Решение б/н Решение о нарушении антимонопольного законодательства от 19 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 08/443-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

«28» декабря 2015 г.                                                                      г. Севастополь

 

Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 18 января 2016 года.

 Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

     «.....»

рассмотрев дело № 08/443-15, возбужденное по признакам нарушения Публичным акционерным обществом «Энергетическая компания «Севастопольэнерго» (далее – ПАО «ЭК «Севастопольэнерго») в лице Филиала в г. Севастополе антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя Филиала ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в г. Севастополе по доверенности от 14 мая 2015 года №4012/0/2-15 «.....»

в присутствии Кузнецовой Е.В. и ее законного представителя«.....»

в отсутствии Ильиной А.Р., Дорниченко А.В., Рыбалко Л.И.  или их законных представителей, уведомленных надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела №08/443-15,

УСТАНОВИЛА:

02 июня 2015 года и 10 июля 2015 года соответственно в Крымское УФАС России поступили заявления от гр. Кузнецовой Е.В., гр. Ильиной А.Р. (далее – Заявители, Заявитель 1, Заявитель 2) на действия Филиала ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в г. Севастополе (далее – Филиал) в части отказа от выдачи технических условий на подключение к сетям Филиала.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.

Кроме того, Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

04 августа 2015 года приказом Крымского УФАС №140 было возбуждено  дело о нарушении антимонопольного законодательства №08/443-15 по признакам нарушения ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в лице Филиала  в г. Севастополе части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и создана комиссия по рассмотрению дела №08/443-15.

04 августа 2015 года письмом №8/1465-с ответчику и заявителю направлены копии приказа о возбуждении дела от 04 августа 2015 года №140, определения от 04 августа 2015 года о назначении дела №08/443-15 к рассмотрению.

22 сентября 2015 года Определением об отложении рассмотрения дела №08/443-15 привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве заявителей: Дорниченко А.В., Рыбалко Л.И. (далее – Заявители, Заявитель 3, Заявитель 4).

19 октября 2015 года Определением об отложении рассмотрения дела №08/443-15 привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве заявителей: Курманенко С.Л. (далее – Заявитель 5).

23 ноября  2015 года Определением об отложении рассмотрения дела №08/443-15  рассмотрение дела №08/443-15 назначено к рассмотрению на 23 декабря 2015 года 12 час. 00 мин.   

23 декабря 2015 года, в соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о защите конкуренции, Комиссией Крымского УФАС России объявлен перерыв в рассмотрении дела №08/443-15 на 28 декабря 2015 года 11 час. 00 мин, о чем уведомлены присутствующие на заседании Комиссии представители Ответчика, Заявители, представители Заявителей.     

При рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства используется Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года №220 (далее – Порядок N 220), для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Согласно пункта 1.2. Порядка N 220, статьи 4 Закона о защите конкуренции,                   

товарным рынком является рынок услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 1.3. Порядка N 220, временной интервал исследованного товарного рынка является период с 01 января 2015 года по 01 декабря 2015 года.

Определение продуктовых границ товарного рынка.

Товаром на рассматриваемом товарном рынке является услуга по подключению (технологическому присоединению) объектов физических лиц к электрическим сетям.

Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Порядком N 220 представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке и включает в себя: предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с п. 3.7 Порядка N 220, определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Взаимозаменяемыми товарами признаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении, в том числе при потреблении в производственных целях (пункт 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции, пункт 3.7 Порядка N 220).

Товар в виде услуги по подключению (технологическому присоединению) объектов физических лиц к электрическим сетям не подлежит замене и не имеет взаименяемости, взаименяемых товаров по своей сути и содержанию, определенному нормативными правовыми актами в сфере электроэнергетики.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает, в том числе, правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее – Правил), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Географические границы товарного рынка - рынка услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов физических лиц к электрическим сетям  - границы территории города Севастополя, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами).

В соответствии с пунктом 83 Правил, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.

Согласно пункта 8(1) указанных Правил, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.

В соответствии с информацией, представленной Управлением по тарифам города Севастополя, в период с 01 января 2015 года по настоящее время Управлением осуществлялось государственное регулирование тарифов для трех сетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории города Севастополя: Филиала ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в г.Севастополе, ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» МО РФ, ГУП РК «Крымэнерго».

Таким образом, границами товарного рынка - рынка услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов физических лиц к электрическим сетям является территория субъекта Российской Федерации города федерального значения Севастополя (региональный рынок).

У Крымского УФАС России отсутствуют сведения (информация, документы) о наличии деятельности ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» на территории иных субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка N 220, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с информацией Управления по тарифам города Севастополя,  вышеуказанные три хозяйствующих субъекта соответствовали на 01 января 2015 года действовавшим нормативно-правовым актам (постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861) и соответствуют в настоящее время (постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 184)  условиям и критериям, определенным для сетевых организаций вышеуказанными нормативными правовыми актами.

Согласно информации, представленной ГУП РК «Крымэнерго» (ИНН 9102002878, 295034, г. Симферополь, ул. Киевская 74/6), на территории г. Севастополя нет электрических сетей, находящихся в ведении ГУП РК «Крымэнерго».

Ближайшие точки подключения (присоединения) к сетям ГУП РК «Крымэнерго» находятся в п. Форос (Ялтинский РЭС) и в с. Холмовка (Бахчисарайский РЭС).  В настоящее время у ГУП РК «Крымэнерго» нет технической и юридической возможности выполнить подключение ТСН «Сосновый бор», находящегося в г. Севастополе, от электрических сетей ГУП РК «Крымэнерго».

В соответствии с информацией, представленной ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» МО РФ (ИНН 9204549910, 299007, г. Севастополь, ул. 4-я Бастионная, 32), в районе месторасположения ТСН «Сосновый бор» объекты электросетевого хозяйства ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» МО РФ отсутствуют. Ближайшая точка подключения (присоединения) расположена на расстоянии порядка 2 км от объекта заявителя.

Технологическая возможность подключения (присоединения) к электрическим сетям ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» МО РФ энергопринимающих устройств Заявителей и других физических лиц – владельцев земельных участков, расположенных на территории ТСН «Сосновый бор» - отсутствует.

Покупателями на данном рынке являются физические лица и  юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые имеют намерения осуществить технологическое подключение (присоединение) к электрическим сетям наиближайшей от их объекта (объектов), энергопринимающих устройств сетевой организации.

Таким образом, для осуществления технологического подключения (присоединения) к электрическим сетям Заявители и другие физические лица, объекты (энергопринимающие устройства) которых расположены на территории города Севастополя, могут обратится только к двух хозяйствующим субъектам – в Филиал ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в г.Севастополе или ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» МО РФ.

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка N 220, расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из указанных показателей.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Согласно информации, представленной ГУП РК «Крымэнерго», за период с 01 января 2015 года по 01 декабря 2015 года не получало денежных средств от физических лиц за присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на территории города Севастополя.

В соответствии с информацией, представленной ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» МО РФ, за период с 01 января 2015 года по 01 декабря 2015 года совокупный размер денежных средств, полученных в качестве оплаты физическими лицами стоимости подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств, размещенных (расположенных) на территории города Севастополя, составил 222 737, 16 руб.

По информации Филиала ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в г.Севастополе, за период с 01 января 2015 года по 01 декабря 2015 в качестве оплаты физическими лицами стоимости подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств, размещенных на территории города Севастополя, была получена сумма 2 543 792, 51 руб.

Таким образом, объем рассматриваемого товарного рынка за указанный временной интервал составил 2 766 529,67 руб.

Доля Филиала ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в г. Севастополе составила 91,95 %.

Кроме того, подключение (технологическое присоединение) объектов (ЭПУ), расположенных (размещенных) на территории города Севастополя, к электрическим сетям ПАО «ЭК «Севастопольэнерго», может выполнить только ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в лице Филиала в г. Севастополе.

Коэффициент рыночной концентрации (CRn) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуга по подключению (технологическому присоединению) объектов физических лиц на территории города Севастополя к электрическим сетям – CR1=91,95%.

Доступ на рассматриваемый товарный рынок на территории города Севастополя затруднен по следующим причинам:

1. экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- - отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями.

2. временные ограничения создания инфраструктуры, электросетевого хозяйства, строительства собственных объектов, электрических сетей

3. административные ограничения, связанные с регистрацией, получением документов по осуществлению деятельности.

Рынок услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов физических лиц к электрическим сетям в административно-территориальных границах города Севастополя характеризуется значительными барьерами, которые являются факторами и обстоятельствами экономического и геополитического характера, создающими препятствия для входа новых хозяйствующих субъектов.

Рассматриваемый товарный рынок на территории города Севастополя относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, пунктом 12.2. Порядка N 220, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, такой хозяйствующий субъект не обладает возможностью оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетике, сетевая организация принимает заявки от физических лиц и осуществляет  подключение (технологическое присоединение) объектов, энергопринимающих устройств объектов таких физических лиц к своим электрическим сетям.

С учетом того, что для входа на данный товарный рынок для потенциального участника необходимо вложение определенных значительных финансовых средств для создания инфраструктуры, электросетевого хозяйства, строительства собственных объектов, электрических сетей, на что необходимо дополнительное время, ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в лице Филиала в г. Севастополе в рассматриваемом периоде времени обладает возможностью оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в лице Филиала в г. Севастополе, как хозяйствующий субъект, занимает доминирующее положение на рынке услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов физических лиц, расположенных в географических и административных границах города федерального значения Севастополя, за период с 01 января 2015 года по 01 января 2015 года с долей 91,95 %.

Решением собрания акционеров ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» (протокол №21 от 25 декабря 2014 года) приняты изменения в устав в виде изменения местонахождения ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» с адреса: г. Севастополь, ул. Хрусталева, 44 на адрес: Украина, 73002, Херсонская область, г. Херсон, ул. Перекопская, д. 178.

В соответствии со свидетельством Федеральной налоговой службы иностранная организация ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в связи с осуществлением деятельности в Российской Федерации поставлена на учет в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в налоговом органе Инспекции Федеральной налоговой службы по Гагаринскому району г. Севастополя.

На основании решения Наблюдательного совета ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» (протокол №36 от 25 декабря 2014 года), в соответствии со статьями 21, 22 Федерального закона «Об иностранных инвестициях», создан Филиал ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в г. Севастополь.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения о Филиале ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в г. Севастополь, утвержденного решением Наблюдательного совета ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» (протокол №36 от 25 декабря 2014 года), Филиал действует от имени Общества.

В соответствии с пунктом 17 Правил, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В ходе рассмотрения дела №08/443-15 в соответствии с представленными сторонами и иными лицами сведениями (информацией, документами), пояснениями Заявителей, представителей Заявителей и Ответчика подтверждают установленные Комиссией, следующие обстоятельства.

  1. 17.04. 2015 гр. Кузнецова Е.В. обратилась в Филиал с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (далее – ЭПУ) земельного участка по адресу: г. Севастополь, пр. Вербеновый, д.25, к электрическим сетям (вх.№3515/0/1-15 от 17.04.2015) с указанием параметров подключения, соответствующему подключению до 550 руб.:
  • максимальная мощность ЭПУ – 15 кВт;
  • заявленный уровень напряжения – 0,4 кВ;
  • заявленный уровень надежности электроснабжения – 3.

В полученном Заявителем 1 ответе Филиала от 28.04.2015 № 806/08 (№3461/0/2-15) указывается, что:

- в соответствии с Правилами подключение объекта Заявителя 1 не попадает под «льготное» присоединение с оплатой за присоединение 550 руб.;

- стоимость строительства сетей электроснабжения 4,5 млн. руб. (без соответствующей выдачи технических условий и проекта договора на подключение);

- рекомендовано решить вопрос присоединения ЭПУ земельного участка Заявителя 1 к электросетям, принадлежащим КК «Сосновый бор».

  23.07.2015 письмом №6259/0/2-15 Филиалом в дополнении к письму от 28.04.2014 № 806/08 (№3461/0/2-15) Заявителю 1 были направлены:

- договор №25015-1637-1 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;

- приложение №1 к Договору №25015-1637-1 – технические условия №1637-1/08 от 22.07.2015;

- обращение к председателю ТСН «Сосновый бор» исх.№6208/0/2-1 от 22.07.2015.

  1. 27.05.2015 гр. Ильина А.Р. обратилась в Филиал с заявкой на технологическое присоединение ЭПУ земельного участка по адресу: г. Севастополь,  ул. Марсовая, д.9, к электрическим сетям (вх.№3515/0/1-15 от 17.04.2015) с указанием параметров подключения, соответствующему подключению до 550 руб.:
  • максимальная мощность ЭПУ – 9 кВт;
  • заявленный уровень напряжения – 0,4 кВ;
  • заявленный уровень надежности электроснабжения – 3.

В полученном Заявителем 2 ответе Филиала от 28.05.2015 № 1119/08 (на бланке №4832/0/2-15 от 10.06.2015) указывается, что:

- в соответствии с Правилами подключение объекта Заявителя 1 не попадает под «льготное» присоединение с оплатой за присоединение 550 руб.;

- стоимость строительства сетей электроснабжения 4,5 млн. руб. (без соответствующей выдачи технических условий и проекта договора на подключение);

- рекомендовано решить вопрос присоединения ЭПУ земельного участка Заявителя 2 к электросетям, принадлежащим ТСН «Сосновый бор».

Письмом от 23.07.2015 №6260/0/2-15 Филиалом Заявителю 2 направлены технические условия №1635-1/08 от 22.07.2015, договор №25015-1635-1 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно которым размер платы за технологическое присоединение составил 5011773,87 руб.

  1. 08.07.2015 гр. Дорниченко А.В. обратился в Филиал с заявкой на технологическое присоединение ЭПУ земельного участка по адресу: г. Севастополь,  ул. Марсовая, д.19, к электрическим сетям (вх.№6455/0/1-15 от 08.07.2015) с указанием параметров подключения, соответствующему подключению до 550 руб.:
  • максимальная мощность ЭПУ – 10 кВт;
  • заявленный уровень напряжения – 0,4 кВ;
  • заявленный уровень надежности электроснабжения – 3.

Письмом от 22.06.2015 №6207/0/2-15 Филиалом Заявителю 3 направлены технические условия №1520/08 от 09.07.2015, договор №25015-1520 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно которым размер платы за технологическое присоединение составил 5293671,19 руб.

В полученном Заявителем 3 ответе Филиала от 17.09.2015 № 2234/08 (на бланке №8518/0/2-15 от 15.10.2015) указывается, что не представляется возможным известить о стоимости технологического присоединения ЭПУ Вашего жилого дома к электрическим сетям ТСН «Сосновый бор» в связи с непредставлением согласования от ТСН «Сосновый бор».

  1. 08.07.2015 гр. Рыбалко Л.И. обратилась в Филиал с заявкой на технологическое присоединение ЭПУ земельного участка по адресу: г. Севастополь,  ул. Олимпийская, д.24, к электрическим сетям (вх.№6453/0/1-15 от 08.07.2015) с указанием параметров подключения, соответствующему подключению до 550 руб.:
  • максимальная мощность ЭПУ – 15 кВт;
  • заявленный уровень напряжения – 0,4 кВ;
  • заявленный уровень надежности электроснабжения – 3.

Письмом от 22.06.2015 №6211/0/2-15 Филиалом Заявителю 4 направлены технические условия №1515/08 от 09.07.2015, договор №25015-1515 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно которым размер платы за технологическое присоединение составил более 5 млн. руб.

В полученном Заявителем 4 ответе Филиала от 04.09.2015 № 2094/08 (на бланке №8517/0/2-15 от 15.10.2015) указывается, что не представляется возможным известить о стоимости технологического присоединения ЭПУ Вашего жилого дома к электрическим сетям ТСН «Сосновый бор» в связи с непредставлением согласования от ТСН «Сосновый бор».

  1. 23.07.2015 гр. Курманенко С.Л. обратился в Филиал с заявкой на технологическое присоединение ЭПУ земельного участка по адресу: г. Севастополь,  ул. Марсовая, 14, к электрическим сетям (вх.№7082/0/1-15 от 23.07.2015) с указанием параметров подключения, соответствующему подключению до 550 руб.:
  • максимальная мощность ЭПУ – 15 кВт;
  • заявленный уровень напряжения – 0,4 кВ;
  • заявленный уровень надежности электроснабжения – 3.

Письмом от 30.06.2015 №6408/0/2-15 Филиалом Заявителю 4 направлены технические условия №1515/08 от 09.07.2015, договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно которым  размер платы за технологическое присоединение составил более 5178562,68 руб.

В полученном Заявителем 4 ответе Филиала от 04.09.2015 № 2094/08 (на бланке №8517/0/2-15 от 15.10.2015) указывается, что не представляется возможным известить о стоимости технологического присоединения ЭПУ Вашего жилого дома к электрическим сетям ТСН «Сосновый бор» в связи с непредставлением согласования от ТСН «Сосновый бор».

В технических условиях, выданных Заявителю 3 и 4 содержится информация о том, что аналогичный объем работ предложен по ТУ, выданным Заявителю 1,2 и 3.

В технических условиях Заявителя 5 такой информации не содержится.

В соответствии с пояснениями Филиала, представленными письмом от 18.09.2015 б/н, возможные варианты подключения Заявителей:

- от существующей электросети ТСН «Сосновый бор»;

- от проектируемой сети Филиала.

Ближайший источник электроснабжения, принадлежащий Филиалу, находится на расстоянии приблизительно 1200 м. (КТП-1539), ориентировочная стоимость строительства сетей электроснабжения от КТП-1539 до участка Заявителей составляет 4,5 млн. руб.

Сведениями  по технической возможности присоединения ЭПУ жилых домов Заявителей Филиал не располагает.

Вместе с тем, по информации Филиала, договорные отношения на территории ТСН «Сосновый бор» имеют 237 физических лиц, подключенных через электрические сети ТСН «Сосновый бор», без строительства дополнительных сетей и объектов, в том числе, по улицам, на которых расположены жилые дома Заявителей: ул. Марсовая, ул. Олимпийская, проезд Вербеновый.

Кроме того, согласно информации и документов, представленных Филиалом, за период с 18 марта 2014 года по 18 ноября 2015 года с заявками об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям непосредственно через электрические сети ТСН «Сосновый бор» обратилось 48 лиц, которым были выданы технические условия,

С 43-мя из вышеуказанных физических лиц Филиалом были заключены договора об осуществлении технологического присоединения через электрические сети ТСН «Сосновый бор».

В соответствии с письмом Филиала от 24 ноября 2015 года №9734/0-2-15, размер платы за технологическое присоединение, установленный в договорах технологического присоединения к электрическим сетям ТСН «Сосновый бор» - 550 руб., что подтверждается имеющейся в материалах копии договора №25015-715 от 08 июля 2015 года.

Согласно копии технических условий №715-08 от 08.04.2015 физическое лицо обратилось 07.04.2015 вх.№3176/0/2-15 и получило технические условия, договор и подключение своих энергопринимающих устройств за 550 руб.

В ходе рассмотрения дела №08/443-15 Филиалом не представлены письменные доказательства осуществления фактического подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям Филиала путем строительства новых объектов электроснабжения, электрических сетей, которое было предложено Заявителям.

Все подключения энергопринимающих устройств физических лиц, чьи объекты (земельные участки, ЭПУ) находятся на территории ТСН «Сосновый бор», ранее и за исследованный в рамках дела №08/443-15 временной период осуществлялись с использованием объектов электросетевого хозяйства и электрических сетей ТСН «Сосновый бор».

По пояснениям Филиала (письмо от 09 октября), вариант электроснабжения жилого дома от сетей ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» требует строительства электрических сетей (ЛЭП-6 кВ, КТП-6/0.4кВ и ЛЭП-0.4кВ) большого объема.

Вариант электроснабжения жилого дома от сетей ТСН «Сосновый бор» наиболее приемлемый, т.к. ВЛ-0.4кВ находятся в непосредственной близости от земельного участка, но присоединение к абонентским сетям возможно только по согласованию владельца.

В соответствии с представленными Заявителем 1 копии Уведомления Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных за ТСН «Сосновый бор» правах на объекты недвижимого имущества: объекты электросетевого хозяйства по адресу юридического лица: г. Севастополь, ул. Генуэзская, 20.

Филиал не отказывал Заявителю 2 в присоединении к электрическим сетям ТСН «Сосновый бор», поскольку Заявитель 2 не обращался в Филиал по вопросу присоединения к электрическим сетям ТСН «Сосновый бор» и не представлял согласования ТСН «Сосновый бор» на подключение к своим сетям.

В то же время, в соответствии с материалами дела №08/443-15, Филиалом были направлены Заявителям технические условия и договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с расчетом стоимости присоединения по ставкам, утвержденным постановлением Управления по тарифам Севастополя от 30 декабря 2014 года №14/89-э, составляющим от 4 до 6 млн. руб., предусматривающих строительство ЛЭП, КЛ-6кВ, КТП-6/0.4кВ.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об электроэнергетике», порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает, в том числе, правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора

В соответствии с пунктом 3 Правил, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 83 Правил, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.

Согласно пункта 8(1) указанных Правил, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.

В соответствии с вышеизложенным, для осуществления технологического подключения (присоединения) к электрическим сетям Заявители и другие физические лица, объекты (энергопринимающие устройства) которых расположены на территории города Севастополя, могут обратится только к двух хозяйствующим субъектам – в Филиал ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в г.Севастополе или ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» МО РФ.

При чем, по информации ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» МО РФ, у предприятия в рассматриваемый временной интервал отсутствовала технологическая возможность подключения (присоединения) к электрическим сетям ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» МО РФ энергопринимающих устройств Заявителей и других физических лиц – владельцев земельных участков, расположенных на территории ТСН «Сосновый бор».

Таким образом, Заявители могли обратиться в рассматриваемый в деле 308/443-15 временной интервал только в Филиал и обратились с заявкой на технологическое присоединение ЭПУ к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 3 Правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Наличие технической возможности технологического присоединения объектов (ЭПУ) Заявителей подтверждается выданными Филиалом иным физическим лицам, объекты (земельные участки, энергопринимающие устройства) которых расположены на территории ТСН «Сосновый бор» рядом с объектами Заявителей, техническими условиями, заключенными и выполненными договорами об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

В ходе рассмотрения дела №08/443-15 Филиалом не представлены письменные доказательства направления и (или) выдачи Заявителям технических условий, заключения договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по ставке 550 руб. через объекты, электрические сети ТСН
«Сосновый бор».

В соответствии с пунктом 2 (2) Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Согласно пункта 8 (5) Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.

При этом садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории этого объединения.

Согласно пункта 14 Правил, среди сведений (информации, документов), указываемых в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, отсутствует требование о согласовании указанным заявителем - физическим лицом подключения с владельцем электрических сетей, с помощью которых сетевой организацией будет осуществлено технологическое присоединение его ЭПУ к электрическим сетям сетевой организации.

 Таким образом, Комиссией на основании имеющихся в материалах дела №08/443-15 сведений (информации, документов) в действиях Филиала установлены признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в виде применения Филиалом дискриминационных условий в части рассмотрения заявок Заявителей на подключение (технологического присоединение) к электрическим сетям и выбора способа, условий подключения, отличающихся  от способа и условий подключения, по которому Филиалом подключались в период поступления и рассмотрения заявок от Заявителей иные физические лица, объекты (земельные участки, энергопринимающие устройства) которых расположены на территории ТСН «Сосновый бор».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49, 50 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать действия Публичного акционерного общества «Энергетическая компания «Севастопольэнерго» в лице Филиала в г. Севастополе - хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке по подключению (технологическому присоединению) энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям Публичного акционерного общества «Энергетическая компания «Севастопольэнерго» в лице Филиала в г. Севастополе, в виде создания дискриминационных условий  по подключению (технологическому присоединению) объектов заявителей к электрическим сетям, выбора способа, условий подключения, отличающихся от способа и условий, по которому подключались  иные физические лица, объекты (земельные участки, энергопринимающие устройства) которых расположены на территории ТСН «Сосновый бор», нарушением пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

2. Выдать Публичному акционерному обществу «Энергетическая компания «Севастопольэнерго» в лице Филиала в г. Севастополе обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела №08/443-15 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 08/443-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

   18 января 2016 года                                                                                г. Севастополь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Крымское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

«.....»

руководствуясь статьей 36, частью 4 статьи 41, статьями 50,  51 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 28 декабря 2015 года по делу № 08/443-15,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Публичному акционерному обществу «Энергетическая компания «Севастопольэнерго» в лице Филиала в г. Севастополе в месячный срок со дня получения настоящего Предписания:

1. Выдать технические условия, заключить договора с Кузнецовой Е.В., Ильиной А.Р., Дорниченко А.В., Рыбалко Л.И., Курманенко С.Л. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям,  по способу и условиям подключения, соответствующим способу и условиям, по которому подключались  иные физические лица, объекты (земельные участки, энергопринимающие устройства) которых расположены на территории ТСН «Сосновый бор».

2. Осуществить подключение (технологическое присоединение) объектов (энергопринимающих устройств)  Кузнецовой Е.В., Ильиной А.Р., Дорниченко А.В., Рыбалко Л.И., Курманенко С.Л. в соответствии с  Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны