Решение б/н Решение от 30 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                                                Р Е Ш Е Н И Е

по                                                                                                                        по делу  №  05/277-15 от 17.06.2015 г. 

                                                                                                     г. Симферополь

Резолютивная часть решения оглашена «21» декабря 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено  «23»  декабря  2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Виктория Викторовна Мельникова – заместитель руководителя.

Члены Комиссии:

Неклиевич Т.Б.  –начальник отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках;

МамутоваЭ.Р. – специалист-эксперт отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках;

в присутствии

от ответчика: представители по доверенности №1 и №2 от 27.07.2015 на предоставление интересов в территориальных органах Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации  Г. Н. В. и Р. Н. И.

от заявителя: не явился

рассмотрев дело № 05/277-15 возбужденное по признакам нарушения Государственным Казенным предприятием Республики Крым «Экспертно-технический центр»  пункта 1  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                                                                                 У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной Антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Крымское УФАС России) поступило заявление генерального директора Общества с ограниченной ответственностью  «Торговый дом «Палитра» (далее – ООО «Торговый дом «Палитра») (ул. Дзюбанова, д. № 3, г. Симферополь, 298006) на неправомерные действия  со стороны Государственного Казенного предприятия Республики Крым «Экспертно-технический центр» (далее – ГКП РК «ЭТЦ»).

Из заявления и материалов дела следует, что  ГКП РК «ЭТЦ» представлен ООО «Торговый дом «Палитра» протокол  согласования договорной цены  на оказание услуг по техническому диагностированию, освидетельствованию  автоклавов  Б6-КА2-В2 и их паспортизации. По мнению ООО «Торговый дом «Палитра» стоимость выполняемых работ  ГКП РК «ЭТЦ» по техническому диагностированию, освидетельствованию  автоклавов Б6-КА2-В2 и их паспортизации,  стоимость работ по техническому диагностированию, освидетельствованию  монорельса с тельфером (г/п 1тн)  завышены.

В ходе рассмотрения заявления, а также материалов, представленных ГКП РК «ЭТЦ», Крымским УФАС России установлены структурные признаки доминирующего положения ГКП РК «ЭТЦ» и признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 1 частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с изложенным  выше, Крымским УФАС России  Приказом № 112 от 17.06.2015г. в отношении Государственного Казенного предприятия Республики Крым «Экспертно-технический центр»  возбуждено дело № 05/277-15 о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 1 частью 1 статьи 10 Федерального Закона  от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела №05/277-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 01.07.2015 № 05/1687  рассмотрение дела № 05/277-15 назначено на 29.07.2015г., в качестве заявителя к участию в рассмотрении дела привлечено  ООО «Торговый дом «Палитра».

29.07.2015 Определением об отложении рассмотрения дела   рассмотрение дела № 05/277-15 в связи с необходимостью в получении перечня хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Республике Крым (в том числе, хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории Российской Федерации и осуществляющих деятельность с 2015 года на территории Республики Крым) по техническому диагностированию, техническому освидетельствованию и паспортизации автоклавов Б6-КА2-В-2, монорельса с тельфером (г/п 1 тн) отложено Комиссией Крымского УФАС России на 29.09.2015.

29.09.2015 Определением об отложении рассмотрения дела рассмотрение дела № 05/277-15 в связи с необходимостью в получении информации от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Республике Крым (в том числе, хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории Российской Федерации и осуществляющих деятельность с 2015 года на территории Республики Крым)  по техническому диагностированию, техническому освидетельствованию и паспортизации автоклавов Б6-КА2-В-2, монорельса с тельфером (г/п 1 тн) отложено комиссией Крымского УФАС на 22.10.2015.

22.10.2015 Определением об отложении рассмотрения дела № 05/277-15 в связи с необходимостью в получении информации отложено комиссией Крымского УФАС на 24.11.2015.

24.11.2015 Определением об отложении рассмотрения дела № 05/277-15  рассмотрение дела в связи с необходимостью в получении информации от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Республике Крым (в том числе, хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории Российской Федерации и осуществляющих деятельность с 2015 года на территории Республики Крым)  по техническому диагностированию, техническому освидетельствованию и паспортизации автоклавов Б6-КА2-В-2, монорельса с тельфером (г/п 1 тн) отложено на 21.12.2015 года.

Двадцать первого декабря  2015 года  при рассмотрении дела № 05/277-15 по существу Комиссией установлено следующее:

Государственное  Казенное  предприятие  Республики Крым «Экспертно-технический центр» (далее ГКП РК «ЭТЦ») создано распоряжением Совета Министров Республики Крым от 14 мая 2014 № 396-р «О создании государственного казенного предприятия Республики Крым».

Учредителем  ГКП РК «ЭТЦ» является Республика Крым, в лице Министерства экологии и природных ресурсов  Республики Крым.

Согласно Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 18.07.2015 года № 1674/30-10 ГКП РК «ЭТЦ» для осуществления хозяйственной деятельности применяет лицензии, разрешительные документы и другие документы, выданные Государственному предприятию «Крымский экспертно-технический центр Госгорпромнадзора Украины».

Согласно п.2.2 Устава ГКП РК «ЭТЦ» предприятие руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.

ГКП РК «ЭТЦ» создано в целях выполнения и предоставления услуг в сфере охраны труда, промышленной безопасности и охраны недр, проведения экспертной оценки состояния безопасности промышленных производств, технологий и опасных производственных объектов, экспертизы проектов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что для составления расчета договорной цены ГКП РК «ЭТЦ» по заявленным видам работ Заказчиков используются технологические карты трудоемкости выполняемых работ и расчет стоимости 1 чел/часа экспертных работ (услуг). Технологические карты составлены на основании отраслевых норм времени на проведение экспертных работ в сфере охраны труда и промышленной безопасности и приняты для расчета стоимости работ Приказом № 11 от 12.01.2015 года.

Частью 1 статьи  23  Федерального  Конституционного закона «О принятии в Российскую федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 года № -6ФКЗ  установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Установлено, что технологические карты трудоемкости  выполняемых работ и расчет стоимости 1 чел/часа экспертных работ ГКП РК «ЭТЦ» составлены на основании «Отраслевых норм времени на проведение экспертных работ в сфере охраны труда и промышленной безопасности», утвержденных приказом Госпромнадзора Украины № 295 от 10.12.2007г., а также, использована «Инструкция по экспертному обследованию (техническому диагностированию) сосудов, работающих под давлением на промышленных предприятиях», утвержденных Приказом Минпромполитики Украины № 87 от 09.03.2006 года.

На основании изложенного, расчет договорной цены ГКП РК «ЭТЦ» по заявленным видам работ Заказчиков осуществляется с применением нормативно правовых актов Украины, что противоречит требованиям  части 1 статьи 23  Федерального закона № 6-ФКЗ от 21.03.2015.

Кроме того, при анализе калькуляции №1 стоимости 1 чел/часа экспертных работ (услуг) ГКП РК «ЭТЦ», утвержденного приказом  директора ГКП РК «ЭТЦ» 12.01.2015 № 12, установлено, что в  стоимость 1 чел/часа экспертных работ (услуг) включен налог на прибыль в сумме 861 тысяча  рублей.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 264 и 270 главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации суммы прибыли после налогообложения не относятся к прочим расходам.

Установлено, что себестоимость 1 чел/часа согласно калькуляции №1 стоимости 1 чел/часа экспертных работ (услуг) ГКП РК «ЭТЦ», составила 567,40 рублей. При осуществлении  расчета договорной цены ГКП РК «ЭТЦ» по заявленным видам работ Заказчиков принимается к расчету сумма в 570,00 рублей, т.е. на 2,60 рублей выше, чем рассчитанная ГКП РК «ЭТЦ» себестоимость 1 чел/часа экспертных работ (услуг).

 Кроме того, в ходе проведения анализа указанной калькуляции, установлено, что ставка налога на добавленную стоимость в  калькуляции №1 стоимости 1 чел/часа экспертных работ (услуг) ГКП РК «ЭТЦ» определена в размере  20,18%. 

 В соответствии со статьей 164 главы 21 Налогового Кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке  НДС - 18 %.

С учетом изложенного, можно сделать вывод о завышении стоимости 1 чел/часа экспертных работ (услуг) ГКП РК «ЭТЦ», которая утверждена приказом  директора Государственного казенного предприятия Республики Крым «Экспертно-технический центр» №12 от 12.01.15года.

Рассмотрев доводы сторон, и ознакомившись с представленными документами, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
В силу пункта 4 статьи 4 Закона под товарным рынком следует понимать сферу обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно п.1 ч.1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Таким образом, установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. Если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.

В соответствии с п. 3.7. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (Приказ ФАС РФ от 17.01.2007 № 5) и в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 года № 220, в рамках рассмотрения дела Крымским УФАС был подготовлен аналитический отчет по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по техническому диагностированию, освидетельствованию  автоклавов Б6-КА2-В2 и их паспортизации,  стоимость работ по техническому диагностированию, освидетельствованию  монорельса с тельфером (г/п 1тн). 

Согласно аналитическому отчету продуктовыми границами товарного рынка является оказание услуг по техническому диагностированию, освидетельствованию и паспортизации автоклавов Б6-КА2-В-2, монорельса с тельфером (г/п 1 тн.) на территории Республики Крым.

Товаров (услуг) потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара не существует.

Экспертизу промышленной безопасности объектов повышенной опасности на территории Республики Крым и города Севастополя  осуществляют  ООО «Уникум» (г. Симферополь), ООО «Икар» (г.Симферополь), ООО «Волга-Пром-Экспертиза» (г.Волгоград), ООО «Донпромпрект» (Ростовская область, г.Шахты), Экспертно-консультационный центр «Дедал» (г.Краснодар), ЗАО Научно-исследовательский центр «Горный эксперт» (г. Москва), ООО «Алекод» (г. Севастополь), ООО «ПТФ «Крансервис» (Республика Крым, Белогорский район, пгт. Зуя), Государственное казенное предприятие Республики Крым «Экспертно-технический центр».

В соответствии с выводами аналитического отчета, по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по техническому диагностированию, освидетельствованию и паспортизации автоклавов Б6-КА2-В-2, монорельса с тельфером (г/п 1 тн.) на территории Республики Крым по итогам первого  полугодия 2015 года, с учетом дополнительно предоставленной информации ООО «Уникум», установлено доминирующее положение на товарном рынке услуг по техническому диагностированию, освидетельствованию и паспортизации монорельса с тельфером (г/п 1 тн.) ООО «Уникум» с долей 52,58% и отсутствие доминирующего положения у Государственного Казенного предприятия Республики Крым «Экспертно-технический центр».

Статья 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.  Согласно ч.1 ст.10 указанного закона запрещаются действия  (бездействие), занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании выводов аналитического отчета в совокупности с материалами настоящего дела Комиссия определила, что Государственное казенное предприятие Республики Крым «Экспертно-технический центр» не имеет возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке услуг по техническому диагностированию, освидетельствованию и паспортизации монорельса с тельфером (г/п 1 тн.), а также,  устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам и в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального Закона «О защите конкуренции» положение ГКП РК «ЭТЦ»  на рынке услуг по техническому диагностированию, освидетельствованию и паспортизации монорельса с тельфером (г/п 1 тн.) на территории Республики Крым не является доминирующим.
С учетом вышеизложенного, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) Государственного Казенного предприятия Республики Крым «Экспертно-технический центр» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
Руководствуясь, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции",

                                                                                                                                       РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела №05/277-15в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях (бездействии) со стороны Государственного Казенного предприятия  Республики Крым «Экспертно-технический центр».

Связанные организации

Связанные организации не указаны