Решение по жалобе №№082/07/18.1-1262/2021 Решение по делу №082/07/18.1-1262/2021 о нарушении законод... от 22 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Адрес: ул. Александра Невского, д. 1, г. Симферополь, Республика Крым, 295000 тел. (3652) 544-638, факс (3652) 252-431 e-mail: to82@fas.gov.ru 22.07.2021 №082/07/18.1-1262/2021реш
|
|
Заказчик: АО
Заявитель: ООО
Оператор электронной площадки: ООО |
Решение
по делу №082/07/18.1-1262/2021
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
22.07.2021 г. Симферополь
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия)
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
Заказчик – представитель по доверенности,
Заявитель – представитель по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки «Мука ржаная обдирная» (извещение №32110434748) (далее – Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Закупки, в частности на нарушение установленного документацией порядка оценки заявок.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик, комиссия Заказчика действовали в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг АО (далее – Положение).
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Заявитель указывает, что при подведении итогов закупки грубо нарушены правила оценки предложений участников запроса предложений.
Согласно возражению Заказчика условия исполнения контракта определены документацией о Закупке, участники предоставляют согласие на исполнение контракта на условиях, предусмотренных документацией, подача ценовых предложений проводится посредством электронной торговой площадки.
Комиссия отмечает, что Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке определенных условий исполнения контракта могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемые критерии включены в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности проводимой Заказчиком процедуры. Данный довод Заявителем не оспаривался до окончания срока подачи заявок.
В соответствии с пунктом 23 документации о Закупке победителем признается участник, который предложил наиболее низкую цену договора и заявка на участие в Закупке которого соответствует требованиям документации о Закупке.
Согласно Итоговому протоколу от 13.07.2021 № 32110434748-04 победителем Закупки определен участник, предложивший цену договора 12 518 819.97 руб., второе место занял участник, предложивший цену договора 12 583 349.98 руб., в связи с чем нарушений порядка определения победителя в действиях комиссии Заказчика не установлено.
Также, по мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию с нарушением требований Закона о закупках, а именно условие о самовывозе заказчиком за счет собственных средств товара в данной аукционной закупке влияет на выбор поставщика расстоянием и расположением места отгрузки товара и незаконно ограничивает конкуренцию.
В соответствии с пунктом 1.8.2. Положения о закупке товаров, работ, услуг Акционерного общества (далее – Положение о закупке) извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, включенным в документацию о закупке. В них отражаются, в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (при необходимости); место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
Согласно пункту 1.8.4. Положения в документации о закупке обязательно указываются требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям Заказчика.
В соответствии с пунктом 14 Документации о Закупке место поставки товара: самовывоз силами Заказчика, при условии нахождения склада Поставщика в радиусе не более 100 км от местонахождения заказчика, расположенного по адресу:.
Заказчик по данному доводу предоставил пояснения следующего содержания:
«1) Определение места поставки товара является правом Заказчика и исходит исключительно из его потребностей и удобства.
2) Поскольку поставка товара не является однократной, а планируется по заявкам Заказчика на протяжении определенного срока, а именно: «в течение срока действия договора по 31.10.2021г. включительно», то для участников существует равная возможность завезти необходимый объем зерна ржи обдирной на один из элеваторов Республики Крым в соответствии с установленным в Документации требованием «в радиусе не более 100 км от местонахождения заказчика, расположенного по адресу: Элеваторов соответствующих данному требованию несколько:. При этом, для хранения муки в мешках подходит любое складское помещение, снятое также, в указанном радиусе.
3) Участник №2 прочитав условия проведения аукциона в электронной форме, в том числе условие относительно места поставки товара, подал заявку, дав таким образом свое согласие на участие и на все условия электронного аукциона. При этом местом поставки в заявке указал:, что соответствует заявленному в документации требованию.
Таким образом, подача жалобы является злоупотреблением со стороны участника №2, поскольку данным участником подавалась заявка о согласии на все условия электронного аукциона. Участник дал согласие на поставку, произвел определенный расчет цены, а значит изначально не имел никаких возражений против условий электронного аукциона. Жалоба была подана непосредственно после проведения торгов и подведения итогов».
Кроме того, Заявитель, указывает, что некорректные сроки предоставления разъяснений положений документации, в частности 2020 год вместо 2021, создали преимущество ООО [победителю]. Комиссия отмечает, что Заявителем не представлено подтверждения того, что указанная опечатка в пункте 26 документации создала преимущества победителю Закупку. При этом сведений о попытках подачи запроса на разъяснение положений документации Заявителем не представлено, согласно данным Единой информационной системы в сфере закупок таких запросов не зарегистрировано.
Оценивая содержание нарушений, на которые ссылается в настоящем случае Заявитель, следует признать, что подобные (по мнению Заявителя) нарушения, являлись явными и не могли не быть обнаружены Заявителем при изучении им Закупочной документации. Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, на наличие таких условий в Закупочной документации Заказчика Заявитель указал только после непризнания его победителем процедуры. Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения закупочной документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.
Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия Закупочной документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.