Решение б/н Решение и предписание (Министерство транспорта Республики Кр... от 1 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 05/983-17

 

                                                                                                     г. Симферополь

 

Резолютивная часть решения оглашена  16 января  2018 г.

В полном объеме решение изготовлено  26 января 2018 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю  по  рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:                            – заместитель руководителя,

Члены Комиссии:

                         –начальник отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках;

                        – главный специалист-эксперт отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках;

                          - главный специалист-эксперт Крымского УФАС России,

При отсутствии представителя ответчика,                                                                                                   

  Рассмотрев дело № 05/983-17,  возбужденное приказом Крымского УФАС России № 120  от  13.04.2017г. в отношении Министерства транспорта Республики Крым по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального  Закона  от  26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь ст.48  Федерального Закона  от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                           установила

В ходе осуществления контроля за соблюдением  антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю рассмотрено обращение Управления Федеральной службы безопасности РФ по Республике Крым и городу Севастополю о возможных нарушениях требований действующего законодательства при использовании хозяйствующими субъектами государственного имущества на объектах Керченской паромной переправы в морском порту «Крым».

В ходе анализа материалов, направленных в адрес Крымского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 № 1865-6/14 имущество ГУП РК «Крымские морские порты» является государственной собственностью Республики Крым.

Между ООО «Морская дирекция», выступающим в качестве Заказчика и ГУП РК «Крымские морские порты», выступающим в качестве Исполнителя, 22.07.2016 года заключен договор оказания услуг № 60/16 (далее - Договор). Согласно п.п.1.1 Договора, Исполнитель обязуется за плату оказать услуги по стоянке ТСО и формированию партий данных транспортных средств на территории Объекта по адресу: г. Керчь, ул. Целимберная,16.

Пунктом 1.2 Договора определены для целей исполнения договора нижеприведенные слова и выражения, которые  имеют следующие значения:

-«Объекты инфраструктуры», «Объект» - причалы, подъездные пути, площадки, здания, сооружения, расположенные на территории грузопассажирского порта «Крым» (Керчь, ул. Целимберная,16), перечень  которых указан в Приложении №1 к Договору и включает в себя гидротехнические сооружения, территорию, здания и иные объекты, находящиеся на балансе филиала ГУП РК «Крымские морские порты» «Керченская паромная переправа» по указанному адресу.

Пунктом 2.2.7 Договора установлено, что заказчик имеет право вносить отделимые и неотделимые улучшения, производить ремонтные работы в Объекты инфраструктуры, для должного исполнения настоящего договора, с обязательным уведомлением Исполнителя.

Пунктом 2.2.8 Договора определено, что заказчик имеет право размещать на территории Объекта временные сооружения, оборудование, дизель – генераторы, дорожные знаки, щиты, вывески и иные конструкции.

Пункт  2.2.9  Договора устанавливает право  заказчика на размещение на Объектах инфраструктуры рабочих мест своих сотрудников для выполнения обязательств по настоящему договору, в том числе, но не ограничиваясь для обеспечения и оптимизации единого технологического процесса: диспетчеризации, накопления, осуществления наката/выката автотранспорта на паромы, улучшения транспортной инфраструктуры, обеспечения транспортной безопасности, обеспечения иных логистических процессов, связанных с организацией перевозки морским транспортом пассажиров, багажа, автомобилей, грузов, выполнения требований нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность оператора морского порта.

 Пунктом 2.2.10 Договора установлено, что Заказчик имеет право заключать договоры с третьими лицами на подключение к сетям электро и водоснабжения, а также, в случае необходимости, сетям водоотведения.

 Кроме того, пунктом 2.4 Договора предусмотрено, что в целях исполнения Договора Заказчик производит текущий ремонт покрытия тротуаров, проездов и площадок   инфраструктуры Объекта, используемых для проезда легковых и грузовых транспортных средств, а также, проход  пассажиров на паромы, организует площадки для размещения временных зданий и сооружений, стоянок спецтехники на время производства строительно-монтажных и ремонтных  работ, осуществляет ремонт гидротехнических сооружений.

 Указанные работы Заказчик проводит собственными силами, а также силами привлеченных подрядных организаций.

Таким образом разделом 2 Договора предусмотрена передача права Заказчику на пользование имуществом, перечисленным в приложении 1 к Договору, в том числе с возможностью проведения строительно-монтажных ремонтых работ, подключения третьих лиц к сетям электро и водоснабжения, размещению рабочих мест своих сотрудников и т.д.

 Согласно п.3.1 сторонами Договора установлен размер оплаты, оказываемой исполнителем услуги в размере 1000000 рублей, в том числе НДС.

 Таким образом, условия «Договора  на оказание услуг» фактически предусматривают переход права пользования государственным имуществом, а также, имеют сходство с положениями договора аренды имущества, предусмотренного ст.ст.606, 607, 614, 616 Гражданского кодекса  РФ.

Договор направлен на передачу имущества, принадлежащего предприятию во временное возмездное пользование Заказчика, что позволяет квалифицировать существующие между сторонами отношения как арендные.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского Кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно статье 606  Гражданского кодекса РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору  имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Таким образом, предметом договора возмездного оказания услуг являются определенные действия исполнителя, за выполнение которых заказчик обязан произвести оплату. По договору аренды  арендодатель передает арендатору право пользования (либо владения и пользования) определенным имуществом и арендатор обязуется оплатить не действия арендодателя, а именно, возможность (право) пользоваться полученным в аренду имуществом.

Исходя из положений п.2 ст.295 ГК РФ, ч.2 ст.18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

 В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135 заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения  и (или) пользования в отношении государственного имущества или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений, которые не относятся к рассматриваемым обстоятельствам. В аналогичном порядке осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Вместе с тем договор оказания услуг № 60/16 от 22.07.2016 между ООО «Морская дирекция» и ГУП РК «Крымские морские порты», условия   которого фактически предусматривают переход права пользования в отношении государственного имущества Республики Крым, заключен без соблюдения процедур, предусмотренных требованиями законодательства, что свидетельствует о допущенных при заключении указанного договора существенных нарушениях требований законодательства об использовании государственного имущества.

 Законом Республики Крым от 08.08.2014 года № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым», предусмотрено, что арендодателями имущества Республики Крым являются:

  -   Уполномоченный орган - в отношении имущества Республики Крым, составляющего казну Республики Крым, предприятий и других имущественных комплексов, а также имущества, закрепленного за органами  государственной власти Республики Крым на праве оперативного управления;

  -    государственные предприятия и учреждения Республики Крым в отношении имущества Республики Крым, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

 С согласия уполномоченного органа осуществляется передача в аренду:

 - недвижимого имущества Республики Крым, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения;

 - имущества Республики Крым, закрепленного за казенным предприятием, казенным учреждением на праве оперативного управления;

  - недвижимого имущества и особо ценного имущества Республики Крым, закрепленного за бюджетным или автономным учреждением Республики Крым на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

 Передача имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, осуществляется в соответствии с Порядком предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым от 25.09.2014 № 344 (далее – Порядок).

 В соответствии с пунктом 3 Порядка  уполномоченным органом является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

 Пунктом 5 Порядка установлено, что передача имущества Республики Крым в аренду осуществляется:

  - по результатам проведения конкурсов, аукционов (далее - торги);

  -без проведения торгов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

 В ходе рассмотрения обращения установлено, что при заключении Договора  не был соблюден Порядок предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 25.09.2014 № 344, не получено согласование уполномоченного органа на передачу в аренду имущества, не проведен конкурс, по результатам которого осуществляется передача в аренду имущества, отсутствует договор аренды имущества согласно приложению № 1 к Договору № 60/16 оказания услуг от 22 июля 2016 года между ООО «Морская дирекция и ГУП РК «Крымские морские порты».

В соответствии с  пунктом 1.1 Положения о Министерстве транспорта Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 155 (далее – Положение) Министерство транспорта Республики Крым (далее – Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику в транспортно-дорожном комплексе, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым.

Согласно пункту 1.4. Положения Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных образований, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовой формы, созданными в установленном порядке, общественными объединениями и гражданами.

Пунктом 2.4. Положения установлено, что одной из основных задач Министерства транспорта является осуществление управления предприятиями транспортно-дорожного комплекса, находящимися в собственности Республики Крым и относящимися к сфере его ведения.

На основании изложенного, Министерством транспорта  Республики Крым не осуществлено надлежащее управление государственным имуществом, которым наделено ГУП РК «Крымские морские порты» при заключении договора оказания услуг № 60/16 от 22.07.2016 между ООО «Морская дирекция» и ГУП РК «Крымские морские порты».

  В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения (далее – Предупреждение),  и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях Министерства транспорта                                  (ул. Киевская,81, г. Симферополь) выразившихся в ненадлежащем управлении имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Крым, что привело к передаче прав на имущество, перечень которого указан в приложении № 1 к Договору  № 60/16 оказания услуг от 22 июля 2016 года между  ООО «Морская дирекция» и ГУП РК «Крымские морские порты», без проведения конкурса (аукциона)  на право заключения договора  аренды  имущества, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью  1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением  Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вынесено Предупреждение от 31.01.2017 года № 05/650 о необходимости устранения в течении двух месяцев со дня получения Министерством транспорта  Республики Крым настоящего предупреждения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (например: путем осуществления мероприятий по расторжению Договора  № 60/16 оказания услуг от 22 июля 2016 года между  ООО «Морская дирекция» и ГУП РК «Крымские морские порты»), выполнения  требований части 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135, соблюдения Порядка предоставления в аренду имущества, находящимся в государственной собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 25.09.2014 № 344 при осуществлении управления имуществом, находящегося в государственной собственности Республики Крым при  передаче прав на имущество ГУП РК «Крымские морские порты».

О выполнении Предупреждения, в соответствии с частью 6 статьи 39.1 Федерального Закона  № 135 от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции», необходимо было сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В предупреждении указано в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального Закона  № 135 от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции», в случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 29500008072092 Предупреждение получено адресатом 03 февраля 2017 года.

В установленный срок ответ  на Предупреждение Министерством транспорта Республики Крым в Крымское УФАС России не представлен.  В связи, с чем Крымским УФАС России принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства  № 05/983-17.

Вместе с тем комиссия отмечает, что Министерство транспорта Республики Крым письмом от 21.02.2017 года № 1078/1 (вх. № 1554/ов от 15.04.17) сообщило, что в пределах компетенции министерства  проведена работа по устранению указанных недостатков. Направлены  письма в ГУП РК «Крымские морские порты от 09.02.17 № 01.2/28 и в ООО «Морская дирекция» от 14.02.2017 № 01.2/41 с требованием предоставить пояснения по вопросу заключения договора оказания услуг от 22.07.16 № 60/16.

В целях устранения указанных нарушений ГУП РК «Крымские морские порты» 02.02.17 обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением о расторжении договора оказания услуг от 22.07.16 № 60/16.

Однако данное обстоятельство может служить основанием для смягчения административной ответственности, но при этом не является основанием для прекращения производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства и не свидетельствует о его отсутствии в действиях органа власти.

На заключение об обстоятельствах рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 05/983-17, направленное в адрес Министерства транспорта Республики Крым письмом  от 15.12.17 № 05/16145 не предоставлены пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Исследовав имеющиеся в материалах дела обстоятельства, оценив  действия ответчика на соответствие нормативно-правовым актам, Комиссия  Крымского УФАС России пришла к выводу, о наличии в действиях  Министерства транспорта Республики Крым, выразившихся в ненадлежащем управлении имуществом, находящегося в государственной собственности Республики Крым, что привело к передаче прав на имущество, перечень которого указан в приложении № 1 к Договору  № 60/16 оказания услуг от 22 июля 2016 года между  ООО «Морская дирекция» и  ГУП РК «Крымские морские порты», без проведения конкурса (аукциона) на право заключения договора аренды нарушения антимонопольного законодательства,  предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, статьей 36, частью 1 статьи 39, частями 2,3                статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ               «О защите конкуренции» Комиссия Крымского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать факт нарушения Министерством транспорта Республики Крым (пр. Киевская,81,  г. Симферополь, 295000) части 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ненадлежащем управлении имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Крым, что привело к передаче прав на имущество, перечень которого указан в приложении № 1 к Договору  № 60/16 оказания услуг от 22 июля 2016 года между  ООО «Морская дирекция» и  ГУП РК «Крымские морские порты», без проведения конкурса (аукциона) на право заключения договора аренды.

            2.Выдать Министерству транспорта Республики Крым предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального  закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.Передать материалы дела должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном  правонарушении.

 

Р Е Ш Е Н И Е № 05/983-17

 

                                                                                                     г. Симферополь

 

Резолютивная часть решения оглашена  16 января  2018 г.

В полном объеме решение изготовлено  26 января 2018 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю  по  рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:                            – заместитель руководителя,

Члены Комиссии:

                         –начальник отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках;

                        – главный специалист-эксперт отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках;

                          - главный специалист-эксперт Крымского УФАС России,

При отсутствии представителя ответчика,                                                                                                   

  Рассмотрев дело № 05/983-17,  возбужденное приказом Крымского УФАС России № 120  от  13.04.2017г. в отношении Министерства транспорта Республики Крым по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального  Закона  от  26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь ст.48  Федерального Закона  от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                           установила

В ходе осуществления контроля за соблюдением  антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю рассмотрено обращение Управления Федеральной службы безопасности РФ по Республике Крым и городу Севастополю о возможных нарушениях требований действующего законодательства при использовании хозяйствующими субъектами государственного имущества на объектах Керченской паромной переправы в морском порту «Крым».

В ходе анализа материалов, направленных в адрес Крымского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 № 1865-6/14 имущество ГУП РК «Крымские морские порты» является государственной собственностью Республики Крым.

Между ООО «Морская дирекция», выступающим в качестве Заказчика и ГУП РК «Крымские морские порты», выступающим в качестве Исполнителя, 22.07.2016 года заключен договор оказания услуг № 60/16 (далее - Договор). Согласно п.п.1.1 Договора, Исполнитель обязуется за плату оказать услуги по стоянке ТСО и формированию партий данных транспортных средств на территории Объекта по адресу: г. Керчь, ул. Целимберная,16.

Пунктом 1.2 Договора определены для целей исполнения договора нижеприведенные слова и выражения, которые  имеют следующие значения:

-«Объекты инфраструктуры», «Объект» - причалы, подъездные пути, площадки, здания, сооружения, расположенные на территории грузопассажирского порта «Крым» (Керчь, ул. Целимберная,16), перечень  которых указан в Приложении №1 к Договору и включает в себя гидротехнические сооружения, территорию, здания и иные объекты, находящиеся на балансе филиала ГУП РК «Крымские морские порты» «Керченская паромная переправа» по указанному адресу.

Пунктом 2.2.7 Договора установлено, что заказчик имеет право вносить отделимые и неотделимые улучшения, производить ремонтные работы в Объекты инфраструктуры, для должного исполнения настоящего договора, с обязательным уведомлением Исполнителя.

Пунктом 2.2.8 Договора определено, что заказчик имеет право размещать на территории Объекта временные сооружения, оборудование, дизель – генераторы, дорожные знаки, щиты, вывески и иные конструкции.

Пункт  2.2.9  Договора устанавливает право  заказчика на размещение на Объектах инфраструктуры рабочих мест своих сотрудников для выполнения обязательств по настоящему договору, в том числе, но не ограничиваясь для обеспечения и оптимизации единого технологического процесса: диспетчеризации, накопления, осуществления наката/выката автотранспорта на паромы, улучшения транспортной инфраструктуры, обеспечения транспортной безопасности, обеспечения иных логистических процессов, связанных с организацией перевозки морским транспортом пассажиров, багажа, автомобилей, грузов, выполнения требований нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность оператора морского порта.

 Пунктом 2.2.10 Договора установлено, что Заказчик имеет право заключать договоры с третьими лицами на подключение к сетям электро и водоснабжения, а также, в случае необходимости, сетям водоотведения.

 Кроме того, пунктом 2.4 Договора предусмотрено, что в целях исполнения Договора Заказчик производит текущий ремонт покрытия тротуаров, проездов и площадок   инфраструктуры Объекта, используемых для проезда легковых и грузовых транспортных средств, а также, проход  пассажиров на паромы, организует площадки для размещения временных зданий и сооружений, стоянок спецтехники на время производства строительно-монтажных и ремонтных  работ, осуществляет ремонт гидротехнических сооружений.

 Указанные работы Заказчик проводит собственными силами, а также силами привлеченных подрядных организаций.

Таким образом разделом 2 Договора предусмотрена передача права Заказчику на пользование имуществом, перечисленным в приложении 1 к Договору, в том числе с возможностью проведения строительно-монтажных ремонтых работ, подключения третьих лиц к сетям электро и водоснабжения, размещению рабочих мест своих сотрудников и т.д.

 Согласно п.3.1 сторонами Договора установлен размер оплаты, оказываемой исполнителем услуги в размере 1000000 рублей, в том числе НДС.

 Таким образом, условия «Договора  на оказание услуг» фактически предусматривают переход права пользования государственным имуществом, а также, имеют сходство с положениями договора аренды имущества, предусмотренного ст.ст.606, 607, 614, 616 Гражданского кодекса  РФ.

Договор направлен на передачу имущества, принадлежащего предприятию во временное возмездное пользование Заказчика, что позволяет квалифицировать существующие между сторонами отношения как арендные.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского Кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно статье 606  Гражданского кодекса РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору  имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Таким образом, предметом договора возмездного оказания услуг являются определенные действия исполнителя, за выполнение которых заказчик обязан произвести оплату. По договору аренды  арендодатель передает арендатору право пользования (либо владения и пользования) определенным имуществом и арендатор обязуется оплатить не действия арендодателя, а именно, возможность (право) пользоваться полученным в аренду имуществом.

Исходя из положений п.2 ст.295 ГК РФ, ч.2 ст.18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

 В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135 заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения  и (или) пользования в отношении государственного имущества или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений, которые не относятся к рассматриваемым обстоятельствам. В аналогичном порядке осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Вместе с тем договор оказания услуг № 60/16 от 22.07.2016 между ООО «Морская дирекция» и ГУП РК «Крымские морские порты», условия   которого фактически предусматривают переход права пользования в отношении государственного имущества Республики Крым, заключен без соблюдения процедур, предусмотренных требованиями законодательства, что свидетельствует о допущенных при заключении указанного договора существенных нарушениях требований законодательства об использовании государственного имущества.

 Законом Республики Крым от 08.08.2014 года № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым», предусмотрено, что арендодателями имущества Республики Крым являются:

  -   Уполномоченный орган - в отношении имущества Республики Крым, составляющего казну Республики Крым, предприятий и других имущественных комплексов, а также имущества, закрепленного за органами  государственной власти Республики Крым на праве оперативного управления;

  -    государственные предприятия и учреждения Республики Крым в отношении имущества Республики Крым, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

 С согласия уполномоченного органа осуществляется передача в аренду:

 - недвижимого имущества Республики Крым, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения;

 - имущества Республики Крым, закрепленного за казенным предприятием, казенным учреждением на праве оперативного управления;

  - недвижимого имущества и особо ценного имущества Республики Крым, закрепленного за бюджетным или автономным учреждением Республики Крым на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

 Передача имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, осуществляется в соответствии с Порядком предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым от 25.09.2014 № 344 (далее – Порядок).

 В соответствии с пунктом 3 Порядка  уполномоченным органом является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

 Пунктом 5 Порядка установлено, что передача имущества Республики Крым в аренду осуществляется:

  - по результатам проведения конкурсов, аукционов (далее - торги);

  -без проведения торгов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

 В ходе рассмотрения обращения установлено, что при заключении Договора  не был соблюден Порядок предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 25.09.2014 № 344, не получено согласование уполномоченного органа на передачу в аренду имущества, не проведен конкурс, по результатам которого осуществляется передача в аренду имущества, отсутствует договор аренды имущества согласно приложению № 1 к Договору № 60/16 оказания услуг от 22 июля 2016 года между ООО «Морская дирекция и ГУП РК «Крымские морские порты».

В соответствии с  пунктом 1.1 Положения о Министерстве транспорта Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 155 (далее – Положение) Министерство транспорта Республики Крым (далее – Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику в транспортно-дорожном комплексе, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым.

Согласно пункту 1.4. Положения Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных образований, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовой формы, созданными в установленном порядке, общественными объединениями и гражданами.

Пунктом 2.4. Положения установлено, что одной из основных задач Министерства транспорта является осуществление управления предприятиями транспортно-дорожного комплекса, находящимися в собственности Республики Крым и относящимися к сфере его ведения.

На основании изложенного, Министерством транспорта  Республики Крым не осуществлено надлежащее управление государственным имуществом, которым наделено ГУП РК «Крымские морские порты» при заключении договора оказания услуг № 60/16 от 22.07.2016 между ООО «Морская дирекция» и ГУП РК «Крымские морские порты».

  В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения (далее – Предупреждение),  и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях Министерства транспорта                                  (ул. Киевская,81, г. Симферополь) выразившихся в ненадлежащем управлении имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Крым, что привело к передаче прав на имущество, перечень которого указан в приложении № 1 к Договору  № 60/16 оказания услуг от 22 июля 2016 года между  ООО «Морская дирекция» и ГУП РК «Крымские морские порты», без проведения конкурса (аукциона)  на право заключения договора  аренды  имущества, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью  1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением  Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вынесено Предупреждение от 31.01.2017 года № 05/650 о необходимости устранения в течении двух месяцев со дня получения Министерством транспорта  Республики Крым настоящего предупреждения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (например: путем осуществления мероприятий по расторжению Договора  № 60/16 оказания услуг от 22 июля 2016 года между  ООО «Морская дирекция» и ГУП РК «Крымские морские порты»), выполнения  требований части 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135, соблюдения Порядка предоставления в аренду имущества, находящимся в государственной собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 25.09.2014 № 344 при осуществлении управления имуществом, находящегося в государственной собственности Республики Крым при  передаче прав на имущество ГУП РК «Крымские морские порты».

О выполнении Предупреждения, в соответствии с частью 6 статьи 39.1 Федерального Закона  № 135 от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции», необходимо было сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В предупреждении указано в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального Закона  № 135 от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции», в случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 29500008072092 Предупреждение получено адресатом 03 февраля 2017 года.

В установленный срок ответ  на Предупреждение Министерством транспорта Республики Крым в Крымское УФАС России не представлен.  В связи, с чем Крымским УФАС России принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства  № 05/983-17.

Вместе с тем комиссия отмечает, что Министерство транспорта Республики Крым письмом от 21.02.2017 года № 1078/1 (вх. № 1554/ов от 15.04.17) сообщило, что в пределах компетенции министерства  проведена работа по устранению указанных недостатков. Направлены  письма в ГУП РК «Крымские морские порты от 09.02.17 № 01.2/28 и в ООО «Морская дирекция» от 14.02.2017 № 01.2/41 с требованием предоставить пояснения по вопросу заключения договора оказания услуг от 22.07.16 № 60/16.

В целях устранения указанных нарушений ГУП РК «Крымские морские порты» 02.02.17 обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением о расторжении договора оказания услуг от 22.07.16 № 60/16.

Однако данное обстоятельство может служить основанием для смягчения административной ответственности, но при этом не является основанием для прекращения производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства и не свидетельствует о его отсутствии в действиях органа власти.

На заключение об обстоятельствах рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 05/983-17, направленное в адрес Министерства транспорта Республики Крым письмом  от 15.12.17 № 05/16145 не предоставлены пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Исследовав имеющиеся в материалах дела обстоятельства, оценив  действия ответчика на соответствие нормативно-правовым актам, Комиссия  Крымского УФАС России пришла к выводу, о наличии в действиях  Министерства транспорта Республики Крым, выразившихся в ненадлежащем управлении имуществом, находящегося в государственной собственности Республики Крым, что привело к передаче прав на имущество, перечень которого указан в приложении № 1 к Договору  № 60/16 оказания услуг от 22 июля 2016 года между  ООО «Морская дирекция» и  ГУП РК «Крымские морские порты», без проведения конкурса (аукциона) на право заключения договора аренды нарушения антимонопольного законодательства,  предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, статьей 36, частью 1 статьи 39, частями 2,3                статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ               «О защите конкуренции» Комиссия Крымского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать факт нарушения Министерством транспорта Республики Крым (пр. Киевская,81,  г. Симферополь, 295000) части 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ненадлежащем управлении имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Крым, что привело к передаче прав на имущество, перечень которого указан в приложении № 1 к Договору  № 60/16 оказания услуг от 22 июля 2016 года между  ООО «Морская дирекция» и  ГУП РК «Крымские морские порты», без проведения конкурса (аукциона) на право заключения договора аренды.

            2.Выдать Министерству транспорта Республики Крым предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального  закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.Передать материалы дела должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны