Решение №№082/07/18.1-2074/2023 Решение по делу №082/07/18.1-2074/2023 о результатах рассмо... от 2 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Республике Крым и городу Севастополю

Адрес: ул. Александра Невского, д. 1,

г. Симферополь, Республика Крым, 295000

тел. +74997552323 (доб.082-100)

e-mail: to82@fas.gov.ru

   

Решение
по делу №082/07/18.1-2074/2023
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 02.10.2023 г. Симферополь

Решение изготовлено в полном объеме 03.10.2023

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Управление, Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении закупки «Поставка автономных осветительных систем с транспортным светофором для установки на автомобильных дорогах общего пользования Республики Крым» (извещение №32312744832), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, признавшей заявку Заявителя несоответствующей требованиям документации о Закупке в нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки комиссия Заказчика действовала в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГУП РК "Крымавтодор" (далее – Положение о закупке).

В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно итоговому протоколу от 21.09.2023 №32312744832-04, заявка Заявителя была не допущена к участию в Закупке на следующем основании:

«Вторая часть заявки не соответствует требованиям Документации об аукционе, а именно:

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон 223-ФЗ), при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется в том числе правовым актом, регламентирующим правила закупки. Правовым актом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и содержащий требования к закупке, согласно ч. 2 ст. 2 Закона 223-ФЗ, является Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП РК «Крымавтодор» (далее – Положение).

Согласно пп. 3.8.1.1 Главы 3 Положения, требования к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке указываются в документации о закупке в соответствии с Законом 223-ФЗ и Положением о закупке Заказчика.

В соответствии с п.3 Части 4 Документации о закупке, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, копию документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки, за исключением случаев подписания закупки:

а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;

б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо.

В свою очередь:

– участник закупки не является индивидуальным предпринимателем;

– заявка участника закупки подписана электронной цифровой подписью физического лица, которое не указано в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (руководитель);

– документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявку, действовать от имени участника конкурентной закупки, в составе пакета документов не предоставлен, что не позволяет установить его отношение к участнику закупки.

Таким образом, участником электронного аукциона предоставлена заявка, не соответствующая требованиям Документации об аукционе.

В соответствии с пп. 2 п. 5.1.10.4. Главы 5 Положения, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов (информации) и (или) предоставление документов, содержащих нечитабельный текст, нечитаемых электронных документов, которые предусмотрены документацией об электронном аукционе.

На основании п. 14 Части 8 Документации об аукционе настоящая заявка отклонена».

В соответствии с жалобой Заявителя:

«Квалифицированная ЭП или КЭП подтверждает, что документ подписан конкретным человеком и придает им юридическую силу. Она выдается аккредитованными удостоверяющими центрами

В случае выпуска сертификата на сотрудника с предоставлением определенных прав доступа, такой сотрудник становится уполномоченным представителем организации и действует от лица компании с личной ЭП в пределах предоставленных ему разрешений.

Руководством ООО «ГК Урал Лидер Групп» был выпущен и зарегистрирован сертификат ЭЦП на сотрудника- Варжину Надежду Валерьевну с предоставлением прав доступа на подачу заявок на электронных площадках и подписание контрактов.

Выдача ЭЦП для сотрудника происходит в удостоверяющем центре, при использовании пакета документов, в том числе и доверенности на сотрудника от руководителя общества, которые после регистрируются в ЕРУЗ.

Пунктом 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" установлено:

«В случае выдачи сертификата ключа проверки усиленной электронной подписи юридическому лицу в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее - лицо, уполномоченное действовать без доверенности)».

Таким образом, владелец сертификата в данном случае является физическим лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности.

А возможность осуществления определенных действий уже включена в пакет разрешений при регистрации данной подписи в ЕРУЗ.

Более того, система не дает возможности осуществления действий на электронно- торговых площадках лицам, сертификат ключа которых не имеет разрешения на это.

Порядок и сроки установлены Правилами регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 N 1752:

Согласно части 3 Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 N 1752, уполномоченными лицам являются:

а) лицо, указанное в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве руководителя юридического лица либо лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо физическое лицо, указанное в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя, информация о полномочиях которых предоставлена единой системой идентификации и аутентификации (далее - руководитель);

б) лицо, уполномоченное руководителем на осуществление в единой информационной системе и (или) на электронной площадке от имени участника закупки действий, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе на определение иных лиц, уполномоченных на осуществление таких действий;

в) лицо, уполномоченное оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил;

г) руководитель аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица;

д) физическое лицо, в том числе иностранное физическое лицо (за исключением физического лица, указанного в подпункте "а" настоящего пункта);

е) руководитель иностранного юридического лица.

В соответствии с частью 4 Правил для регистрации уполномоченного лицо осуществляет следующие действия:

а) проходит регистрацию, идентификацию и аутентификацию в единой системе идентификации и аутентификации, при этом:

руководитель определяет при необходимости лица, указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, посредством единой системы идентификации и аутентификации;

руководитель наделяет лиц, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, полномочиями на осуществление действий в единой информационной системе и (или) на электронной площадке;

б) формирует информацию и документы, предусмотренные пунктами 5 и 6 настоящих Правил, для их размещения в реестре участников.

В соответствии с частью 4 Правил для регистрации уполномоченного лицо осуществляет следующие действия:

а) проходит регистрацию, идентификацию и аутентификацию в единой системе идентификации и аутентификации, при этом:

руководитель определяет при необходимости лица, указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, посредством единой системы идентификации и аутентификации;

руководитель наделяет лиц, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, полномочиями на осуществление действий в единой информационной системе и (или) на электронной площадке;

б) формирует информацию и документы, предусмотренные пунктами 5 и 6 настоящих Правил, для их размещения в реестре участников.

В соответствии с Кратким руководством пользователя по работе с функционалом единой информационной системы в сфере закупок для регистрации в единой информационной системе представителя участника закупок, такой представитель должен быть предварительно зарегистрирован в ЕСИА. После успешной аутентификации пользователя в ЕСИА осуществляется автоматический переход в единую информационную систему и проверка типа учетной записи пользователя из ЕСИА и становится доступна регистрация участника закупок в единой информационной системе.

После завершения регистрации нового представителя участника закупок в единой информационной системе администратору необходимо установить полномочия представителя и функции на электронной площадке, после чего осуществляется автоматическая отправка информации о новом представителе участника закупок на электронные площадки путем информационного взаимодействия единой информационной системы и электронных площадок.

Просим так же учесть, что, согласно Федеральному закону от 04.08.2023 N 457-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливается обязанность на совершение действий при использовании ЭЦП только с приложением машиночитаемой доверенности, однако, вступает данный закон в силу только с 01 октября 2023 года».

Согласно письменным возражениям Заказчика:

«В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон 223-ФЗ), при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется в том числе правовым актом, регламентирующим правила закупки. Правовым актом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и содержащий требования к закупке, согласно ч. 2 ст. 2 Закона 223-ФЗ, является Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП РК «Крымавтодор» (далее – Положение).

Согласно пп. 3.8.1.1 Главы 3 Положения, требования к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке указываются в документации о закупке в соответствии с Законом 223-ФЗ и Положением о закупке Заказчика.

В соответствии с п.3 Части 4 Документации о закупке, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, копию документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки, за исключением случаев подписания закупки:

а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;

б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо.

Заказчик вправе самостоятельно устанавливать перечень требований к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Вместе с тем, данное требование установлено в соответствии с подпунктом 4 пункта 3.8.2.4. Положения о закупке, и которое в свою очередь установленных подпунктом 5 части 19.1. статьи 3.4 Закона 223-ФЗ требований.

Из документов, предоставленных Участником, устанавливается следующее:

– участник закупки не является индивидуальным предпринимателем;

– заявка участника закупки подписана электронной цифровой подписью физического лица, которое не указано в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (руководитель);

– документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявку, действовать от имени участника конкурентной закупки, в составе пакета документов не предоставлен, что не позволяет установить его отношение к участнику закупки.

В соответствии с пп. 2 п. 5.1.10.4. Главы 5 Положения, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов (информации) и (или) предоставление документов, содержащих нечитабельный текст, нечитаемых электронных документов, которые предусмотрены документацией об электронном аукционе.

На основании п. 14 Части 8 Документации об аукционе, поданная Участником заявка на участие в аукционе посредством функционала электронной торговой площадки отклонена в связи с тем, что данная заявка подписана электронной цифровой подписью лица, в отношении которого в составе заявки отсутствует документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени участника.

Таким образом, участником электронного аукциона предоставлена заявка, не соответствующая требованиям Документации об аукционе.

Доводы, предоставленные в жалобе ООО «ГК Урал Лидер Групп», имеют отношение к выпуску сертификата электронной подписи, регистрации Участника на электронной торговой площадке. В части же непосредственной подачи заявки на участие в проводимой процедуре закупки сведения, содержащиеся в электронной подписи, позволяют лишь определить, что заявка на участие в закупке была подписана Варжина Надеждой Валерьевной, однако объема полномочий или действий, которые данное лицо вправе осуществлять от имени участника закупки – юридического лица, в сертификате электронной цифровой подписи не указаны.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» законным представителем общества с ограниченной ответственностью является единоличный исполнительный орган общества. Согласно пункту 1 части 3 статьи 40 указанного закона единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. Полномочия иного лица, действующего от имени юридического лица, по общему правилу, должно быть оформлено доверенностью.

Заявитель жалобы конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Единой закупочной комиссии Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями Закона 223-ФЗ и собственной документации».

Согласно пункту 5 части 19.1. статьи 3.4. Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копии документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки:

а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;

б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (далее в настоящей статье - руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо.

Также данное требование установлено подпунктом 4 пункта 3 Части 4 «ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, ФОРМЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ» Закупочной документации:

«Копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки, за исключением случаев подписания заявки:

а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;

б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо;

(рекомендуемая форма № 3 Документации)».

В соответствии с пунктом 14 части 8 «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР ЗАКУПКИ» Закупочной документации:

«Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) несоответствия участника закупки требованиям, предъявляемым к участникам закупки, установленным документацией об электронном аукционе;

2) непредставления документов (информации) и (или) предоставление документов, содержащих нечитабельный текст, нечитаемых электронных документов, которые предусмотрены документацией об электронном аукционе;

3) несоответствия документов и информации, предоставленных участником закупки, требованиям, установленным документацией о таком аукционе;

4) наличие в документах, предоставленных участником закупки, недостоверной информации об участнике электронного аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

(пункт 5.1.10.4. Положения)».

Комиссия, изучив представленные на заседании Комиссии документы, установила, что заявка от ООО " ГК Урал Лидер Групп" подана Варжиной Надеждой Валерьевной, при этом, в составе заявки отсутствуют документы, подтверждающие ее полномочия на подписание заявки.

В свою очередь, согласно выписке из ЕГРЮЛ директором ООО "ГК Урал Лидер Групп" (ИНН: 6686101032) является Бисеров Владимир Владимирович, и в соответствии с пунктом 5 части 19.1. статьи 3.4. Закона о закупках только он имеет право подписывать заявку на участие в Закупке без представления документов, подтверждающих полномочия на ее подписание.

Как было указано ранее, в рассматриваемом случае заявка подписана представителем Заявителя, в связи с чем, предоставление документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника, являлось обязательным.

Кроме того, Комиссия принимает во внимание, что на участие в Закупке подано 4 заявки, при этом, по обжалуемым основаниям была отклонена только заявка Заявителя, что свидетельствует о том, что документация участникам ясна, не содержала в себе двоякого толкования и не вводила в заблуждение участников Закупки.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя не соответствовала требованиям документации о Закупке и подлежала отклонению.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий.

В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем.

С учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу Заявителя необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны