Решение б/н Решение о нарушении антимонопольного законодательства от 26 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

по делу № 08/827-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                г. Севастополь

 

Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 24 ноября 2015 года.

Комиссия по рассмотрению дела № 08/827-15 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

«.....»

в присутствии представителя Государственного казенного учреждения города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» (ОГРН 1149204007028, ул. Н. Музыки, д. 50, г. Севастополь, 299007) (далее – ГКУ «УЭОГХ», Заказчик), «.....»

в отсутствии законного представителя  Общества с ограниченной ответственностью «Гарант Плюс» (ОГРН 1149204029875, ул. Б. Морская, 32, г. Севастополь, 290011) (далее – ООО «Гарант Плюс», Заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

в отсутствии законного представителя Общества с ограниченной ответственностью «Клен» (ОГРН 1149204023836, ул. Шабалина, 50, г. Севастополь, 299029) (далее – ООО «Клен», Заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

в отсутствии законного представителя Общества с ограниченной ответственностью «Севастопользеленстрой» (ОГРН 1149204043361, проезд Токарева 5а, г. Севастополь, 290029) (далее - ООО «Севастопользеленстрой, Заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

в отсутствии Индивидуального предпринимателя Борисовской Т.А. (ОГРНИП  314920434709021, ул. Софьи Перовской, д.55, кв. 27, г. Севастополь, 290026) (далее – ИП Борисовская Т.А., Заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 08/827-15 в отношении ГКУ «УЭОГХ», возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления  поступили заявления  ООО «Севастопользеленстрой», ООО «ГарантПлюс», ООО «Клен», ИП Борисовская Т.А. (вх.№ 509/10 от 14 сентября 2015 года, №465 от 24 августа 2015 года, №422/09 от 23 июля 15 года) из Прокуратуры города Севастополя на действия ГКУ «УЭОГХ» при осуществлении закупки у единственного поставщика  услуг по санитарной очистке территории города Севастополя, услуг по сбору и удалению отходов на территории города Севастополя, закупке услуг по содержанию зеленых насаждений на территории города Севастополя, содержанию пляжей города Севастополя       .

Ранее, в июне-июле 2015 года, в адрес Крымского УФАС России поступили  жалобы от субъектов хозяйственной деятельности на аналогичные действия Заказчика:

  1. №б/н от 22 июня 2015 года (вх№297/10 от 23 июня 2015 года) от Индивидуального предпринимателя Светловой – Вцариной Т.А. на действия Учреждения при проведении закупки  у единого поставщика (подрядчика, исполнителя) по санитарной очистке территории города Севастополя (извещение №4 о закупке размещено на сайте http://sevastopol.gov.ru/docs/251 от 18 июня  2015 года.

  2. № 033/15 от  01 июля 2015 года (вх. № 342/09 от 01 июля 2015 года), № 037/15 от 07 июля 2015 года (вх.№602-с от 07 июля 2015 года) от Общества с ограниченной ответственностью «Севастопользеленстрой»,

  № 92/15 от 01 июля 2015 года (вх. № 339/09 от 01 июля 2015 года), №95/15 от 02 июля 2015 года(№1173 от 02 июля 2015 года),  №111/15  от 07 июля 2015 года (№600-с от 07 июля 2015 года) от Общества с ограниченной ответственностью  «Гарант Плюс»,

  №65 от 01 июля 2015  года (вх.№ 336/09 от 01 июля 2015 года) от Общества с ограниченной ответственностью «Клен»,  на действия Учреждения при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по «Содержанию зеленых насаждений» (извещение №11 о закупке размещено на сайте http://sevastopol.gov.ru/docs/251/8074 от 25 июня  2015 года).

  3.  №43от  02 июля 2015 года  (вх.№349/09 от 02 июля 2015 года) от Общества с ограниченной ответственностью «Воробьев», на действия Учреждения при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по «Содержанию зеленых насаждений» (извещение №11 о закупке размещено на сайте http://sevastopol.gov.ru/docs/251/8074 от 25 июня  2015 года).

  Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя Крымского УФАС России рассмотрела вышеуказанные жалобы, материалы и пояснения,  предоставленные сторонами, признала доводы жалоб  обоснованными,  установила в действиях Заказчика, Специальной закупочной комиссии нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона №135 –ФЗ от 26.06.2006 года  «О защите конкуренции».

  Крымским УФАС России направлены в адрес Заказчика Предписания, в соответствии с которым указанные закупки аннулируются.

  Жалоб на закупку услуг по сбору и удалению отходов на территории города Севастополя (извещение №5 от 19 июня 2015 г.) ранее не поступало.

Согласно информации представленной Заявителями, проведение Заказчиком торгов, путем выбора  процедуры на право заключения контракта  у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), которая является не конкурентной процедурой закупки, является нарушением  Закона о защите конкуренции, как процедуры ограничивающей конкуренцию, ущемляющей или нарушающей права или законные интересы  иных лиц, желавших и не имевших возможность принять в ней участие в результате нарушения порядка организации и проведения торгов,  норм установленных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

По мнению заявителей, вышеуказанные действия Заказчика  препятствуют потенциальным участникам закупки в реализации своих прав на участие в такой закупке, нарушают принципы предотвращения коррупции, открытость и прозрачность, обеспечение конкуренции, эффективность использования бюджетных средств, отсутствие критериев оценки, имеют признаки сговора при проведении закупки.

Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в представленных возражениях от 21 октября  2015 года № 22/1983 (вх.№ 1089-с от 21 октября 2015 года):

1) Заказчиком при проведении процедуры закупки были установлены характеристики предмета закупки. Законодательно определенных критериев при проведении закупки у одного поставщика по описанию объекта закупки отсутствуют, критерии описания объекта закупки в документах соответствуют требованиям Постановления (здесь и далее - Постановление Правительства Севастополя №350-ПП от 30 апреля 2015 года). На момент рассмотрения заявок никаких пояснений, предложений и возражений от указанных в определении предприятий не поступило.

2) Наличие проекта контракта в документах, подлежащих опубликованию, не предусмотрено Постановлением, ни нормам федерального законодательства при проведении закупки у одного поставщика. В документах закупки отсутствует ограничение прав Участников на предоставление своих проектов договоров и на подписание  только того проекта договора, который согласован сторонами. На момент рассмотрения заявок участников никаких пояснений, предложений и возражений от участников не поступало.

3) Срок подписания договора не ограничен требованиями Постановления и оставлен как право Заказчика (закупка производится  согласно решению Заказчика во исполнение норм 44-ФЗ), поэтому в целях эффективного управления государственными средствами был определен срок в 10 дней, как оптимальный для подготовки и заключения контракта. На момент рассмотрения заявок участников никаких пояснений, предложений и возражений от указанных в определении предприятий не поступало.

4) Состав специальной закупочной комиссии утвержден Постановлением, в том числе в состав комиссии входят два депутата Законодательного Собрания Севастополя. В связи с самоотводом депутатов, указанных в Постановлении, были включены в состав комиссии депутаты Законодательного Собрания Севастополя  по согласованию.

5) Жалоба была подана после заключения соответствующих договоров.

         В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.

         В соответствии с частью 33 статьи 112  Закона о контрактной системе, до 30 июня 2015 года заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядке, установленном Законом о контрактной системе, или в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

         Так, согласно части 1 статьи 1 Закона города Севастополя от 26 февраля 2015 года №121-ЗС «О закупке товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд заказчиков» (далее - Закон о закупках г. Севастополя), заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд города Севастополя, муниципальных нужд муниципальных образований города Севастополя в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

  В соответствии с  частью 2 статьи 1 Закона о закупках г. Севастополя, в случаях, установленных статьей 2 настоящего закона, заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют закупки товаров, работ, услуг  у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

 Согласно пункта 9 части 2 статьи 2 Закона о закупках г. Севастополя (в редакции Закона г. Севастополя от 15 мая 2015 года №140-ЗС) в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг по благоустройству территорий, санитарной очистке и удалению бытовых отходов, Заказчики осуществляют закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

Согласно подпункта «и» пункта 10 части 2 статьи 2 Закона о закупках  г. Севастополя (в редакции Закона г. Севастополя от 15 мая 2015 года №140-ЗС),  закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае осуществления закупки товара, работы или услуги для реализации мероприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог, благоустройству (санитарной очистке территории города, сбору и удалению отходов, созданию и содержанию зеленых насаждений, содержанию кладбищ, ремонту и содержанию объектов наружного освещения, ремонту элементов благоустройства).

  В соответствии с Постановлением № 350, утвержден Порядок  закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемой за счет  бюджетных средств, главными распорядителями которых являются Департамент  городского хозяйства Севастополя и Главное управление жилищно – коммунального хозяйства и благоустройства  Правительства Севастополя  (далее – Порядок).

  В соответствии с подпунктом 3 пункта 1.3 Порядка, закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд города Севастополя  - совокупность действий, осуществляемых в порядке, установленном статьей 2 Закона города Севастополя от 26 февраля 2015 года №121-ЗС «О закупке товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд заказчиков» и направленных на обеспечение государственных (муниципальных) нужд города Севастополя.  Закупка начинается с момента определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением  обязательств сторонами контракта.

         Соответственно, Заказчик выбрав процедуру закупки  у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), выполнил требования указанных выше нормативно – правовых актов.

         В соответствии с пунктом 2.6 Порядка, закупка  осуществляется путем размещения  извещения об осуществлении закупки  товаров, работ и услуг на сайте http://sevastopol.gov.ru.

          Комиссия Управления установила, что Заказчик выполнил  указанное требование пункта 2.6 Порядка, что подтверждается информацией представленной Заказчиком.

         В соответствии с разделом 2 Порядка, в обязанность Заказчика вменено выполнение ряда последовательных действий по организации и проведению закупки, которые начинаются с момента подготовки и размещения  на сайте извещения об осуществлении закупки (пункт 2.1 Порядка), предъявление требований к участникам закупки (пункты 2.2-2.3 Порядка), предоставление разъяснений участникам закупки (пункт 2.4 Порядка), описание объекта закупки в извещении (пункт 2.5 Порядка), размещение на сайте извещения о закупке (пункты 2.6 – 2.7 Порядка), сбор и в случаях определенных порядком возврат предложений участников закупки (пункты 2.8 - 2.9 Порядка), направление запросов  потенциальным участникам  закупки, в случае определенном пунктом 2.10 Порядка, принятие решения об определении единственного поставщика и размещение на сайте соответствующего протокола (пункты 2.11 – 212 Порядка), заключение контракта  по итогам закупки (пункты 2.13 – 2.14 Порядка).

         В подпункте 4 пункта 1.3 Порядка  дано  определение запроса предложений  - письменное предложение заказчика об участи  в закупке товаров, работ и услуг для государственных нужд, содержащее  необходимую для этого информацию,  направляемое  в соответствии с настоящим Порядком потенциальным  поставщикам (подрядчикам, исполнителям), осуществляющим поставки товаров, выполнение услуг, предусмотренных извещением о закупке.

         В пункте 1.4 Порядка  установлено, что в случаях  предусмотренных  пунктами 1- 4 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя, заказчик в соответствии с утвержденным планом-графиком закупок, вправе осуществлять закупку товаров, работ и услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании собственного решения без применения  процедур, предусмотренных настоящим Порядком.

         В соответствии с Разделом 3 Порядка, создается специальная закупочная комиссия, которая в установленные сроки   определяет, из предоставленных Заказчиком предложений участников, предложение которое  наилучшим образом соответствует требованиям извещения о закупке. На основании указанного решения специальной закупочной комиссии, оформленного протоколом, Заказчик, в свою очередь, принимает решение об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

         Таким образом, нормативно – правовым актом Правительства Севастополя (Постановление №350), устанавливается конкурентный способ определения поставщика, при котором победителем закупки, признается участник закупки, предложение которого наилучшим образом соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки.

         В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

         В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, информация об установленных заказчиком требованиях к участникам закупки указывается в извещении об осуществлении закупки.

          В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.7 Порядка, Заказчик размещает извещение  об осуществлении закупки на веб-сайте: http://sevastopol.gov.ru. В извещении об осуществлении закупки  должна содержаться следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы или график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

         В соответствии с пунктом  2.3 Порядка, Заказчик вправе предъявить к участникам закупки иные законные требования, которые указываются в извещении об осуществлении закупки запросе предложений и не приводят к необоснованному ограничению участников закупки, в том числе требования к опыту работы, наличию собственных ресурсов и активов, разрешений (лицензии) на право осуществления конкретного вида деятельности.

         В соответствии с пунктом 1.2 Порядка, при закупках товаров работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика должны обеспечиваться:

- эффективное удовлетворение государственных (муниципальных) нужд города Севастополя в товарах, работах, услугах;

- эффективное расходование бюджетных средств;

- открытость и прозрачность.

         В извещении  о закупке, в разделе «Требования к участникам» (пункт 1.1 – в), заказчик установил, что участник закупки в заявке обязан предоставить согласие выполнить условия проекта контракта, предложенные Заказчиком.

         Однако, Извещение о закупке №5 и приложения к нему, не содержат проекта контракта  либо его существенных условий.

         Комиссия Управления считает, что требование установленное Заказчиком   (в пункте 1.1-в)  извещения о закупке, противоречит нормам  подпункта 2 пункта 2.7 Порядка, кроме того, Заказчиком создана ситуация, при которой участник обязан дать согласие выполнять контракт, на неизвестных ему условиях, что  является нарушением пунктов 1.2, 2.3, Порядка.

         В соответствии с пунктом 1.2 Порядка, при закупках товаров работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика должны обеспечиваться:

- эффективное удовлетворение государственных (муниципальных) нужд города Севастополя в товарах, работах, услугах;

- эффективное расходование бюджетных средств;

- открытость и прозрачность.

         В соответствии с подпунктом 5 пункта 1.3 Порядка, Специальная закупочная комиссия – коллегиальный орган, определяющий в соответствии с настоящим Порядком предложения, которые  наилучшим образом соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в извещении об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупке товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд за счет бюджетных средств, главными распорядителями которых являются Департамент городского хозяйства города Севастополя или Главное управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Севастополя.

 В соответствии с пунктом 3.8 Порядка, определение единственного поставщика  (подрядчика, исполнителя) осуществляется Специальной закупочной комиссией методом анализа  предложений участников закупки на основании внутренних убеждений членов Специальной закупочной комиссии, которые позволяют объективно установить предложение участника закупки, которое наилучшим образом соответствует требованиям, установленным Заказчиком в извещении об осуществлении  закупки.

Порядком не установлена необходимость указания Заказчиком в извещении о закупке критериев оценки, в соответствии с которыми Специальная закупочная комиссия  должна определить наилучшим образом соответствующее требованиям Заказчика (установленным в извещении о закупке)  предложение поступившие от участников закупки.

          В соответствии с пунктом 2.5 Порядка, Заказчик при описании  объекта в извещении об осуществлении закупки должен руководствоваться  следующими принципами:

      1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические  и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

         2)  использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными  законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

         3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов  производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

 Комиссией Управления установлено, что Заказчиком нарушены требования к  описанию объекта закупки в извещении (приложение № 1 к извещению №5  – «Описание объекта закупки»), установленные  подпунктами 1,2,3 пункта  2.5 Порядка.

   Так, описание объекта закупки по ЛОТам 1-2 «Услуги по удалению и сбору отходов»  отсутствует полностью.

  В описании объекта закупки по ЛОТам 3-10 «Услуги по удалению и сбору отходов» Заказчиком не установлены технические, качественные и функциональные характеристики к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе, предъявляемые требования к качеству работ,  порядку согласования с Заказчиком выполняемых работ, режим работы, порядок контроля исполненной работы.

 Соответственно, не указание Заказчиком в описании объектов закупки технических, качественных и функциональных характеристик может повлечь за собой невозможность составления участником закупки конкурентного предложения либо его отказ  от участия в закупке.

 Заказчик в извещении о закупке №5 от 19 июня 2015 г., установил, что контракт заключается в течении 10 дней с момента размещения протокола решения об утверждении единого поставщика(исполнителя, подрядчика) на уполномоченном сайте., в нарушение пункта 2.13 Порядка, в соответствии с которым контракт заключается не позднее 7 дней с момента подписания специальной закупочной комиссией.

 В заседании Специальной закупочной комиссии Департамента городского хозяйства Севастополя, по результатам которого был составлен Протокол № 6, принимали участие: Демин А.В., В.Э. Гребенщиков, Караваев А.В., Валис И.В., Кощеев Е.С., Супруненко М.В., Кощеев Е.С.

Согласно Постановления № 350, на дату проведения заседания  членами Специальной закупочной комиссии являлись:  Демин А.В., Гребенщиков В.Э., Журавлев И.Г., Кравцов Д.В., Набиулин Р.Л., Козырев Д.К., Кощеев Е.С., Супруненко М.В.

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка, Специальная закупочная комиссия  правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

       

РЕШИЛА:

           1. Признать жалобу ООО «Гарант Плюс», ООО «Клен», ООО «Севастопользеленстрой», ИП Борисовской Т.А. на действия ГКУ «УЭОГХ» при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по санитарной очистке территории города Севастополя, извещение №5 от 19 июня 2015 г.)  о закупке размещено на сайте http://sevastopol.gov.ru/ обоснованной.

          2.Признать в действиях ГКУ «УЭОГХ» нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в  нарушении пунктов 1.2, 1.3, 2.3, 2.13, 3.8,  Порядка,

         3. Признать в действиях специальной закупочной комиссии  нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в  нарушении подпункта 5 пункта 1.3, пункта 3.8, раздела 3 Порядка.

          3. Не выдавать  ГКУ «УЭОГХ»  обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о защите конкуренции, в связи с заключением договоров на момент рассмотрения жалоб заявителей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны