Решение №07/681 РЕШЕНИЕ по делу № 082/10/18.1-76/2021 от 30.03.2021 г. по ре... от 19 апреля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 082/10/18.1-76/2021 от 30.03.2021 г.

по результатам рассмотрения  жалобы *
на действия Организатора торгов – Администрацию Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым

 

Резолютивная часть объявлена 14.04.2021 г.

Решение в полном объеме изготовлено 19.04.2021 г.                 г. Симферополь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Крымского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии – *; члены Комиссии: *, *,

рассмотрев жалобу * (далее – Заявитель) (вх. № 2325 от 29.03.2021) на действия организатора торгов – Администрацию Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (далее – Организатор торгов, Организатор аукциона) при проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (извещение № 260221/25688591/01 от 26.02.2021;
№ 260221/25688591/02 от 26.02.2021; № 260221/25688591/03 от 26.02.2021;
№ 260221/25688591/04 от 26.02.2021; № 260221/25688591/05 от 26.02.2021),

в присутствии Заявителя – * (личность подтверждена паспортом гражданина РФ),

в отсутствии представителя организатора торгов, уведомленного надлежащим образом,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 2325 от 29.03.2021) на действия Организатора торгов при проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (извещение № 260221/25688591/01 от 26.02.2021; № 260221/25688591/02 от 26.02.2021; № 260221/25688591/03 от 26.02.2021; № 260221/25688591/04 от 26.02.2021; № 260221/25688591/05 от 26.02.2021).

Заявитель в своей жалобе указывает, что Организатором торгов не разъяснены детальные причины отмены торгов.

В своих дополнениях к жалобе Заявитель указывает, что в ЗК РФ отсутствует основание резервирования «для дальнейшего предоставления льготным категориям граждан».

В ходе рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.

Между Организатором торгов и специализированной организацией Обществом с ограниченной ответственностью «Вектор плюс» был заключен договор поручения на организацию и проведений торгов № 1 от 29.12.2020 г.

26.02.2021 г. на официальном сайте www.torgi.gov.ru были опубликованы извещения о проведении электронного аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков (извещение № 260221/25688591/01 от 26.02.2021;
№ 260221/25688591/02 от 26.02.2021; № 260221/25688591/03 от 26.02.2021;
№ 260221/25688591/04 от 26.02.2021; № 260221/25688591/05 от 26.02.2021).

Извещения о проведении аукциона разработаны в соответствии со
ст. 39.11-39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Основание проведения аукциона: Постановление Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым № 100 от
28.01.2021 г. «О проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности»
(далее – Постановление № 100).

В соответствии с извещением о проведении аукциона аукцион состоится на электронной торговой площадке «Фритрейд» по адресу https://freetrade.expert.

Дата начала подачи заявок: «27» февраля 2021 года с 10.00

Дата и время окончания подачи заявок: «24» марта 2021 года в 09 час. 10 мин.

Место, дата и время подведения итогов приема заявок (признание претендентов участниками аукциона) «25» марта 2021 года в 10 час 00 мин в сети интернет по адресу – https://freetrade.expert (Электронная торговая площадка «Фритрейд»)

Дата проведения аукциона: 29 марта 2021 года 08 час 00 мин время мск.

Между тем, 24.03.2021 г. на официальном сайте www.torgi.gov.ru опубликовано Постановление Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым № 294 от 23.03.2021 г. «Об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» (далее – Постановление
№ 294), в преамбуле которого указано следующее: «В соответствии с пунктом 8 статьи 39.11, пунктом 24 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Администрация Трудовского сельского поселения Симферопольского района постановляет отказаться от проведения аукциона направо заключения договора аренды земельных участков».

В соответствии с п. 24 ст. 39.11 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.

В соответствии с п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона в случаях, перечисленных в 19 (девятнадцати) подпунктах.

Между тем, в Постановлении № 294 отсутствует обоснование отмены торгов с конкретной ссылкой на подпункт п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ.

Довод Заявителя нашел свое подтверждение и признан обоснованным.

Организатор торгов в своих письменных пояснениях указывает следующее:

«Согласно пп. 12 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности не может быть предметом аукциона, если земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. Администрацией Трудовского сельского поселения принято Постановление № 288 от 19 марта 2021 года «Об утверждении перечня земельных участков, планируемых для бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан». Также Законом не установлены запреты и/или ограничения, равно как и сроки принятия постановления о резервировании земельных участков, в связи с чем во исплнение постановления о резервировании и были отменены торги».

Главной Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым – *, присутствующей на заседании Комиссии Крымского УФАС России, на обозрение комиссии была представлена копия Постановления Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым № 288 от 19.03.2021 г. «Об утверждении перечня земельных участков, планируемых для бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан» (далее – Постановление № 288).

Глава Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым пояснила, что решение о резервировании, как и решение об отмене аукциона, принималось ей единолично.

В преамбуле Постановления № 288 указано следующее: «Во исполнение Распоряжения Совета министров Республики Крым от 27.02.2015 г. № 162-р, руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Республики Крым от 15.01.2015 г. № 66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», Устава муниципального образования Трудовское сельское поселение Симферопольского района постановляю зарезервировать сроком на 1 (один) год перечень земельных участков для жилищного строительства, планируемых для бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан, (приложение № 1)».

Согласно Приложению № 1 к Постановлению № 288 в перечень земельных участков для индивидуального жилищного строения планируемых для бесплатного предоставления в собственность отдельной категории граждан включены 48 земельных участков, 5 из которых (пункты 44-48) были выставлены на торги в соответствии с Постановлением № 100 и сняты с торгов Постановлением № 294.

Комиссией Крымского УФАС России был объявлен перерыв по делу
№ 082/10/18.1-76/2021 до 17 часов 00 минут 14.04.2021 г. с целью предоставления возможности подтверждения опубликования (обнародования) Постановления № 288.

В назначенное время запрашиваемая информация в Крымское УФАС России не поступила, представитель Организатора торгов на заседание Комиссии Крымского УФАС России не явился.

В ходе изучения Постановления №288 Комиссией крымского УФАС России установлено следующее.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» утверждено «Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд» (далее – Положение).

Так, в соответствии с п. 3 Положения решение о резервировании земель принимается в случаях, указанных в ст. 70.1 ЗК РФ.

Согласно п. 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать:

а) цели и сроки резервирования земель;

б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;

в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;

г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

В соответствии с ч. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Статья 49 ЗК РФ предусматривает изъятие участков, то есть ее предметом являются участки частной формы собственности.

Согласно нормам ст. 70.1 ЗК РФ отсутствует такое основание для резервирования как «бесплатное предоставление в собственность отдельным категориям граждан».

Согласно п. 6 Положения к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

В Постановлении № 288 отсутствует схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, отсутствуют сведения в Единый государственный реестр недвижимости о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

Согласно п. 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти или органами местного самоуправления, подлежит размещению на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о резервировании земель, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Представителем Организатора торгов не представлено, а Комиссией Крымского УФАС России не установлено факта опубликования (обнародования) Постановления
№ 288.

На момент объявления электронного аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков (извещение № 260221/25688591/01 от 26.02.2021;
№ 260221/25688591/02 от 26.02.2021; № 260221/25688591/03 от 26.02.2021;
№ 260221/25688591/04 от 26.02.2021; № 260221/25688591/05 от 26.02.2021) земельные участки не были зарезервированы.

Таким образом, по мнению антимонопольного органа, решение об отмене торгов в соответствии с Постановлением № 288 является незаконным и нарушающим права и законные интересы лиц, подавших заявки на участие в аукционе.

Комиссией Крымского УФАС России также был рассмотрен вопрос о выдаче Организатору торгов обязательного для исполнения предписания.

В соответствии с извещением о проведении аукциона категория земель, планируемых к проведению аукциона, – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
При этом, выбранная форма проведения торгов (электронная форма) не соответствует требованиям ЗК РФ, в частности ст. 39.13 ЗК РФ.

Как следует из Постановления № 100 определен способ проведения торгов -электронный аукцион.

Согласно ч. 1 ст. 39.13 ЗК РФ аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводится в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Порядок проведения аукциона в электронной форме устанавливается федеральным законом. (ч. 4 ст. 39.13 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ
«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения ст. 39.13 ЗК РФ применяются со дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок проведения аукционов в электронной форме по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и аукционов в электронной форме на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Однако, поскольку в настоящее время федеральный закон устанавливающий порядок проведения аукциона в электронной форме не принят, положения ст. 39.13 ЗК РФ не применяются, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентировано разделом V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом подготовка, организация, порядок проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности установлены ст. 39.11, ст. 39.12.

Между тем, ст. 39.11, ст. 39.12 не устанавливает форму проведение торгов.

Таким образом, возможность выдачи Организатору торгов обязательного для исполнения предписания отсутствует.

В соответствии с ч. 20 ст.  18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Крымского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу * (вх. № 2325 от 29.03.2021) на действия организатора торгов – Администрацию Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым при проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (извещение № 260221/25688591/01 от 26.02.2021; № 260221/25688591/02 от 26.02.2021; № 260221/25688591/03 от 26.02.2021; № 260221/25688591/04 от 26.02.2021; № 260221/25688591/05 от 26.02.2021) обоснованной;
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.32.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  3. Снять ограничение, наложенное уведомлением исх. № 07/584 от
    06.04.2021 г.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          *

 

Члены Комиссии                                                                                    *

                                                                                                                                               

                                                                                                                    *

Связанные организации

Связанные организации не указаны