Решение №082/07/18.1-1086/2020 Решение по делу №082/07/18.1-1086/2020 о результатах рассмот... от 27 мая 2020 г.
Решение_082_07_18.1-1086_2020_част.об_бр.doc (218.00 Кб)
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Адрес: ул. Александра Невского, д. 1, г. Симферополь, Республика Крым, 295000 тел. (3652) 544-638, факс (3652) 252-431 e-mail: to82@fas.gov.ru 27.05.2020 №082/07/18.1-1086/2020вкс
|
Заявитель: ООО «Геосервис» 197198, г. Санкт-Петербург, пр. Малый П.С., д. 5, лит. Б geoservisespb@yandex.ru
Заказчик: ГУП РК «Крымэнерго». 295034, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 74/6 SolovskiyAL@krgo.energy.crimea.ru
Оператор электронной площадки: Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» 121151, г. Москва, наб. Тараса Шевченко, д. 23А, сектор В, 25 этаж e-mail: ko@rts-tender.ru
|
|
Решение
по делу №082/07/18.1-1086/2020
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
27.05.2020 г. Симферополь
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:
Рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки «Оказание услуг по выполнению кадастровых работ по оформлению технических планов на объекты имущества, находящиеся в государственной собственности Республики Крым и закрепленные на праве хозяйственного ведения за ГУП РК «Крымэнерго»» (извещение №32009026151) (далее – Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердивший документацию о Закупке с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки комиссия Заказчика действовала в соответствии с положениями Закона о закупках, а также в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП РК «Крымэнерго».
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам такой закупки.
Соответственно, закупочная комиссия Заказчика при осуществлении процедур рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в закупочных процедурах, должна руководствоваться, в том числе, положением о закупке, документацией о закупке.
Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Из анализа вышеназванной статьи следует, что под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки. Соответственно, в закупочной документации должны быть раскрыты сведения о порядке формирования и подачи заявок, разрешения вопроса об их соответствии закупочной документации и отклонения таких заявок, порядке определения победителя закупки (с указанием всех осуществляемых организатором торгов в этих целях действий, включая сведения о порядке присвоения заявкам балльных оценок в случае их сопоставления по набранным баллам), а также о порядке заключения договоров по результатам проведенной закупки, поскольку обратное приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, стремящихся, используя несовершенство действующего законодательства, заключить контракты именно с заранее определенными лицами.
Согласно первому доводу Заявителя:
«Применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, ограничению конкуренции. Насколько это правомерно и не ставятся ли тем самым участники закупок, применяющие УСН, в дискриминационное положение по сравнению с участниками закупок на общей системе налогообложения?»
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
В пункте 5 «Порядок формирования цены договора (цены лота)» Раздела 1 документации о Закупке установлено:
«В стоимость оказания услуг/выполнения работ/ поставки товаров должны быть включены стоимость самих работ, услуг, а также стоимость требуемых, по мнению Участника, дополнительных расходов, не учтенных Техническим заданием, прибыль организации, все уплачиваемые Подрядчиком (Поставщиком, Исполнителем) налоги (включая НДС, если он подлежит начислению), иные обязательные платежи, транспортные и расходы на оформления пропусков для доступа на территорию где расположен объект и другие расходы Исполнителя (Подрядчика, Поставщика), связанные с поставкой товаров, материалов, продукции и оборудования, необходимых для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг на предусмотренных Закупкой условиях, а также все скидки»
Закон о Закупках не определяет способов закупки, условий их применения и порядка проведения. Указанные вопросы должны быть урегулированы в утверждаемом заказчиком положении о закупке.
Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Таким образом, заказчик вправе самостоятельно в положении о закупке определить порядок формирования цены договора, в том числе необходимость учета при формировании цены договора налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 17 Приложения №4 к Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП РК «Крымэнерго» «Основные правила и методы оценки предложений в конкурсных закупках»:
«Заказчик вправе установить в документации о закупке возможность оценки по стоимостным критериям дифференцированно в зависимости от применяемой участниками закупки системы налогообложения (с учетом НДС/без НДС)»
Таким образом, Заказчик имел право применить при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога. Довод Заявителя является необоснованным.
Во втором доводе Заявитель указывает на установление Заказчиком субъективных нестоимостных критериев оценивания заявок участников.
Заказчиком в техническом задания документации о Закупке установлены следующие нестоимостные критерии по пункту 2 «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг»:
2.1. Показатель № 1 Технико-экономическое предложение (НЦБ21) Значимость показателя (КЗ): 50 % (коэффициент значимости показателя 0,5) В рамках показателя «Технико-экономическое предложение» оценивается предложение участника закупки по выполнению кадастровых работ по оформлению технических планов на объекты имущества, находящиеся в государственной собственности Республики Крым и закрепленные на праве хозяйственного ведения за ГУП РК «Крымэнерго». При оценке заявок (предложений) по показателю «Технико-экономическое предложение» наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по показателю «Технико-экономическое предложение» с учетом коэффициента значимости показателя и определяется как сумма баллов по каждому из оценочных критериев (параметров) в соответствии с таблицей предусмотренной настоящим показателем:
Количество баллов, присуждаемых по показателю «Технико-экономическое предложение» (НЦБ21), определяется как сумма баллов по каждому из оценочных критериев (параметров) по формуле: НЦБ21 = КЗ x Цi где: КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ = 0.5); Цi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается |
Комиссия, изучив нестоимостной критерий (Техническое предложения по оказанию услуг), приходит к выводу, что такой критерий является полностью субъективным и не позволяет объективно оценить предложения участников. Такой порядок оценки не направлен на выявление лучшего предложения, а позволяет заказчику необоснованно присваивать баллы заявкам без соответствующего на то основания. В документации дана шкала оценки по данному показателю, которая содержит такие оценочные критерии как «Наличие полного технического предложения», однако нигде не указано, что заказчик понимает под «неполным», либо «полным» описанием технического предложения. Критерии «полного» или «неполного» описания не раскрыты, не определен порядок отнесения к той или иной категории. В документации установлено, что предложение участника не должно противоречить условиям, указанным в техническом задании, однако в то же время должно предлагать улучшения по качественным характеристикам объекта закупки, из чего следует, что комиссия Заказчика сможет по своему усмотрению, без наличия на то объективных причин, присуждать баллы при оценивании заявок участников.
Комиссия, изучив нестоимостной критерий (Контроль качества оказания услуг), приходит к выводу, что такой критерий также является полностью субъективным, поскольку в документации дана шкала оценки по данному показателю, которая содержит такие оценочные критерии как «Наличие полного предложения по контролю качества оказания услуг с подтверждением в наличии сертификата системы менеджмента качества ISO 9001:2015 (ГОСТ ИСО 9001-2015)», однако нигде не указано, что заказчик понимает под «неполным», либо «полным» описанием технического предложения. В документации установлено, что предложение участника не должно противоречить условиям, указанным в техническом задании, однако в то же время должно предлагать улучшения по качественным характеристикам объекта закупки, из чего следует, что комиссия Заказчика сможет по своему усмотрению присуждать балы при оценивании заявок участников без наличия на то объективных причин.
В своем отзыве от 26.05.2020 №425/13766 на жалобу, Заказчик указывает следующее.
«Заказчик предоставляет право участником закупки самостоятельно определить и довести до сведения Заказчика ход, последовательность, методологию оказания услуг и перечень нормативно-правовых актов (в том числе технических регламентов и стандартов).
Под технологией оказания услуг понимается последовательность операций и процедур по каждому этапу оказания услуг, в том числе по каждому объекту, указание каким порядком будут оказываться услуги (поточным, последовательным, паралелльным и т.д.».
Комиссия Крымского УФАС России отмечает, что действующим законодательством не предусмотрено нормативное регулирование технологии процесса производства кадастровых работ. Фактически заказчик предлагает потенциальному участнику написать некое пространное «сочинение», оценку которому дает сам же Заказчик. При этом, в таком «сочинении» отсутствует какая-либо конкретика, связанная с качеством производимых работ. Упоминаемые Заказчиком в отзыве варианты порядка проведения (поточным, последовательным, параллельным и т.д.) подразумевают, что Заказчику должен быть важен именно конечный результат, а не некие пространные рассуждения.
Таким образом, включение вышеуказанных нестоимостных критериев безусловно приведет к исключительному субъективному оцениванию заявок потенциальных участников, что является условием, ограничивающим конкуренцию среди участников Закупки. В действиях Заказчика имеется нарушение части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках. При этом процесс «полного» и «неполного» описания технического предложения никак не связан ни с опытом, ни с квалификацией участника. Заказчику требуется провести работы, а не получить некое сочинение описывающее предложение. Потенциальный подрядчик свободен в выборе способов и методов выполнения качественной работы.
Согласно третьему доводу Заявителя Заказчик по нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора (контракта) и деловой репутации, в том числе наличие партнеров и (или) наличие документов, регулирующих отношения по отдельным мероприятиям договора (контракта), специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» по пункту 2 «Положительный опыт оказания услуг по договорам (контрактам)» установил «Положительный опыт оказания услуг» оценивается наличие у участника закупки положительного опыта оказания услуг по договорам (контрактам), в сфере землеустройства и земельного кадастра по объектам электросетевого хозяйства (далее – ОЭСХ)», не являющийся аналогичным предмету закупки.
В результате анализа документации о Закупке Комиссия Крымского УФАС России приходит к следующему.
Согласно п. 3.2.3.2 Положения о закупке товаров, работ и услуг ГУП РК «Крымэнерго» заказчик вправе устанавливать дополнительные требования по наличию опыта поставки аналогичных товаров, выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг.
Предметом выполнения работ по данной закупке является «Оказание услуг по выполнению кадастровых работ по оформлению технических планов на объекты имущества, находящиеся в государственной собственности Республики Крым и закрепленные на праве хозяйственного ведения за ГУП РК «Крымэнерго».
Согласно пункту 3.2 документации о Закупке «Положительный опыт оказания услуг по договорам (контрактам), в сфере землеустройства и земельного кадастра по объектам электросетевого хозяйства (далее – ОЭСХ), заключенными в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ и Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ и исполненным без претензий и применения к исполнителю (подрядчику) штрафов, пеней и неустоек за период 2017 – 2019 г.г., в млн. руб» предполагает предоставление опыта участником закупки в сфере землеустройства и земельного кадастра.
Методика проведения кадастровых работ по иным линейным объектам, помимо объектов ОЭСХ, аналогична. Услуги по договорам (контрактам), в сфере землеустройства и земельного кадастра только по объектам электросетевого хозяйства не являются единственными аналогичными предмету закупки. Заказчик не предоставил доказательств объективной необходимости подтверждения опыта работ в сфере землеустройства и земельного кадастра только по объектам электросетевого хозяйства, а не в том числе, например, иных линейных объектов, методика проведения которых не отличается. Ни Федеральным законом «О землеустройстве», ни Федеральным законом «Об электроэнергетике», ни другими нормативным документом не установлены особенности методики проведения кадастровых работ для ОЭСХ по сравнению с другими объектами, в том числе линейными.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком нестоимостные критерии в документации о Закупке нарушают часть 1 статьи 3, пункт 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной (частично).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.