Заключение №07/830 дело №082/01/15-71/2022 от 31 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

31.05.2022                                                                                                      г. Симферополь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Комиссия Крымского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>

рассмотрев дело № 082/01/15-71/2022, возбужденное в отношении Администрации города Евпатории Республики Крым (далее – Администрация) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

 

УСТАНОВИЛА:

 

Крымским УФАС России рассмотрено заявление <...>. (далее – Заявитель, <...>) (вх. № 8840 от 10.11.2021) о возможном нарушении антимонопольного законодательства в действиях Администрации города Евпатории Республики Крым в сфере организации похоронного дела.

 

Согласно доводов Заявителя, действия администрации по закреплению в Положении о порядке транспортировки умерших в морг городского округа Евпатория Республики Крым за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утвержденного 24.12.2018 Постановлением администрации города Евпатории Республики Крым №2686-п (далее – Положение), исключительного права специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городской округ Евпатория на доставку умерших в морг для проведения судебно-медицинской экспертизы или патологоанатомического вскрытия, привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также ущемлению интересов Заявителя как хозяйствующего субъекта в сфере предоставления ритуальных услуг, что в свою очередь, является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Дополнительно Заявителем сообщается, что Администрацией распространяется Памятка от 21.11.2019 для информирования о порядке транспортировки в морг городского округа Евпатория Республики Крым тел граждан, умерших во внебольничных условиях и работающих на рынке ритуальных услуг в муниципальном образовании городской округ Евпатории Республики Крым юридических и физических лицах, в которой содержится положение о возможности транспортировки в морг г. Евпатории тел граждан, умерших во внебольничных условиях, только специализированным транспортом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории г.Евпатории.

14.12.2021 г. в связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в действиях Администрации по закреплению в Положении исключительного права специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городской округ Евпатория на доставку умерших в морг для проведения судебно-медицинской экспертизы или патологоанатомического вскрытия, Администрации выдано предупреждение о необходимости в срок до 1 апреля 2022 г. прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В установленный срок предупреждение Крымского УФАС России Администрацией не выполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом от 14.04.2022 № 136 в отношении Администрации было возбуждено дело 082/01/15-71/2022 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

К рассмотрению дела привлечены:

<...>

- в качестве ответчика - Администрация города Евпатории Республики Крым (ОГРН: 1149102081050, ИНН: 9110004283 пр. Ленина, д.2, г. Евпатория, Республика Крым, 297408, e-mail: adm@evp.rk.gov.ru).

В ходе рассмотрения дела, изучения представленных сторонами пояснений и документов, Комиссией Крымского УФАС установлено следующее.

24.12.2018 постановлением Администрации № 2686-п утверждено Положение о порядке транспортировки умерших в морг городского округа Евпатория Республики Крым за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.

В пункте 1.2 Положения установлено, что доставка умерших с мест происшествия в патологоанатомическое отделение ГБУЗ РК «Евпаторийская городская больница» (далее – морг) не является коммерческой деятельностью, не является ритуальным мероприятием, не лицензируется.

Доставка умерших в морг для проведения судебно-медицинской экспертизы или патологоанатомического вскрытия за счет средств бюджета муниципального образования городского округа Евпатория осуществляется круглосуточно только специализированным автотранспортом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа Евпатория в соответствии с Положением.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) услуги по транспортировке и доставке тел умерших в морг и в бюро судебно-медицинской экспертизы не отнесены к компетенции специализированных организаций и могут оказываться иными субъектами.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о погребении законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из Закона о погребении и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

На территории Республики Крым правовое регулирование отношений, связанных с погребением и похоронным делом, осуществляется в соответствии с Законом Республики Крым от 30.12.2015 № 200-ЗРК/2015 «О погребении и похоронном деле в Республике Крым» (далее – Закон Республики Крым о погребении).

В соответствии со статьей 9 Закона о погребении установлен гарантированный перечень услуг по погребению. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.

Статьей 10 Закона Республики Крым о погребении также определен гарантированный перечень по погребению, согласно которому лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба с обивкой и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение умершего (кремация с последующей выдачей урны с прахом умершего).

Согласно части 3 статьи 17 Закона Республики Крым о погребении транспортировка умершего в морг осуществляется специально оборудованным транспортом при наличии протокола установления смерти человека и протокола осмотра трупа либо на основании медицинского свидетельства о смерти или свидетельства о смерти, выдаваемого органами ЗАГС.

Транспортировка в морг умершего из медицинских организаций осуществляется специализированным транспортом специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Перевозка (транспортировка) тел умерших к месту захоронения, в церковь или иное место, указанное лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, с сопровождающими лицами или без них осуществляется специализированным транспортом. Допускается использование другого вида автотранспорта для перевозки умерших, за исключением легкового автотранспорта, а также автотранспорта, используемого для перевозки пищевого сырья и продуктов питания.

Таким образом, транспортировка тел умерших во внебольничных условиях в морг законодательно не определена прерогативой специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Администрация в письменных пояснениях № 4121/02-10 от 24.05.2022 сообщает, что постановлением Администрации от 17.05.2022 № 987-п отменено Положение, утвержденное постановлением Администрации от 24.12.2018 № 2686-п (опубликовано на официальном портале Правительства Республике Крым – http://rk.gov.ru в разделе: муниципальные образования, подраздел – Евпатория, а также на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – http://my-evp.ru в разделе Документы, подраздел – Документы администрации города в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования). Также сообщается, что данное Положение не было реализовано с момента его принятия.

В отношении доводов Заявителя, касающихся Памятки Комиссией установлено следующее.

Памятка для информирования населения о порядке транспортировки в морг городского округа Евпатория Республики Крым тел граждан, умерших во внебольничных условиях, в соответствии с приказом департамента городского хозяйства администрации города Евпатории от 10.11.2020 г. № 01-04/212, утверждена и обнародована в новой редакции. В указанной редакции отсутствует положение о включении информации о приеме диспетчером городской специализированной службы заявок на вывоз в морг тел умерших граждан по телефону диспетчера городской специализированной службы по вопросам погребения и похоронного дела.

Кроме того, согласно письменным пояснениям ОМВД России по г.Евпатории № 52/51455 09.12.2021 какие-либо памятки для участковых уполномоченных полиции и граждан, о предприятиях (организациях), предоставляющих ритуальные услуги в муниципальном образовании городской округ Евпатория Республики Крым, в том числе предоставляющих услуги по вызову в морг тел умерших граждан для проведения судебно-медицинской экспертизы или патологоанатомического вскрытия, отсутствуют и не предусмотрены приказами МВД Российской Федерации.

Изучив материалы дела, Комиссия Крымского УФАС России приходит к следующему выводу.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума №2) указано, что при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определённом товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках.

Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции (пункт 34 Постановления Пленума №2).

В соответствии с проведенным анализом рынка Комиссия Крымского УФАС России установила, что рынок ритуальных услуг на территории муниципального образования является конкурентным.

Таким образом, действие Администрации, выразившееся в наделении специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа Евпатории исключительным правом на доставку умерших в морг для проведения судебно-медицинской экспертизы или патологоанатомического вскрытия, а также бездействие, выразившееся в неприведении Положения в соответствие с действующим законодательством на протяжении длительного периода, могло привести к ограничению конкуренции в сфере предпринимательской деятельности на рынке ритуальных услуг, что нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой органам местного самоуправления запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Председатель Комиссии                                                                         <...>

 

Члены Комиссии                                                                                     <...>

 

                                                                  <...>                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны