Решение №№082/07/18.1-2074/2023 Решение по делу №082/07/18.1-2074/2023 о результатах рассмо... от 2 октября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Адрес: ул. Александра Невского, д. 1, г. Симферополь, Республика Крым, 295000 тел. +74997552323 (доб.082-100) e-mail: to82@fas.gov.ru |
Решение
по делу №082/07/18.1-2074/2023
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 02.10.2023 г. Симферополь
Решение изготовлено в полном объеме 03.10.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Управление, Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:
…
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении закупки «Поставка автономных осветительных систем с транспортным светофором для установки на автомобильных дорогах общего пользования Республики Крым» (извещение №32312744832), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, признавшей заявку Заявителя несоответствующей требованиям документации о Закупке в нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки комиссия Заказчика действовала в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГУП РК "Крымавтодор" (далее – Положение о закупке).
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно итоговому протоколу от 21.09.2023 №32312744832-04, заявка Заявителя была не допущена к участию в Закупке на следующем основании:
«Вторая часть заявки не соответствует требованиям Документации об аукционе, а именно:
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон 223-ФЗ), при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется в том числе правовым актом, регламентирующим правила закупки. Правовым актом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и содержащий требования к закупке, согласно ч. 2 ст. 2 Закона 223-ФЗ, является Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП РК «Крымавтодор» (далее – Положение).
Согласно пп. 3.8.1.1 Главы 3 Положения, требования к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке указываются в документации о закупке в соответствии с Законом 223-ФЗ и Положением о закупке Заказчика.
В соответствии с п.3 Части 4 Документации о закупке, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, копию документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки, за исключением случаев подписания закупки:
а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;
б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо.
В свою очередь:
– участник закупки не является индивидуальным предпринимателем;
– заявка участника закупки подписана электронной цифровой подписью физического лица, которое не указано в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (руководитель);
– документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявку, действовать от имени участника конкурентной закупки, в составе пакета документов не предоставлен, что не позволяет установить его отношение к участнику закупки.
Таким образом, участником электронного аукциона предоставлена заявка, не соответствующая требованиям Документации об аукционе.
В соответствии с пп. 2 п. 5.1.10.4. Главы 5 Положения, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов (информации) и (или) предоставление документов, содержащих нечитабельный текст, нечитаемых электронных документов, которые предусмотрены документацией об электронном аукционе.
На основании п. 14 Части 8 Документации об аукционе настоящая заявка отклонена».
В соответствии с жалобой Заявителя:
«Квалифицированная ЭП или КЭП подтверждает, что документ подписан конкретным человеком и придает им юридическую силу. Она выдается аккредитованными удостоверяющими центрами
В случае выпуска сертификата на сотрудника с предоставлением определенных прав доступа, такой сотрудник становится уполномоченным представителем организации и действует от лица компании с личной ЭП в пределах предоставленных ему разрешений.
Руководством ООО «ГК Урал Лидер Групп» был выпущен и зарегистрирован сертификат ЭЦП на сотрудника- Варжину Надежду Валерьевну с предоставлением прав доступа на подачу заявок на электронных площадках и подписание контрактов.
Выдача ЭЦП для сотрудника происходит в удостоверяющем центре, при использовании пакета документов, в том числе и доверенности на сотрудника от руководителя общества, которые после регистрируются в ЕРУЗ.
Пунктом 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" установлено:
«В случае выдачи сертификата ключа проверки усиленной электронной подписи юридическому лицу в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее - лицо, уполномоченное действовать без доверенности)».
Таким образом, владелец сертификата в данном случае является физическим лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности.
А возможность осуществления определенных действий уже включена в пакет разрешений при регистрации данной подписи в ЕРУЗ.
Более того, система не дает возможности осуществления действий на электронно- торговых площадках лицам, сертификат ключа которых не имеет разрешения на это.
Порядок и сроки установлены Правилами регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 N 1752:
Согласно части 3 Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 N 1752, уполномоченными лицам являются:
а) лицо, указанное в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве руководителя юридического лица либо лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо физическое лицо, указанное в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя, информация о полномочиях которых предоставлена единой системой идентификации и аутентификации (далее - руководитель);
б) лицо, уполномоченное руководителем на осуществление в единой информационной системе и (или) на электронной площадке от имени участника закупки действий, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе на определение иных лиц, уполномоченных на осуществление таких действий;
в) лицо, уполномоченное оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил;
г) руководитель аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица;
д) физическое лицо, в том числе иностранное физическое лицо (за исключением физического лица, указанного в подпункте "а" настоящего пункта);
е) руководитель иностранного юридического лица.
В соответствии с частью 4 Правил для регистрации уполномоченного лицо осуществляет следующие действия:
а) проходит регистрацию, идентификацию и аутентификацию в единой системе идентификации и аутентификации, при этом:
руководитель определяет при необходимости лица, указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, посредством единой системы идентификации и аутентификации;
руководитель наделяет лиц, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, полномочиями на осуществление действий в единой информационной системе и (или) на электронной площадке;
б) формирует информацию и документы, предусмотренные пунктами 5 и 6 настоящих Правил, для их размещения в реестре участников.
В соответствии с частью 4 Правил для регистрации уполномоченного лицо осуществляет следующие действия:
а) проходит регистрацию, идентификацию и аутентификацию в единой системе идентификации и аутентификации, при этом:
руководитель определяет при необходимости лица, указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, посредством единой системы идентификации и аутентификации;
руководитель наделяет лиц, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, полномочиями на осуществление действий в единой информационной системе и (или) на электронной площадке;
б) формирует информацию и документы, предусмотренные пунктами 5 и 6 настоящих Правил, для их размещения в реестре участников.
В соответствии с Кратким руководством пользователя по работе с функционалом единой информационной системы в сфере закупок для регистрации в единой информационной системе представителя участника закупок, такой представитель должен быть предварительно зарегистрирован в ЕСИА. После успешной аутентификации пользователя в ЕСИА осуществляется автоматический переход в единую информационную систему и проверка типа учетной записи пользователя из ЕСИА и становится доступна регистрация участника закупок в единой информационной системе.
После завершения регистрации нового представителя участника закупок в единой информационной системе администратору необходимо установить полномочия представителя и функции на электронной площадке, после чего осуществляется автоматическая отправка информации о новом представителе участника закупок на электронные площадки путем информационного взаимодействия единой информационной системы и электронных площадок.
Просим так же учесть, что, согласно Федеральному закону от 04.08.2023 N 457-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливается обязанность на совершение действий при использовании ЭЦП только с приложением машиночитаемой доверенности, однако, вступает данный закон в силу только с 01 октября 2023 года».
Согласно письменным возражениям Заказчика:
«В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон 223-ФЗ), при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется в том числе правовым актом, регламентирующим правила закупки. Правовым актом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и содержащий требования к закупке, согласно ч. 2 ст. 2 Закона 223-ФЗ, является Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП РК «Крымавтодор» (далее – Положение).
Согласно пп. 3.8.1.1 Главы 3 Положения, требования к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке указываются в документации о закупке в соответствии с Законом 223-ФЗ и Положением о закупке Заказчика.
В соответствии с п.3 Части 4 Документации о закупке, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, копию документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки, за исключением случаев подписания закупки:
а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;
б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо.
Заказчик вправе самостоятельно устанавливать перечень требований к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Вместе с тем, данное требование установлено в соответствии с подпунктом 4 пункта 3.8.2.4. Положения о закупке, и которое в свою очередь установленных подпунктом 5 части 19.1. статьи 3.4 Закона 223-ФЗ требований.
Из документов, предоставленных Участником, устанавливается следующее:
– участник закупки не является индивидуальным предпринимателем;
– заявка участника закупки подписана электронной цифровой подписью физического лица, которое не указано в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (руководитель);
– документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявку, действовать от имени участника конкурентной закупки, в составе пакета документов не предоставлен, что не позволяет установить его отношение к участнику закупки.
В соответствии с пп. 2 п. 5.1.10.4. Главы 5 Положения, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов (информации) и (или) предоставление документов, содержащих нечитабельный текст, нечитаемых электронных документов, которые предусмотрены документацией об электронном аукционе.
На основании п. 14 Части 8 Документации об аукционе, поданная Участником заявка на участие в аукционе посредством функционала электронной торговой площадки отклонена в связи с тем, что данная заявка подписана электронной цифровой подписью лица, в отношении которого в составе заявки отсутствует документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени участника.
Таким образом, участником электронного аукциона предоставлена заявка, не соответствующая требованиям Документации об аукционе.
Доводы, предоставленные в жалобе ООО «ГК Урал Лидер Групп», имеют отношение к выпуску сертификата электронной подписи, регистрации Участника на электронной торговой площадке. В части же непосредственной подачи заявки на участие в проводимой процедуре закупки сведения, содержащиеся в электронной подписи, позволяют лишь определить, что заявка на участие в закупке была подписана Варжина Надеждой Валерьевной, однако объема полномочий или действий, которые данное лицо вправе осуществлять от имени участника закупки – юридического лица, в сертификате электронной цифровой подписи не указаны.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» законным представителем общества с ограниченной ответственностью является единоличный исполнительный орган общества. Согласно пункту 1 части 3 статьи 40 указанного закона единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. Полномочия иного лица, действующего от имени юридического лица, по общему правилу, должно быть оформлено доверенностью.
Заявитель жалобы конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Единой закупочной комиссии Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями Закона 223-ФЗ и собственной документации».
Согласно пункту 5 части 19.1. статьи 3.4. Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копии документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки:
а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;
б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (далее в настоящей статье - руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо.
Также данное требование установлено подпунктом 4 пункта 3 Части 4 «ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, ФОРМЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ» Закупочной документации:
«Копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки, за исключением случаев подписания заявки:
а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;
б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо;
(рекомендуемая форма № 3 Документации)».
В соответствии с пунктом 14 части 8 «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР ЗАКУПКИ» Закупочной документации:
«Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) несоответствия участника закупки требованиям, предъявляемым к участникам закупки, установленным документацией об электронном аукционе;
2) непредставления документов (информации) и (или) предоставление документов, содержащих нечитабельный текст, нечитаемых электронных документов, которые предусмотрены документацией об электронном аукционе;
3) несоответствия документов и информации, предоставленных участником закупки, требованиям, установленным документацией о таком аукционе;
4) наличие в документах, предоставленных участником закупки, недостоверной информации об участнике электронного аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
(пункт 5.1.10.4. Положения)».
Комиссия, изучив представленные на заседании Комиссии документы, установила, что заявка от ООО " ГК Урал Лидер Групп" подана Варжиной Надеждой Валерьевной, при этом, в составе заявки отсутствуют документы, подтверждающие ее полномочия на подписание заявки.
В свою очередь, согласно выписке из ЕГРЮЛ директором ООО "ГК Урал Лидер Групп" (ИНН: 6686101032) является Бисеров Владимир Владимирович, и в соответствии с пунктом 5 части 19.1. статьи 3.4. Закона о закупках только он имеет право подписывать заявку на участие в Закупке без представления документов, подтверждающих полномочия на ее подписание.
Как было указано ранее, в рассматриваемом случае заявка подписана представителем Заявителя, в связи с чем, предоставление документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника, являлось обязательным.
Кроме того, Комиссия принимает во внимание, что на участие в Закупке подано 4 заявки, при этом, по обжалуемым основаниям была отклонена только заявка Заявителя, что свидетельствует о том, что документация участникам ясна, не содержала в себе двоякого толкования и не вводила в заблуждение участников Закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя не соответствовала требованиям документации о Закупке и подлежала отклонению.
Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий.
В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем.
С учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.