Решение по жалобе №082/07/18.1-2212/2020 Решение по делу №082/07/18.1-2212/2020 о результатах рассмо... от 17 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Адрес: ул. Александра Невского, д. 1, г. Симферополь, Республика Крым, 295000 тел. (3652) 544-638, факс (3652) 252-431 e-mail: to82@fas.gov.ru 17.12.2020 №082/07/18.1-2212/2020реш
|
|
Заказчик: ГУП РК
Заявитель: ООО
Оператор электронной площадки: Акционерное общество |
Решение
по делу №082/07/18.1-2212/2020
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
17.12.2020 г. Симферополь
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия)
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки «Поставка бензина, дизельного топлива по топливным картам для нужд ГУП РК на 1-2 квартал 2021 г.» (извещение №32009704439) (далее – Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках, а также в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг ГУП РК (далее – Положение).
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно доводу жалобы Заявителя:
«По мнению, Заявителя, действия Заказчика необоснованно ограничили конкуренцию, а именно привели к уменьшению количества потенциальных участников закупки, исключили объективную возможность участия иных поставщиков услуг.
Так в Техническом задании на поставку бензина, дизельного топлива по картам указано количество АЗС и расстояние до АЗС в конкретных пунктах Республики Крым. Пунктом 5.1.1. предусмотрено «Наличие не менее 1 АЗС удаленностью по автомобильным дорогам с разрешенным проездом грузового транспорта весом более 3,5 т. (согласно общедоступных карт сервиса Яндекс-карты) от адреса:
- пгт. Октябрьское, ул. Кондрашина, 62 - не более 3,6 км.
- г. Алушта, ул. Заречная, 43 - не более 3 км.
5.1.2. Наличие не менее 2 АЗС (в связи с единовременным выходом на линию более 30 транспортных средств Заказчика и особенностью местоположения - это промзона, поэтому таких грузовых автомобилей в данном районе в утреннее время большое количество) удаленностью по автомобильным дорогам с разрешенным проездом грузового транспорта весом более 3,5 т. (согласно общедоступных карт сервиса Яндекс-карты) от адреса:
- г. Симферополь, ул.Узловая/ пер.Пищевой, 5/5 - не более 2 км.».
Таким образом Заявитель, наряду с другими хозяйствующими субъектами, лишается возможности принять участие в закупке в силу того, что не имеет АЗС к количестве, установленном Заказчиком в населенных пунктах Республики Крым. Заказчик не обоснованно завысил требования к количеству АЗС в указанных выше населенных пунктах».
В соответствии с частью 1 статьи 16 Положения при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Согласно части 2 статьи 16 Положения описание планируемой к закупке продукции может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к Извещению о Закупке), пунктом 5 «Место, срок и условия поставки»:
«Заказчик предоставляет Поставщику Заявку с указанием количества необходимых топливных карт и установленного им расходного лимита в литрах по каждой ТК, а также перечня Получателей, которым указанные ТК должны быть переданы. ТК передаются Поставщиком Заказчику в течение 3 (трёх) календарных дней со дня получения заявки от Заказчика.
Заказчик получает товар непосредственно через автозаправочные станции Поставщика, либо через автозаправочные станции (АЗС), с которыми у Поставщика заключены договоры, с использованием системы топливных карт, по предъявлении работникам или иным представителем Заказчика ТК оператору АЗС. Право собственности на товары, полученные на условиях Договора, переходит к Заказчику на момент их непосредственного получения на АЗС Поставщика. Заправка автотранспорта Заказчика Товаром осуществляется ежедневно, по мере необходимости, непосредственно на стационарных АЗС без согласования с Поставщиком.
5.1. Возможность заправки автомобилей предприятия на территории Республики Крым, а именно: г. Симферополь, г. Ялта, г. Джанкой, г. Евпатория, г. Алушта, г. Керчь, г. Феодосия, пгт. Раздольное, пгт. Нижнегорск, пгт. Черноморское, пгт. Красногвардейское.
5.1.1. Наличие не менее 1 АЗС удаленностью по автомобильным дорогам с разрешенным проездом грузового транспорта весом более 3, 5 т (согласно общедоступных карт сервиса Яндекс-карты) от адреса:
- пгт Октябрьское, ул. Кондрашина, 62 – не более 3,6 км.
- г. Алушта, ул. Заречная, 43 – не более 3 км.
5.1.2. Наличие не менее 2 АЗС (в связи с единовременным выходом на линию более 30 транспортных средств Заказчика и особенностью местоположения – это промзона, поэтому таких грузовых автомобилей в данном районе в утреннее время большое количество) удаленностью по по автомобильным дорогам с разрешенным проездом грузового транспорта весом более 3, 5 т (согласно общедоступных карт сервиса Яндекс-карты) от адреса:
- г. Симферополь, ул.Узловая/ пер.Пищевой, 5/5 – не более 2 км».
Заказчик предоставил пояснения и материалы следующего содержания:
«Установленное требование Заказчика о необходимости наличия АЗС – обосновано экономической эффективностью, в связи с тем, что у Заказчика сеть филиалов по Республике Крым с закрепленным транспорт за каждым отдельным филиалом.
Проводимый службой безопасности Заказчика на предприятии внутренний анализ показал, что водители Заказчика согласно путевым и маршрутным листам тратят достаточно большое количество времени на заправку своего рабочего транспорта, что так же приводит к перерасходам топлива на заправку.
Спецификой рабой предусматривается заправка транспорта перед выходом на линию и выполнением своих функциональных обязанностей. Так же заправка может понадобиться в ходе выполнения работ.
Поэтому был определён минимально возможный путь для грузового транспорта до ближайших АЗС минимум 2х разных поставщиков.
Согласно техническому заданию:
Заправка автотранспорта Заказчика Товаром осуществляется ежедневно, по мере необходимости, непосредственно на стационарных АЗС без согласования с Поставщиком.
Товар поставляется Поставщиком на АЗС (пункты поставки) Поставщика, а также партнеров Поставщика, перечень которых определен в Приложении №2 к Договору поставки.
Таким образом, Заказчик не ограничивает потенциальных участников в том плане, чтобы АЗС им принадлежали на правах собственности. Участники могут заключать какие удобно партнёрские соглашения с теми АЗС, которые находятся на допустимом удалении.
В Российской Федерации отсутствует дискриминация по юридическому признаку и топливо на заправках продают любому участнику дорожного движения. Отсутствует какая-либо сложность приобретения топливных карт АЗС партнёров.
Согласно пункту 5.1. Технического задания возможность заправки автомобилей предприятия на территории Республики Крым, а именно: г. Ялта, г. Джанкой, г. Евпатория, г. Керчь, г. Феодосия, пгт. Раздольное, пгт. Нижнегорский, пгт. Черноморское, пгт. Красногвардейское - требования к расстоянию от местонахождения Заказчика до АЗС не установлены, потому что АЗС расположенные на территории данных населённых пунктов известны, немногочисленны, понятны и отсутствуют какие-либо разночтения в адресах данных АЗС. Заправки, расположенные в этих населённых пунктах, находятся на разумном расстоянии от объектов Заказчика (котельных, складов, гаражей, административных корпусов), что предусматривается границами населённых пунктов.
Для описания требования в отношении АЗС по удаленности до автомобильных дорог с разрешенным проездом грузового транспорта весом более 3,5 т (согласно общедоступных карт сервиса Яндекс-карты) от адреса – пгт. Октябрьское, ул. Кондрашина, д. 62 не более 3,6 км в пгт. Октябрьское применяется потому, что в границах населённого пункта пгт. Октябрьское существует АЗС только одной сети – Griffon
Ближайшее АЗС сети ТЭС находится за границами населенного пункта пгт. Октябрьское и расположена в селе Амурское по ул. Ленина,2а
Ближайшее АЗС сети АТАН находится за границами населенного пункта пгт. Октябрьское и расположено в Красногвардейский р-н, на 42км автодороги Симферополь-Харьков.
Таким образом, с целью расширения конкуренции Заказчик указал не просто наличие АЗС в данном населённом пункте, а максимальное разумное расстояние до базирования транспорта заказчика от АЗС.
В г. Алушта на указанном расстоянии находятся АЗС сетей АТАН (г. Алушта, ул. Виноградная, 3 – 1,8 км
и в г. Алушта, ул. Ленина, 60А – 2,3 км)
и сети ТЭС (г. Алушта, ул. Симферопольская, 11 – 2 км
и г. Алушта ул. Судакская, 11 – 2,6 км.
По поводу требований технического задания
5.1.2. Наличие не менее 2 АЗС (в связи с единовременным выходом на линию более 30 транспортных средств Заказчика и особенностью местоположения – это промзона, поэтому таких грузовых автомобилей в данном районе в утреннее время большое количество) удаленностью от автомобильных дорог с разрешенным проездом грузового транспорта весом более 3, 5 т (согласно общедоступных карт сервиса Яндекс-карты) от адреса:
- г. Симферополь, ул. Узловая/ пер. Пищевой, 5/5 – не более 2 км.»
В г. Симферополе существует достаточно большое количество заправок разных сетей, и они расположены от базы ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», расположенной по адресу ул. Узловая/ пер. Пищевой, 5/5 на расстоянии по дорогам от 1,2 км (например, АЗС ТЭС пер. Элеваторный, 12) до 11-12 км (например, АЗС МК Ойл (Ялтинское шоссе, 73 или АЗС CRS пр. Победы, 244)
В пределах не более 2 км по автомобильным дорогам с разрешенным проездом грузового транспорта весом более 3,5 т (согласно общедоступных карт сервиса Яндекс-карты) от адреса г. Симферополь, ул. Узловая/ пер. Пищевой, 5/5 расположены заправки:
- ТЭС пер. Элеваторный, 12 (1,2 км)
- АТАН ул. Генерала Васильева, 27Б (1,3 км)
- Griffon ул. Генерала Васильева, 30а (1,6 км)
- ТЭС ул. Героев Сталинграда, 20 (1,8 км)
- Мустанг Ойл ул. Героев Сталинграда, 8а (1,8 км)
- АТАН ул. Генерала Васильева, 43а (1,9 км)
- Формула ул. Генерала Васильева, 38А (2,0 км)
В ситуации, когда на расстоянии 2 километров находится 7 заправок разных сетей (требований о принадлежности к одной сети в документации не установлено) совершенно неэффективным является осуществление заправки топлива на АЗС, расположенных значительно дальше. Ввиду такой необходимости водители Заказчика неэффективно тратят топливо (вместо выполнения своих функций – на то, чтобы добраться до заправки), ресурс техники и собственное рабочее время».
Также Заказчиком в рамках рассмотрения дела представлена выписка из оборотно-сальдовой ведомости ГУП РК на 15.12.2020, подтверждающая нахождение пунктов Заказчика (котельные, склады, здания СТО, здания РММ, здания промбазы, здания центральных теплопунктов) и транспортных средств по адресам, указанным Заказчиком в Извещении о Закупке. Таким образом, установление требования о наличии АЗС на расстоянии от указанных в Документации адресов определено потребностями Заказчика. Заказчиком представлены сведения о наличии 2 и более АЗС, отвечающих требованиям Технического задания. Довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
Также Комиссией установлено, что срок подачи заявок на участие в Закупке установлен до 09:00 30 ноября 2020 года. Жалоба подана Заявителем в антимонопольный орган 01.12.2020 года. Согласно пояснениям Заказчика, ООО не является участником закупочной процедуры, заявок на участие не подавало. Таким образом, жалоба подана Заявителем по истечении установленного Законом о контрактной системе срока. При этом Заявителем не представлено подтверждения нарушения его прав и законных интересов.
Согласно Протоколу открытия доступа и рассмотрения заявок от 02.12.2020 №32009704439-01 на участие в Закупке было подано 2 заявки, обе признаны соответствующими требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.