Решение б/н Решение (Севастопольгаз) от 14 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 08/247-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

 

«07» августа 2015 года                                                                  г. Севастополь

 

Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 13 августа 2015 года.

 

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

      «.....»

рассмотрев дело № 08/247-15, возбужденное по признакам нарушения Публичным акционерным обществом по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз»  (далее – ПАО «Севастопольгаз», Ответчик) антимонопольного законодательства Российской Федерации, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в виде действий занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц,

в присутствии представителя ПАО «Севастопольгаз»: начальника юридического департамента Липтуги И.В. (по доверенности от 27 июля 2015 года №104),

в отсутствии представителя ТСН «Камышовое шоссе-2», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела №08/247-15,

УСТАНОВИЛА:

08 апреля 2015 года в Крымское УФАС России поступило обращения председателя Товарищества собственников недвижимости «Камышовое шоссе-2» (далее – ТСН «Камышовое шоссе-2»)Тулупова Ю.Ю. (вх.№105/09 от 08 апреля 2015 года), на действия ПАО «Севастопольгаз» в виде приостановления сроков действия ранее выданных технических условий на присоединение садоводческих товариществ ОК ЖСТИЗ «Камышовое шоссе-2», ОК ЖСТИЗ «Приоритет», СТ «Медик-1», СТ «Дорожник-2» к газотранспортной системе.

05 июня 2015 года приказом Крымского УФАС №90 было возбуждено  дело  и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №08/247-15 по признакам нарушения ПАО «Севастопольгаз» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

08 июня 2015 года вынесено Определение о назначении дела №08/247-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению и привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве Ответчика ПАО «Севастопольгаз»,  Заявителя ТСН «Камышовое шоссе-2».

28 июля 2015 года Определением об отложении рассмотрения дела №08/247-15 назначена дата, время и место рассмотрения дела: 07 августа 2015 года в 14 часов 00

минут по адресу: г. Севастополь, ул. Ленина, 48, о чем надлежащим образом были уведомлены Заявитель и Ответчик.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с пунктом 12.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года №220  (с изменениями), без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном веб-сайте Федеральной службы по тарифам по адресу: http://www.fstrf.ru, Приказом Федеральной службы по тарифам от 05 июня 2014 года № 917-э  «О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль»:

1.Введено государственное регулирование деятельности в отношении ПАО «Севастопольгаз», г. Севастополь, в сфере транспортировки газа по трубопроводам на территории города Севастополя.

2. Включено ПАО «Севастопольгаз», г. Севастополь, осуществляющее деятельность в сфере транспортировки газа по трубопроводам, в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел II «Транспортировка газа по трубопроводам», под регистрационным № 92.2.1.

Согласно данным с официального веб-сайта Федеральной службы по тарифам, другие организации, хозяйствующие субъекты, в отношении которых Федеральной службой по тарифам осуществляется государственное регулирование деятельности в сфере транспортировки газа по трубопроводам на территории города Севастополя и включены в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел II «Транспортировка газа по трубопроводам», отсутствуют.

Таким образом, Публичное акционерное общество по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» является субъектом естественных монополий на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил, используются следующие понятия:

 «заявитель» - юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения;

«исполнитель» - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

Согласно пункта 6 Правил, Заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий.

Действия ПАО «Севастопольгаз» в виде приема от любого заявителя запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое подключение) жилого дома к сетям газораспределения и выдачи в дальнейшем такому заявителю технических условий на подключение к сети газораспределения подтверждают, что ПАО «Севастопольгаз» является исполнителем в соответствии с данными Правилами.

В связи с тем, что согласно информации Федеральной службы по тарифам кроме ПАО «Севастопольгаз», осуществляющим деятельность в сфере транспортировки газа по трубопроводам и включенным в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе «Транспортировка газа по трубопроводам», отсутствуют другие организации, хозяйствующие субъекты на территории города Севастополя, и подключение (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения возможно только газораспределительной организацией, владеющей на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, ПАО «Севастопольгаз» занимает доминирующее положение на рынке по осуществлению подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения ПАО «Севастопольгаз», находящихся на праве собственности или ином законном основании, с использованием которых ПАО «Севастопольгаз» оказывает физическим лицам услуги по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения  в географических и административных границах города федерального значения Севастополь, за период с 05 июня 2014 года по 07 августа 2015 года с долей 100,00%.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

В ходе рассмотрения заявления Заявителя, на основании пояснений представителей Заявителя и Ответчика в ходе рассмотрения дела №08/247-15 и представленными сторонами информацией и документами было установлено следующее.

I. 30 июля 2013 года Заявителю ПАО «Севастопольгаз» в соответствии с действовавшем на тот момент законодательством Украины были выданы Технические условия №10-963 на присоединение к газотранспортной системе 67 участков с расходом газа 174куб.м./ч. (далее - ТУ) без срока действия до завершения строительства объекта (сетей и т.д.).

В соответствии с информацией  ПАО «Севастопольгаз», техническая возможность подключения объекта Заявителя к сетям газораспределения имеется от газопровода среднего давления Ду100, проложенного надземно к застройке СТ «Строитель», что и было указано в ТУ.

В соответствии с Порядком доступа к Единой газотранспортной системе Украины, утвержденным Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, от 19 апреля 2012 года №420, заказчик мог самостоятельно определять проектную организацию, что и было им сделано.

Кроме того, согласно информации ПАО «Севастопольгаз» (письмо №16-1724 от 21 мая 2015 года) нормы указанного постановления предусматривали выполнение комплекса мероприятий по присоединению к единой газотранспортной системе Украины от точки обеспечения мощности до узла учета газа, а также содержали обязательные для выполнения требования к оформлению технических условий.

Согласно представленной Заявителем копии Ситуационного плана согласования с горгосорганизациями «Газоснабжение наружное I очередь строительства II I очередь строительства»,  по присоединению домов, расположенных в границе застройки ОК ЖСТИЗ «Камышовое шоссе-2», ОК ЖСТИЗ «Приоритет» и отдельных участков СТ «Медик-1», СТ «Дорожник-2» к газотранспортной системе, выполненном ЧП «Дюкер», имеются согласования организаций, в том числе представителя ПАО «Севастопольгаз» Москвина К.А. 08 августа 2014 года.

В соответствии с копией ордера на земляные работы, подписанного начальником Управления городского хозяйства Соколовым В.В. ООО «СтройЭлсанМонтаж» разрешено производство работ с 17 февраля 2015 года по 02 марта 2015 года установка опор под газопровод ОК ЖСТИЗ «Камышовое шоссе-2».

Согласование смежных пользователей и согласующих органов (Севастопольское городское главное управление земельных ресурсов, Управление градостроительства и архитектуры) отражено в представленной Заявителем копии Акта согласования установленных границ земельного участка, расположенного в г. Севастополе, Камышовое шоссе, землепользователь ЖСК ИЗ «Камышовое шоссе-2» на основании решения Севастопольского городского Совета от 10 июня 2009 года №7239.

По информации ПАО «Севастопольгаз» наличие информации о собственниках/пользователях смежных участков не является обязательным условием для выдачи технических условий. Соответственно, на момент выдачи ТУ ПАО «Севастопольгаз» не располагало такой информацией.

II. 16 февраля 2015 года ПАО «Севастопольгаз» от ООО «Монолит» было получено письмо №4/15а (вх.№813 от 16 февраля 2015 года) об обнаружении проведения ОК ЖСТИЗ «Камышовое шоссе-2» строительных работ по сооружению газопровода вдоль территории ООО «Монолит», приложением свидетельства о праве собственности ЧП «Монолит» на здание по адресу: г.Севастополь, Камышовое шоссе, 20А, и просьбой остановить работы и откорректировать проект с учетом строительства трассы по землеотводу ЖСТИЗ «Камышовое шоссе-2».

ПАО «Севастопольгаз» вместо внесения изменений в ТУ, которые не осуществлялись согласно информации, указанной в письме от 28 апреля 2015 года №10-1314, ПАО «Севастопольгаз» направляет Заявителю письмо от 19 февраля 2015 года №10-555 о приостановлении ПАО «Севастопольгаз» действия технических условий №10-963 от 30 июля 2013 года на присоединение к газотранспортным сетям ОК ЖСТИЗ «Камышовое шоссе-2», ОК ЖСТИЗ «Приоритет», СТ «Медик-1», СТ «Дорожник-2» до урегулирования разногласий, возникших с собственниками/пользователями смежных земельных участков.

В то же время, Заявителем в ходе рассмотрения дела №08/247-15 была представлена копия предписания Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 24 октября 2014 года, выданного ЧП «Монолит», об устранении нарушения в виде использования земельного участка по адресу:                     г. Севастополь, Камышовое шоссе, 20-А, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Согласно пояснений, представленных ПАО «Севастопольгаз» в Крымское УФАС России письмом от 28 апреля 2015 года №10-1314, основанием для приостановления технических условий №10-963 от 30 июля 2013 года явился факт выявленных нарушений действующего законодательства: в соответствии с требованиями Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013года N 1314 (пункт 88) комплекс мероприятий по подключению до границ земельного участка должен осуществляться газораспределительной организацией.

Было зафиксировано начало строительства наружных (до границы земельного участка заявителя) сетей газораспределения силами сторонней организации.

Однако, согласно письма ПАО «Севастопольгаз» от 10 июля 2015 года №16-2679, документального подтверждения фиксации начала строительства Ответчик не имеет, информации об организации, осуществлявшей строительство Ответчик не располагает.

В соответствии с пояснениями, ПАО «Севастопольгаз» готово выполнить предусмотренные законодательством обязательства по подключению объекта к сетям газораспределения после предоставления полностью согласованной проектной документации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и заключения договора.

В то же время, ПАО «Севастопольгаз» письмом от 21 мая 2015 года №16-1724 сообщило в Крымское УФАС России, что в соответствии с пунктом 33 Правил, обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения в соответствии с этими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение 3 лет со дня получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявкой на заключение договора о подключении.

Учитывая дату выдачи технических условий №10-963 от 30 июля 2013 года на присоединение домов, расположенных в границе застройки ОК ЖСТИЗ «Камышовое шоссе-2», ОК ЖСТИЗ «Приоритет», СТ «Медик-1», СТ «Дорожник-2», указанные технические условия, по мнению ПАО «Севастопольгаз», являются утратившими силу.

Однако, в соответствии с информацией, представленной ПАО «Севастопольгаз» в Крымское УФАС России письмом от 28 апреля 2015 года №10-1314, технические условия, выданные в период действия Порядка доступа к Единой газотранспортной системе Украины, утвержденного Постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, от 19 апреля 2012 года №420, являются действующими до завершения строительства объекта.

В соответствии с материалами дела №08/247-14, в целях реализации своих прав на подключение объектов к сети газораспределения Заявитель 16 декабря 2014 года обратился ПАО «Севастопольгаз» с заявкой о подключении (технологическом присоединении) для юридических лиц (вх.№6020 от 16 декабря 2014 года), в результате рассмотрения которой по информации ПАО «Севастопольгаз» выявлено не соблюдение Заявителем требований пунктов 65-69 Правил, а именно отсутствуют:

1) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с организациями, эксплуатирующими указанные коммуникации и сооружения

2) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя.

Из письменных пояснений, представленных ПАО «Севастопольгаз» в Крымское УФАС России письмом от 10 июля 2015 года №16-2679 следует, что Заявитель подал заявку на подключение, оформленную, по мнению ПАО «Севастопольгаз», ненадлежащим образом, а  именно:

  • отсутствует полное наименование Заявителя, полный пакет документов, необходимых к заявке о подключении согласно пункта 69 Правил;
  • лист согласования проекта не оформлен надлежащим образом, т.к. в нем отсутствуют все необходимые согласования.

В соответствии с пунктом 73 Правил, в случае если заявитель представил сведения и документы, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, не в полном объеме, исполнитель в течение 5 дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) возвращает ему заявку о подключении (технологическом присоединении) с приложенными к ней документами без рассмотрения.

Письменных доказательств выполнения ПАО «Севастопольгаз» требования пункта 73 Правил не было представлено в Крымское УФАС России.

В то же время, согласно информации ПАО «Севастопольгаз» в письме от 10 июля 2015 года №16-2679, кроме письма от 19 февраля 2015 года №10-555, направленного в адрес Заявителя, других документов в адрес Заявителя ПАО «Севастопольгаз» не направлялось.

В письме от 21 мая 2015 года №16-1724 ПАО «Севастопольгаз» сообщает, что Заявитель в устной форме обратился к работникам ПАО «Севастопольгаз» с просьбой не возвращать заявку, мотивируя тем, что не достающие документы он предоставит дополнительно в кратчайший срок.

Следует отметить, что Правилами не предусмотрена устная форма приема, рассмотрения и возврата заявок о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

III. В соответствии с пунктом 59 Правил, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Согласно пункта 60 Правил, по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

Пунктом 63 Правил предусмотрено, что для заключения договора о подключении заявитель направляет заявку о подключении (технологическом присоединении) в газораспределительную организацию, которая ранее выдала технические условия (исполнителю).

В соответствии с пунктом 74 Правил, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении.

Согласно пункта 81 Правил, договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении.

Таким образом, ПАО «Севастопольгаз» нарушены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N1314,  в виде приостановления действия ранее выданных им же технических условий, нарушения сроков рассмотрения заявки юридического лица о подключении (технологическом присоединении).

В ходе рассмотрения дела №08/247-15 ПАО «Севастопольгаз» письмом от 05 августа 2015 года №16-3132 были представлены в Крымское УФАС России копии следующих документов:

- письма ПАО «Севастопольгаз» от 15 июля 2015 года №10-2755, которым возобновлено действие технических условий №10-963 от 30 июля 2013 года на присоединение к газотранспортным сетям домов, расположенных ОК ЖСТИЗ «Камышовое шоссе-2», ОК ЖСТИЗ «Приоритет», СТ «Медик-1», СТ «Дорожник-2», и утратившим силу письме от 19 февраля 2015 года №10-555:

- договора о подключении №2215-00601 (технологическом присоединении) к сетям газораспределения от 16 июля 2015 года, подписанного Заявителем и Ответчиком.

Учитывая вышеизложенное, в связи с добровольным прекращением ПАО «Севастопольгаз» нарушения, Комиссия не находит основания для выдачи ПАО «Севастопольгаз» предписания о прекращении  нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 частью 1, частью 2 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз», результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в виде нарушения Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения при подключении (технологическом присоединении) объектов садоводческих товариществ ОК ЖСТИЗ «Камышовое шоссе-2», ОК ЖСТИЗ «Приоритет», СТ «Медик-1», СТ «Дорожник-2» к газотранспортной системе, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрение дела №08/247-15 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Публичным акционерным обществом по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны