Решение по жалобе №№082/07/18.1-1132/2021 Решение по делу №082/07/18.1-1132/2021 о нарушении законода... от 13 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

 по Республике Крым и городу Севастополю

Адрес: ул. Александра Невского, д. 1,

г. Симферополь, Республика Крым, 295000

тел. (3652) 544-638, факс (3652) 252-431

e-mail: to82@fas.gov.ru

13.07.2021 №082/07/18.1-1132/2021реш

 

 

 

Заказчик:

ГУП РК

 

Заявитель:

ООО

 

Оператор электронной площадки:

ООО

 

 

 

Решение
по делу №082/07/18.1-1132/2021
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

13.07.2021                                                                                              г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия)

при участии представителей интересов:

- ГУП РК (далее — Заказчик) – представители по доверенности,

- ООО (далее — Заявитель) – представитель по доверенности,

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика (Уполномоченного органа, комиссии Заказчика) при проведении закупки на «Выполнение комплекса землеустроительных, кадастровых и иных работ с целью установления (уточнения) границы публичного сервитута, установления границы охранной зоны, установления границ зон ограничений магистрального газопровода и перемычки: - "Магистральный газопровод Краснодарский край - Крым", строительный адрес: Краснодарский край (Темрюкский район), Республика Крым (Ленинский, Кировский, Советский, Белогорский, Красногвардейский, Симферопольский, Бахчисарайский районы, городской округ Феодосия (инвентарный номер 00-007458); -"Межсистемная перемычка на км 38,7", строительный адрес: Республика Крым, Ленинский район, Чистопольское сельское поселение (инвентарный номер 00-007459)» (извещение №32110380780) (далее — Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о закупках.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки комиссия Заказчика действовала в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП РК "Черноморнефтегаз" (далее – Положение).

В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно доводам жалобы в документации о закупке Заказчик установил требование об обязательном предоставлении в составе заявки обоснования снижения цены договора в виде технико-экономического расчёта или сметного расчёта, для каждого участника закупки, снизившего цену более чем на 25 процентов от начальной цены. Заявитель полагает, что указанное требование, установленное заказчиком, является неправомерным, поскольку предоставление технико-экономического расчёта или сметного расчёта является обязательным только для победителя закупки, снизившего цену более чем на 25 процентов от начальной, а не для каждого участника закупки с предложением уменьшенной более чем на 25 процентов цены. Также представитель Заявителя отметил, что и в случае предоставления ценового предложения в составе заявки, и в случае его отсутствия в первых и вторых частях, такая заявка будет подлежать отклонению согласно документации.

Заказчик предоставил возражения следующего содержания:

«Жалобу, направленную ООО, считаем необоснованной по следующим основаниям.

Согласно пп.3 п.4.2 Раздела 4 Главы 6 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП РК (утверждено ГУП РК от 29.12.2018 № 919-пр с изменениями и дополнениями) Заказчик вправе применить одновременно два способа, подтверждающих защиту добросовестной конкуренции при проведении закупок в порядке Раздела 3 Главы 6:

- если по результатам закупочной процедуры цена договора, предложенная участником закупки, с которым заключается договор, снижена на 25 (двадцать пять) и более процентов от начальной (максимальной) цены договора, победитель либо такой участник обязан предоставить Заказчику обоснование снижения цены договора в виде технико-экономического расчёта или сметного расчёта;

- если по результатам закупочной процедуры цена договора, предложенная участником закупки, с которым заключается договор, снижена на 25 (двадцать пять) и более процентов от начальной (максимальной) цены договора, победитель либо такой участник обязан до заключения договора предоставить обеспечение исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о закупке, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса),

при этом данное требование должно быть отражено в документации о закупке.

В соответствии с п.25 Документации о проведении конкурса в электронной форме, если по результатам закупочной процедуры цена договора, предложенная участником закупки, с которым заключается договор, снижена на 25 (двадцать пять) и более процентов от начальной (максимальной) цены договора, победитель либо такой участник обязан предоставить Заказчику обоснование снижения цены договора в виде технико-экономического расчёта или сметного расчёта (только в случае. если такое требование предусмотрено документацией о закупке).

Таким образом, Заказчиком такие требования не были установлены в Документации.

Документацией и условиями проекта договора (п.7.1) установлено требование - если по результатам закупочной процедуры цена договора, предложенная участником закупки, с которым заключается договор, снижена на 25 (двадцать пять) и более процентов от начальной (максимальной) цены договора, победитель либо такой участник обязан до заключения договора предоставить обеспечение исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о закупке.

Положения Закона № 223-ФЗ не содержат запрета на установление требований, подтверждающих защиту добросовестной конкуренции при проведении закупок и самостоятельно заказчику определять, в силу специфики закупки, размер демпинга, с указанием конкретной величины от начальной (максимальной) цены договора.

Установление в закупочной документации положений об антидемпинговых мерах, не нарушает норм законодательства и в силу п. 1, 9 ч. 10 ст.4 Закона 223-ФЗ, является необходимым и обязательным условием, определенным непосредственно Положением о закупке в рамках действующего законодательства.

Заявитель должен был изучить пп. 8 п. 16 и п. 25 документации в совокупности с п.21 документации, в котором указано, что участник закупки отстраняется от конкурса, в случае - содержания в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме сведений об участнике аукциона и (или) о ценовом предложении либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении, либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении.

Согласно п.4.2 Раздела 4 Главы 17 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП РК, утвержденным приказом генерального директора от 29.12.2018 № 919-пр с изменениями и дополнениями (далее – Положение) в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

Таким образом, согласно Положения и абз.8 п.21 Документации о проведении процедуры конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, Закупочной комиссией не допущены заявки участника № 5 и участника № 6  (копия протокола № 331-кэф рассмотрения вторых частей заявок конкурса № 2094802, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 06.07.2021 прилагается).

Вышеуказанными участниками во второй части были приложены сведения о ценовом предложении, а именно:

- участником № 5 - сводная смета на  «Выполнение комплекса землеустроительных, кадастровых и иных работ с целью установления (уточнения) границы публичного сервитута, установления границы охранной зоны, установления границ зон ограничений магистрального газопровода и перемычки: - "Магистральный газопровод Краснодарский край - Крым", строительный адрес: Краснодарский край (Темрюкский район), Республика Крым (Ленинский, Кировский, Советский, Белогорский, Красногвардейский, Симферопольский, Бахчисарайский районы, городской округ Феодосия (инвентарный номер 00-007458); -"Межсистемная перемычка на км 38,7", строительный адрес: Республика Крым, Ленинский район, Чистопольское сельское поселение (инвентарный номер 00-007459)» с указанием цены (копия прилагается);

- участником № 6 – сметный расчет предлагаемой цены на «Выполнение комплекса землеустроительных, кадастровых и иных работ с целью установления (уточнения) границы публичного сервитута, установления границы охранной зоны, установления границ зон ограничений магистрального газопровода и перемычки: - "Магистральный газопровод Краснодарский край - Крым", строительный адрес: Краснодарский край (Темрюкский район), Республика Крым (Ленинский, Кировский, Советский, Белогорский, Красногвардейский, Симферопольский, Бахчисарайский районы, городской округ Феодосия (инвентарный номер 00-007458); -"Межсистемная перемычка на км 38,7", строительный адрес: Республика Крым, Ленинский район, Чистопольское сельское поселение (инвентарный номер 00-007459)» с указанием цены (копия прилагается)».

В силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о Закупках документация о закупке должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пп.8 п. 16 документации о закупке «Документы и сведения, предоставляемые участником в заявке на участие в конкурсе в электронной форме», если по результатам закупочной процедуры цена договора, предложенная участником закупки, с которым заключается договор, снижена на 25 (двадцать пять) и более процентов от начальной (максимальной) цены договора, такой участник обязан предоставить Заказчику документы, указанные в п. 25.

В соответствии с п.25 документации, если по результатам закупочной процедуры цена договора, предложенная участником закупки, с которым заключается договор, снижена на 25 (двадцать пять) и более процентов от начальной (максимальной) цены договора, победитель либо такой участник обязан предоставить Заказчику обоснование снижения цены договора в виде технико-экономического расчёта или сметного расчёта (только в случае, если такое требование предусмотрено документацией о закупке).

В обоснование ценового предложения, в технико-экономический расчёт или сметный расчёт, который заявил участник, должны входить: виды товаров, работ (услуг), которые являются составляющими предметами закупки, нормативы затрат по ряду работ; расходы на заработную плату сотрудников, разряд, квалификация, количество персонала, время исполнения и стоимость чел./час, часовые тарифные ставки, транспортные и иные накладные расходы (участник должен расписать — какие), налоги, отчисляющие в налоговый фонд (участник должен расписать — какие), налоговые льготы (если они есть), прибыль организации при снижении цены договора, НДС и иные параметры, отраженные в документации о закупке.

Обоснование ценового предложения, технико-экономический расчёт или сметный расчёт предлагаемой цены договора составляется на фирменном бланке участника в произвольной форме, подписывается руководителем (директором) и скрепляется печатью (при наличии) юридического лица.

Согласно п.21 документации при представлении заявки, содержащей предложение о цене договора на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора (демпинговой цене), указанной Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, Заказчик обязан отклонить заявку как заявку с демпинговой ценой в случае нарушения требования, предусмотренного п. 24 раздела 1 документации о проведении конкурса в электронной форме, если такое требование было установлено документацией о закупке. В случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

При этом, в соответствии с подпунктом 8 пункта 16 документации о Закупке, если по результатам закупочной процедуры цена договора, предложенная участником закупки, с которым заключается договор, снижена на 25 (двадцать пять) и более процентов от начальной (максимальной) цены договора, такой участник обязан предоставить в составе второй части заявки Заказчику документы, указанные в п. 25.

Вместе с тем, в соответствии с частью 21 статьи 3.4 Закона о закупках в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

Следовательно, положения документации имеют противоречивый характер и содержат нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 21 статьи 3.4 Закона о Закупках.

Согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок для конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32110380780 от 06.07.2021 на участие в Закупке поступило семь заявок, пять из которых были признаны соответствующими требованиям документации, а заявки двух участников были отклонены вследствие противоречия пунктов 21 и 16 документации.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает необходимым выдать предписание на пересмотр вторых частей заявок, поданных на участие в Закупке.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 21 статьи 3.4 Закона о Закупках.
  3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.
  4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны