Решение б/н Решение («Пэйбэрри») от 14 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу  № 08/594-15

 

                                                                                                                г. Севастополь

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» ноября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «10» декабря 2015 года.

 

         Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление, Крымское УФАС России) в составе:

         «.....»

Рассмотрев дело № 08/594-15, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Пэйбэрри» (далее – ООО «Пэйбэрри») антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 июля  2006 года  №135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

Крымским  УФАС России проведен анализ рынка оказания услуг по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами и их субагентами (приложение к материалам дела № 08/594-15, для служебного пользования), на территории Республики Крым и города Севастополя, в рамках рассмотрения дела № 08/594-15 (Приказ Крымского УФАС России о возбуждении дела № 149 от 04 сентября 2015 года) о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам  нарушения ООО «Пэйбэрри»  части 5 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  которые были установлены в результате проведения внеплановой выездной проверки (на основании Приказа Крымского УФАС России от 18 мая 2015 года № 62). 

В результате проведенного исследования, установлены географические, продуктовые границы товарного рынка. Выбранный временной интервал исследования  позволил сделать выводы  о сложившихся тенденциях развития рынка,  рассмотрены  сложившиеся  отношения между участниками рынка.

 Учитывая цель исследования, доступность информации, срок существования рынка, время появления товара на рынке,  на основании части 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции,  временным интервалом исследования являлся:  июнь 2014 года  –  август 2015 года.

 Продуктовыми границами товарного  рынка определены - услуги по приему платежей через устройства самообслуживания платежными субагентами.

Установлено, что на территории Республики Крым и города Севастополя исследуемый товар (услуга по приему платежей физических лиц) пользуется стабильным спросом у определенной категории потребителей, которые не готовы заменить его на другой, даже при условии существенного изменения цены на него.

 Географическими границами товарного рынка определены административные границы Республики Крым и города Севастополя.

 Установлено, что платежные субагенты и платёжный агент – ООО «Пэйбэрри» не являются «группой лиц», в силу положений статьи 9 Закона защите конкуренции.

ООО «Пэйбэрри» не является  участником изучаемого рынка, в установленных продуктовых границах рынка.

Субагенты, присоединившиеся к платежной сети, организованной и контролируемой ООО «Пэйбэрри», являются конкурентами между собой и иными хозяйствующими субъектами (не входящими в платежную сеть ООО «Пэйбэрри»), оказывающими аналогичные услуги в продуктовых границах изучаемого рынка, в целях систематического получения прибыли от такой деятельности.

 Установлено  что, субагент, присоединяясь к «Правилам работы системы» (путем подписания договора), фактически вступает в соглашение с ООО «Пэйбэрри», даёт согласие на координацию своей экономической деятельности, отказывается от осуществления аналогичной деятельности вне платежной системы, координируемой ООО «Пэйбэрри».      

 Инспекцией  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Инспекция Управления), в ходе выездной внеплановой проверки ООО «Пэйбэрри», в кабинете № 10 осмотрено рабочее место, стеллажи с документами, рабочий компьютер Кирницкой Ольги Юрьевны – специалиста по подбору кадров.

 В ходе осмотра рабочего компьютера Кирницкой О.Ю., обнаружено обращение ООО «Пэйбэрри» к своим субагентам, свидетельствующее о координации экономической деятельности  (Приложение № 1 к акту проверки, Папка «ООО Пэйбэрри – К. О. Ю. Кадровый спец-Бухгалтер»/Загрузки/Уважаемые партнеры):

 «Уважаемые партнеры!

 В связи с окончанием переходного периода с 01.01.2015 г. на Российское законодательство в Крыму и в г. Севастополе, все компании, а также индивидуальные предприниматели должны строить свою работу и действовать в рамках законодательства Российской Федерации.

 Именно поэтому в последнее время участились случаи проверок со стороны государственных органов, которые пытаются привлекать нас к ответственности за несоблюдение Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

 Со своей стороны, мы глубоко убеждены, что у нас есть время работать без применения контрольно-кассовой техники до 01.01.2016 г. В своих убеждениях мы опираемся на дополнения от 5 мая 2014 года статьей 7.1.  Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники..».

 К сожалению, нам не удается отстаивать свои позиции у налоговых органов, поэтому от лица нашего агента мы вынуждены доказывать свою правоту в Арбитражном суде. В том случае, если суд примет правильное решение в нашу сторону, все Агенты смогут работать без применения кассового аппарата с отсрочкой до 01.01.2016 г.

  В противном случае, у нас есть, что вам предложить. Мы готовы к изменению стратегии в части соблюдения Законодательства РФ и ухода под «Банковскую модель» работы. Она хорошо известна вам по работе в Украине, но имеет ряд «Российских» особенностей. Убежден, что вы не должны испытывать трудностей с переходом на новую схему работы, так как опыт ее применения у сотрудников Компании значительный и в случае необходимости мы приложим максимум усилий для быстрой и безболезненной смены модели ведения бизнеса. 

 Так же обращаю ваше внимание на усилившуюся в последнее время конкурентную борьбу на рынке услуг по приему платежей. Главная задача Платежной системы в данной ситуации, не допустить внутренней конкуренции среди собственных агентов. Я призываю вас к порядочности по отношению к коллегам, работающим с вами в одной платежной системе.   Настоящая угроза исходит от агентов, работающих с другими платежными системами, прибывшими к нам из России. Именно они приносят с собой элементы бескомпромиссного и нечестного поведения на рынке услуг, стараясь любой ценой зацепиться на этом «Новом» для них рынке.         

 Убедительно прошу вас не конкурировать друг с другом, а объединиться и совместно противодействовать конкурентам. 

 Для того чтобы мы с вами стали еще сильнее и лучше, прошу обратить особое внимание на наполняемость терминалов местными услугами. Наших компетенций зачастую не хватает для решения этих задач. В связи с чем, прошу вас, по возможности, оказывать содействие в подключении местных поставщиков услуг. Наиболее интересно для нас заключение именно прямых договоров с Управляющими Компаний и ЖЭК-ми, в оплате услуг газоснабжения, водоснабжения, отопления и т.п. Именно эти услуги являются основополагающими для закрепления ваших позиций в торговых точках и гарантом лояльности арендодателей, муниципальных властей и государственных чиновников.

 Компания готова поощрять за участие в данном процессе в виде персонального, денежного вознаграждения, а также прошу учитывать, что именно вы станете основным выгодоприобретателем за прием этих услуг. 

         По всем вопросам можно обращаться к курирующим менеджерам.

          От лица компании ПЭЙБЭРРИ выражаю вам свою симпатию и признательность за сотрудничество с нами!

         С уважением,

         Руководитель ПС «ПЭЙБЭРРИ»  О. Демакин».

Таким образом, Инспекцией Управления установлено наличие прямого доказательства координации экономической деятельности ООО «Пэйбэрри» своих субагентов, в соответствии с которым, субагентам ограничивается их самостоятельность волеизъявлением координатора, которое приводит или может привести к последствиям указанным в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Вступив в картель, формально независимые  хозяйствующие субъекты фактически образуют монополию, отказываясь от индивидуального поведения на рынке и соперничества с конкурентами.

Понятия «картель» в российском праве гармонизировано с нормами международного права.

Картели запрещены, безусловно (per se («как таковые»)), то есть: Антимонопольный орган или суд, применяющие такой запрет, не устанавливают  вредоносное воздействие картеля на конкуренцию, а квалифицируют такое соглашение, как незаконное, по формальным основаниям, то есть по цели соглашения и природе отношений, в которых состоят стороны соглашения – конкуренты.

Незаконная координация экономической деятельности – это явление, сопутствующее антиконкурентным соглашениям и не существующее в отрыве от них.

В соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона защите конкуренции, координация экономической деятельности – согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельность на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений.

В соответствии с частью  5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 – 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.

Анализ структуры поступлений денежных средств физических лиц через платежные терминалы  субагентов ООО «Пэйбэрри, позволил сделать вывод, что доля поступающих денежных средств за услуги мобильной связи и телекоммуникационные услуги является основной, а прием платежей за коммунальные услуги является сопутствующим видом деятельности, позволяющим закрепится на рынке, расширять терминальную сеть, что соответствует стратегии действий компании,  указанной в обращении к своим субагентам.

Данный вывод подтверждается информацией, предоставленной ООО «Пэйбэрри», по состоянию на 25 сентября 2015 года, (субагент Ч. А.Ю.,  субагент Р. А.А.):

 

Индивидуальный предприниматель (субагент)

Подключенные терминалы по состоянию на 01.06.2015 г., шт

Подключенные терминалы по состоянию на 01.09.2015 г., шт

Сумма принятых платежей за май 2015 года, руб.

Сумма принятых платежей за август 2015 года, руб.

Ч. А.Ю.

80

113

 66 770 000, 00

92 923 055, 00

Р. А.А.

306

336

94 180 000, 00

111 619 356, 00

  • Справочно. Стоимость одного терминала  составляет 50 - 80 тыс. руб.

Сумма средств, поступившая на специальный счет ООО «Пэйбэрри» от субагентов за период август 2014 года – август 2015 года составила 3 549 069 287, 00  рублей (три миллиарда пятьсот сорок девять миллионов шестьдесят девять тысяч двести восемьдесят семь рублей).        

Действия ООО «Пэйбэрри» по координации экономической деятельности своих субагентов, (посредством заключения антиконкурентного соглашения), целью которых является возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, ограничение конкуренции направленное на ущемление интересов потребителей и извлечение несправедливых сверхприбылей.

Указанные действия платёжного агента – ООО «Пэйбэрри» запрещены, в  соответствии с частью  5 статьи 11 Закона о защите конкуренции», так как  такая координация приводит к последствиям, которые указаны в частях 1 - 3 указанной  статьи, также они не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 указанного  Федерального закона,  не предусмотрены  иными федеральными законами.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Пэйбэрри», по отношению к его  платежным субагентам, координацией экономической деятельности,  запрещенной частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

         2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Пэйбэрри» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

         3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ООО «Пэйбэрри» к административной ответственности.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны