Решение б/н Решение (АО «Международный аэропорт «Симферополь») от 13 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 05/2009-16

 

Резолютивная часть оглашена 31.05.2017 года

В полном объеме решение изготовлено «06» июня 2017 г.

 

г. Симферополь

 

06 июня 2017 г.                                                                        г. Симферополь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

<…>

;

<…>

,

при участии представителей ответчиков:

 по доверенности №01.05.26 от 10.04.2017г. <…>;

 по доверенности №23-17 от 16.05.2017г. <…>,

 заявители не явились, о дате, месте рассмотрения дела извещены,

рассмотрев дело № 05/2009-16, возбужденное приказом Крымского УФАС России от 29.08.2016 г. № 124 в отношении АО «Международный аэропорт «Симферополь» (295491, Республика Крым, г. Симферополь, пгт. Аэрофлотский, пл. Аэропорта, 15, <…>), ООО «Международный аэропорт «Симферополь» (295491, Республика Крым, г. Симферополь, пгт. Аэрофлотский, ул. Мальченко, 16, <…>) по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 - 3 ст. 41, п.2 ч. 1 ст.48, ст. 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

                                                         У С Т А Н О В И Л А:

В отдел контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю (далее – Крымское УФАС России) поступили заявления от гр. <…>, направленное из Совета Министров Республики Крым (вх. №451/10 от 31.05.16г.), гр. <…> (вх. №476/10 от 08.06.16), гр. <…> (вх. 477/10 от 08.06.16), гр. <…>(вх.№485/10 от 09.06.16), гр. <…>(вх. №515/10 от 20.06.16), гр. <…>, направленное из Прокуратуры Республики Крым (вх. №522/10 от 21.06.16), гр. <…>, направленное из Совета Министров Республики Крым (вх. №548/10 от 27.06.16), гр. <…>, направленное из Федеральной антимонопольной службы (вх. №733/10 от 01.08.16) по вопросу стоимости парковки в международном аэропорту «Симферополь».

В связи с этим Крымским УФАС России были направлены требования о предоставлении информации и пояснений по данному факту в адрес АО «Международный аэропорт «Симферополь» (далее – АО МА «Симферополь»), ИП Казаков С. Н, ИП Кушнир Д. А.

Также Крымским УФАС России 12.08.16 г. был составлен Акт осмотра территории АО МА «Симферополь» и прилегающих территорий.

По результатам проведенного анализа установлено следующее.

В ответе на требование о предоставлении информации Крымского УФАС России (вх. №2284 от 15.06.16) АО МА «Симферополь» сообщало о том, что в период с февраля 2016 г. по 23.05.16 г. услуга по парковке автотранспорта на привокзальной площади  не оказывалась в связи с проведением ее реконструкции. С 23.05.16 г. данная услуга оказывается АО МА «Симферополь». Также, согласно договора аренды между АО «МА «Симферополь» и ИП Казаков С. Н. на территории аэропорта организованы стоянки автомобилей (общей площадью порядка 3000 м2).

Дополнительно сообщалось, что ИП Кушнир Д. А. на арендованной огороженной бетонной площадке организована круглосуточная охраняемая автомобильная стоянка, расположенная по адресу: ул. Мальченко, 17, пгт. Аэрофлотское, г. Симферополь.

С 16 мая 2016 г. были утверждены следующие временные тарифы по парковке автотранспорта на привокзальной площади АО «МА «Симферополь»:

- 200, 0 р. с НДС -  за 1 машино-место/час для легкового автомобиля;

- 400, 0 р. с НДС – за 1 машино-место/час для туристского автобуса;

- 2300,0 р. с НДС - 1 машино-место/сутки.

С 18 мая 2016 г. утвержден тариф за предоставление услуг парковки 1 машино-места/месяц – 22000,0 р.

 С 01.06.16г. были введены дополнительные тарифы по предоставлению парковочных мест на привокзальной площади аэропорта, а именно:

 

Машино-место/ час, р.

Машино-место/ сутки, р.

Машино-место/ месяц, р.

Туристический автобус

300

3600

38000

Микроавтобус

200

2500

26000

ИП Кушнир Д. А. оказывает услуги по парковке автотранспорта по следующим тарифам:

 

С 11.05.16, р/сутки

С 01.06.16, р/сутки

Легковое транспортное средство

400,0

300,0

Микроавтобус до 18 мест

600,0

450,0

Автобус

800,0

600,0

В ходе осмотра территории парковки, арендуемой ИП Казаковым С. Н., Крымским УФАС России зафиксирована стоимость оказываемой им услуги по парковке автотранспортного средства – 300 р/сутки.

В ответе на требование Крымского УФАС России №04/4196 от 04.07.16г.  АО «МА «Симферополь» сообщило, что на привокзальной площади предоставлены бесплатные места парковки в количестве 72 мест, предусмотренных для служебного и личного автотранспорта сотрудников АО «МА «Симферополь» и сторонних организаций. Дополнительно на территории аэропорта для личного автотранспорта сотрудников АО МА «Симферополь» предусмотрена стоянка.

В ответе на требование Крымского УФАС России ИП Кушнир Д. А. (вх. №3202 от 01.08.16) сообщил о том, что на организованной им охраняемой автомобильной стоянке предусмотрены 9 мест, предназначенных для инвалидов 1-й и 2-й группы, участникам ВОВ. Бесплатных парковочных мест для служебного и личного автотранспорта сотрудников АО МА «Симферополь» не предусмотрено.

В ходе осмотра территории АО МА «Симферополь»  сотрудниками Крымского УФАС России было выявлено фактическое отсутствие бесплатных мест парковки, предоставляемых АО МА «Симферополь».

Крымское УФАС России пришло к выводу о том, что АО МА «Симферополь» имеет признаки доминирующего положения на рынке оказания услуг по предоставлению услуги по парковке автотранспортного средства на привокзальной площади аэропорта.

Указанные обстоятельства, согласно п. 2,3 ч. 2 статьи 39 Закона, послужили основанием для возбуждения дела по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона, выразившимся в установлении и поддержании монопольно высокой цены  хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по предоставлению услуги по парковке автотранспортного средства на привокзальной площади аэропорта г. Симферополя.

Приказом Крымского УФАС России №124 от 29.08.2016 г. возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №05/2009-16 в отношении АО «Международный аэропорт «Симферополь»», ООО «Международный аэропорт «Симферополь» (далее – АО «МА «Симферополь», ООО «МА «Симферополь»), (далее – ответчики по делу) и создана комиссия по его рассмотрению (далее - Комиссия).

В целях получения дополнительной информации по делу Крымским УФАС России в адрес ответчиков по делу были направлены требования о предоставлении информации.

Шестого октября 2016 г. Крымским УФАС России было направлено в адрес АО «МА «Симферополь» и ООО «МА «Симферополь» требование о предоставлении информации, в том числе расчетов тарифа на предоставление услуги по парковке транспортных средств на привокзальной площади аэропорта г. Симферополя.

В соответствии с частью 3 статьи 42 Закона определением Комиссии от 02.11.2016 г. ООО «МА «Симферополь» привлечено в качестве ответчика по делу №05/2009-16 по признакам нарушения п.1 ч.1 ст.10 Закона.

Девятого ноября 2016 г. Крымским УФАС России было направлено в адрес ответчиков по делу требование о предоставлении данных о фактических затратах по статьям калькуляции тарифа на предоставление услуг парковки на привокзальной площади аэропорта по видам автотранспорта за период июль-октябрь 2016г. (отдельно по каждому месяцу).

Определением Комиссии от 08.12.2016 г. срок рассмотрения дела №05/2009-17 продлен до 08.03.2017 г. в связи с необходимостью получения дополнительной информации, связанной с рассмотрением указанного дела.

Требованием от 11.01.2017 г. №05/85 Крымским УФАС России в адрес международных аэропортов близлежащих регионов были направлены требования о предоставлении информации в том числе относительно стоимости услуг по парковке автотранспорта на привокзальной площади.

Определением от 06.03.2017 г. Комиссией был продлен срок рассмотрения дела №05/2009-16 до 06 июня 2017 г.

Четырнадцатого марта 2017 г. в адрес ответчиков по делу были направлены требования о предоставлении информации об объемах оказанных услуг за период 2016 г. – 01.03.2017 г., а также направлено требование в адрес Министерства финансов Республики Крым  о предоставлении информации относительно особенностей выделения бюджетных инвестиции по Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.»

В результате проведенного анализа материалов, дополнительной информации и документов, представленных по запросам, иных материалов дела №05/2009-16 Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.

  1. Анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг парковки на территории аэропорта г. Симферополь

Целью проведения исследования рынка предоставления услуг парковки на привокзальной площади аэропорта г. Симферополя является установление наличия (отсутствия) признаков доминирующего положения АО МА «Симферополь», ООО МА «Симферополь» на рынке оказания услуг парковки на территории аэропорта    г. Симферополь.

В качестве исходной информации были использованы:

- нормативно-правовые документы, действующие в Российской Федерации;

- аналитические данные Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов;

- сведения, полученные от субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную реализацию бензинов автомобильных на территории Республики Крым;

- документы и сведения (информация), представленные в антимонопольный орган органами государственной власти;

- обращения (заявления) физических и юридических лиц в антимонопольный орган;

- сведения, размещенные хозяйствующими субъектами и иными организациями в сети «Интернет»;

- иные документы и сведения (информация), полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий и функций.

Методическую основу оценки исследуемого товарного рынка составил Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28 апреля 2010         № 220 (далее – Порядок).

Согласно ч. 9 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В этой связи, учитывая цель исследования, временной период исследования определен как период с 23.05.2016 г. по 01.03.2017 г.

Продуктовые границы товарного рынка

Согласно п. 3.1 Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

  1. предварительное определение товара;
  2. выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  3. определение взаимозаменяемых товаров. Предварительное определение товара.

В соответствии сп. 3.4 Порядка № 220 предварительное определение товара проведено на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения;

Продуктовые границы предварительно определены как услуги парковки.

Выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара

Функциональным назначением исследуемой услуги, в том числе целью потребления является обеспечение автотранспортного средства местом для временной парковки. Услуга может приобретаться как для личного, так и для профессионального (участниками рынка транспортных услуг) использования.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» (Далее - ПДД) стоянкой является преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

На выбор приобретателя услуг парковки оказывают влияние следующие факторы:

  • цена предоставляемой услуги;
  • месторасположение автостоянки относительно места назначения;
  • бесплатное время нахождения на парковке.

Письмом от 14.06.16 г. №01.05.1549 АО «МА «Симферополь» была предоставлена план-схема привокзальной площади с указанием дислокации парковочных мест платной парковки на привокзальной площади. Исходя из которой, «количество парковочных мест – 242 для легковых автомобилей, 16 для ветеранов ВОВ и инвалидов 1 и 2 группы, 10 мест для автобусов.

Размещение «бесплатных мест» предусмотрено на территории привокзальной площади, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 90:22:000000366, количество мест – 35».

В ходе осмотра территории АО МА «Симферополь» сотрудниками Крымского УФАС России был составлен акт осмотра территории и выявлено фактическое отсутствие бесплатных мест парковки, предоставляемых АО МА «Симферополь».

За период с февраля 2016 г. по 23.05.16 г. услуга по парковке автотранспорта на привокзальной площади не оказывалась в связи с проведением ее реконструкции. С 23.05.16 г. данную услугу оказывало АО МА «Симферополь», а с 21.07.2016 г. – ООО «МА «Симферополь» по договору аренды, заключенному с АО «МА «Симферополь» и по тарифам, утвержденным ранее АО «МА «Симферополь».

С 16 мая 2016 г. были утверждены следующие временные тарифы по парковке автотранспорта на привокзальной площади АО «МА «Симферополь»:

- 200,0 р. с НДС -  за 1 машино-место/час для легкового автомобиля;

- 400,0 р. с НДС – за 1 машино-место/час для туристского автобуса;

- 2300,0 р. с НДС - 1 машино-место/сутки.

С 18 мая 2016 г. утвержден тариф за предоставление услуг парковки 1 машино-места/месяц – 22000,0 р.

 С 01.06.16г. были введены дополнительные тарифы по предоставлению парковочных мест на привокзальной площади аэропорта, а именно:

 

Машино-место/ час, р.

Машино-место/ сутки, р.

Машино-место/ месяц, р.

Туристический автобус

300

3600

38000

Микроавтобус

200

2500

26000

Прейскурантом АО «МА «Симферополь» установлен также бесплатный временной предел нахождения автотранспорта в зоне парковки и он составляет 15 минут.

ИП Кушнир Д. А. на арендованной огороженной бетонной площадке организована круглосуточная охраняемая автомобильная стоянка, расположенная по адресу: ул. Мальченко, 17, пгт. Аэрофлотское, г. Симферополь.

ИП Кушнир Д. А. оказывает услуги по парковке автотранспорта по следующим тарифам:

 

С 11.05.16, р/сутки

С 01.06.16, р/сутки

Легковое транспортное средство

400,0

300,0

Микроавтобус до 18 мест

600,0

450,0

Автобус

800,0

600,0

В ходе осмотра территории парковки, арендуемой ИП Казаковым С. Н., Крымским УФАС России зафиксирована стоимость оказываемой им услуги по парковке автотранспортного средства – 300 р/сутки.

Определение взаимозаменяемых товаров

Согласно ст. 4 Закона «О защите конкуренции» взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Согласно п. 3.6. Порядка № 220 выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми, осуществляется путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

Услуги парковки в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции или услуг ОКВЭД (ОК 029-2001) отнесены к разделу «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» с кодом 63.21.24 «эксплуатация гаражей, стоянок для автотранспортных средств, велосипедов и т.п.». Потенциально взаимозаменяемыми товарами для услуг парковки являются услуги автостоянки и услуги гаражей.

Гараж это здание или сооружение, предназначенное для хранения или размещения автомобилей. Гараж может быть рассчитан на размещение одного или нескольких автомобилей.

Размещение автомобиля в гараже обеспечивает его сохранность от влияния окружающей среды (дождь, снег и др.), что невозможно обеспечить на открытой парковке.

На территории аэропорта г.Симферополя услуги по хранению или размещению автомобилей в гараже не оказываются. В связи с чем владельцы (пользователи) автомобилей, приехавшие в аэропорт г.Симферополя, не обладают возможностью разместить автомобиль в гараже.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 795 "Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок" услуги автостоянки это услуги по хранению автомототранспортных средств на автостоянках по возмездному договору.

Согласно статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации под платными стоянками понимаются площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств (за исключением штрафных стоянок).

На территории аэропорта г. Симферополь оказываются услуги автостоянки.

В соответствии с п. 3.8 Порядка № 220 при выявлении взаимозаменяемых товаров используется метод «тест гипотетического монополиста».

Крымским УФАС России данный тест не проводился в связи с отсутствием целесообразности его проведения, т.к. в рассматриваемых географических границах альтернативы потребления данной услуги у потребителя нет.

Учитывая вышесказанное, продуктовые границы рынка определены как услуги кратковременной парковки.

Согласно п. 4.1 Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

  • предварительное определение географических границ товарного рынка;
  • выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);
  • определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Географические границы товарного рынка определяются исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретателя приобрести товар на определенной территории и отсутствие такой возможности за ее пределами.

Для целей настоящего анализа определение географических границ товарного рынка согласно п.4.2 Порядка № 220 проводилось на основе информации:

  • о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  • о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара,
  • о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Услуги кратковременной парковки не могут быть перемещены и реализуются по месту расположения парковки. Потребитель самостоятельно оценивает необходимость приобретения услуги кратковременной парковки. Существенным фактором, определяющим выбор приобретателя, является близость парковки относительно места назначения владельца (пользователя, пассажира) автотранспортного средства, что определяет локальность границ данного рынка.

Потребителями услуг по временной стоянке автотранспортных средств на платных парковках аэропортов, являются в основном, лица пользующиеся услугами аэропорта, поэтому географические границы рынка услуг временной стоянки автотранспортных средств на платной стоянке на привокзальной площади аэропорта Крымское УФАС России устанавливает по таким критериям, как характер потребления услуги и «шаговая доступность» оказываемой услуги по временной стоянке автотранспортных средств на привокзальной площади аэропорта.

Под критерием «шаговая доступность» понимается, расстояние в границах аэропортовой зоны между зданием аэровокзала и парковочным местом автотранспортного средства пользователя услуг аэропорта, находящаяся в непосредственной близости от аэровокзала, имеет наиболее удобные условия доступа как для автотранспорта, так и для пользователей услуг аэровокзала с привокзальной площадью.

АО МА «Симферополь» является единственной организацией, оказывающей данную услугу на рассматриваемой территории, т.к. места для парковки автотранспорта, предоставляемые ИП Казаков С. Н. и ИП Кушнир Д. А. находятся за ее пределами. Данный факт подтвержден, как осмотром территории, так и планом-схемой привокзальной площади, предоставленной АО МА «Симферополь».

Для целей настоящего анализа географические границы определены как территория привокзальной площади аэропорта г.Симферополя.

Согласно п. 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги кратковременной парковки на территории привокзальной площади аэропорта г.Симферополя за период с 23.05.2016 по 01.03.2017, включены:

  1. АО «Международный аэропорт Симферополь» (ИНН 9102065317 ), место нахождения – 295491, г, Симферополь, пгт. Аэрофлотский, пл. Аэропорта, 15;
  2. ООО «Международный аэропорт «Симферополь» (ИНН 9102189714), место нахождения – 295491, г. Симферополь, пгт. Аэрофлотский, ул. Мальченко,16.

Объем рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке

В соответствии с п. 6.1 Порядка № 220 основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке.

Объём рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке услуг кратковременной парковки на территории аэропорта г. Симферополя за период с 23.05.2016 по 01.03.2017 г.

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем оказанных услуг, тыс. руб.

Доля хозяйствующего субъекта на рынке, %

23.05.16-21.07.16

21.07.16-31.12.16

01.01-01.03.2017

АО «МА «Симферополь»

<…>

 

 

 

100

ООО «МА «Симферополь»

 

<…>

 

Нет данных

100

Объем рынка

<…>

 

<…>

 

 

 

Из данных вышеприведенной таблицы видно, что в каждый временной период АО «МА «Симферополь» и ООО «МА «Симферополь» являлись единственными продавцами товара на исследуемом рынке и занимали долю 100%.

В соответствии с п. 8.1. Порядка № 220, процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок), включает:

  • выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;
  • определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок

Барьеры входа на товарный рынок:

а) экономические ограничения:

Основным экономическим ограничением входа на рынок является размер инвестиций, необходимых для начала деятельности: приобретение комплектов аппаратуры, обустройство здания для работников охраны, система безопасности, обустройство подъездных путей и соответствующей инфраструктуры.

б) административные ограничения, в том числе:

  • ограничения на получение в пользование (владение) земельного участка для размещения парковки (распоряжение земельным участком, на территории которого находится аэропортовый комплекс, в том числе стоянка.

Территория в непосредственной близости от аэровокзала внутренних и международных воздушных линий находится в пользовании (владении) ООО «МА «Симферополь» по договору аренды с АО «МА «Симферополь».

Исходя из вышеприведенной информации, барьеры входа на рынок услуг кратковременной парковки на территории аэропорта г. Симферополя непреодолимы без согласия АО «МА «Симферополь».

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

На основании рассчитанных показателей уровня концентрации, рассматриваемый рынок относится к рынку с высоким уровнем концентрации. С учетом наличия барьеров входа на рынок и их преодолимости рассматриваемый рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Согласно выводам, изложенным в аналитическом отчете:

  1.  Доля АО «Международный аэропорт Симферополь» и ООО «Международный аэропорт «Симферополь» на рынке услуг кратковременной парковки на территории привокзальной площади аэропорта г.Симферополь за период с 23.05.2016 г. по 01.03.2017 г. составила 100%. При этом в исследуемом периоде АО «Международный аэропорт «Симферополь» оказывало услуги парковки с 23.05.2016 г. по 20.07.2016 г., а ООО «Международный аэропорт «Симферополь» с 21.07.2016 г. по настоящее время (для целей настоящего анализа – до 01.03.2017 г.).
  2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%. По результатам проведенного анализа состояния конкуренции АО «Международный аэропорт «Симферополь» и ООО «Международный аэропорт «Симферополь» обладают признаками доминирующего положения на рынке услуг кратковременной парковки на территории привокзальной площади аэропорта г. Симферополя за период с 23.05.2016 г. по 21.07.2016 г. и с 21.07.16 г. по 31.12.16 г. соответственно.
  1. Анализ калькуляции тарифа

Во исполнение инвестиционного договора «О реализации комплексного инвестиционного проекта по развитию аэропорта «Симферополь», заключенного между Советом Министров РК, АО «МА «Симферополь», ООО «МА «Симферополь» в аренду ООО «МА «Симферополь» была передана инфраструктура аэропорта «Симферополь», в том числе недвижимое имущество, оборудование и техника, существующие терминалы и их инфраструктура, аэродромная инфраструктура и взлетно-посадочные полосы. ООО «МА «Симферополь» с письменного согласия сотрудников принял на работу персонал АО «МА «Симферополь».

В соответствии с указанным инвестиционным договором с 21.07.2016 г. АО «МА «Симферополь» прекратил осуществлять операционную деятельность в аэропорту «Симферополь». В связи с началом ведения операционной деятельности ООО «МА «Симферополь» 19.07.2016 г. был подписан приказ №40 «Об утверждении тарифов по неавиационной деятельности». Тарифы, утвержденные данным приказом, были приняты ООО «МА «Симферополь» на основании ранее рассчитанных и применяемых до 21.07.2016 г. в работе АО «МА «Симферополь».

Из пояснений АО «МА «Симферополь» следует, что при составлении калькуляции себестоимости предоставлении услуги парковки автотранспорта использовались следующие статьи затрат – плановые затраты на оплату труда с учетом отчислений на социальные нужды (плановая оплата труда 12 человек), материальные затраты, амортизационные отчисления; плановые затраты на содержание и уборку покрытий, плановые затраты по текущему ремонту покрытий и плановые управленческие расходы в размере 8,1 % от затрат.

По информации АО «МА «Симферополь» для парковки автотранспорта на территории привокзальной площади аэропорта предусмотрено 15 минут бесплатного времени, информация размещена на официальном сайте, а также на установленных при въезде в зону платной парковки щитах. Места парковки для служебного и личного автотранспорта сотрудников находятся за пределами парковки, расположенной на привокзальной площади. Расчет с потребителями за услуги по парковке автотранспорта осуществляется контрольно-кассовой техникой «Меркурий-180К». Прейскурант тарифов на услугу платной парковки на территории привокзальной площади аэропорта г. Симферополя  отображен в таблице 1.

Таблица 1

Прейскурант

Наименование услуги

Стоимость, руб. (с учетом НДС 18%)

Почасовая/посуточна стоянка

 

В течение 15 минут:

Бесплатно

Сверх 15 минут, за каждый полный и неполный час

 

- для легковых автомобилей

200

- для грузовых автомобилей

250

- для автобусов

250

Сверх 6 часов, за каждые полные или неполные сутки:

 

- для легковых автомобилей

1200

- для грузовых автомобилей

2000

- для автобусов

2000

При утере, порче, отсутствии парковочной карты (плюс оплата времени стоянки)

1000

Стоимость месячного абонемента

 

- для легковых автомобилей

22000

- для грузовых автомобилей, микроавтобусов

26000

- для автобусов

38000

- для компаний, заключивших договоры аренды в АВК

12000

- для представителей авиакомпаний

7000

Стоимость месячного абонемента

 

- для сотрудников АО «МА «Симферополь», ООО «МА «Симферополь»

1000

 

Таким образом, АО «МА «Симферополь» установило стоимость парковки легкового автомобиля с 16 по 60 минуту (45 минут) с момента въезда в размере 200 руб./час (4,44 руб/минута) за 1 машино-место и с 61 минуты – 200 руб./час (3,33 руб/минута).

Комиссия пришла к логическому выводу, что расходы от оказания услуги парковки неизменны как с 16-ой по 60-ую минуту с момента въезда, так и с 61-ой по 121-ую и все последующие минуты парковки.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ).

АО «МА «Симферополь» самостоятельно установило цену на реализуемую услугу парковки в размере 200 руб. за одно машино-место в час (4,44 руб. за минуту), учитывая свои затраты и желаемую прибыль.

Рассмотрев материалы дела № 05/2009-16 Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу об экономической обоснованности применяемой АО «МА «Симферополь» цены на услугу кратковременной парковки на территории аэропорта г. Симферополя в размере 200 рублей за 60 минут (3,33 руб. за минуту).

С учетом вышеизложенного, Комиссия считает взимание АО МА «Симферополь» платы за услугу кратковременной парковки на территории привокзальной площади аэропорта г. Симферополя в размере 200 руб. за 45 минут (4,44 руб. за минуту) необоснованной.

Учитывая вышеприведенное, проанализировав данные, представленные ответчиками по делу, Комиссия сделала вывод о полной несостоятельности доводов ответчиков относительно обоснованности установления  тарифа на услугу парковки на привокзальной площади аэропорта г. Симферополя в размере 200 руб/час, тогда как фактически взимается цена за 45 минут парковки, и, следовательно, тариф за первый час должен составлять 3,33*45=150 руб./час.

На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях АО МА «Симферополь» и ООО МА «Симферополь» имеет место нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке путем установления и поддержания монопольно высокой цены на услугу кратковременной парковки на территории привокзальной площади аэропорта г. Симферополя с 16-ой по 60-ую минуту с момента въезда, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

В соответствии с ч.1 ст. 481 Закона Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 5 статьи 481 Закона лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Ответчики не согласились с выводами, изложенными в Заключении об обстоятельствах дела и направили Возражения на Заключение об обстоятельствах дела.

Так, АО «Международный аэропорт   «Симферополь» в возражениях от 15.05.2017г. №01.05.673 и ООО «Международный аэропорт   «Симферополь» в возражениях от 10.05.2017г. №01.05.961 приводят довод о том, что увеличенный тариф за парковку в размере 4,44 руб./мин. в первый час, включающий 15 мин. бесплатной парковки для посадки/высадки пассажиров, объясним увеличенным потоком машин, желающих воспользоваться бесплатной стоянкой, представляемой в течение первых 15 минут, и соответственно увеличением расходов, связанных с обслуживанием стоянки и посетителей в указанный час. На правомерность подобного подхода указал Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 20.04.2017г. по делу №А12-60937/2016. В частности, суд указал, что сама по себе разница в цене на услуги парковки за первый час и за последующие часы, не свидетельствует о монопольном завышении цены и о нарушении прав лиц, воспользовавшихся услугами парковки.

Рассмотрев доводы, изложенные ответчиками в возражениях на Заключение об обстоятельствах дела, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 - 3 ст. 41, п.2 ч. 1 ст.48, ст. 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

                                           Р Е Ш И Л А:

 

- прекратить рассмотрение дела 05/2009-16 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Международный аэропорт «Симферополь», ООО «Международный аэропорт «Симферополь» в связи с отсутствием  нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны