами рынка услуг наружной рекламы на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым являются: ООО «ВВВ», ООО «ВВВ Плюс», ООО Трэйд Медиа Групп», ООО «Аутдор Групп», ИП Мандрицкий М.Ю., ИП Рыжов В.А., ИП Червинский А.В., ООО «КРА «Партнер», ООО «Бутур», ООО «Гермес Медиа Крым, ООО «РА «Элис», ИП Ольшевский Д.Э., ООО «Регион 82», ООО «Бурст», ООО «Прайм Дизайн», ООО «Городские инновации», ИП Ольшевский Д.Э, ООО «Умный город», ООО «Прайм Дизайн», ООО «Вояж-Крым», ИП Червинский А.В, ООО «Дайвис», ООО «Синтоп» и др.

Антимонопольный орган обращает внимание, Муниципальным казённым учреждением Департамент развития экономического потенциала территории и муниципального заказа администрации города Симферополя Республики Крым в ноябре 2021 года были объявлены 7 аукционов по 42 лотам на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Участие в данных торгах приняли от пяти до восьми участников по каждому лоту, что, в том числе, привело к значительному повышению начальной цены лотов.

В то время как, ООО «ВВВ» и ООО «Трэйд Медиа Групп», обращаясь за выдачей разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на сооружениях-элементах благоустройства оплатили единоразовую выплату в виде государственной пошлины.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что рынок услуг по размещению наружной рекламы в границах города Симферополя Республики Крым конкурентен и востребован.

По оценке изменения состояния конкуренции на товарном рынке услуг по размещению наружной рекламы, вследствие осуществления действий Администрации города Симферополь Республики Крым установлено предоставление преимущественных условий определенным хозяйствующим субъектам: ООО «ВВВ» и ООО «Трэйд Медиа Групп».

Изучив материалы дела, проведя анализ рынка, Комиссия Крымского УФАС России приходит к следующему выводу.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) утверждение правил благоустройства относится к вопросам местного значения муниципалитета.

Содержание правил благоустройства территории урегулировано статьей 45.1 указанного закона.

Согласно пункту 3 статьи 45.1 ФЗ № 131 законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые Правилами благоустройства территории муниципального образования.

В Республике Крым отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий возможность размещения рекламных конструкцией на элементах благоустройства территории. Перечень, установленный статьей 45.1 ФЗ № 131 также не содержит норм, регулирующих размещение и саму возможность размещения рекламных конструкций на объектах благоустройства.

В российском законодательстве имеется специальная норма – статья 19 Закона о рекламе, регулирующая установку рекламных конструкций, в том числе на землях муниципальной собственности.

Таким образом, Комиссия Крымского УФАС России считает, что установка и эксплуатация рекламной конструкции на сооружении-элементе благоустройства, расположенном на земельном участке, принадлежащем муниципалитету, должна осуществляться с учетом правил части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе.

Схема, когда без проведения торгов (конкурентной процедуры) муниципалитетом выделяются земельные участки для размещения сооружений-элементов благоустройства, а затем этот элемент благоустройства фактически превращается в рекламную конструкцию, представляет собой, по мнению антимонопольного органа, фактическое предоставление преимуществ (преференций) конкретному лицу.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание позицию ФАС России, изложенную в письме № ГМ/103115/21 от 03.12.2021, действия Администрации, выразившиеся в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без проведения торгов, предусмотренных законодательством, без включения рекламных конструкций в схему размещения рекламных конструкций, а также действия по использованию земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях осуществления предпринимательской деятельности, без конкурентных процедур, приводят к созданию преимущественных условий ведения деятельности на рынке услуг наружной рекламы, что нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой органам местного самоуправления запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия Крымского УФАС России усматривает в таких действиях Администрации города Симферополя Республики Крым нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Оснований для прекращения рассмотрения дела в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции Комиссией Крымского УФАС России не установлено.

08.02.2022 Комиссией Крымского УФАС России вынесено заключение об обстоятельствах дела №082/01/15-147/2021. Заключение об обстоятельствах дела направлено лицам, участвующим в деле, заказной корреспонденцией.

От ответчика и заинтересованного лица - ООО «ВВВ»,  поступили возражения к заключению об обстоятельствах дела.

ООО «ВВВ» полагает, что наличие факта заявления Симбиревой Я.А., которая не является участником рынка наружной рекламы, не может служить основанием для вывода об ограничении интересов Симбиревой Я.А. на рынке рекламных услуг в городе Симферополе.

Комиссия Крымского УФАС России находит данный довод несостоятельным ввиду того, что круг лиц (хозяйствующих субъектов), потенциально желающих получить право на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым является неопределенным, и может быть выявлен лишь при публичном объявлении торгов в установленном законом порядке.

В ходе рассмотрения дела ООО «ВВВ» также неоднократно заявляло о прекращении рассмотрения дела ввиду отказа Симбиревой Я.А. от заявленных требований

В удовлетворении ходатайств ООО «ВВВ» о прекращении рассмотрения дела №082/01/15-147/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было отказано ввиду того, что заявление об отказе от требований не является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в силу положений части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Администрация и ООО «ВВВ» полагают, что нарушение антимонопольного законодательства отсутствует ввиду того, что рекламные конструкции размещены на сооружениях, принадлежащих ООО «ВВВ» и ООО «Трейд Медиа Групп», а не на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Таким образом, Администрация не вправе проводить торги на движимом имуществе частной формы собственности.

Заинтересованное лицо ООО «Трэйд Медиа Групп» также представляло в материалы дела письменные пояснения, излагающие аналогичную позицию.

Вместе с тем, согласно статье 170 Гражданского кодекса Российской Федерации мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия, ничтожна.

Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.

Выдача разрешений на размещение элементов благоустройства была необходима с целью обойти торговую процедуру и предоставить преимущество определенным хозяйствующим субъектам при осуществлении предпринимательской деятельности.

Дополнительных пояснений, доказательств и доводов в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствующих об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства, лицами, привлеченными к участию в рассмотрении дела не представлено, Комиссия, руководствуясь статьями 41, 48.1, 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации города Симферополя Республики Крым (ОГРН: 1149102098749, ИНН: 9102048470, КПП: 910201001, юридический адрес: 295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Горького, д. 15) нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в выдаче разрешений обществам с ограниченной ответственностью «ВВВ» и «Трэйд Медиа Групп» на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без проведения торгов, предусмотренных законодательством, без включения рекламных конструкций в схему размещения рекламных конструкций, а также действия по использованию земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях осуществления предпринимательской деятельности, без конкурентных процедур, чем были созданы преимущественные условия ведения деятельности на рынке услуг наружной рекламы, что приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. На основании настоящего решения выдать Администрации города Симферополя Республики Крым предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны