Решение б/н Решение по делу № 08/32-15 о нарушении антимонопольного зако... от 22 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/32-15 о нарушении

     антимонопольного законодательства

 

«15» мая 2015 г.                                                                                    г. Севастополь

 

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 22 мая 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Управление) по рассмотрению дела №08/32-15 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

«.....»

в отсутствии представителя Севастопольского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» (далее – СФ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Заявитель), уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 08/32-15,

в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Бюро технической  инвентаризации» (далее – ООО «БТИ», Ответчик) «.....»

рассмотрев дело №08/32-15 возбужденное по признакам нарушения  ООО «БТИ»  части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление от СФ ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» поступило заявление от 27 ноября 2014 года №Ф91/606 (вх.№ 847 от 01 декабря 2014 года) на действия организации, офис которой расположен по адресу: г. Севастополь,  пр. Ген. Острякова, д.36-А, в виде размещения вывески над входом с надписью «БТИ Российской Федерации»

В ходе рассмотрения заявления согласно сведениям с сайта ФНС России в ЕГРЮЛ установлено, что по адресу: 299029,  г. Севастополь, пр. Ген. Острякова, 36А, оф.6, 06 октября 2014 года, зарегистрировано Общество с ограниченной ответственностью ««Бюро технической  инвентаризации» (генеральный директор Кушпита Н.С.), сокращенное  наименование организации – ООО «БТИ».

02 декабря 2014 года специалистом 1 разряда Управления Палеевым Д.Л. составлен Акт фотосъемки вывески на фасаде дома №36А по пр. Ген. Острякова в г. Севастополе с фиксацией размещения информации следующего содержания:  «БТИ»,  «БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Согласно информации, представленной в Управление Ответчиком в отзыве по делу №08/32-15 от 20 апреля 2015 года б/н (вх.№293-с от 20 апреля 2015 года), во исполнение требований частью 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» у входа в помещение, где ООО «БТИ» осуществляет свою деятельность, расположена вывеска с наименованием общества с указанием организационно-правовой формы собственности, «Общество с ограниченной ответственностью Бюро технической  инвентаризации» и режимом работы без использования наименования «Российская Федерация».

В то же время, по информации Ответчика, на фасаде здания, по состоянию на ноябрь-декабрь 2014 года ООО «БТИ» действительно был установлен информационный щит с надписью «Бюро технической  инвентаризации Российской Федерации», а также перечень видов предлагаемых услуг.

Вывеска (информационный щит) на фасаде здания, где ООО «БТИ» юридически и фактически размещается, не содержало в декабре 2014 года фирменного наименования (наименования) организации – ООО «БТИ», что подтверждается Ответчиком, а содержало частичную информацию о наименовании без указания формы собственности (частная, ООО), также содержало наименование «Российская Федерация».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1474 Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее – ГК РФ), юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в т.ч. путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Согласно требованиям части 1 статьи 54 ГК РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2010 года N 52 утверждены Правила включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил, разрешение на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, выдается Министерством юстиции Российской Федерации в случае, если юридическое лицо имеет филиалы и (или) представительства на территории более чем половины субъектов Российской Федерации, либо юридическое лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к крупнейшему налогоплательщику, либо юридическое лицо включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, а также в случае, если более 25 процентов голосующих акций акционерного общества или более 25 процентов уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности Российской Федерации.

Однако, в сведениях о государственной регистрации юридических лиц, которые размещаются на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет в соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05 декабря 2013 года №115н, информация о юридическом лице с таким наименованием не содержится.

Кроме того, на сайте Федеральной налоговой службы отсутствует информация об ООО «БТИ» как крупнейшем налогоплательщике, на сайте Федеральной антимонопольной службы отсутствует информация о включении ООО «БТИ» в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара

Данные факты, Акт фотосъемки вывески на фасаде дома №36А по пр. Ген. Острякова в г. Севастополе, письменные пояснения Ответчика в Отзыве от 20 апреля 2015 года б/н дают основания предполагать, что ООО «БТИ» разместило информацию на вывеске (информационном щите) с надписью «Бюро технической инвентаризации Российской Федерации», без предусмотренного законодательством Российской Федерации разрешения на использование официального наименования «Российская Федерация».

По мнению Заявителя, учитывая высокую степень доверия граждан к предприятиям с государственной формою собственности, незаконное использование в названии предприятия, предоставляющего услуги по изготовлению технической документации на объекты недвижимости, официального наименования Российская Федерация или Россия, может рассматриваться как введение в заблуждение потребителей данных услуг в части информации об исполнителе с целью привлечения большего числа заказчиков. Данные действия являются способом недобросовестной конкуренции, направленным на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, что является нарушением положений статьи 14 Закона о защите конкуренции.

Пояснения представителей Заявителя, Ответчика в ходе рассмотрения дела №08/32-15 и представленные сторонами документы выявили и подтверждают следующие обстоятельства.

14 апреля 2014 года приказом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» №174 создан Севастопольский филиал.

15 июля 2014 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» о его обособленном подразделении - филиале по адресу: 299011, г. Севастополь, ул. Демидова, д.13. 16 июля 2014 года СФ ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» поставлен на налоговый учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя.

06 октября 2014 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица  Общества с ограниченной ответственностью «Бюро технической  инвентаризации» с адресом (местонахождением): 299029, г. Севастополь, пр. Ген. Острякова, д.36А, помещение 6, которое находится у ООО «БТИ» на основании договора аренды нежилого помещения от 01 февраля 2015 года б/н с ИП П.Л.В.

В соответствии с данными, размещенными на веб-сайте Федеральной налоговой службы по адресу: http://nalog.ru/, из Единого государственного реестра юридических лиц, уставом ООО «БТИ», основным видом деятельности Ответчика является деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества.

Основным видом деятельности Заявителя в соответствии с данными, размещенными на веб-сайте Федеральной налоговой службы по адресу: http://nalog.ru/, из Единого государственного реестра юридических лиц, положением о СФ ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» является деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества.

Оценив соответствующий временной интервал, продуктовые и географические границы обращения товаров (работ, услуг), можно сделать вывод о том, что указанные юридические лица (Заявитель и Ответчик) являются конкурентами на товарном рынке по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (групп лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закон о защите конкуренции).

Согласно положениям статьи 4 Закона о защите конкуренции для целей соответствующего правового регулирования значимы, в частности, следующие правовые дефиниции:

конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В силу требований статьи 14 Закона о защите конкуренции, установлен запрет на недобросовестную конкуренцию. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Согласно ст.10 bis Конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 года), актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

По смыслу приведенных нормативных положений актом недобросовестной конкуренции могут быть признаны различные действия противоправного характера. При этом правовое значение имеет не просто сходство тех или иных материальных объектов, используемых в хозяйственной деятельности, а сходство до степени смешения в отношении предприятия (производителя, распространителя товаров), самих товаров и торговой деятельности конкурента. В связи с этим опасным для целей правового регулирования является введение потребителя в заблуждение, возникновение у него неоправданных ассоциаций с конкретным субъектом хозяйственной деятельности и его продукцией на определенном товарном рынке, в условиях конкурентной среды (при сопоставимости товаров по продуктовым и географическим границам определенного товарного рынка, в значимый период времени).

Действия ООО «БТИ», имеющего частную форму собственности, в виде использования в наименовании на информационной вывеске производных словосочетания «БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ» и официального наименования «Российская Федерация», без указания полного наименования – Общество с ограниченной ответственностью «Бюро технической инвентаризации», способны ввести потребителей в заблуждение относительно изготовителя (исполнителя, продавец) услуг по осуществлению государственной технической инвентаризации и сопутствующих услуг, оказания услуг по государственным тарифам (ценам) с намерением приобрести преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности за счет снижения затрат на продвижение товара, известного неопределенному кругу потребителей.

Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года N 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Согласно пункта 3 Положения, основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).

БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют:

техническую инвентаризацию жилищного фонда;

оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;

информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда (пункт 4 Положения).

Таким образом, СФ ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации относится к государственной организации технической инвентаризации – унитарному предприятию.

ООО «БТИ» по своей организационно-правовой форме собственности, регистрационным документами не является специализированной государственной и муниципальной организацией технической инвентаризации.

Следовательно, при размещении на фасаде здания, в котором ООО «БТИ» осуществляет свою деятельность, в том числе  деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, ложных (отсутствие указания на вывеске в наименовании организационно-правовой формы собственности  - общество с ограниченной ответственностью), искаженных сведений (на вывеске к наименованию юридического лица «БТИ» добавлено словосочетание «Российская Федерация») ООО «БТИ» могло добиться преимуществ перед СФ ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» при осуществлении предпринимательской деятельности за счет снижения затрат на продвижение товара, известного неопределенному кругу потребителей, что:

1.противоречит требованиям статьи 10 bis Конвенции по охране промышленной собственности;

2.направлено на получение ООО «БТИ» преимуществ в предпринимательской деятельности, за счет использования ложных, искаженных сведений как средств индивидуализации юридического лица;

3.может причинить Заявителю ущерб в виде упущенной выгоды.

Совокупность вышеуказанных признаков позволяет квалифицировать действия ООО «БТИ» по использованию производных словосочетания «БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ» и официального наименования «Российская Федерация» как форму недобросовестной конкуренции.

В ходе рассмотрения дела № 08/32-15 ООО «БТИ» письмами от 07 апреля 2015 года б/н, от  20 апреля 2015 года б/н представлена в Управление информация и фотоматериалы, свидетельствующие об отсутствии на дату их представления в информационной вывеске (информационном щите) на здании по адресу: г. Севастополь, пр. Ген. Острякова, д.36-А, словосочетания  «БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ» и официального наименования «Российская Федерация».

Учитывая изложенное, в связи с добровольным прекращением ООО «БТИ» нарушения, Комиссия не находит основания для выдачи ООО «БТИ» предписания о прекращении  нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ  «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Бюро технической  инвентаризации» нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона

от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в    

распространении на информационной вывеске на здании, где оно юридически и фактически размещается, ложных, искаженных сведений относительно наименования своей организации, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

2. Прекратить рассмотрение дела №08/32-15 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Обществом с ограниченной ответственностью «Бюро технической инвентаризации» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Связанные организации

Связанные организации не указаны