Решение №082/07/18.1-197/2023 Решение по делу №082/07/18.1-197/2023 о результатах рассмот... от 30 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Республике Крым и городу Севастополю

Адрес: ул. Александра Невского, д. 1,

г. Симферополь, Республика Крым, 295000

тел. +74997552323 (доб.082-100)

e-mail: to82@fas.gov.ru

30.03.2023 №082/07/18.1-197/2023реш

Заказчик:

*

Заявитель:

*

Оператор электронной площадки:

*

 

Решение
по делу №082/07/18.1-197/2023
о результатах рассмотрения жалобы на действия
заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

30.03.2023 г. Симферополь

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Крымского УФАС России *,

членов Комиссии:

заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России *

главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России *,

при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:

- * (далее – Заказчик) – * (по доверенности),

- * (далее – Заявитель) – * (по доверенности),

рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки «Оказание услуг по выполнению кадастровых работ и изготовлению технических планов на объекты недвижимого имущества» (извещение № 32312149122) (далее – Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках, а также в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" (далее – Положение).

В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пунктам 13,14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно Приложению №3 «Оценочная стадия» к закупочной документации к документации о Закупке по показателю «Деловая репутация участника закупки» установлен следующий порядок оценки заявок:

«Деловая репутация участника закупки определяется индексом деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.1.02.-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания» и требованиями системы добровольной сертификации Межрегиональная система добровольной сертификации систем менеджмента и услуг «Регистр государственного центра испытаний» (регистрационный номер Системы добровольной сертификации в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии за номером РОСС RU.О1103.04ЖКЛ0) или Системы добровольной сертификации «ТопИндекс» (регистрационный номер Системы добровольной сертификации в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии за номером РОСС RU.З2645.04ЦВВ0) (далее – СДС).

1.

Значение индекса деловой репутации (для подтверждения сведений о значении индекса деловой репутации участник предоставляет копию сертификата соответствия, со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015 и СДС. На момент подачи заявки сертификат соответствия должен быть действительным. Индекс деловой репутации должен быть актуальным на дату опубликования Извещения о закупке. Сертификат соответствия должен быть выдан лицом, допущенным в систему добровольной сертификации, обладающим правом выдачи сертификата соответствия по требованиям ГОСТ Р 66.1.02-2015 и СДС. Сертификат должен быть выдан в результате оценки деловой репутации участника закупки по следующему виду деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2) – 71.12.7 «Кадастровая деятельность». Действительность сертификата соответствия и актуальность индекса деловой репутации должна быть подтверждена сведениями реестра выданных сертификатов соответствия, расположенных на официальном сайте системы добровольной сертификации https://www.gociss.ru/reestr.php или http://greenval.ru/metodologija/organ-po-sertifikacii.

Количество баллов по Показателю оценки (Ri)

1.1

от 80 и выше

100

1.2

70-79

75

1.3

60-69

50

1.4

50-59

25

1.5

менее 50 или отсутствие сертификата

0

При отсутствии у участника закупки деловой репутации, выраженной в индексе деловой репутации организации, рассчитанной в соответствии с ГОСТ Р 66.1.02-2015 и требованиями СДС, заявке участника закупки по данному показателю присваивается 0 баллов.

В случае несоответствия данных, указанных в составе заявки, в том числе в копии прилагаемых участником закупки документов, такой заявке участника закупки по данному показателю присваивается 0 баллов.

В случае, если участником закупки приложены документы, выданные лицом, не допущенным в одну из указанных систем добровольной сертификации с правом выдачи сертификата соответствия по требованиям ГОСТ Р 66.1.02-2015 и СДС, заявке такого участника закупки присваивается 0 баллов.

Рейтинг, присуждаемый заявке по показателю оценки «Деловая репутация участника закупки» определяется как количество баллов по показателю этого критерия, набранная участником закупки по результатам оценки, умноженная на коэффициент значимости критерия 0,7 (ноль целых семь десятых):

НЦБi = КЗ x Ri

где:

КЗ - коэффициент значимости критерия (КЗ = 0,7);

Ri - количество баллов участника закупки по показателю оценки.

Итоговый рейтинг:

Бi = ЦБi + НЦБi

где:

Бi – итоговый рейтинг участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

ЦБi – стоимостной критерий оценки участника;

НЦБi – нестоимостной критерий оценки участника «Деловая репутация участника закупки».

Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер. В случае если нескольким Заявкам присвоено одинаковое количество баллов, меньший порядковый номер присваивается Заявке, которая поступила ранее. При расчете дробное значение критерия округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления

Информация, которая не соответствует требованиям настоящего Приложения или, исходя из её содержания, невозможно определить соответствие установленным требованиям, или в случае невозможности прочтения текста копий документов, предоставляемых участником настоящего конкурса, не учитывается в оценке заявок участников».

Согласно доводу жалобы Заявителя: «Национальный стандарт ГОСТ Р 66.1.02.-2015 утвержден и введен в действие с 1 марта 2016 г., с правом досрочного применения, Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. № 1389-ст, в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

В Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определено понятие органа по сертификации как юридического лица или индивидуального предпринимателя, аккредитованного в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации, вступившее в силу с 1 июля 2014 года согласно Федеральному закону от 23 июня 2014 г. № 160- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294, Госстандарт осуществляет ведение единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации.

Таким образом, производить сертификацию по данному национальному стандарту имеет право любая система добровольной сертификации, зарегистрированная в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, действующая в соответствии с Правилами функционирования Системы, которые разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Считаем, что указание конкретных систем добровольной сертификации, в соответствии с требованиями которых должен быть представлен для оценки по нестоимостному критерию сертификат соответствия, нарушает принципы, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а именно принцип отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг.».

Таким образом, как следует из жалобы Заявителя, требование Заказчика о необходимости предоставления сертификата соответствия конкретных систем добровольной сертификации является неправомерным и является прямым ограничение конкуренции.

Согласно пункту 3 Приложения №2 «Основные правила и методы оценки предложений в конкурентных закупках» Положения о закупках ГУП РК «Крымэнерго» определено:

«…В целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик может устанавливать в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки, в том числе:

— деловая репутация участника закупки…»

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», «национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации».

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания" данный стандарт устанавливает специальные требования, модель и критерии оценки деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания. Стандарт позволяет обеспечить единый и объективный подход при ранжировании и выборе лица, осуществляющего инженерные изыскания при проведении тендеров, конкурсов, а также оценки его репутационного потенциала и финансовой успешности.

Как следует из возражений Заказчика:

«Статьей 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» (далее - ФЗ №135) установлено понятие признаков ограничения конкуренции, под которыми понимается «сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Статьей 17 ФЗ №135 определены действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений.

Критерий «Наличие сертификата системы добровольной сертификации», оцениваемый по значению индекса деловой репутации, установленный в документации на закупку, не является обстоятельством, ограничивающим какого-либо участника закупки в подаче заявки, и, таким образом, не содержат в себе признаков ограничения конкуренции.

Устанавливая данный показатель нестоимостного критерия оценки заявок Заказчик руководствовался следующим.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках «Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения».

Целями Положения является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное расходование денежных средств Заказчика.

В соответствии с пунктом 3.1.3 Положения обязанностью Заказчика является «ориентироваться на приобретение качественной продукции, иных объектов гражданских прав, отвечающих предъявляемым к ним требованиям в соответствии с назначением, необходимыми потребительскими свойствами, техническими характеристиками, характеристиками экологической и промышленной безопасности».

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установление данного критерия способствует удовлетворению потребностей Заказчика в услугах с необходимыми показателями качества и надежности.

Федеральный закон № 223-ФЗ не содержит ограничений в отношении перечня критериев, которые могут использоваться при проведении закупки, а также не регламентирует порядок оценки заявок по критериям.

Нестоимостные критерии, установленные в документации на закупку, являются общими для всех участников.

Установление данного критерия способствует удовлетворению потребностей Заказчика в услугах с необходимыми показателями качества и надежности.

Критерий «Деловая репутация участника закупки», оцениваемый по значению индекса деловой репутации, установленный в документации на закупку, не является обстоятельством, ограничивающим какого-либо участника закупки в подаче заявки, и, таким образом, не содержат в себе признаков ограничения конкуренции.

Сертификат соответствия, выданный в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02.-2015, является лишь документом, подтверждающим индекс деловой репутации участника закупки, а никак не документом, необходимым для допуска участника к участию в закупке.

В соответствии с документацией на закупку отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не является основанием для отклонения заявки участника.

Таким образом, установление конкретных СДС в документации о закупке не противоречит законодательству, поскольку обусловлено желанием Заказчика обеспечить единый подход к оценке всех участников закупки. Заказчиком были выбраны системы добровольной сертификации, которые зарегистрированы в установленном законом порядке и документально подтверждают факт наличия процедур проведения оценки соответствия по требованиям ГОСТ Р 66.1.02-2015 в отношении кода ОКВЭД2 71.12.7.

Таким образом, установление конкретных СДС в документации о закупке не противоречит законодательству…».

Также представитель Заказчика в ходе заседания пояснила, что установление конкретных СДС в документации о закупке не противоречит законодательству, поскольку обусловлено желанием Заказчика обеспечить единый подход к оценке всех участников закупки.

Комиссия отмечает, что Закон о закупках представляет Заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок при проведении закупочной процедуры с учетом потребностей Заказчика и особенностей объекта закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает критерии и порядок оценки и сопоставления заявок для проведения процедур закупок товаров, работ, услуг и осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые указаны в документации и предусмотрены положением о закупке.

Отсутствие у участников закупки сертификата соответствия не является основанием для отклонения заявки. Доказательств того, что установленный порядок оценки создает преимущества одним участникам рынка перед другими и, как следствие, указывающих на нарушение Заказчиком норм Закона о закупках, на заседание не представлено.

Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок №32312149122-01 на участие в закупке было подано 9 заявок, 4 из которых были признаны соответствующими требованиям документации и Закону о закупках.

Также Заказчиком в материалы дела представлен сравнительных анализ выбора систем добровольной сертификации на предмет их добросовестности. Так в соответствии с планом сравнительного анализа было проведено исследование официальных сайтов СДС на наличие процедуры оценки и наличие компрометирующей информации, по результатам которого были отобраны системы добровольной сертификации «ГОЦИСС» и «ТопИндекс».

Таким образом, установленный Заказчиком критерий оценки не препятствует участию в Закупке, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, не является единственным и обязательным условием участия в Закупке, а направлен, прежде всего, на выбор победителем Закупки лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика.

Таким образом, требование о представлении участником закупки в составе заявки указанных документов не противоречит требованиям Положения, в связи с чем, довод Заявителя признается необоснованным.

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу Заявителя необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии *

Члены Комиссии: *

*

Связанные организации

Связанные организации не указаны