Решение б/н Решение и предписание (ИП Матящук А.Н.) от 14 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

                                                                                                     г. Симферополь

 

Резолютивная часть решения оглашена  29 июня 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено   13 июля 2016 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – Мельникова В.В.– заместитель руководителя,

        члены Комиссии:

      Несина Е.Ф. - главный специалист - эксперт отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках;

      Ткаченко Ю.Ю.- главный специалист - эксперт отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках,

рассмотрев дело № 05/337-15, возбужденное по признакам нарушения Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымские морские порты»  (ул. Кирова, 28, г. Керчь, Республика Крым) (далее - ГУП РК «КМП») в лице филиала ГУП РК   «Крымские морские порты»  «Ялтинский  торговый порт»  пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                         У С Т А Н О В И Л А:

Управлением федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Крымское УФАС) в ходе рассмотрения заявления ИП Матящука А.Н. по вопросу правомерности взимания платы за предоставление услуг порта филиалом ГУП РК «Крымские морские порты»  «Ялтинский  торговый порт» (далее - филиал) установлены признаки нарушения    антимонопольного   законодательства пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона «135-ФЗ «О защите   конкуренции», выразившегося в  виде действий  хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является   ущемление интересов других лиц путем установления различных  цен  (тарифов) на один и тот же товар: разной стоимости  за услугу по предоставлению безопасной стоянки судов у причала. В связи с указанным, Крымским УФАС России Приказом № 186 от 15.12.2015 в отношении ГУП РК «Крымские морские порты» возбуждено дело № 05/1272-15 о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом Федеральной службы по тарифам от 23 января 2015 года №73-т ГУП РК «КМП» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 91/3/1.

Таким образом, ГУП РК «КМП» является субъектом естественной монополии на товарном рынке по предоставлению услуг, находящемся в состоянии естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является   ущемление интересов других лиц путем экономически, технологически или иным образом не обоснованного установления различных  цен  (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Деятельность ГУП РК «КМП» и его филиалов осуществляется в соответствии с Уставом предприятия. Федеральным законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере морского транспорта, безопасности мореплавания, промышленной, экологической, пожарной безопасности, технического регулирования и т.д.

Согласно Уставу ГУП РК «КМП» создано, в частности, с целью обеспечения функционирования морских портов Крыма, организации и осуществления перевозок грузов и пассажиров морским транспортом, обслуживания судов, пассажиров и грузов. Имущество предприятия является государственной собственностью Республики Крым, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Содержание и обеспечение эффективного использования государственного имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение, также является уставной целью и направлением  деятельности предприятия.

  Филиал ГУП РК «КМП» «Ялтинский торговый порт» является обособленным подразделением ГУП РК «КМП», не имеет статуса юридического лица и осуществляет от имени предприятия часть его функций, в том числе функции представительства. В состав имущества, которым наделен филиал, входят объекты портовой инфраструктуры, в том числе причалы, используемые в хозяйственной деятельности, предусмотренной Уставом предприятия и Положением о филиале.

Согласно п. 1, 4, 5 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ  «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» причалы как портовые гидротехнические сооружения, предназначенные для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами, отнесены к объектам портовой инфраструктуры.

Определениями  Крымского  УФАС России  от ответчика были  затребованы документы и  информация,  необходимые антимонопольному органу для всестороннего и объективного рассмотрения данного дела.

В результате изучения и анализа материалов дела  № 05/1272-15, доводов и возражений  ответчика, Комиссия установила следующее.

Приказом Минтранса России от 31.10.2012 №387 «Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации» (в редакции приказа от 06.11.2014 №306) определено, что ГУП РК «Крымские морские порты» взимаются канальный, навигационный и маячный сборы в морских портах Керчь, Феодосия, Евпатория, Ялта.

Приказом от 30.12.2014 №409 филиала ГУП РК «КМП» «Ялтинский торговый порт»  самостоятельно установлены  тарифы на услуги:

- безопасная стоянка судов у причала с осуществлением грузопассажирских операций, исходя из расчета за 1 ед. валовой вместимости судна;

- безопасная стоянка судов у причала без осуществления грузопассажирских операций, исходя из расчета за 1 ед. валовой вместимости судна.

Cогласно пояснениям филиала (от 18.02.2016 исх. № 06-07/265), плата за безопасную стоянку у причала взимается с судов, которые стоят возле причала. Безопасная стоянка судна у причала порта Ялта и приписных портопунктов с осуществлением грузопассажирских операций определяется на основании предоставленных  филиалом услуг по швартовым операциям и подтверждается соответствующими актами оказания услуг, подписанными двумя сторонами. Безопасная стоянка судна у причалов порта Ялта и приписных портопунктов без осуществления грузопассажирских операций определяется из времени отстоя судна после окончания пассажирских операций у причалов, а также в ночное время вынужденного отстоя у причала.

Заявитель считает, что фактически услуга оказывается одна, за которую расписался капитан судна, - швартовка. Таким образом, судно подходя к причалу для высадки пассажиров,  прежде  всего  выполняет швартовку судна – операцию по своей сути, которая обеспечивает безопасную стоянку судна у причала для высадки пассажиров или для выполнения иных операций.  Судовладелец вынужден оплачивать услугу по швартовке, затем еще раз за безопасную стоянку судна у причала, которая (услуга) в свою очередь подразделяется на 2 вида: с выполнением грузопассажирских операций или без грузопассажирских операций.

В пояснениях от 24.06.2016 № 03-29/1125 филиалом обосновано отличие услуги по швартовке судна (работа береговых рабочих, диспетчерской службы) и услуги по безопасной стоянке судов у причалов (обеспечение требований промышленной, экологической, транспортной безопасности, требований технических регламентов).

Филиалом ГУП РК «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» в процессе рассмотрения дела предоставлены документы, обосновывающие формирование тарифа на услугу по безопасной стоянке судов и подтверждающие расходы на обеспечение полезной функции причалов. При формировании оспариваемых заявителем тарифов филиал руководствовался методом экономически обоснованных затрат.

Однако, проанализировав данные, представленные ответчиком по делу относительно обоснованности взимания платы за услуги: в одном случае  по безопасной стоянке судна у причала  с грузопассажирскими операциями, в другом случае за безопасную стоянку судна без выполнения грузопассажирских операций, Комиссия сделала вывод о полной несостоятельности доводов ответчика относительно установления и взимания с судовладельцев разной оплаты за одну и ту же услугу, которая оказывается на одном товарном рынке и в один и тот же временной период.

Таким образом, действия филиала ГУП РК «Крымские морские порты»  «Ялтинский   торговый порт» по установлению и взиманию с судовладельцев разной оплаты за одну и ту же услугу: безопасную стоянку судна у причала - в одном случае с грузопассажирскими операциями, в другом случае - без выполнения  грузопассажирских операций, противоречат пункту 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей  23, статьей  36, частью 1 статьи 39, частями  2,3 статьи 41, частью  1 статьи 49 Федерального  закона  РФ  от   26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Крымского УФАС России,

                                                  РЕШИЛА:       

      1.Установить факт нарушения  ГУП РК «Крымские морские порты»  (ул. Кирова, 28, г. Керчь, Республика Крым) в лице филиала ГУП РК   «Крымские морские порты»  «Ялтинский  торговый порт»  пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в виде действий хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является ущемление интересов других лиц  путем установления различных  цен  (тарифов) на один и тот же товар.

      2. Выдать предписание о прекращении  нарушения антимонопольного законодательства пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

      3. Передать материалы дела должностному лицу Крымского УФАС  России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Предписание

по делу № 05/1272-15

 

13.07.2016 года

г. Симферополь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии – Мельниковой В.В. – заместителя руководителя, членов Комиссии:

Несиной Е.Ф. - главного специалиста - эксперта отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках,

Ткаченко Ю.Ю.- главного специалиста - эксперта отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 13.07.2016 года по делу № 05/1272-15 о нарушении Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымские морские порты»  (ул. Кирова, 28, г. Керчь, Республика Крым) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Предписывает:

1. Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты»   в лице филиала ГУП РК   «Крымские морские порты»  «Ялтинский  торговый порт»  устранить допущенное нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в виде действий хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является ущемление интересов других лиц  путем установления различных  цен  (тарифов) на один и тот же товар:  установления и взимания с судовладельцев разной оплаты за одну и ту же услугу (безопасную стоянку судна у причала - в одном случае - с грузопассажирскими операциями, в другом случае - без выполнения  грузопассажирских операций).

2. Срок исполнения предписания – в течение одного месяца с момента получения.

3. Об исполнении Предписания сообщить в течение трех дней с момента исполнения с приложением подтверждающих документов.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны