Решение по жалобе №082/07/18.1-19/2021 Решение по делу №082/07/18.1-19/2021 от 20 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

 по Республике Крым и городу Севастополю

Адрес: ул. Александра Невского, д. 1,

г. Симферополь, Республика Крым, 295000

тел. (3652) 544-638, факс (3652) 252-431

e-mail: to82@fas.gov.ru

20.01.2021 №082/07/18.1-19/2021реш

 

 

 

 

 

 

 

 

Заказчик:

 

Заявитель:

 

Оператор ЭТП

Решение
по делу №
082/07/18.1-19/2021
20.01.2021                                                                                                     г. Симферополь

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия)

при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:      

– Заказчик, Организатор торгов – по доверенности,

– Заявитель – на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении предварительного отбора по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Республик Крым в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» по предмету электронного аукциона «Выполнение работ и (или) оказание услуг по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по ремонту (замене, модернизации) лифтов» (извещение № 017520000162000014), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 1 статьи 18.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Данная процедура проведена в соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 (далее – Постановление N 615, Положение).

Согласно доводу жалобы Заявителя, комиссия Заказчика неправомерно отказала Заявителю во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций.

В соответствии с пунктом 51 Постановления N 615 в период рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора:

а) осуществляет проверку заявок на участие в предварительном отборе на соответствие установленным требованиям;

б) проводит проверку заявки на участие в предварительном отборе и входящих в ее состав документов на предмет объективности, достоверности, отсутствия противоречий, в том числе проводит такие проверки в срок, не превышающий 14 календарных дней, по заявлениям физических и (или) юридических лиц, поступившим в ее адрес или в адрес органа по ведению реестра, о недостоверности информации, представленной участником предварительного отбора;

в) принимает решения по результатам проводимых проверок в случае, если они проводятся в связи с поступившими заявлениями, указанными в подпункте "б" настоящего пункта. При этом такое решение должно быть принято комиссией по проведению предварительного отбора до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о включении (об отказе во включении) участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Как следует из пункта 52 Постановления N 615 на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений:

а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций;

б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в случаях, указанных в пункте 53 настоящего Положения.

Пунктом 53 Постановления N 615 установлено, что решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях:

а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения;

б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения;

в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.

В соответствии с протоколом по проведению предварительного отбора №РТС191Г200012 от 23.12.2020 Комиссией по проведении предварительного отбора принято решение об отказе во включении ООО (Заявитель) в реестр квалифицированных подрядных организаций по следующим обоснованиям:

«На основании пункта 53 пп. а). Несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 ПП РФ № 615. В нарушение требований пп. «о» п. 23 ПП РФ № 615 участник не подтвердил наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора, п. "11" раздела V. "Требования к участникам предварительного отбора" документации о проведении предварительного отбора установлено требование о том, что в штате Участника предварительного отбора по основному месту работы должно быть не менее 3 специалистов (1 руководитель или его заместитель + не менее 2 работников), у каждого из которых должно быть высшее образование по профессии».

Согласно подпункту «о» пункта 23 Постановления N 615 при проведении предварительного отбора к участникам предварительного отбора устанавливаются, в том числе, требования о наличии в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 11 раздела V.         «Требования к участникам предварительного отбора» документации о закупке установлено требования к участникам о наличии в штате Участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям (квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет),  в количестве не ниже установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса - не менее чем два специалиста по месту основной работы):

п/п

 

 

Состав специалистов

 

 

 

Количество специалистов

Наименования направлений подготовки, наименования специальностей высшего образования

Стаж работы по направлению подготовки, по специальности высшего образования

Дополнительное

профессиональное образование за последние 5 лет

 

1

2

3

4

5

6

1

Индивидуальный предприниматель / руководитель юридического лица или его заместитель

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Должны соответствовать приложению № 2                  к приказу Минстроя России от 06.04.2017                  № 688/пр

 

Не менее 5 лет по  направлению подготовки, по специальности высшего образования соответствующего профиля,  указанных в графе 4**

Одна   из   программ  переподготовки и (или) повышения  квалификации  по направлению строительство, реконструкция и капитальный  ремонт объектов       капитального строительства

      2

Работник индивидуального предпринимателя/ работник юридического лица, трудовая функция которого включает организацию выполнения работ

 

 

 не менее 2

Не менее 5 лет по  направлению подготовки, по специальности высшего образования соответствующего профиля,  указанных в графе 4**

 

Итого

3*

 

 

 

* Из требуемого количества специалистов по месту основной работы Участника предварительного отбора должно быть не менее двух специалистов по организации выполнения работ, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, предусмотренный статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

** Стаж работы по направлению подготовки, по специальности высшего образования в области строительства считается с момента начала трудовой деятельности в соответствии  с данными трудовой книжки и (или) данными трудовых договоров (в случае работы по совместительству).

  Специалисты по организации выполнения работ, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, предусмотренный статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указываются в таблице под порядковыми номерами 1 и 2.

В соответствии с частью 6 статьи 55.5. Градостроительного кодекса Российской Федерации требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части:

1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы.

В соответствии с пунктом 24 Положения орган по ведению реестра не вправе устанавливать иные требования к участникам предварительного отбора, кроме требований, установленных пунктом 23 Положения.

Согласно пункту 39 Положения орган по ведению реестра не вправе требовать от участника предварительного отбора иных сведений и документов, кроме сведений и документов, предусмотренных пунктом 38 Положения.

Организатор торгов, в нарушение требований пунктов 24 и 39 Положения, установил излишние требования к участникам Предварительного отбора в разделе V документации.

Как следует из преамбулы Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, оно утверждено в соответствии с ч. 1.1 ст. 180 и ч. 5 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 является подзаконным нормативно-правовым актом, принятым во исполнение Жилищного кодекса Российской Федерации, а потому, исходя из иерархии нормативных правовых актов, не может в данном случае противоречить иным федеральным законам, в частности, Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Минимально необходимые и достаточные требования, при соответствии которым лицо считается квалифицированным, то есть имеющим возможность заниматься работами по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, уже установлены на законодательном уровне в статье 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В связи с чем, лицо, которое соответствует требованиям статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации и имеет свидетельство саморегулируемой организации в силу требований закона, обладает квалифицированным персоналом для выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Из системного толкования подпункта "о" пункта 23 Положения, статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что требования к количеству и квалификации персонала для выполнения определенных видов работ устанавливает саморегулируемая организация, однако такие требования не могут быть ниже минимально необходимых требований, установленных частью 8 указанной статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации, при этом у регионального оператора не имеется полномочий произвольно устанавливать требования к участникам предварительного отбора в части наличия у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, такие требования устанавливаются в зависимости от требований, установленных саморегулируемой организацией для определенного вида работ и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 N 09АП-4810/2020 по делу N А40-248964/2019).

 На основании изложенного, требование Организатора торгов к наличию руководителя юридического лица или его заместителя в данном случае является излишним и не согласуется с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, что является нарушением подпункта "о" пункта 23, пункта 24, пункта 39 Положения.

На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать в действиях Организатора торгов нарушение подпункта "о" пункта 23, пункта 24, пункта 39 Положения.

3.  Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.

4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны