Решение б/н Решение по делу №06/0003-18 о нарушении законодательства Рос... от 13 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение
по делу №06/0003-18
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок

11.01.2018                                                                                     г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

заместителя председателя Комиссии – начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Н. П. Казаковой

членов Комиссии:

главного специалиста – эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России О. А. Шалимовой,

главного специалиста – эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Н. А. Баданина, —

при участии представителей Заказчика В. М. Телятниковой (по доверенности), Д. Г. Власова (по доверенности),

представители Заявителя на заседание Комиссии не явились, —

рассмотрев жалобу Заявителя от 29.12.2017 №01-29 (вх. №5995/09 от 29.12.2017) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса «Закупка услуги по техническому обслуживанию зданий и сооружений» (номер извещения 0375100003017000113) (далее — Конкурс), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), согласно Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 №727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за №36262 (далее – Административный регламент от 19.11.2014 №727/14),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации критерии оценки заявок участников, ограничивающие круг участников Конкурса, что в свою очередь нарушает принцип обеспечения конкуренции.

Крымским УФАС России принято уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 09.01.2017 №06/10, направленное Заявителю, Заказчику и размещенное на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт, единая информационная система, ЕИС).

В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте — 08.12.2017, изменения – 13.12.2017;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс;

- начальная (максимальная) цена контракта – 12 213 099,36 рублей;

- дата и время окончания подачи заявок: 29.12.2017 09:00, дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам: 29.12.2017 09:00; дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: 11.01.2018;

- на участие в Конкурсе подана 1 заявка.

1. В качестве довода жалобы Заявитель указал, что Заказчиком в Конкурсной документации установлены критерии оценки заявок участников, ограничивающие круг участников Конкурса, в части подтверждения опыта участника Конкурса, что в свою очередь нарушает принцип обеспечения конкуренции.

В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Правила от 28.11.2013 №1085).

Согласно пункту 4 Правил от 28.11.2013 №1085 для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;

б) нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).

В соответствии с положениями пункта 8 Правил от 28.11.2013 №1085 для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть критерий «цена контракта».

Согласно пункту 3 Правил от 28.11.2013 №1085 «оценка» — процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил от 28.11.2013 №1085 установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил от 28.11.2013 №1085 в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать, в частности:

предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;

инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.

В соответствии с пунктом 27 Правил от 28.11.2013 №1085 показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Заказчик в Конкурсной документации установили следующее: «…

V. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость[1]

Критерии оценки (показатели, содержание, значимость, порядок оценки)

Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1085 «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». (далее – Правила оценки заявок).

В целях оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

36.1

Стоимостные критерии оценки: 60%

36.11

Цена контракта;

Максимальное количество баллов, присуждаемых по критерию «Цена контракта»: 100, Содержание: При оценке заявок по критерию «цена контракта» лучшим условием исполнения государственного контракта по указанному критерию признается предложение участника конкурса с наименьшей предложенной в заявке на участие в конкурсе ценой контракта. Цена контракта указывается в российских рублях. Оценки производится в соответствии с Приложение №4 п.5

36.12

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

Не применяется

36.13

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы;

Не применяется

36.14

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному

контракту

Не применяется

36.2

Не стоимостные критерии оценки: 40%

36.21

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (KPi)

Максимальное количество баллов, присуждаемых по критерию: 30 (коэффициент 0,3); (Оценка производится в соответствии с Приложением №6)

Опыт участника (ОРi) по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (в соответствии с приложением 7 конкурсной документации) – исполненные государственные (муниципальные) контракты (договора)[2], заключенные в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, информация о которых должна содержаться в реестре контрактов на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Максимальное количество баллов, присуждаемых по критерию: 40 (коэффициент 0,4); (Оценка производится в соответствии с Приложением №7)

36.22

Деловая репутация участника закупки (ДPi)

Максимальное количество баллов, присуждаемых по критерию: 30 (коэффициент 0,3); (Оценка производится в соответствии с Приложением №8)

           

…» (цитаты).

Таким образом, в оценку квалификации участника конкурса положен опыт работы исключительно по исполненным государственным (муниципальным) контрактам (договорам), заключенных в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, информация о которых должна содержаться в реестре контрактов на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

При этом Правилами от 28.11.2013 №1085 не предусмотрено требований о том, что опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема в качестве генерального подрядчика должен учитываться при исполнении контрактов, заключенных по закупкам для государственных и муниципальных нужд.

В свою очередь опыт выполнения соответствующих работ исключительно по государственным контрактам не свидетельствует о большем профессионализме лица по сравнению с тем, кто выполнил аналогичные работы в рамках иных гражданско-правовых отношений, так как законодательство предъявляет одинаковые нормативные требования в части осуществления соответствующих работ и принятия их результата. Поэтому само по себе выполнение участником закупки работ, являвшихся предметом конкурса, независимо от того, во исполнение какого договора или контракта, свидетельствует о наличии необходимого опыта у участника закупки, позволяющего оценить его квалификацию.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к опыту участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема в качестве подрядчика исключительно по исполненным государственным (муниципальным) контрактам (договорам), заключенных в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, информация о которых должна содержаться в реестре контрактов на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Данные действия Заказчика нарушают требования части 2 статьи 8, пункта 4 части 1 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Правил от 28.11.2013 №1085 и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Внеплановая проверка процедуры закупки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента от 19.11.2014 №727/14, Комиссией не проводится ввиду проведения данной проверки при рассмотрении материалов дела №06/5221-17 по жалобе МОО «ЕДИНСТВО И ЧЕСТЬ» на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По результатам проверки Комиссия решением от 10.01.2018 по делу №06/5221-17 признала Заказчика нарушившим требования части 2 статьи 8, статьи 8, пункта 4 части 1 статьи 32, пункта 1 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 34, пунктов 1, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Правила от 28.11.2013 №1085.

Заказчику выдано предписание от 10.01.2018 по делу №06/5221-17 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в части отмены протоколов Конкурса, приведения Конкурсной документации в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 10.01.2018 по делу №06/5221-17 и осуществления дальнейшего проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Срок исполнения данного предписания и предоставления Крымскому УФАС России подтверждения исполнения предписания до 18.02.2018.

Решением от 10.01.2018 по делу №06/5221-17 материалы дела №06/5221-17 переданы соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 №727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим требования части 2 статьи 8, пункта 4 части 1 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Правила от 28.11.2013 №1085.

3. Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, т.к. по установленным нарушениям выдано предписание по делу №06/5221-17.

4. Материалы по делу №06/0003-18 соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать, в виду передачи материалов дела №06/5221-17.

5. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 09.01.2018 №06/10.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

[1] В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок. 

[2] Соответствующие статьям 94,95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны