Решение б/н Решение и предписание по делу № 08/102-15 от 9 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 08/102-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

 

«29» июня 2015 г.                                                                           г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 года.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

«.....»

    рассмотрев дело №08/102-15, возбужденное по признакам нарушения Публичным акционерным обществом по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз»  (далее – ПАО «Севастопольгаз») антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя ПАО «Севастопольгаз» - начальника юридического отдела Л.И.В. (по доверенности от 12 января 2015 года №86), в присутствии представителя заявителя гр. Карлюка А.В.- Куртаметова А.С. (по доверенности от 29 апреля 2015 года №63),

УСТАНОВИЛА:

16 марта 2015 года в Крымское УФАС России поступило заявление  от гр. К. А.В. (далее – Заявитель) (вх.№125/10 от 20 марта 2015 года), проживающего по адресу: г. Севастополь, ул. Волгоградская, д.30, на действия  ПАО «Севастопольгаз» в виде направления предписания Заявителю о необходимости заключения договора на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного оборудования в ПАО «Севастопольгаз» кабинет 305, 306.

14 апреля 2015 года приказом Крымского УФАС №35 было возбуждено  дело  и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №08/102-15 по признакам нарушения ПАО «Севастопольгаз» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

14 апреля 2015 года вынесено Определение о назначении дела №08/102-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению и привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве Ответчика ПАО «Севастопольгаз»,  Заявителя гр. Карлюка А.В.

08 июня 2015 года Определением об отложении рассмотрения дела №08/102-15 назначена дата, время и место рассмотрения дела: 29 июня 2015 года в 16 часов 00,   о чем надлежащим образом были уведомлены Заявитель и Ответчик.

В ходе рассмотрения заявления Заявителя, на основании пояснений Заявителя и его представителя, представителей Ответчика в ходе рассмотрения дела №08/102-15 и представленными сторонами информацией и документами было установлено следующее.

I. Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с пунктом 12.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года №220  (с изменениями), без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном веб-сайте Федеральной службы по тарифам по адресу: http://www.fstrf.ru, Приказом Федеральной службы по тарифам от 05 июня 2014 года № 917-э  «О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль»:

1.Введено государственное регулирование деятельности в отношении ПАО «Севастопольгаз», г. Севастополь, в сфере транспортировки газа по трубопроводам на территории города Севастополя.

2. Включено ПАО «Севастопольгаз», г. Севастополь, осуществляющее деятельность в сфере транспортировки газа по трубопроводам, в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел II «Транспортировка газа по трубопроводам», под регистрационным № 92.2.1.

Согласно данным с официального веб-сайта Федеральной службы по тарифам, другие организации, хозяйствующие субъекты, в отношении которых Федеральной службой по тарифам осуществляется государственное регулирование деятельности в сфере транспортировки газа по трубопроводам на территории города Севастополя и включены в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел II «Транспортировка газа по трубопроводам», отсутствуют.

В соответстви с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий

Таким образом, ПАО «Севастопольгаз», как хозяйствующий субъект, субъект естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа по трубопроводам на территории города Севастополя, в географических и административных границах города федерального значения Севастополь, за период с 05 июня 2014 года по 29 июня 2015 года с долей 100,00%.

II. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила поставки газа).

В соответствии с пунктом 3 Правил поставки газа, понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"газ, поставляемый для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" - являющийся предметом договора природный газ, поставляемый по газораспределительной сети, либо сжиженный углеводородный газ, поставляемый из резервуарной или групповой баллонной установки;

"поставщик газа" - газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества;

"абонент" - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению;

"поставка газа" - выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке (далее - границы раздела собственности);

"специализированная организация" - газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу.

В соответствии с пунктом 5 Правил поставки газа, поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.

Согласно включения ПАО «Севастопольгаз» в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль в сфере деятельности по транспортировке газа по трубопроводам и отсутствия иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность на территории города Севастополя, ПАО «Севастопольгаз» является поставщиком газа (газоснабжающей организацией), выполняющим обязательства по договору, выражающиеся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границ раздела собственности.

Пунктом 7 Правил поставки газа предусмотрено, что для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить.

Согласно пункта 8 Правил поставки газа, к оферте прилагаются документы, указанные в данном пункте Правил поставки газа, в том числе, копия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с подпунктом г) пункта 13 Правил поставки газа, основанием для отказа от заключения договора является предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.

Согласно пункта 47 в) Правил поставки газа, подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена в случае, если техническое состояние внутридомового или внутриквартирного газового оборудования по заключению специализированной организации, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании указанного оборудования, создает угрозу возникновения аварии.

Пунктом 55 Правил поставки газа предусмотрено, что поставщик газа проводит проверки не реже 1 раза в полугодие, а также в случае поступления от абонента соответствующей заявки.

В соответствии с пунктом 57 Правил поставки газа, в проведении проверки могут принимать участие представители государственной жилищной инспекции и специализированной организации, осуществляющей по договору с абонентом техническое обслуживание внутридомового или внутриквартирного газового оборудования.

Пунктом 80 б) Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, предусмотрено, что исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика в случае отсутствия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с пунктом 133 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, работы по приостановлению и возобновлению подачи газа потребителю, устранению аварий (в том числе локализации аварийных утечек газа) могут проводиться только специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования по договору с исполнителем (юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, предоставляющим потребителю коммунальные услуги), а при проведении работ по приостановлению подачи газа на распределительных газопроводах - газораспределительной организацией.

Указанные обстоятельства обязательности наличия у сущетвующего потребителя или потенциального абонента договора  о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования

подтверждаются пояснениями ПАО «Севастопольгаз», представленными в Крымское УФАС России письмом от 23 апреля 2015 года №16-1251 (вх.№305-с от 23 апреля 2015 года), цитата: «…наличие договора со специализированной организацией о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в силу требований Правил, является обязательным условием для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению, а отсутствие такого договора является основанием для прекращения такой услуги либо ее не предоставления …».

Между ПАО «Севастопольгаз» и Заявителем, как считает ПАО «Севастопольгаз», заключен договор №132929 от 23 ноября 2005 года о предоставлении услуг по газоснабжению в соответствии с законодательством Украины.

Согласно пункта 1.2 данного договора ОАО «Севастопольгаз» в качестве исполнителя предоставляются Заявителю следующие услуги:

- поставка природного или сжиженного газа;

- техническое обслуживание и ремонт внутридомовых систем газоснабжения и дворовых газопроводов.

В соответствии с законодательством Украины техническое обслуживание и ремонт внутридомовых систем газоснабжения и дворовых газопроводов как и поставка газа выполнялось газораспределительной организацией без заключения дополнительного договора.

Согласно законодательству Российской Федерации с потребителем заключается договор на поставку газа и договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с пояснениями, представленными ПАО «Севастопольгаз» в Крымское УФАС России письмом от 16 мая 2015 года №16-1650 (вх.№387-с от 19 мая 2015 года), (цитата): «…работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией на основании отдельного договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного с заказчиком (т.е. физическим лицом – потребителем газа). Указанными Правилами определены также основные условия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и газового оборудования.

Учитывая вышеизложенное, ПАО «Севастопольгаз» было предложено физическим лицам – потребителям газа привести договорные отношения в соответствие с действующими правовыми нормами Российской Федерации, путем заключения отдельного договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и газового оборудования, который предполагает также обслуживание наружных и внутренних газопроводов, входящих в состав внутридомового и внутриквартирного оборудования...».

III. 28 февраля 2015 года в адрес Заявителя ПАО «Севастопольгаз» было направлено и вручено Заявителю под роспись Предписание о необходимости заключить договор на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного оборудования в ПАО «Севастопольгаз» кабинет 305, 306.

По информации ПАО «Севастопольгаз», представленной в Крымское УФАС России письмом от 02 апреля 2015 года №11-991 (вх.№245-с от 07 апреля 2015 года), (цитата): «…информацию о необходимости выполнения требований раздела III Постановления № 410, в части необходимости заключения договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, ПАО «Севастопольгаз» размещало в СМИ, через сайт в Интернете, а также оставляя предупреждения абонентам…»

Так, согласно приложенной к письму ПАО «Севастопольгаз» от 02 апреля 2015 года №11-991,  распечатке с официального веб-сайта по адресу: http://sevgas.ru, сообщается (цитата): «…На время переходного периода, определённого ст. 6 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (до 31.12.2014г.), работы (услуги) по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (ВДГО) осуществлялись за счет расходов, включенных в тариф на транспортировку природного газа.

С 01.01.2015г. согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации «собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами»..

... в соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» Правительство РФ приняло Постановление № 549 от 21.07.2008г., утвердившее «Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд населения » (далее-Правила). В соответствии с этим законом услуга по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и газовых сетей стала платной, а потребитель обязан обеспечить надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключить договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования (ВДГО) и аварийно-диспетчерском обеспечении (АДО) со специализированной организацией…

…Для заключения договора на техническое обслуживание потребителю необходимо обращаться в ПАО «Севастопольгаз».ул.Гидрографическая,д.1…».

Ни в подпункте к) пункта 8 Правил поставки газа, ни в Правилах пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, не установлено, что заявитель для заключения договора поставки газа должен предоставить копию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного с газораспределительной организацией, поставщиком газа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 410 (в редакции от 15 апреля 2014 года) «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила пользования газом).

Пункты пункты 2, 6, 7, 10, 24 - 30, 32, 34 - 36, 80 Правил пользования газом, признаны недействующим со дня вступления в силу Решения Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2013 года N АКПИ13-826 в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе и нести связанные с этой деятельностью обязанности; коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом; отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)

Позиция Федеральной антимонопольной службы, изложенная в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2013 года N АКПИ13-826, выражается в том, что, по ее мнению, положения Правил пользования газом, в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, предусматривающие осуществление технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования только газораспределительной организацией, ограничили количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой сфере, привели к устранению с данного рынка услуг определенных хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, что способствует снижению качества предоставляемых услуг в связи с отсутствием конкуренции на указанном товарном рынке.

Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» в части второй статьи 7, раскрывая содержание понятия "газораспределительная система", устанавливает, что организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Однако не наделяет такую организацию исключительным правом на выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и не содержит норм, ограничивающих либо допускающих возможность ограничения при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению прав иных хозяйствующих субъектов на осуществление самостоятельного вида деятельности, связанного с выполнением указанных работ (оказанием услуг).

Решением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20 июня 2011 года N ВАС-5234/11 признано, что пункт 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549 в части, предусматривающей, что специализированной организацией, допущенной к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования может быть газораспределительная организация, не противоречит пункту 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и других федеральных законов, решения Верховного Суда Российской Федерации,  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению не запрещают ни  газораспределительным организациям, ни иным организациям, не являющимся газораспределительными, заниматься техническим обслуживанием и ремонтом внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия ПАО «Севастопольгаз», как хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке услуг в сфере транспортировки газа по трубопроводам на территории города Севастополя, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в виде направления физическому лицу - потребителю предписания о необходимости заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в ПАО «Севастопольгаз», являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела №08/102-15 ПАО «Севастопольгаз» не представлены сведения и письменные доказательства устранения нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» - хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке услуг в сфере транспортировки газа по трубопроводам на территории города Севастополя, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в виде направления физическому лицу - потребителю предписания о необходимости заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в Публичном акционерном обществе по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз», нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Публичному акционерному обществу по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

                                                 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08/102-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

09 июля 2015 года                                                                                   г. Севастополь

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

«.....»

руководствуясь статьями 23, 36, частью 1 стати 39, частью 4 статьи 41, частью 1 статьи 50, частью 1 статьи 51 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ  «О защите конкуренции», на основании своего решения от 29 июня 2015 года по делу № 08/102-15,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Публичному акционерному обществу по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» в течение одного месяца со дня получения настоящего предписания устранить нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ  «О защите конкуренции», довести абонентам, потребителям услуг по поставке газа через средства массовой информации, через официальный веб-сайт в Интернете, а также иными способами, сведения о возможности заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования как с газораспределительной организацией Публичным акционерным обществом по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз», так и любыми иными не являющимися газораспределительными организациями.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Крымское  УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением соответствующих доказательств.

Связанные организации

Связанные организации не указаны