Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение проц... от 5 октября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
03 октября 2017г. г. Симферополь
Резолютивная часть оглашена 03.10.2017 г.
Решение в полном объеме изготовлено 05.10.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Крымское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Председателя комиссии – <…>
Членов комиссии:
<…>
;
<…>
;
<…>;
при участии представителя Министерства транспорта Республики Крым – <…>, доверенность №ДО/97 от 03.10.2017 г.;
в отсутствии представителей ООО «Спецмонтаж», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев по правилам статьи 18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Спецмонтаж» (г. Липецк) на действия Министерства транспорта Республики Крым (далее — Организатор торгов) при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о создании и эксплуатации технологического комплекса элементов благоустройства автомобильных дорог, предназначенного для обеспечения безопасности дорожного движения на территории Республики Крым (извещение № 020817/22311203/01 от 02.08.2017г.), опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России 25.09.2017г. поступила жалоба ООО «Спецмонтаж» (г. Липецк) (далее – Заявитель) на действия Министерства транспорта Республики Крым (далее — Организатор торгов) при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о создании и эксплуатации технологического комплекса элементов благоустройства автомобильных дорог, предназначенного для обеспечения безопасности дорожного движения на территории Республики Крым (извещение № 020817/22311203/01 от 02.08.2017г.), опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru)
Форма проведения торгов – открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения о создании и эксплуатации технологического комплекса элементов благоустройства автомобильных дорог, предназначенного для обеспечения безопасности дорожного движения на территории Республики Крым (извещение № 020817/22311203/01 от 02.08.2017г.) (далее – открытый конкурс).
Извещение № 020817/22311203/01 о проведении Открытого конкурса опубликовано 02.08.2017 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru.
В соответствии с уведомлением о принятии жалобы к рассмотрению №05/10762 от 26.09.2017г., направленным сторонам на электронные адреса, указанные в жалобе, рассмотрение жалобы назначено на 14 часов 30 минут 03.10.2017 по адресу: г.Симферополь, ул. А. Невского, д. 1, каб. 505.
Из жалобы Заявителя следует, что организатором торгов при организации конкурса были нарушены права и законные интересы Заявителя.
Организатор торгов письмом от 02.10.2017 г. (вх. № 4349 ов от 02.10.2017г.) представил возражения на жалобу. В ходе заседания комиссии представитель Организатора торгов с доводами Жалобы не согласился, указав, что при организации конкурса действовал в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессиях).
Рассмотрев все представленные материалы, выслушав пояснения представителя Организатора торгов, Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
Второго августа 2017г. на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов - www.torgi.gov.ru Организатором торгов было опубликовано сообщение о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения о создании и эксплуатации технологического комплекса элементов благоустройства автомобильных дорог, предназначенного для обеспечения безопасности дорожного движения на территории Республики Крым (извещение № 020817/22311203/01), согласно которому срок действия концессионного соглашения -12 лет, дата и время начала подачи заявок на участие в конкурсе – 03.08.2017г. в 09-00; дата и время окончания подачи заявок – 17.09.2017г. в 17-00, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе 25.09.2017г. в 12-30, дата и время начала представления конкурсных предложений 03.10.2017г. в 09-00, дата и время окончания представления конкурсных предложений 29.12.2017г. в 10-00.
1. Согласно жалобе в соответствии с разделом 2.1.4 Конкурсной документации том 1 к документам, подтверждающим статус каждого лица, указанного в заявке, в том числе включена заверенная подписью и печатью заявителя копия договора о совместной реализации проекта (или их эквивалентов), при условии, что данным договором предусматриваются обязательства данных лиц по обеспечению финансирования строительства и/или реконструкции Объекта концессионного соглашения в размере не менее 50000000,00 (пятидесяти миллионов)рублей. Помимо этого согласно п. 2.2.1 наличие чистых активов заявителя должно быть не менее 50 000 000 (пятидесяти миллионов) рублей на последнюю отчетную дату.
В соответствии с п. 2.2.2 Конкурсной документации том 1 потенциальным участникам необходимо подтвердить, что в течение трех лет предшествующих подаче заявки, заявитель участвовал в создании и эксплуатации систем безопасности дорожного движения и объем вложений по одному проекту, участие в котором принял Заявитель, на дату подачи Заявки составил не менее 500 000 000 (пятисот миллионов) рублей.
По мнению заявителя, данные требования противоречат п. 37 Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 (ред. от 24.12.2013), в соответствии с которым не допускается включение в конкурсную документацию (в том числе в форме требований к объему, перечню, качеству и срокам работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требований к качеству, техническим характеристикам, товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества) требований к участнику конкурса (в том числе требований к квалификации участника конкурса, включая наличие у участника конкурса опыта работы), а также требований к его деловой репутации, требований наличия у участника конкурса производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов.
Кроме того, не ясно, чем обусловлено требование к участникам открытого конкурса о наличии конкретных финансовых ресурсов.
Организатор торгов с доводами Заявителя не согласился по основаниям, представленным в возражении на жалобу от 02.10.2017 г. (вх. № 4349 ов от 02.10.2017г.) Пояснения представителя организатора торгов в ходе рассмотрения жалобы подтверждают следующие обстоятельства.
Предметом открытого конкурса является определение права на заключение концессионного соглашения о создании и эксплуатации технологического комплекса элементов обустройства автомобильных дорог, предназначенного для обеспечения безопасности дорожного движения на территории Республики Крым.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона N 115-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса.
Требования к квалификации, профессиональным, деловым качествам участников конкурса иные требования к участникам конкурса должны соответствовать целям, установленным в части 1 статьи 1 Закона N 1 15-ФЗ: обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В конкурсной документации Организатор торгов предусматривает, в том числе, следующие требования к участникам конкурса:
- подтверждение финансового положения и финансового результата деятельности заявителя, представ доказательства наличия чистых активов не менее 50 000 000 (пятидесяти миллионов) рублей на последнюю отчетную дату;
- необходимо подтвердить, что в течение трех лет предшествующих подаче заявки, заявитель участвовал в создании и эксплуатации систем безопасности дорожного движения. Заявитель должен соответствовать каждому из нижеперечисленных требований:
- количество проектов, предусматривающих создание систем безопасности дорожного движения, участие в которых принял Заявитель – не менее 2-х;
-объем вложений по одному проекту, участие в котором принял Заявитель, на дату подачи заявки составил не менее 500 000 000 (пятьсот миллионов) рублей.
Конкурсной документацией предусмотрено, что Концессионным соглашением устанавливается плата Концедента, которая состоит из постоянной и переменной частей. Начальное (максимальное) значение размера постоянной части платы Концедента на весь срок действия концессионного соглашения составляет не более 4 962 349 479, 00 (четыре миллиарда девятьсот шестьдесят два миллиона триста сорок девять тысяч четыреста семьдесят девять) рублей.
Конкурсной документацией установлен срок действия концессионного соглашения – 12 лет.
Учитывая указанные затраты и срок на создание объекта Организатором торгов в конкурсной документации установлены требования к квалификации, профессиональным и деловым качествам участников конкурса, направленные на то, чтобы обеспечить участие в конкурсе лиц, обладающих квалификацией, профессиональными и деловыми качествами, материальными и людскими ресурсами, способными создать и эксплуатировать объект концессионного соглашения.
Требования к наличию у участников конкурса чистых активов не менее 50 000 000 (пятидесяти миллионов) рублей на последнюю отчетную дату не является обеспечением исполнения обязательств по концессионному соглашению.
Требования к обеспечению концессионному установлены в пункте 1.2.8 Тома 1 конкурсной документации согласно которого для обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению Концессионер предоставляет Концеденту банковскую гарантию в обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению в размере 100 000 000 (сто миллионов) рублей.
Согласно пункта 4 Порядка определения стоимости чистых активов, утвержденного Приказом Минфина России от 28.08.2014 N 84н (далее – Порядок) стоимость чистых активов определяется как разность между величиной принимаемых к расчету активов организации и величиной принимаемых к расчету обязательств организации.
В соответствии с Порядком показатель чистых активов участников конкурса является одним из показателей финансового положения экономического субъекта и показателем финансового результата его деятельности.
Требование в отношении показателей чистых активов участника конкурса не является требованием прямо или косвенно относящимся к мерам обеспечения исполнения концессионером концессионного соглашения, что прямо следует из пункта 1.2.8 Тома 1 конкурсной документации.
Показатель чистых активов участника конкурса является критерием оценки квалификации, профессиональных, деловых качеств участников конкурса.
Установленные в конкурсной документации требования о наличии у участников конкурса стоимости чистых активов в размере 50 000 000 рублей относятся к требованиям к квалификации, профессиональным, деловым качествам участников конкурса о чем прямо указано в пункте 2.2. Тома 1 конкурсной документации.
Таким образом, довод Заявителя об ограничении конкуренции путем установления в конкурсной документации необоснованных требований к участникам конкурса не подтвержден.
2. Согласно жалобе Организатором торгов нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В частности, как указывает Заявитель, в соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Однако согласно требованиям, предъявляемым к техническим средствам автоматической фотовидеофиксации выявлено множество разночтений и противоречий, которые не позволяют определенно установить каким требованиям должны соответствовать вышеуказанные технические средства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 4.2.23.4 Конкурсной документации том 1 Заказчиком установлены требования к ПО, согласно которым защита ПО от преднамеренных или непреднамеренных изменений должна быть аттестована в системе Федерального агентства по техническому регулированию и иметь уровень «высокий» по Рекомендациям Р 50.2.077-2014. Вместе с тем из приведенных положений Конкурсной документации не представляется возможным установить, в соответствии с какими нормативными требованиями Заказчиком предусмотрена необходимость документального подтверждения участником Конкурса наличия аттестации.
Конкурсная документация содержит требования к оборудованию и материалам, основанные на неактуальных нормативных документах (п. 4.2.23.6 ссылка на приложение к телеграмме Росавтодора № 01-1135 от 08.08.2013г.).
Конкурсная документация не содержит определенных требований в отношении опоры, однако имеется ссылка, где определено,что к опоре предъявляются специальные требования к опоре, которые должны быть согласованы с производителем.. Исходя из данного требования невозможно сделать однозначный вывод о технических характеристиках опоры и подтвердить свое соответствие данному требованию.
Рассмотрев указанные доводы заявителя, Комиссия считает их необоснованными в связи с тем, что в соответствии со статьей 1 Закона о концессионных соглашениях целями этого закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Согласно части 1 статьи Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
Таким образом, Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не распространяет сферу своего применения на концессионные соглашения.
3. Как указано в жалобе, конкурсной документацией не определен прогнозный график платежей.
Принимая во внимание, что Законом о концессионных соглашениях не предусмотрено требование определения конкурсной документацией прогнозного графика платежей, Комиссия считает указанный довод Заявителя необоснованным.
4.Согласно жалобе Конкурсной документацией не определено на каком праве Концессионеру передаются административные здания, а также не определен порядок, условия и сроки их реконструкции.
Комиссия полагает данный довод Заявителя необоснован, т.к. Согласно пункта 1.2.1. тома 1 конкурсной документации Концессионер обязуется за свой счет реконструировать недвижимое имущество и создать технологически связанное с ним движимое имущество, представляющее собой единый технологический комплекс элементов обустройства автомобильных дорог, предназначенный для обеспечения безопасности дорожного движения на территории Республики Крым, описание которого приведено в Приложении № 3 настоящего тома (далее - Объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать Концеденту и осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) Объекта концессионного соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный концессионным соглашением, право владения и пользования Объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно пункту 1.2.6.1 тома 1 конкурсной документации Объект концессионного соглашения создаётся и вводится в эксплуатацию в пять этапов в соответствии с Приложением № 5 к настоящему тому «Техническое задание на проектирование и создание Объекта концессионного соглашения»
Первый этап включает ввод в эксплуатацию Нежилых помещений Единого Информационного Диспетчерского Центра, 49 рубежей контроля автоматизированной системы фото- и видео- фиксации административных правонарушений (АСФН).
Срок ввода в эксплуатацию первого этапа - 6 месяцев с даты заключения концессионного соглашения.
Второй этап включает ввод в эксплуатацию 65 рубежей контроля автоматизированной системы фото- и видео- фиксации административных правонарушений (АСФН).
Срок ввода в эксплуатацию второго этапа - 10 месяцев с даты заключения концессионного соглашения.
Третий этап включает ввод в эксплуатацию 11 рубежей контроля автоматизированной системы фото- и видео- фиксации административных правонарушений (АСФН).
Срок ввода в эксплуатацию третьего этапа - 18 месяцев с даты заключения концессионного соглашения.
Четвертый этап включает ввод в эксплуатацию 30 рубежей контроля автоматизированной системы фото- и видео- фиксации административных правонарушений (АСФН).
Срок ввода в эксплуатацию четвертого этапа - 22 месяцев с даты заключения концессионного соглашения.
Пятый этап включает ввод в эксплуатацию 6 рубежей контроля автоматизированная система весового и габаритного контроля транспортных средств (АСВГК).
Срок ввода в эксплуатацию пятого этапа - 28 месяцев с даты заключения концессионного соглашения.
В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ « О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Как установлено Комиссией и подтверждено представителем Организатора торгов в ходе рассмотрения жалобы, ООО «Спецмонтаж» не подавало заявку на участие в конкурсе. Факты нарушения прав и законных интересов Заявителя, связанные с нарушением установленного порядка размещения информации о проведении торгов либо порядка подачи заявок на участие в торгах Заявителем в жалобе не приведены, в ходе рассмотрения жалобы не установлены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Спецмонтаж» (г. Липецк) на действия Министерства транспорта Республики Крым (далее — Организатор торгов) при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о создании и эксплуатации технологического комплекса элементов благоустройства автомобильных дорог, предназначенного для обеспечения безопасности дорожного движения на территории Республики Крым (извещение № 020817/22311203/01 от 02.08.2017г.), опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru необоснованной.
- Снять ограничения, наложенные Уведомлением о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 26.09.2017г. №05/10762.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд Республики Крым.