Решение (комиссия) №ВР/1059/23 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ... от 18 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Ответчик:

ООО «<...>»

 

ул. <...>, зд. <...>,

офис <...>, пгт <...>,

г. <...>, <...>

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

№ 082/01/10-6/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 03.05.2023 г. Симферополь

В полном объеме решение изготовлено 18.05.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии:

 

Членов Комиссии:

 

рассмотрев дело № 082/01/10-6/2021 по признакам нарушения ООО «<...>» (адрес: <...>; ОГРН: <...>; ИНН: <...>; КПП: <...>) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара, в присутствии на заседаниях представителя ООО «<...>» <...>,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В целях соблюдения контроля за ситуацией на рынках розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива Крымским УФАС России еженедельно проводится мониторинг розничных и оптовых цен на нефтепродукты. В период с 08.10.2021 Крымским УФАС России зафиксирован рост цен на топливо у всех хозяйствующих субъектов, реализующих нефтепродукты на территории Республики Крым и города Севастополя, при этом самая высокая цена на автомобильный бензин АИ-95 (54,90 руб./л) наблюдалась на автозаправочных станциях (далее – АЗС) сети ООО «<...>».

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом чего являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Определением от 08.04.2022 № 05/2096/1 Комиссия приостановила рассмотрение дела № 082/01/10-6/2021 о нарушении антимонопольного законодательства до принятия окончательного судебного акта по делу № А83-16122/2021, имеющего значение для рассмотрения дела № 082/01/10-6/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.

В связи со вступлением в силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела № А83-16122/2021, Комиссия определением от 20.04.2023 № 05/2297 возобновила рассмотрение дела № 082/01/10-6/2021.

По результатам анализа документов и материалов Комиссией установлено следующее.

Согласно аналитическому отчету, составленному по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке розничной реализации автомобильного бензина марки АИ-95 в период с 01.01.2020 по 30.09.2021 в границах Республики Крым совокупная доля ООО «<...>», ООО «<...>» и ООО «<...>» составила 83,83% (при этом доля каждого - не менее 8%).

Таким образом, на основании части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «<...>», ООО «<...>» и ООО «<...>» занимают доминирующее положение на указанном товарном рынке.

В соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок).

В соответствии с Разъяснением № 1 Президиума ФАС России «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара», утвержденным протоколом от 10.02.2016 № 2 (далее – Разъяснение), оценку цены товара на предмет того является ли она монопольно высокой или низкой необходимо начинать с установления наличия сопоставимых конкурентных рынков (сопоставимого конкурентного рынка) и установления цены товара на таких сопоставимых рынках.

Установление цены товара доминирующим хозяйствующим субъектом в пределах цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, не может являться основанием для квалификации ее в качестве монопольно высокой или монопольной низкой независимо от уровня затрат на производство и реализацию товара и получаемой таким субъектом прибыли.

При применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.

Для анализируемого товарного рынка Крымским УФАС России установлен сопоставимый товарный рынок – розничная реализация автомобильного бензина марки АИ-95 через автозаправочные станции, расположенные на территории Ленинградской области (по состоянию на 01.01.2021 численность населения Республики Крым - 1 901 578 человек, численность населения Ленинградской области - 1 892 711 человек; сопоставимый состав покупателей – неопределенный круг потребителей; сопоставимые условиям обращения товара; отсутствие государственного регулирования цен на автомобильный бензин марки АИ-95, реализуемый через АЗС, и т.д.).

В таблице 1 приведены сведения о средних ценах на автомобильный бензин марки АИ-95, установленных на анализируемом и сопоставимом товарных рынках.

Таблица 1

Цены на автомобильный бензин марки АИ-92

Средняя цена на бензин марки АИ-95 на АЗС ООО «<...>» в октябре 2021 г.

Средняя цена на бензин марки АИ-95 на сопоставимом товарном рынке в октябре 2021 г.

Отклонение средней цены на бензин марки АИ-95 на АЗС ООО «<...>» от средней цены на сопоставимом товарном рынке в октябре 2021 г.

руб./л

руб./л

%

54,40

49,81

+4,59

 

Из данных, приведенных в таблице 1, видно, что розничные цены на автомобильный бензин марки АИ-95, установленные ООО «<...>» в Республике Крым, превышают цены, установленные на сопоставимом товарном рынке.

Как следует из положений статьи 6 Закона о защите конкуренции и Разъяснения, установление цены товара доминирующим хозяйствующим субъектом за пределами цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, требует ее оценки с использованием также затратного метода.

При использовании затратного метода анализу подлежат:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара;

- прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара;

- цена товара;

- данные о превышении фактической рентабельности над нормативными показателями рентабельности для тех рынков, где уровень рентабельности установлен нормативно.

На основании отчетов о финансовых результатах ООО «<...>» установлено следующее:

- выручка от продаж за 2020 год составила 6 854,6 млн руб., за 2021 год – 8 813,1 млн руб.;

- себестоимость продаж за 2020 год составила 6 301,4 млн руб., за 2021 год – 8 085,2 млн руб.;

- финансовый результат деятельности предприятия за 2020 год – убыток в размере 54,3 млн руб., за 2021 год – убыток в размере 138,4 млн руб.

Таким образом, в указанные периоды деятельность ООО «<...>» характеризуется отрицательной рентабельностью продаж (таблица 2).

В таблице 2 также справочно приведены данные о среднеотраслевых показателях рентабельности по виду экономической деятельности «Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах» (код по ОКВЭД ОК 029-2014 - 47.3), а также с учетом масштаба деятельности предприятия (свыше 2 000 млн руб.).

 

 

Таблица 2

Показатели рентабельности продаж

Период

Уровень рентабельности продаж ООО «<...>», %

Средний уровень рентабельности продаж по отрасли, %

2020 год

-0,79

2,35

2021 год

-1,57

3,44

 

Учитывая отрицательный финансовый результат (убыток) деятельности ООО «<...>» как в период до повышения цены на автомобильный бензин марки АИ-95, так и после, а также тенденцию к увеличению сумм полученных убытков, цена на данный вид товара не превышает сумму необходимых для его реализации расходов и прибыли и, следовательно, не может быть признана монопольно высокой.

Изучив материалы, оценив доказательства и доводы по делу № 082/01/10-6/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3.4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 082/01/10-6/2021 в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ООО «<...>» нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия или в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

2023-1424

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны