Решение по жалобе №№082/10/18.1-1706/2023 Решение по делу №082/10/18.1-1706/2023 о результатах рассмо... от 25 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Решение
по делу №082/10/18.1-170
6/2023
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии

члены Комиссии:

при участии представителей интересов:

- МУП (далее – Заказчик) – (по доверенности),

- МКУ (далее — Уполномоченный орган) — (по доверенности),

- ООО (далее – Заявитель) – на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом, о причинах отсутствия не сообщали,

рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки «Поставка молока и молочной продукции» (извещение №32312648385) (далее – Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках, а также в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд МУП (далее – Положение).

В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «***» утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым «***» (ред. от 18.07.2023) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3.9 Положения о закупке в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

04.08.2023 утверждена документация о проведении конкурса в электронной форме по предмету закупки «Поставка молока и молочной продукции» (далее – Документация).

Пунктами 2, 3 раздела VI. Описание предмета закупки (Техническое задание) Документации установлены следующие требования к поставляемым товарам: «Сметана 15%. Упаковка: ПЭТ пакет 0, 5 кг.», «Молоко питьевое. Упаковка – ПЭТ пакет, весом 1000 мл.».

Согласно доводам Заявителя:

«В документации установлены следующие требования к поставляемым товарам: «Сметана 15%. Упаковка: ПЭТ пакет 0, 5 кг.», «Молоко питьевое. Упаковка – ПЭТ пакет, весом 1000 мл., считаем, что заказчик предъявил к участникам требования, ограничивающие конкуренцию, тем самым нарушил п.2 ч.6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров , работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно возражениям Уполномоченного органа:

«Заявитель оспаривает требования к поставляемым товарам, установленным в Документации, однако в жалобе не приводит ни одного довода, свидетельствующего о нарушении его прав такими требованиями.

Также, в ходе подготовки электронного конкурса Заказчиком был изучен рынок молочной продукции Республики Крым и ближайших регионов, способных обеспечить Заказчика товаром необходимого качества.

В части, касающейся молока с фасовкой 1 литр, Заказчик получил информацию о не менее 4-х производителях в Республике Крым, готовых произвести и поставить молоко с необходимой фасовкой:

1) ООО «***» (297000 Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Заводская,77) производит молоко для оптовой продажи (в том числе в рамках государственного/муниципального заказа) с фасовкой 1 литр (прилагаем фото продукции и актуальный прайс лист). Также, ООО «Крымский молочник» принимает участие в настоящей закупке.

2) ООО «***» - Сакский молочный завод (297412 РФ РК г.Евпатория проспект им. В.И. Ленина, дом 48/4 офис 127) производит молоко для оптовой продажи (в том числе в рамках государственного/муниципального заказа) с фасовкой 1 литр (прилагаем фото продукции и полученное коммерческое предложение). Также, ООО «***» принимает участие в настоящей закупке.

3) ООО «***» – Джанкойское молоко (296102, Республика Крым, г. Джанкой ул. Первомайская 62) производит молоко для оптовой продажи (в том числе в рамках государственного/муниципального заказа) с фасовкой 1000 г. (прилагаем фото продукции).

4) ИП М*** – Крымский сыр (295050, Республика Крым, г.Симферополь, ул. Вилар 46) производит молоко для оптовой продажи (в том числе в рамках государственного/муниципального заказа) с любой фасовкой от 400 до 1000 г. (прилагаем декларации соответствия, фотографии актуальный прайс-лист).

Обращаем внимание комиссии Крымского УФАС России, что в розницу, зачастую, с целью максимальной экономической выгоды, производители выпускают молоко объемом до 900 мл. Однако, с целью исполнения государственных контрактов и поставок продукции в государственные учреждения, в том числе для приготовления пищи для образовательных учреждений эти же производители могут производить иные фасовки, удобные для государственного заказчика – 1 литр. Перенастройка оборудования на иную фасовку не занимает большого количества времени, и не требует значительных финансовых вложений, особенно когда речь идет об упаковке в ПЭТ пленку. ООО «***, ООО «***» в качестве розничного товара (на прилавках) используют фасовку 900 мл, однако по государственным контрактам поставляют в том числе фасовку 1 литр.

Дополнительно предоставляем информацию о наличии на рынке ближайших регионов (граничащих с Республикой Крым) молока с необходимой фасовкой:

1) Молочная компания «***» - г. Ростов на дону: http://polarbear.ru/dairy_products/ - производит как 900 мл так и 1 литр молока (по ссылке молоко 900 мл и 1 литр).

2) АО «*** молочный завод» - Краснодарский край: творогов.рф/catalog/moloko/moloko-pasterizovannoe-- производит как 900 мл так и 1 литр молока (по ссылке – молоко в фасовке 1 литр).

3) АО «***» - Ростовская область, https://tmz.su/all/ производит как 0,5, 0,9 так и 1 литр молока (каталог прилагаем).

В части касающейся сметаны с фасовкой 0,5 кг, Заказчик получил информацию о не менее 3-х производителях в Республике Крым, готовых произвести и поставить сметану с необходимой фасовкой:

1) ООО «*** (297000 Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Заводская,77) производит сметану для оптовой продажи (в том числе в рамках государственного/муниципального заказа) с фасовкой 0,5 кг (прилагаем фото продукции). Также, ООО «***» принимает участие в настоящей закупке.

2) ООО «***» - Сакский молочный завод (297412 РФ РК г.Евпатория проспект им. В.И. Ленина, дом 48/4 офис 127) производит сметану для оптовой продажи (в том числе в рамках государственного/муниципального заказа) с фасовкой 0,5 кг (прилагаем фото продукции). Также, ООО «***» принимает участие в настоящей закупке.

3) ИП *** – Крымский сыр (295050, Республика Крым, г.Симферополь, ул. Вилар 46) производит сметану для оптовой продажи (в том числе в рамках государственного/муниципального заказа) с любой фасовкой (прилагаем декларации соответствия).

Все прайс листы/ коммерческие предложения, предоставленные в части первого довода, актуальны и в части довода о фасовке сметаны (приложены в составе возражения).

Дополнительно предоставляем информацию о наличии на рынке ближайших регионов (соседствующих с Республикой Крым) сметаны с необходимой фасовкой:

1) АО «***» - Краснодарский край: https://творогов.рф/catalog/smetana/smetana производит как сметану как 0,4 так и 0,5 кг (по ссылке – сметана в фасовке 0,5 кг).

2) АО «***» - Ростовская область, https://tmz.su/all/ производит 0,5 кг сметану (каталог приложен в рамках первого довода жалобы).

3) ***– Белгородская область http://nezhegol.ru/

производит 0,5 кг сметану (http://nezhegol.ru/wp-content/uploads/2019/02/сметана-пэт-15.jpg).

Обращаем внимание комиссии Крымского УФАС России, что в розницу, зачастую, с целью максимальной экономической выгоды, производители выпускают сметану объемом до 450 мл. Однако, с целью исполнения государственных контрактов и поставок продукции в государственные учреждения, в том числе для приготовления пищи для образовательных учреждений эти же производители могут производить иные фасовки, удобные для государственного заказчика – 0,5 кг. Перенастройка оборудования на иную фасовку не занимает большого количества времени, и не требует значительных финансовых вложений, особенно когда речь идет об упаковке в ПЭТ пленку. ООО «Крымский молочник» в качестве розничного товара (на прилавках) используют фасовку 400 грамм, однако по государственным контрактам поставляют в том числе фасовку 0,5 кг».

Комиссия Крымского УФАС России проанализировав документацию о закупке, пояснения сторон установила следующее.

В соответствии с пунктом 6 обзором судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом в соответствии с требованиями Положения о закупках, требованиями Положения о закупках, требования устанавливаются Заказчиком исходя из своей потребности. При этом именно Заказчик устанавливает требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, их количественных и качественных характеристик, а также устанавливает форму и содержание заявки на участие в процедуре закупки.

Представителем Заказчика на заседании комиссии пояснено, что указанные в техническом задании требования к упаковке продукции «Сметана 15%. Упаковка: ПЭТ пакет 0, 5 кг.», «Молоко питьевое. Упаковка – ПЭТ пакет, весом 1000 мл.» сформированы исходя из потребностей Заказчика, обусловленной особенностями технологических процессов, протекающих в ходе его обычной хозяйственной деятельности.

Заявителем в ходе заседания не представлено доказательств, что оспариваемые требования влекут предоставление преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту и ограничивают конкуренцию.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Исходя из доводов уполномоченного органа антимонопольным органом установлено, что как минимум 4 производителя в Республике Крым готовы поставить молоко, соответствующее требованиям технического задания и, как минимум 3 производителя сметаны, готовы поставить сметану, соответствующую требованиям технического задания. При этом, данную продукцию могут поставить неограниченное количество участников в Республике Крым, а также ряд производителей и участников в соседних регионах.

Также, согласно протоколу открытия доступа 32312648385-01 от 21.08.2023 на участие в процедуре №32312648385 (поставка молока и молочной продукции) подано 2 (две) заявки на участие в закупке, заявка Заявителем на участие в конкурсе не подавалась, что указывает на отсутствие у Заявителя намерения участвовать в обжалуемой процедуре. Таким образом, довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу Заявителя необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.*

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны