Решение №07/2132 РЕШЕНИЕ по делу № 07/115-20 от 30.09.2020 г. по результатам ... от 21 октября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 07/115-20 от 30.09.2020 г.

по результатам рассмотрения  жалобы ООО «Мастерок»
от 29.09.2020 г. (вх. № 1585/09; вх. № 7373) на действия организатора торгов –
ООО «Торговый дом «Перспектива»

 

Дата принятия решения 16.10.2020 г.                                               г. Симферополь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Крымское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Председатель Комиссии – * (данные изъяты); члены комиссии: *, *,

рассмотрев жалобу ООО «Мастерок» (вх. № 1585/09 от 29.09.2020; вх. № 7373 от 29.09.2020) на действия организатора торгов – ООО «Торговый дом «Перспектива» при проведении аукциона (в электронной форме) по продаже имущества должника: жилое помещение 46.0 кв.м. по ул. Сергеева Ценского, д. 4а, кв. 2, в г. Симферополь (извещение № 040920/34349008/01, лот № 1),

в присутствии представителя заявителя – * (доверенность б/н от 06.10.2020 г.);

в отсутствии представителя организатора торгов, уведомленного надлежащим образом,

в присутствии представителя Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе (далее – МТУ Росимущество) – * (доверенность № И-Д/498 от 14.05.2020 г.),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Крымское УФАС России поступила жалоба ООО «Мастерок» (далее – Заявитель) (вх. № 1585/09 от 29.09.2020; вх. № 7373 от 29.09.2020) на действия Организатора торгов – ООО «Торговый дом «Перспектива» (далее – Организатор торгов) при проведении аукциона (в электронной форме) по продаже имущества должника: жилое помещение 46.0 кв.м. по ул. Сергеева Ценского, д. 4а, кв. 2, в
г. Симферополь (извещение № 040920/34349008/01, лот № 1).

По мнению Заявителя закрытая форма подачи ценового предложения на аукционе лишает права Заявителя на справедливый торг и нарушает принцип открытости и гласности процедуры реализации имущества должника, а также лишает возможности должника и кредитора на реализацию имущества по наиболее выгодной цене.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителем были представлены дополнительные доводы:

  1. В извещении о проведении торгов не указан кадастровый номер объекта недвижимости. Проект договора купли-продажи арестованного имущества также не содержит сведений о предмете договора.
  2. Не указаны основания возникновения обременений объекта недвижимости.
  3. В извещении о проведении торгов, размещенном в периодическом печатном издании редакции газеты «Крымская газета», отсутствует указание на основания возникновения обременений объекта недвижимости в связи с чем данные торги должны быть проведены с учетом особенностей Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», в то время как в извещении в качестве нормативного правового акта, на основании которого проходят торги указан Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
  4. Участник торгов был лишен возможности ознакомления с документами об объекте торга в связи с отсутствием представителей организатора торгов по адресу регистрации, указанному в извещении.

В ходе рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.

Организатором торгов 04.09.2020 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru размещено извещение о проведении торгов по продаже арестованного имущества (извещение
№ 040920/34349008/01, лот № 1).

Предмет торгов в соответствии с извещением: имущество должников по исполнительному производству – жилое помещение 46.0 кв.м. по ул. Сергеева Ценского, д. 4а, кв. 2, в г. Симферополь.

Основание проведения торгов: постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Республике Крым от 18.08.2020 о передаче арестованного имущества на торги; Поручение МТУ Росимущества № 39/01 от 25.08.2020 г.

Прием заявок осуществляется с 04.09.2020г. по 29.09.2020г., на электронной торговой площадке по адресу: https://freetrade.expert//. Подведение итогов приема заявок 30.09.2020 г.

Дата и время проведения аукциона: 05.10.2020 в 13:00.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ
«Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Организатор торгов в лице ООО «Торговый дом «Перспектива» оказывает услуги по реализации имущества на основании государственного контракта
№ 05/2020 от 17.06.2020 г., заключенного между МТУ Росимущество и
ООО «Торговый дом «Перспектива».

В отношении довода Заявителя об установлении закрытой формы подачи ценового предложения, лишении права Заявителя на справедливый торг и нарушении принципа открытости и гласности процедуры реализации имущества должника, а также лишения возможности должника и кредитора на реализацию имущества по наиболее выгодной цене установлено следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 448 ГК РФ аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

В соответствии с п. 4 ст. 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

Из положений названной нормы права следует, что при аукционной форме торгов, имущество или право на имущество передается физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. Это лицо признается выигравшим торги на аукционе.

Согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

По смыслу указанной нормы реализация этого права должна повлечь восстановление нарушенных прав истца.

При этом указанные статьи, регулирующие торги, не содержат запрета на закрытую форму подачи предложений о цене при проведении аукциона.

Рассматриваемые торги представляют собой аукцион, открытый по составу участников и закрытый по форме подачи предложения о цене на электронной торговой площадке. Предложение о цене направляется в электронной форме на электронную торговую площадку по адресу: https://freetrade.expert// во время подачи заявки (закрытая форма).

Организатор торгов в своих письменных пояснениях указывает следующее: «закрытая форма подачи предложений никак не ограничивает участников аукциона и претендентов. Более того, закрытая форма подачи ценовых предложений способствует продаже арестованного имущества по наивысшей цене, так как каждый участник, участвующий в аукционе может подать только одно ценовое предложение».

В ходе заседания Комиссии Крымского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, состоявшееся 07.10.2020, Организатор торгов пояснил, что при закрытой форме подачи ценового предложения участник торгов сразу делает максимальное ценовое предложение, которое только возможно.

На основании изложенного, порядок, определяющий форму подачи ценового предложения, в соответствии с Законом об исполнительном производстве, ГК РФ и иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен. Закрытая форма подачи предложений о цене при проведении аукциона законодательно не запрещена.

Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.

Между тем, 16.10.2020 в ходе заседания Комиссии Крымского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров представитель МТУ Росимущества пояснил следующее.

01.10.2020 в адрес МТУ Росимущества из Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) поступило указание о том, что в случае проведения торгов в электронной форме, такие торги должны проводиться, в том числе специализированными организациями, исключительно с открытой формой подачи предложений о цене имущества. При организации продажи имущества на торгах в электронной форме, указанное условие должно быть установлено обязательно.

Протоколом совещания по вопросу организации работы по реализации арестованного и конфискованного имущества от 02.10.2020 в присутствии представителя ООО «Торговый дом «Перспектива» данное указание Росимущества было доведено до Организатора торгов – ООО «Торговый дом «Перспектива».

Также письмом от 13.10.2020 № 91-ИР-01/2790 МТУ Росимущество уведомило ООО «Торговый дом «Перспектива» о следующем: «доводит до Вашего сведения о необходимости проведения аукционов в отношении всех поручений выданных с 01.10.2020 путем проведения открытых торгов с открытой формой подачи ценовых предложений».

Ввиду того, что аукцион по продаже имущества должника: жилое помещение 46.0 кв.м. по ул. Сергеева Ценского, д. 4а, кв. 2, в г. Симферополь (извещение
№ 040920/34349008/01, лот № 1) проводится на основании поручения МТУ Росимущества от 25.08.2020 г. № 39/01, то выбор Организатором торгов закрытой формы подачи ценовых предложений в данном случае является обоснованным и законодательно не запрещенным.

В отношении довода Заявителя об отсутствии указания кадастрового номера объекта недвижимости и оснований возникновения обременений объекта недвижимости установлено следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 448 ГК РФ извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В соответствии с ч. 8 ст. 89 Закона об исполнительном производстве при передаче для реализации недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи прилагаются:

1) копия акта о наложении ареста на имущество должника;

2) правоустанавливающие документы и документы, характеризующие объект недвижимости.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации недвижимости) к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно ч. 4 ст. 8 Закона о государственной регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид);

2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;

3) описание местоположения объекта недвижимости и др.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона о государственной регистрации недвижимости в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

Так, в соответствии с пп. 4 и 6 ч. 2 ст. 9 Закона о государственной регистрации недвижимости в реестр прав на недвижимость вносятся следующие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним:

4) вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения;

6) основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.

Заявитель в своих дополнениях к жалобе указывает, что отсутствие кадастрового номера и оснований возникновения обременений повлияли на определение размера ценового предложения, а представитель МТУ Росимущества, поддержав Заявителя, подтвердил важность и необходимость указания кадастрового номера объекта недвижимости поскольку только с его помощью можно получить полную характеристику объекта недвижимости.

Комиссией Крымского УФАС России установлено, что извещение, размещенное на сайте torgi.gov.ru, извещение, размещенное на электронной торговой площадке по адресу https://freetrade.expert//, а также извещение, опубликованное в периодическом печатном издании редакции газеты «Крымская газета» сведений о кадастровом номере объекта недвижимости и оснований возникновения обременений объекта недвижимости по лоту №1 (жилое помещение 46.0 кв.м. по
ул. Сергеева Ценского, д. 4а, кв. 2, в г. Симферополь) не содержит.

Таким образом, довод Заявителя находит свое подтверждение.

В отношении довода Заявителя о том, что в извещении о проведении торгов, размещенном в периодическом печатном издании редакции газеты «Крымская газета», отсутствует указание на основания возникновения обременений объекта недвижимости в связи с чем данные торги должны быть проведены с учетом особенностей Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», в то время как в извещении в качестве нормативного правового акта, на основании которого проходят торги указан Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено следующее.

В извещении о проведении торгов в периодическом печатном издании редакции газеты «Крымская газета» (далее – извещение) указано, что «все лоты обременены залогом, арестом», что ввело Заявителя в заблуждение.

Между тем, в извещении содержится информация о нескольких лотах, выставленных на торги: первичны торги по двум лотам; повторные торгов по трем лотам. Также из текста извещения следует, что лот № 1 по первичным торгам является предметом ареста, лот № 2 по первичным торгам является предметом залога, а лоты № 1, 2, 3 по повторным торгам являются предметом залога.

На основании изложенного информация «все лоты обременены залогом, арестом» имеет общий характер и относится ко всем лотам сразу, выставленным на торги. Однако извещение, размещенное на сайте torgi.gov.ru (извещение
№ 040920/34349008/01, лот № 1) содержит информацию по конкретному лоту: имущества должника: жилое помещение 46.0 кв.м. по ул. Сергеева Ценского, д. 4а, кв. 2, в г. Симферополь, поэтому в данном случае в качестве нормативного правового акта, на основании которого проходят торги указан Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Довод Заявителя не находит своего подтверждения.

В отношении довода Заявителя о лишении его возможности ознакомления с правоустанавливающими документами в связи с отсутствием представителей организатора торгов по адресу регистрации, указанному в извещении, установлено следующее.

Согласно извещению, размещенному на сайте torgi.gov.ru (извещение
№ 040920/34349008/01, лот № 1), предоставление документации о торгах осуществляется в рабочие дни с 04.09.2020г. по 29.09.2020 г. по адресу:
г. Симферополь, ул. Набережная 46/68, пом. 1.

Заявитель в своих дополнениях к жалобе указывает, что «в связи с необходимостью подготовки заявки на участие в торгах и ознакомлении с документацией о торгах, директором ООО «МастерОК» предпринимались меры, путем осуществления выездов по адресу, указанному в извещении. Вместе с тем, в период подачи заявок (с 04.09.2020 по 29.09.2020) организация фактически по месту регистрации не находилась…».

В ходе заседания Комиссии Крымского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, состоявшееся 07.10.2020, Организатор торгов подтвердил вышеуказанную информацию.

Довод Заявителя находит свое подтверждение.

Исходя из вышеуказанного, на основании письма ФАС России от 23.04.2014
№ АЦ/16109/14 с учетом того, что признание жалобы обоснованной в какой-либо части (или частично обоснованной) не предусмотрено, Комиссия Крымского УФАС признает жалобу обоснованной.

В соответствии с ч. 20 ст.  18.1 и п. 3.1. ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции Комиссия Крымского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу ООО «Мастерок» (вх. № 1585/09 от 29.09.2020;
    вх. № 7373 от 29.09.2020) на действия организатора торгов – ООО «Торговый дом «Перспектива» при проведении аукциона (в электронной форме) по продаже имущества должника: жилое помещение 46.0 кв.м. по ул. Сергеева Ценского, д. 4а, кв. 2, в г. Симферополь (извещение № 040920/34349008/01, лот № 1) обоснованной.
  2. Выдать Организатору торгов, обязательное для исполнения, предписание
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.32.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  4. Снять ограничение, наложенное уведомлениями исх. № 07/1986 от 30.09.2020 и № 07/2030 от 07.10.2020.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны