Решение б/н Решение (Совет министров Республики Крым) от 17 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 05/1458-16

 

                                                                                                     г. Симферополь

 

Резолютивная часть решения оглашена  21 апреля  2017 г.

В полном объеме решение изготовлено  05 мая 2017 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю  по  рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии :  Неклиевич Т.Б.  – и.о. заместителя                         руководителя,

 Члены Комиссии:

Левицкий Р.А.  – главный специалист-эксперт;;

МамутоваЭ.Р. – главный специалист-эксперт отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках,

При участии

  от ответчика: представитель по доверенности от 13.09.2016  № 1/01-54/4042 Прилипко Д.В., представитель по доверенности от 13.09.2016                        № 1/01-54/4044 Мамоновой В.А.

                                                                                                    

Рассмотрев дело № 05/1458-16,  возбужденное приказом Крымского УФАС России приказом № 86  от  08.07.2016г. в отношении Совета Министров                  Республики Крым по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального        Закона  от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь ст.48   Федерального Закона  от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»

                              

                                  установила

В ходе выполнения  поручения  Федеральной антимонопольной  службы от 05.10.2015 № АД/53812/15, осуществления контроля за соблюдением                             антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю установлено следующее.

Пунктом  2 Распоряжения Совета министров Республики Крым от  22                      декабря 2015 года № 1278-р «О передаче  имущества» (далее – Распоряжение                  № 1278-р) за Государственным унитарным предприятием Республики Крым     «Вода Крыма» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, указанное в приложении 1 к настоящему распоряжению: очистные сооружения ОС, резервуар для воды п. Научный V=500куб.м подземный, водопроводные и внутриплощадочные сети водопровода, то есть, объекты системы  централизованного холодного водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 4 Распоряжения Совета министров Республики Крым № 1278-р               вменено Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обеспечить закрепление за ГУП РК «Вода Крыма» имущества, указанного в              приложении 1, 2 к настоящему распоряжению.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015), объектами концессионного соглашения являются системы                    коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы              горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения,              отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка,                     утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов,                    объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских      поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального  закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон                              «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, отдельными   объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1. Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведения) и статьей 28.1  Федерального закона от 27.07.2010 № 190  «О теплоснабжении».

В соответствии  с частью 1 статьи  41.1. Закона о водоснабжении и водоотведении  передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или  муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской  Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных  соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 41.1  Закона о водоснабжении и                водоотведении  осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством                 передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами      горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения,              отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Таким образом, передача прав в отношении  централизованных систем                горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения,              отдельных объектов таких систем, может осуществляться исключительно на       основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление                 указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве                 хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,                         федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным            осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять  действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в                целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению                 интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской                деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в                  предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат                признаки  нарушения антимонопольного законодательства, либо об    устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого  нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

 

 В связи с наличием в действиях Совета министров Республики Крым (пр.Кирова,13, г.Симферополь, 295000), выразившихся в передаче прав на объекты холодного водоснабжения и водоотведения путем закрепления Распоряжением  Совета министров Республики Крым от 22 декабря 2015 года № 1278-р                          «О передаче  имущества» вышеуказанных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за ГУП РК «Вода Крыма" без проведения конкурсов на право заключения договоров аренды объектов холодного водоснабжения и (или)  водоотведения, заключения концессионных соглашений, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением  Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» принято в адрес Совета Министров Республики Крым Предупреждение № 05/1243 от 16.03.16 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Указанным документом Крымское УФАС России предупреждало о                    необходимости   устранения в  течении  трех месяцев со дня получения  Советом                     министров   Республики  Крым настоящего предупреждения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения,  путем отмены  Распоряжения Совета министров Республики Крым от 22 декабря 2015 года за      № 1278-р «О передаче имущества » и соблюдении порядка передачи прав владения и (или) пользования  объектами системы  централизованного горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и  теплоснабжения,  находящимися в государственной собственности, с учетом требований,  установленных  Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»,  Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ   «О теплоснабжении».

Совет министров Республики Крым было уведомлено о необходимости сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю о выполнении Предупреждения № 05/1243 от 16.03.16, в соответствии с частью 6 статьи 39.1 Федерального Закона  № 135 от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции»  в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Советом министров Республики Крым не выполнено предупреждение Крымского УФАС России  о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства  в установленный срок. В связи, с чем Крымским УФАС России принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства  № 05/1458-16.

В ходе рассмотрения дела Советом Министров Республики Крым предоставлены пояснения по делу № 05/1458-16  от 20.09.2016 № 5407/01-09, от 18.11.2016 № 01-09/1527, от 12.12.2016 № 5407/01-09/2 (далее – пояснения).

Совет министров Республики Крым  сообщает, что Законом Республики Крым от 08 августа 2014 года № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении                    государственной собственностью Республики Крым» (далее – Закон)  установлен порядок управления и распоряжения государственной собственностью Республики Крым в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, законодательными актами РФ, Конституцией Республики Крым, иными законодательными актами Республики Крым.

Совет министров в пояснениях отмечает, что «в концессию передается               имущество находящееся в собственности республики,  собственность Республики Крым на имущество жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время не                        оформлено» (текст оригинала).

Пунктом 2.4 статьи 22 Федерального закона «О концессионных соглашениях» определено, что задание формируется на основании утвержденных схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения в части выполнения задач и достижения целевых показателей развития систем теплоснабжения и (или) систем водоснабжения и  водоотведения поселений и городских округов, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, границ планируемых зон размещения объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также, на основании данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод.

Для осуществления передачи объектов теплоснабжения и (или) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения по договору аренды или в концессию необходимо провести ряд мероприятий, в частности,  разработать схемы тепло-, водоснабжения и водоотведения, провести техническое обследование объектов водопроводно-канализационного хозяйства и теплоснабжения, зарегистрировать в установленном порядке права собственности на данные объекты, а также осуществить расчет долгосрочных параметров регулирования.

В настоящее время в Республике Крым схемы тепло-, водоснабжения и                водоотведения находятся в стадии разработки, что приводит к невозможности на данный момент заключения договоров аренды или передачи объектов в концессию.

 

Для осуществления работы по государственной регистрации вещных прав на имущество необходимо осуществить подготовку кадастровых планов территории технических планов объектов, межевых планов земельных участков, оформление публичных сервитутов и регистрацию права собственности за Республикой Крым (площадных объектов на территории Республики Крым – порядка 12664 шт., срок выполнения по одному объекту составляет 6 месяцев; протяженность линейных объектов – составляет порядка 7870,33км., срок выполнения работ по одному виду документации – 6 месяцев; ориентировочные сроки выполнения работ по одному виду документации – осуществление государственной регистрации права собственности на земельные участки (ориентировочно 3303,304 га) за Республикой Крым и заключение договоров аренды между собственниками (Республики Крым) и предприятиями, выделенные под площадные объекты – 9 месяцев; внесение в Государственный кадастр недвижимости информации об установлении публичных сервитутов земельных участков, отведенных под линейные объекты (ориентировочно-870,33км.) – сроки выполнения работ по одному виду документации – 7 месяцев).

Объем средств, необходимый для проведения работ по постановке на кадастровый учет и регистрации прав на недвижимое имущество из федерального /республиканского бюджетов ориентировочно составит 2,43 млрд.руб.

Учитывая особенности адаптации региона при вхождении в правовое поле Российской Федерации  постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2014 года № 1320 утверждено Положение  об особенностях применения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также тарифов на услуги организаций коммунального комплекса на территориях Республики Крым и г.Севастополя до 1 января 2017 года.

Указанным постановлением предусмотрен досрочный пересмотр тарифов в течение финансового года, установление тарифов с календарной разбивкой, продолжительность которой определяется органом регулирования, а также установление тарифов для одной категории ниже уровня экономически обоснованных за счет установления тарифов выше экономически обоснованных  для других категорий потребителей.

 

Совет министров Республики Крым сообщает, что с целью обеспечения               реализации положений действующего законодательства в республике проводится следующая работа:

На республиканском уровне принята Государственная программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2015-2017 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Крым от 10 февраля 2015 года № 33), целями которой является в том числе, модернизация, реконструкция и строительство водопроводных и канализационных сетей, модернизация объектов водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Республики Крым с применением прогрессивных технологий и оборудования, в том числе отечественного производства, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям в сфере рационального водопользования,  и очистку сточных вод в соответствии с нормами российского законодательства; повышение энергоэффективности и надежности функционирования систем теплоэнергетики.

В настоящее время, с целью оформления права собственности на недвижимое имущество Республики Крым из бюджета Республики  Крым в 2016 году, в рамках реализации Государственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2015-2017 годы (утверждена  постановлением Совета Министров Республики Крым от 10 февраля 2015 года № 33), в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 Порядка предоставления  субсидий государственным унитарным предприятиям Республики Крым  из бюджета  Республики Крым в 2016 году на мероприятия в рамках реализации Государственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2015-2017 годы, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 09 августа 2016 года № 384, предоставляется субсидия на финансовое обеспечение мероприятий по Регистрации права собственности на объекты недвижимости и земельные участки, в том числе, проведение мероприятий для осуществления государственной регистрации права государственной собственности Республики Крым на объекты недвижимого     имущества, в том числе проведение геодезических и кадастровых работ, технической инвентаризации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 июня 2015 года              № 589 «О внесении изменений в федеральную целевую программу                              «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2016 года № 160) в 2016 году в федеральном бюджете предусмотрено 150,0 млн, руб. на разработку единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым.

 Соглашением между Советом министров Республики Крым и Министерством экономического развития Российской Федерации  о предоставлении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Крым на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года»  от 07 мая 2016 года № С-158-СН/Д08 и постановлением Совета Министров Республики Крым от 29 июня 2015 года № 363 «О вопросах реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» по мероприятию  «Разработка единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым» лимиты на 2016 год доведены в размере 90 млн.руб., оставшиеся 60 млн.руб.будут доведены в 2017 году.

В целях создания правовых оснований для разработки и утверждения единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым, учитывая положения части 2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» о возможности установления особенностей применения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения на территориях Республики Крым и города Севастополя до 1 января 2017 года, правительством Российской Федерации принято постановление от 14 ноября 2015 года № 1230 «Об особенностях применения законодательства РФ в сфере водоснабжения и водоотведения на территориях Республики Крым и г. Севастополя».

В соответствии со статьей Федерального закона от 3 июля 2016 года принят № 355-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 07.12.11 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» дополнен  статьей 38.1, которой установлены особенности разработки и утверждения схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым, в том числе, срок утверждения схем определен – до 1 января 2018 года  (правки вступают в силу с января 2017 года). Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ готовит соответствующие изменения в постановление Правительства РФ от 5 сентября 2013 года № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».

В соответствии с Региональным порядком осуществления государственных закупок на территории Республики Крым в 2016 году, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 20 мая 2016 года № 219, Распоряжением Главы Республики Крым от 29 июня 2016 года № 325-рг единственным исполнителем научно-исследовательских работ по разработке единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым определен ГУП «Ленипроинжпроект».  Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым с ГУП «Ленгипроинжпроект»заключен государственный контракт от 14 июля 2016 года № 12.

Сроки разработки единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым, с учетом уже проведенной в 2015 году работы по сбору исходных данных:

-2016 год-разработка общей части схемы;

-2017 год – разработка специальной части схемы (по городским округам и поселениям).

Разработка схем теплоснабжения в муниципальных образованиях Республики Крым предусмотрена в 2016 году за счет средств федерального бюджета в объеме 120,0млн.рублей в соответствии постановлением Правительства РФ от 02 марта 2016 года № 160 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года», утвержденную постановлением от 11 августа 2014 № 790.

Срок разработки схем  теплоснабжения в муниципальных образованиях РК – до 31 декабря 2016 года, утверждение – до 1 апреля 2017 года.

Распоряжением Главы Республики Крым от 29 июня 2016 года № 325-рг единственным исполнителем научно-исследовательских работ по разработке схем теплоснабжения в муниципальных образованиях Республики  Крым определено НП «Энергоэффективный город», с которым администрациями городских округов и муниципальных районов заключены муниципальные контракты.

Данные сроки отработаны с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, а также, прописаны в «дорожной карте» «Развитие жилищно-коммунального хозяйства РК на 2014-2017 годы», утвержденной распоряжением Совета министров Республики Крым от 26 марта 2016 года                   № 264-р.

Закрепление имущества Республики Крым на основании решения Совета Министров Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями установлено пунктом 14 части 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 08 августа 2014 года 46-ЗРК.

Согласно части 1 статьи 11 и части 1 статьи 13 Федерального закона от 14.11.2012 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого  имущества. Уставный фонд государственного предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течении трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия, который формируется, в частности, из имущественных прав и иных прав, имеющую денежную оценку.

Уставами государственных унитарных предприятий, в том числе, пунктами 1.3, 3.1, 3.2. 3.3 Устава ГУП РК «Вода Крыма» и пунктами 1.2,3.1, 3.2, 3.3 Устава ГУП РК «Вода Крыма» и пунктами 1.2, 3.1, 3.2, 3.3 Устава ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» определено, что государственное унитарное предприятие Республики Крым  является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное имущество, находящееся в собственности Республики Крым.

Полномочия собственника осуществляет Совет министров Республики Крым.

Имущество предприятия является государственной собственностью Республики Крым, закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.

Осуществляя это право, Предприятие владеет, пользуется  и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных действующим законодательством, в целях выполнения возложенных на него настоящим Уставом задач. Право на имущество, закрепляемое за предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает с момента передачи такого имущества Предприятию.

Закрепленные за Предприятием основные и оборотные средства образуют его уставный фонд. Уставный фонд Предприятия формируется за счет движимого и недвижимого имущества Республики Крым. Увеличение уставного фонда Предприятия производится по решению Собственника и может быть произведено, в том числе, за счет дополнительной передачи ему имущества.

На основании изложенного выше, исходя из норм законодательства, Совет министров Республики Крым считает, что передача имущества Республики Крым, а именно централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям Республики Крым не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Крым.

Крымское УФАС России не может принять указанные выше доводы  Совета министров Республики Крым в связи с тем, на момент принятия Предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии  с частью 1 статьи  41.1. Закона о водоснабжении и водоотведении  передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства  Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям,  заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 41.1  Закона о водоснабжении и                     водоотведении  осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами   горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной  собственности,  реализуется по договорам их аренды или по концессионным  соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Таким образом, передача прав в отношении  централизованных систем   горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения,               отдельных объектов таких систем, может осуществляться исключительно на       основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление                 указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве                  хозяйственного ведения действующим законодательством на момент принятия Предупреждения не предусмотрено.

 

Совет министров Республики Крым в пояснениях отмечает, что                              распоряжение Совета Министров Республики Крым от 22 декабря  2015 года                 № 1278 «О передаче имущества» принято в рамках компетенции в соответствии с действующим  законодательством по следующие основаниям.

«В  соответствии с частью 1 статьи 12.1 «Федерального конституционного            закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ (в редакции от 23 июня 2016 года)                         «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до конца 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными   правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере

Порядок управления и распоряжения государственной собственностью               Республики Крым, в том числе, предприятий иных организационно-правовых форм, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским     кодексом РФ, иными законодательными актами РФ, Конституцией Республики Крым, иными законодательными актами Республики Крым, установлен Законом Республики Крым от 08 августа 2014 года № 46-ЗРК «Об управлении и                     распоряжении государственной собственностью Республики Крым».

Пунктом четырнадцатым части 3 статьи 2 Закона определено, что Совет   Министров Республики Крым принимает решения о закреплении имущества                 Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями, за исключением случаев, установленных пунктом 9 части 2 настоящей статьи.

Частью 1 статьи 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» установлено, что Совет министров Республики Крым на основе и во исполнение Конституции РФ, Конституции Республики Крым, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов Республики Крым, указов Главы                Республики Крым издает постановления и распоряжения, обеспечивает их                     исполнение» (текст оригинала).

Крымское УФАС России отклоняет указанные выше доводы по следующим основаниям.

В соответствии  пунктами 1 и  3 части 3 статьи 2 Закона  Республики Крым от 08 августа 2014 года № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» Совет министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым:  управляет и распоряжается имуществом Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральным законодательством;  осуществляет функции и полномочия собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, настоящим Законом и законодательством Республики Крым.

Советом министров Республики Крым при передаче  прав владения и (или) пользования  объектами системы  централизованного горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и  теплоснабжения,  находящимися в государственной собственности на момент принятия Предупреждения нарушены требования,  установленные  Федеральным Законом  от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»,  Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ                                       «О теплоснабжении».

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Советом Министров Республики Крым в ходе рассмотрения дела предприняты меры в целях устранения нарушения и внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам концессионных соглашений в Республике Крым. Однако данное обстоятельство может служить основанием для смягчения административной ответственности, но при этом не является основанием для прекращения производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства и не свидетельствует о его отсутствии в действиях органа власти.

Кроме того следует учесть, что бездействие органа власти оказывает непосредственное влияние на объективность принятия  уполномоченным органом  решений по установлению тарифов на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение.

Советом Министров Республики Крым представлены возражения от 21.04.2017 № 2898/05-08/1 на заключение от 14 апреля 2017 года по делу                         № 05/1458-16 (далее – возражения).

Следует отметить, что ответчиком не в полной мере проанализировано  заключение Крымского УФАС России об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства № 05/1458-16 от 14.04.2017, о чем свидетельствует следующее утверждение ответчика в возражениях: «в заключении указано, что по состоянию на дату вынесения Крымским УФАС России заключения  особенности регулирования в Республике Крым передачи права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности по договорам аренды и(или) концессионным соглашениям в соответствии с требованиями части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года                  № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации  новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», не установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере» (язык оригинала). В заключении Крымского УФАС России об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства № 05/1458-16 от 14.04.2017 отсутствует изложенное выше утверждение ответчика в возражениях.

Свидетельством не внимательного изучения заключения Крымского УФАС России  от 14 апреля 2017 года по делу № 05/1458-16, также, является  неверное указание в возражениях даты и номера вынесения заключения об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства – 12 декабря 2016 года.

 

В возражениях ответчик утверждает, что согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2015 года № 115-ФЗ имущество – системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, на момент заключения концессионного соглашения, может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, что указывает на то, что передача имущества по концессионному соглашению не отменяет права на его передачу в хозяйственное ведение, в соответствии с законодательством.

Крымское УФАС России отклоняет данный довод по следующим обстоятельствам.

Частью 4 статьи 3  Федерального закона от 21 июля 2015 года № 115-ФЗ установлено, что объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. В случае если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, оно на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления.

 

Пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2015 года № 115-ФЗ установлено, что объектами концессионного соглашения являются: автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса.

На основании изложенного, указанная норма Федерального закона от 21 июля 2015 года № 115-ФЗ не относится к объектам теплоснабжения, централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельным объектам таких систем.

 

Ответчик указывает, что в части 1 статьи 17.1 определен закрытый перечень случаев, когда при передаче правомочий владения и (или) пользования публичного собственника не требуется проведение торгов (т.е.соблюдения требований конкурентных процедур).Эти случаи распространяют свое действие на передачу имущества как находящегося в казне, так и переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление. В отношении имущества, закрепленного за организациями и предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, указанное правило применяется в силу прямого указания части 3 статьи 17.1 Закона о конкуренции.

Крымское УФАС России не может принять данный довод по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов за исключением установленных в частях 1, 3.1, 3.2 и  9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.

Согласно части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 указанной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

 Таким образом, заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. При этом исключения, установленные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, распространяются на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

 Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа Объектов и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа Объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, если между вводом соответствующего объекта в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло менее пяти лет, передача прав владения или пользования Объектами может осуществляться по договору аренды.

Кроме того, в соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Закона N 103-ФЗ с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускается передача прав владения и (или) пользования Объектами без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, по договору аренды Объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Вместе с тем, согласно части 4 статьи 28.2 Закона о теплоснабжении и части 4 статьи 41.2 Закона о водоснабжении и водоотведении срок договора аренды Объектов не может быть более чем десять лет.

С учетом изложенного, передача прав владения и (или) пользования Объектами, при условии, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию Объекта и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, до 01.01.2015 может осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Передача прав владения и (или) пользования Объектами, при условии, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию Объекта и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, не превышает пять лет, может осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок не более чем десять лет.

С учетом изложенного, предоставление прав владения и (или) пользования Объектами по договору аренды должно осуществляться собственником (арендодателем) такого имущества в соответствии с требованиями Закона N 103-ФЗ - на срок не более трех (десяти) лет, а также с учетом требований статьей 15 и Закона о защите конкуренции.

Советом министров Республики Крым при передаче  прав владения и (или) пользования  объектами системы  централизованного горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и  теплоснабжения,  находящимися в государственной собственности нарушены требования,  установленные  Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»,  Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным         законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ   «О теплоснабжении».

С учетом изложенного, Комиссия  Крымского УФАС России пришла к                  выводу, о наличии в действиях  Совета министров Республики Крым  (проспект  Кирова, 13, город  Симферополь, 295000), выразившихся в передаче прав на      объекты холодного водоснабжения и водоотведения путем закрепления Распоряжением  Совета министров Республики Крым от 22 декабря 2015 года    № 1278-р «О передаче  имущества» вышеуказанных объектов, находящихся в государственной собственности  за ГУП РК «Вода Крыма" без проведения конкурсов на право заключения договоров аренды объектов холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключения концессионных соглашений, нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 Руководствуясь статьей 23, статьей 36, частью 1 статьи 39, частями 2,3                статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ             «О защите конкуренции» Комиссия Крымского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать факт нарушения Советом министров Республики Крым               пр. (Кирова,13, г. Симферополь,295000)   части 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося  в передаче прав на  объекты холодного водоснабжения и водоотведения путем закрепления Распоряжением  Совета министров Республики Крым от 22 декабря 2015 года № 1278-р   «О передаче  имущества» вышеуказанных объектов, находящихся в государственной собственности  за ГУП РК «Вода Крыма" без проведения конкурсов на право заключения договоров аренды объектов холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключения концессионных соглашений, нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            2.Выдать Совету министров Республики Крым предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального  закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.Передать материалы дела должностному лицу Крымского УФАС    России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны