Решение б/н РЕШЕНИЕ (Государственное унитарное предприятие Республики Кр... от 26 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу  №05/3768-17

 

Резолютивная часть объявлена 07.02.2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 20.02.2018 года

г. Симферополь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по          Республике Крым и городу Севастополю по рассмотрению дела                     №05/3768-17 о нарушении  антимонопольного законодательства, возбуждённого по признакам нарушения Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымские морские порты» в лице филиала  «Ялтинский торговый  порт» (298312, г. Керчь, ул. Кирова,28, ОГРН 1149102012620, ИНН 9111000450) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в создании препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, в составе: председателя Комиссии Мельниковой  В.В.- заместителя руководителя управления, членов Комиссии: Мамутовой Э.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках, Мардояна Э.Ж. − главного специалиста-эксперта  отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках,

в присутствии  заявителя – директора ООО  «Фирма Ди Пи Эйч Модус» ЛТД      Петункиной В.П., представителя заявителя  – заместителя директора ООО «Фирма Ди  Пи  Эйч модус» ЛТД  Холковского П.И. (доверенность б/н от 05.06.2017 г.), представителя ответчика – Ямпольской В.П. (доверенность                 № 57  от 28.12.2017г.), 

УСТАНОВИЛА:

        Крымским УФАС России  в рамках рассмотрения представленных Крымской транспортной прокуратурой материалов проверки доводов, изложенных в обращении директора  ООО «Фирма Ди Пи Эйч Модус» ЛТД        Петункиной В.П. на незаконные действия  филиала ГУП РК «Крымские морские порты»  «Ялтинский торговый порт» (далее - Филиал),  установлено следующее.

          В период с декабря 2016 года по март 2017 года  ООО «Фирма Ди Пи Эйч Модус» ЛТД в адрес Ялтинского торгового порта неоднократно  направлялись заявления с предложением  заключения договора на прием и обслуживание судов в 2017 году, на которые  Филиал, ссылаясь на  разработку проекта новой формы договора, отвечал отказом.

          В апреле-мае  текущего года устанавливались запреты ООО ««Фирма Ди Пи Эйч Модус»» ЛТД на осуществление швартовки судов «Эол» и                     «А. ГЛАЗУНОВ» у причалов  Пассажирского комплекса по различным причинам.

         Так, в связи с работами по перебазированию флота с причала №2 Пассажирского комплекса в Грузопассажирский комплекс, в целях исключения угрозы безопасности с 24.04.2017 Портом установлен запрет ООО ««Фирма Ди Пи Эйч Модус»» ЛТД  на осуществление швартовки судов «Эол» и  «А. ГЛАЗУНОВ» у причалов  Пассажирского комплекса, однако, согласно информации Капитана морского порта Ялта, в период проведения вышеуказанных работ с 25.04.2017 по 01.05.2017 судами Ялтинского торгового порта осуществлялась перевозка пассажиров со швартовкой и посадкой-высадкой пассажиров на причале №8 Пассажирского комплекса. Более того, между причалами №2 и 5, 8 Пассажирского комплекса Порта существует значительная отдаленность, что исключает возможность возникновения угрозы безопасности плавания.

         В соответствии с частью 7 статьи 17 Федерального Закона  «О морских портах  в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ услуги в морском порту оказываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договоров с пользователями.

       Согласно ст. 8 Федерального закона от  17.08.1995 №  147-ФЗ «О естественных монополиях» субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

        ГУП РК «Крымские морские порты» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте приказом ФСТ России от 23.01.2015 № 73-т  под регистрационным   номером  91/3/1.

        Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ                  «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»)                             предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего                     субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке,                            находящемся в   состоянии естественной монополии.

         Исходя из вышеизложенного, в связи с наличием   в действиях филиала                      ГУП РК «КМП» «Ялтинский торговый порт»    признаков нарушения пункта 9   части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в создании препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, Приказом Крымского УФАС России  возбуждено дело №05/3768-17  в отношении ГУП РК «Крымские морские порты».

         Определением  от 17 октября 2017 года  дело № 05/3768-17 назначено к рассмотрению  на 24. 10.2017 г.  К участию в рассмотрении дела привлечены: в качестве ответчика - Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты», в качестве заявителя - ООО «Фирма Ди Пи Эйч Модус» ЛТД.

        В ходе рассмотрения дела № 05/3768-17 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты» (далее – ГУП РК «Крымские морские порты», ГУП РК «КМП», предприятие) создано в соответствии с постановлением                        Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 № 1865-6/14                        «О государственном предприятии «Крымские морские порты» с                                   изменениями, внесенными постановлениями Государственного Совета                  Республики Крым от 21.05.2014 № 2154-6/14 «О внесении изменений в                    некоторые постановления Государственного Совета Республики Крым», от 04.06.2014 № 2218-6/14 «О внесении изменений в некоторые постановления Государственного Совета Республики Крым», приказа Республиканского                 комитета Республики Крым по транспорту и связи от 14.05.2014 № 57                       «О передаче имущества», приказа Министерства транспорта Республики Крым от 27.10.2014 г. № 33 «О передаче имущества».

        Единственным учредителем (собственником имущества) ГУП РК «КМП» является Республика Крым.

         Предприятие находится в ведении, включая полномочия собственника имущества, Министерства транспорта Республики Крым в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 870-р «Об отнесении к ведению Министерства транспорта Республики Крым  предприятий, учреждений, находящихся в ведении Республиканского  комитета Республики Крым по транспорту и связи».

        Предприятие имеет 8 филиалов: «Керченский торговый порт»,                     «Керченский рыбный порт», «Феодосийский торговый порт», «Ялтинский торговый порт», «Евпаторийский торговый порт», «Керченская паромная                 переправа», «Госгидрография», «Порт-Терминал».

        Ялтинский торговый порт специализируется на пассажирских перевозках, является одним из портов, которые принимают круизные суда. Порт также перерабатывает каботажные грузы, главным образом, строительные материалы. В центре Ялты расположен пассажирский комплекс, восточнее - в Массандре находится грузопассажирский комплекс. Принадлежащие Ялтинскому порту портовые пункты и   причалы для  перевозки пассажиров,  находятся также в других населенных пунктах Крыма - от Фороса до Судака. Грузопассажирский портопункт включает грузовой причал, оснащенный      кранами г/п 10-20 т.,   причал для судов типа РО-РО и паромов с кормовой   аппарелью с   осадкой 6 м. Портопункты и причалы: Форос, Симеиз, Алупка, Мисхор, Ласточкино гнездо, Золотой пляж, Ливадия, Интурист, Никитский ботанический сад, Донбасс,  Морис Торез, Гурзуф, Фрунзенское, Рабочий уголок, Алушта, Малореченское, Рыбачье, Морское, Судак - служат для   выполнения пассажирских операций   судами портового флота.

        Крымским УФАС России  по результатам анализа предоставленных ГУП РК «Крымские морские порты» договоров об оказании услуг по приему и обслуживанию судов, заключенных предприятием в 2017 году,  установлено следующее.

        В период с 16.01.2017 по 13.04.2017 года ответчиком по делу в лице исполняющего обязанности директора  филиала  были заключены договоры об оказании услуг по приему и обслуживанию судов:

- № 4-Д-ЯТП-17 от 16.01.2017 г. с физическим лицом Харитоновой С.И. на оказание платных услуг судну «MANUNU» у причалов Пассажирского комплекса, Грузопассажирского портопункта в Массандре и приписных портопунктов  филиала  ГУП РК «КМП» «Ялтинский торговый порт», а также в акватории порта г. Ялта и на подходах к нему;

- № 14-Д-ЯТП-17 от 27.01.2017 г.  с ФГБОУ «Всероссийский центр «Орленок»  на оказание платных услуг теплоходу «Сочи-1» у причалов Пассажирского комплекса, Грузопассажирского портопункта в Массандре и приписных портопунктов  филиала  ГУП РК «КМП» «Ялтинский торговый порт», а также в акватории порта г. Ялта и на подходах к нему;

- № 16-Д-ЯТП-17 от 30.01.2017г.  с ООО «АТЛЕШ» на оказание платных услуг судну «Кристалл-Юг» у причалов Пассажирского комплекса, Грузопассажирского портопункта в Массандре и приписных портопунктов  филиала  ГУП РК «КМП» «Ялтинский торговый порт», а также в акватории порта г. Ялта и на подходах к нему;

-№ 24-Д-ЯТП-17 от 20.02.2017г. с   физическим лицом Волынец Я.П. на оказание платных услуг судну «Союз» у причалов Пассажирского комплекса, Грузопассажирского портопункта в Массандре и приписных портопунктов  филиала  ГУП РК «КМП» «Ялтинский торговый порт», а также в акватории порта г. Ялта и на подходах к нему;

-№ 28-Д-ЯТП-17 от 14.03.2017г. с   физическим лицом Волынец Я.П. на оказание платных услуг судну «Союз» у причалов Грузопассажирского портопункта в Массандре и приписных портопунктов  филиала  ГУП РК «КМП» «Ялтинский торговый порт», а также в акватории порта г. Ялта и на подходах к нему;

-№ 35-Д-ЯТП-17 от 24.03.2017г. с  физическим лицом Терещенковым А.Н. на оказание платных услуг судну «Алмаз-Юг» у причалов Грузопассажирского портопункта в Массандре и приписных портопунктов  филиала  ГУП РК «КМП» «Ялтинский торговый порт», а также в акватории порта г. Ялта и на подходах к нему.

       С  ООО «Фирма Ди Пи Эйч Модус» ЛТД договор № 48-Д-ЯТП-17 на оказание платных услуг судам «Эол» и  «А. ГЛАЗУНОВ» у причалов Грузопассажирского портопункта в Массандре и приписных портопунктов  филиала  ГУП РК «КМП» «Ялтинский торговый порт», а также в акватории порта г. Ялта и на подходах к нему заключен лишь  13.04.2017г. со сроком действия до 28 апреля 2017 года (15 дней).

         Таким образом, заявитель, начиная с мая 2017 года, вынужден вновь обращаться к ответчику по делу с  заявлениями по вопросу заключения договора на прием и обслуживание судов. Кроме того, существенные замечания по проекту разработанного Филиалом   договора, направленные  директором  ООО «Фирма Ди Пи Эйч Модус» ЛТД в адрес Ялтинского торгового порта, не  были учтены. В ходе рассмотрения дела Ответчиком так и не были предоставлены объяснения о причинах непринятия вносимых

Заявителем предложений.

         Запреты  ООО «Фирма Ди Пи Эйч Модус»» ЛТД на осуществление швартовки судов «Эол»  и   «А. ГЛАЗУНОВ» у причалов  Пассажирского комплекса мотивированы  Ответчиком прежде всего отсутствием договора на прием и обслуживание судов, который согласно представленной филиалом  ГУП РК «Крымские морские порты»  «Ялтинский торговый порт» был разработан и опубликован на официальном  сайте Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты»  лишь 26 мая 2017 года.

        Согласно пояснениям представителя Ответчика в связи с осуществлением Филиалом комплекса мер, направленных на спуск судов на воду для работы в навигацию 2017 года, перебазированием флота Филиала из Пассажирского комплекса в Грузопассажирский портопункт в Массандре, проведения реконструкции причальных сооружений в рамках исполнения пункта 5 поручения Правительства Российской Федерации от 26.10.2016 № ДМ419-6411. а также Поручения Президента РФ от 13.10.2016 № ПР-1970ГС и невозможностью Филиала принять и предоставить место стоянки для судов Заявителя в пассажирском комплексе  Филиалом 13.04.2017 был подписан с ООО ЛТД договор № 48-Д-ЯТП-17 об оказании услуг по приему и обслуживанию т/х «Эол» и т/х «Д. Глазунов» в Грузопассажирском портопункте в Массандре со сроком действия с 13.04.201 7 по 28.04.2017.

       Комиссия не принимает доводы Ответчика в связи с тем, что анализ истребованных в ходе рассмотрения дела документов показал наличие  договоров, заключенных на срок от 5 до 8 месяцев: № 54Д-ЯТД-17 от 13.04.2017, № 58Д-ЯТД-17 от 13.04.2017, № 59Д-ЯТД-17 от 13.04.2017, № 60Д-ЯТД-17 от 13.04.2017, № 73Д-ЯТД-17 от 13.04.2017, № 84Д-ЯТД-17 от 13.04.2017, № 138Д-ЯТД-17 от 13.04.2017, № 176Д-ЯТД-17 от 13.04.2017 и т.д.

      Кроме того, преднамеренное  затягивание оформления договорных отношений привело  к созданию препятствий в ведении хозяйственной деятельности Заявителя: возможности использования причалов для высадки и посадки пассажиров, бункеровки пресной водой и т.д.

   В соответствии частью 1  статьи 16 Федерального закона  от  08.11.2007  №261-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны обеспечить равный доступ к услугам в морских портах.

     Начало осуществления любой деятельности предусматривает наличие определен­ных препятствий экономического (минимальный размер уставного капитала либо собственных финансовых средств; лимитированный либо узкоспециальный спрос на производимую продукцию), техно­логического (наличие производственной базы, квалифицированного персонала) или нормативного (разрешения, лицензии, согласования и т.д.) характера.

    Правовая природа  запрета, предусмотренного п. 9 ч. 1  ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» обусловлена недопустимостью создания дополнительных искусственных барьеров к доступу  на товарный рынок.

        Создание филиалом  ГУП РК «КМП» «Ялтинский торговый порт» необоснованных пре­пятствий, незаконных барьеров для доступа хозяйствующего субъекта  на соответствующий товарный рынок,                         в рассматриваемом случае – рынок морских перевозок пассажиров,                                на  котором осуществляет деятельность ООО «Фирма Ди Пи Эйч Модус» ЛТД,   оказывает влияние на состояние конкурентной среды и, соответственно, способно повлечь негативные последствия в виде ограничения, недопущения либо устранения конкуренции

         Выслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и оценив действия ответчика на соответствие нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность субъекта естественной  монополии, Комиссия Крымского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла  к выводу о нарушении  Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымские морские порты» в лице филиала  «Ялтинский торговый порт» (298312, г. Керчь, ул. Кирова,28; ОГРН 1149102012620, ИНН 9111000450) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в создании препятствий доступу на товарный рынок ООО «Фирма Ди Пи Эйч Модус» ЛТД.

 

Руководствуясь статьей 23, статьей 36, частью 1 статьи 39, частями 2,3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006                         № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Крымского УФАС России

 

                                                  Р Е Ш И Л А :

        1.Признать положение Государственного унитарного предприятия  Республики Крым «Крымские морские порты» на рынке портовых услуг в период 2016-2017 гг. доминирующим.

       2.Признать действия Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» в лице филиала  «Ялтинский торговый порт» (298312, г. Керчь, ул. Кирова,28; ОГРН 1149102012620, ИНН 9111000450), выразившиеся в создании препятствий доступу на товарный рынок ООО «Фирма Ди Пи Эйч Модус» ЛТД, нарушением пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

      3.Выдать ГУП РК «Крымские морские порты»  предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на прекращение  нарушения  пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

       4. Передать материалы дела должностному лицу Крымского УФАС  России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Предписание

по делу № 05/3768-17

 

 

20.02.2018 года

г. Симферополь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым  и городу Севастополю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии Мельниковой  В.В.- заместителя руководителя управления,

членов Комиссии:

Мамутовой Э.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках,

Мардояна Э.Ж. − главного специалиста-эксперта  отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения  от 20.02.2018 по делу №05/3768-17  о нарушении Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымские морские порты» (298312, г. Керчь, ул. Кирова,28; ИНН 9111000450) пункта9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                    Предписывает:

 

        1.Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» устранить допущенное нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем исключения условий, способствующих созданию препятствий доступу на товарный рынок ООО «Фирма Ди Пи Эйч Модус» ЛТД.

          2. Срок исполнения предписания – в течение одного месяца с момента получения.

           3. Об исполнении Предписания сообщить в течение трех дней с момента исполнения с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны