Решение №ВМ/7920/23 Решение по делу №082/07/3-1758/2023 по результатам рассмотре... от 1 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 082/07/3-1758/2023

по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном

статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года

№ 135 – ФЗ «О защите конкуренции»

                                                                                                                                  г. Севастополь

Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме 01 сентября 2023 года.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) Межрегионального Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе: <...> В.В. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя Крымского УФАС России (далее – Отдел), председатель Комиссии; <...> А.А. – главный специалист-эксперт Отдела, член Комиссии; <...> А.В. – специалист-эксперт Отдела, член Комиссии, при подключении посредством интернет-видеоконференции через программу «TrueConf» представителя Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Севтеплоэнерго»: <...> Д.А. (доверенность № 72 от 06.04.2023г.), при очном участии представителя Общества с ограниченной ответственностью «<...>»: <...> И.Б. (доверенность № 80/К-23 от 04.07.2023г.), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «<...>» (далее – Заявитель) на действия Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Севтеплоэнерго» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку мазута топочного, извещение №32312650702  (далее – Закупка), заслушав пояснения представителя Заказчика, рассмотрев представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении закупки, протоколы заседаний закупочной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в единой информационной системе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС).

Заявитель считает, что Заказчиком составлена документация о закупке с нарушением норм действующего законодательства. В своей жалобе указал следующее: «…18 августа 2023 года Заказчиком был размещен протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в запросе предложений в электронной форме от 18.08.2023 г. №120-1/2023-ЗП.

В соответствии с данным протоколом заявка ООО «<...>» была отклонена в связи с тем, что была составлена на бланке предприятия.

В соответствии с пунктом 32 информационной карты запроса предложений в первой части заявки поставщику необходимо указать: Согласие с условиями закупки (с указанием технических характеристик товара) (Форма 1), что и было нами сделано в соответствии с техническим заданием.

Разделом 3 документации предусмотрена форма первой части заявки, а именно Согласие на поставку товара (с указанием технических характеристик товара).

К данной форме была составлена инструкция по заполнению форм, предусмотренных Закупочной документацией, и общие правила о порядке толкования ее применения, которая не предусматривает в каком виде должна быть подана заявка на участие.

ООО «<...>» считает, что Заказчик при отклонении заявки ООО «<...>» на основании протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в запросе предложений в электронной форме от 18.08.2023 г. №120-1/2023-313 допустил нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ Закона «О защите конкуренции»…».

Заказчик не согласен с доводами жалобы и просит признать жалобу необоснованной. В своих возражениях пояснил следующее: «…1. Заявитель сообщает в пункте 6 Жалобы о том, что его заявка на участие в закупке отклонена неправомерно, так как по мнению Заявителя им полностью соблюдены условия Документации о проведении запроса предложений в электронной форме от 7 августа 2023 года №120/2023-ЗП «Поставка мазута топочного» (далее — Документация о закупке), то есть заявка подана в соответствии с пунктом 32 раздела 2 Документации о закупке с соблюдением всех требований к составлению и подаче первой части заявки, предусмотренных Формой 1 «Согласие с условиями закупки (с указанием технических характеристик товара)».

  1. Закупочная комиссия Заказчика при рассмотрении первой части заявки Заявителя обнаружила указание Заявителем своего наименования, юридического адреса, расчетного счета и идентификационного номера налогоплательщика. При предоставлении данных сведений Заявитель нарушил пункт 2.9.7 раздела 1 Документации о закупке и пункты 1 и 2 Инструкции по заполнению форм, предусмотренных Закупочной документацией, и общих правил о порядке толкования ее применения (далее — Инструкция), что повлекло за собой отклонение заявки Заявителя на основании части 2.12.4 раздела 1 Документации о закупке. По поводу данного обстоятельства в пункте 8.1 Протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений в электронной форме от 18 августа 2023 года №120-1/2023-ЗП в отношении заявки Заявителя сделана следующая запись: «Заявка участника закупки отклонена в соответствии с частью 2.12.4 раздела 1 «Общая часть» документации: «предоставление в первой части заявки сведений об Участнике закупки, которые позволяют его идентифицировать (в не обезличенном виде)».
  2. Довод Заявителя о соблюдении им Инструкции основан на неверном понимании пунктов 1 и 2 Инструкции. Согласно пункту 1 Инструкции участник закупки должен придерживаться форм, которые содержатся в Документации о закупке. Указание реквизитов участника закупки, в том числе наименования, юридического адреса, расчетного счета и идентификационного номера налогоплательщика Формой 1 не предусмотрено. Вместо реквизитов подписи в Форме 1 указано: «Подписано ЭЦП», то есть, означает применение исключительно программно-аппаратных средств с использованием ключа электронной подписи, которые должны обеспечивать недоступность для закупочной комиссии Заказчика сведений об участнике закупки. Согласно пункту 2 Инструкции образцы заполнения являются обязательными, отклонения от требований образца могут быть обоснованы только особенностями сведений и документов, имеющихся у участника закупки, не предусмотренных такими образцами. Ни о каких специфических особенностях сведений и документов Заявителя, которые могли явиться законным основанием для корректировки Заявителем Формы 1, в Жалобе не приводятся. Таким образом, Заявитель в нарушение Инструкции произвольно внес недопустимые корректировки в предусмотренную Документацией о закупке Форму 1.
  3. Заявитель не приводит конкретных доводов относительно выявленных по его мнению нарушений статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции», в Жалобе не содержится указания на нормы Закона о закупках, положения Документации о закупке не обжалуются. Обоснование причинно-следственной связи между заявленным доводом и действиями закупочной комиссии Заказчика в Жалобе отсутствуют.

Таким образом, Заказчик не усматривает в своих действиях нарушений при рассмотрении заявки Заявителя».

В ходе заседания Комиссия Управления, изучив представленные сторонами материалы и информацию, заслушав доводы Заявителя, возражения Заказчика, установила следующее:

Жалоба Заявителя подана по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Частями 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

07.08.2023 года на сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку мазута топочного извещение №32312650702. Информация о закупке размещена на официальном сайте электронной площадки Общества с ограниченной ответственность «ЭТР», извещение №32312650702.

Начальная (максимальная) цена договора: 20 019 165,00 руб.

Дата окончания подачи заявок – 17.08.2023 года.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В общей сложности на участие в Закупке подано 2 (две) заявки, в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок участников запроса цен от 18.08.2023 №120-1/2023-ЗП была отклонена заявка Заявителя в связи с частью 2.12.4 раздела 1 «Общая часть» документации: «предоставление сведений об Участнике закупки, которые позволяют его идентифицировать (в не обезличенном виде)».

В жалобе Заявитель подтвердил, что подал заявку на бланке предприятия, на котором указаны данные, в соответствии с которыми можно установить именование Участника Закупки, копия заполненного бланка была представлена Заказчиком и приложена к материалам дела.

В жалобе Заявитель указывает, что к форме на Согласие на поставку товара не предусмотрены требования к виду, в котором должна быть подана заявка согласно Закупочной документации. Согласно части 2.12.4 раздела 1 «Общая часть» документации: «предоставление сведений об Участнике закупки, которые позволяют его идентифицировать (в не обезличенном виде)».

Комиссия считает необходимым отметить, что согласно части 21 статьи 3.4 Закона о закупках в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

Данная норма содержит императивный запрет, не допускает иного толкования и применения, что не противоречит аукционной документации.

Таким образом, Заявителем нарушены императивные требования к составу и оформлению заявки на участие в закупке, установленные в статье 3.4 Закона о закупках, в связи с чем у Заказчика имелись основания для недопуска участника к Закупке.

На основании изложенного Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений антимонопольного законодательства, так как при отклонении заявки Заявителя Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках и собственной документации, требования которой применялись в равной степени ко всем участникам Закупки.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий.

В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

В свою очередь Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, указанный довод жалобы Заявителя является необоснованным.

Рассмотрение жалобы заявителя произведено Комиссией Управления в пределах доводов жалобы, составляющими предмет обжалования, в соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «<...>» на действия Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Севтеплоэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку мазута топочного, извещение №32312650702, необоснованной.
  2. Снять ограничения, установленные уведомлением Крымского УФАС России о принятии жалобы к рассмотрению от 24 августа 2023 года № ДЧ/7376/23.

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1, статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны