Решение б/н Решение от 29 сентября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №06/640-15

о результатах рассмотрения жалобы на действия заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с

Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

17.09.2015

г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 17.09.2015

Решение изготовлено в полном объеме   22.09.2015

 

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

заместителя председателя Комиссии – начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Н. П. Казаковой;

членов Комиссии:

помощника руководителя Крымского УФАС России В. С. Сусекова,

главного специалиста – эксперта отдела контроля рекламы и органов власти Крымского УФАС России Р. А. Левицкого, —

при участии представителей интересов Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (далее — ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Заказчик) Т. М. Морозовой (по доверенности),  Н. С. Червоной (по доверенности),  

представителя интересов общества с ограниченной ответственностью «Центр качества» (далее – ООО «Центр качества», Заявитель) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заявитель уведомлен надлежащим образом, –

рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса котировок на услугу по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», с изменениями (далее – Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», с изменениями (далее – Закон о закупках),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России 09.09.2015 поступила жалоба Заявителя от 03.09.2015 №128/09, направленная Управлением Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 08.09.2015 исх. №02/1-5895 (вх. №606/09), на действия Заказчика при проведении запроса котировок «Услуга по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах» (извещение № 31502683282) (далее – Запрос котировок).

По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика тем, что «в конкурсной документации не указан перечень рабочих мест, на которых будет проводится специальная оценка труда, и нет перечня исследований, прилагаемые к конкурсной документации, что не позволяет определить объем работ и какие ресурсы необходимы для их проведения» (цитаты из жалобы).

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Рассмотрев предоставленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 181 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», утвержденным Наблюдательным советом ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» 16.01.2015 протоколом №1 (далее - Положение о закупках).

Положением о закупках Заказчиком предусмотрено проведение закупки запросом котировок, в т.ч. в электронной форме.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией Запроса котировок, протоколами, составленными при определении исполнителя:

1) извещение об осуществлении закупки размещено – 20.08.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Запрос котировок;

3) дата окончания подачи заявок: 01.09.2015, дата рассмотрения и оценки котировочных заявок: 04.09.2015;

  1. начальная (максимальная) цена контракта – 5 812 500,00  российских рублей;
  2. подано 13 котировочных заявок от участников, допущены все.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Пунктами 3, 4 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг и место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В силу пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили следующее:

«1. В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в Извещении о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуги по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах указан объем оказания услуг (количество рабочих мест) - 3875 рабочих мест.

Кроме того, в соответствии с разделом 5 «Права и обязанности сторон» проекта договора (Приложение №3 к Извещению о проведении запроса котировок в электронной форме) Заказчик обязан:

5.2.4. Утвердить Перечень рабочих мест, на которых будут производиться работы с указанием аналогичных рабочих мест и передать его Исполнителю.

5.2.5. Передать Исполнителю в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента подписания настоящего Договора оригиналы, либо надлежаще заверенные копии документов, необходимые Исполнителю для оказания услуги по Договору, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а именно:

5.2.5.1. Приказ о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда, состав и порядок деятельности которой утвержден работодателем;

5.2.5.2. Иные сведения, необходимые для оформления отчета о проведении специальной оценки условий труда .

5.2.5.3. Утвержденный комиссией перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

5.2.6. Предоставить по запросу Исполнителя, кроме документов, предусмотренных пунктом 5.2.5. настоящего Договора, всю необходимую, достаточную, достоверную информацию (документацию) для изучения:

5.2.6.1.Техническую (эксплуатационную) документацию на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;

  1. Технологическую документацию, характеристики технологических процессов;
  2. Должностные инструкции и иные документы, регламентирующие обязанности работника;

5.2.6.4. Проекты строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);

5.2.6.5. Характеристики применяемых в производстве веществ, материалов, сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);

5.2.6.6. Копии деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;

5.2.6.7. Результаты ранее проводившихся измерений вредных и (или) опасных производственных факторов и (или) аттестации рабочих мест по условиям труда;

5.2.6.8. Информацию о случаях производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникших в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;

5.2.6.9. Информацию, предусмотренную п. 2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;

  1. Иную необходимую информацию и документы по запросу Исполнителя.

Кроме того, в соответствии с документацией о проведении запроса котировок в электронной форме участник должен иметь в качестве структурного подразделения испытательную лабораторию (центр), аккредитованную национальным органом Российской Федерации по аккредитации; в штате экспертов, имеющих соответствующие сертификаты на право выполнения работ по специальной оценки условий труда; аккредитацию на право проведения специальной оценки условий труда (на оказание услуг в области охраны труда), что соответствует статье 19 Федерального закона от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Таким образом, Документацией о проведении запроса котировок в электронной форме и проектом договора предусмотрен исчерпывающий перечень документов (включающих также и утвержденный перечень рабочих мест), необходимых Исполнителю для проведения специальной оценки условий труда, а также требования к таким Исполнителям для оказания данных услуг, что полностью соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N 33н.

2.Согласно документации о проведении запроса котировок в электронной форме и проекту договора специальная оценка условий труда на рабочих местах заказчика должна проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценки условий труда», Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства груда Российской Федерации от 24.01.2014г. №33н, и включать следующие этапы:

  •  идентификацию вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах;
  •  проведение измерений и оценок идентификационных вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  •  отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий груда по степени вредности или опасности по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  •  оформление отчета по результатам специальной оценки условий труда, в том числе получение карты специальной оценки условий труда на каждое рабочее место.

Статьей 10 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается Методикой проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии с разделом II. «Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов» Методики проведения специальной оценки условий труда идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов включает в себя следующие этапы:

  1.  выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
  2.  сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждаемым в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда";
  3.  принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
  4.  оформление результатов идентификации.

Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда.

В разделе 111. «Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов» указанной Методики сказано: «Исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы в порядке, установленном главой II настоящей Методики. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий груда».

Таким образом, идентификация и определение перечня подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах заказчика определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, при реализации первого этапа проведения специальной оценки условий труда, что отражено в п. 1.3 и 2.4. проекта договора» (цитаты из возражений Заказчика от 16.09.2015 №487).

Вместе с тем, Комиссией установлено, что Заказчик в извещении о Запросе котировок и Документации о проведении запроса котировок в электронной форме указал следующую информацию об объекте закупки:

3. Информация об объекте закупки

  

наименование объекта закупки

код ОКДП (ОК 004-93) 7422090 «Услуги по технической проверке и анализу прочие»

Оказание услуги по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах

вид объекта закупки

услуга

место, количество (объем) оказания услуг

Место оказания услуги: в соответствии с Техническими характеристиками (Приложение № 1 к Документации о проведении запроса котировок в электронной форме).

Количество рабочих мест – 3875 рабочих мест

7. Информация о необходимых технических, качественных и количественных характеристиках объекта закупки

7.1. Участник в котировочной заявке предоставляет информацию о соответствии оказываемых услуг требованиям к объекту закупки, установленным заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, и п. 7.2. настоящего раздела.

7.2. Заказчиком установлены следующие требования к объекту закупки:

Проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценки условий труда», Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда Российской Федерации от 24.01.2014г.  №33н, включающей:

- идентификацию вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах;

- проведение измерений и оценок идентификационных вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

- отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

- оформление отчета по результатам специальной  оценки условий труда, в том числе получение карты специальной оценки условий труда на каждое рабочее место.

Участник должен иметь:

- в качестве структурного подразделения испытательную лабораторию (центр), аккредитованную национальным органом Российской Федерации по аккредитации;

- в штате экспертов, имеющих соответствующие сертификаты на право выполнения работ по специальной оценки условий труда;

- аккредитацию на право проведения специальной оценки условий труда (на оказание услуг в области охраны труда).

 

Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика указал, что на участие в Запросе котировок поступило 13 заявок, ни одна из которых не отклонена, цена договора победителя – 1 550 000,00 российский рублей, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии условий, не позволяющих определить объем выполняемых работ и необходимых для этого ресурсов. Кроме того, Заказчиком по итогам закупки №31502683282 заключен договор от 11.09.2015 №3-12/4, т. е. до получения уведомления Крымского УФАС России о поступлении жалобы Заявителя и приостановлении торгов.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что доводы Заявителя о невозможности определить объем выполняемых работ и необходимых для этого ресурсов не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями) Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
  2. Отменить приостановление торгов в связи с рассмотрением жалобы по существу.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны