Решение №05-02/100-17 Решение по делу о нарушении законодательства о контрактно... от 4 мая 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение
по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/100-17
- г. г. Курган
Резолютивная часть решения объявлена 28.04.2017 года.
Решение изготовлено в полном объеме 04.05.2017 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
рассмотрев жалобу ИП Ч. на действия заказчика в лице Муниципального общеобразовательного учреждения «Башкирская средняя общеобразовательная школа» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ строительных по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) извещение № 0843300039817000001, и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Курганское УФАС России поступила жалоба ИП Ч. (далее – Заявитель, ИП Ч.) (вх. № 2077 от 24.04.2017) на действия заказчика в лице Муниципального общеобразовательного учреждения «Башкирская средняя общеобразовательная школа» (далее – Заказчик, МОУ «Башкирская СОШ») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ строительных по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий), извещение № 0843300039817000001.
В жалобе заявитель указал, что Заказчиком не использованы при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В Приложении № 1 к Техническому заданию в таблице «Требования к основным материалам и оборудованию, используемым при выполнении капитального ремонта…» в пункте 17 «ГРУНТОВКА вододисперсионная или эквивалент» указано: соответствие нормативным документам ГОСТ 52491-2005. Однако, ГОСТ Р 52491-2005 утратил свою силу, отменен без замены на действующий Государственный стандарт.
В пункте 20 «Краски воднодисперсионные или эквивалент» указаны параметры, противоречащие ГОСТ 28196-89.
В пункте 19 «Утеплитель. Плиты минераловатные или эквивалент» указаны характеристики, противоречащие ГОСТ 9573-2012.
В пункте 31 «Трубы водогазопроводные для системы отопления» Заказчиком указаны параметры не соответствующие требованиям ГОСТ.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласны по основаниям, указанным в письменном возражении.
Просят признать жалобу необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России при рассмотрении жалобы Общества с ограниченной ответственностью «НОВОСТРОЙ» на данную закупку проведена внеплановая проверка, результаты которой отражены в Решении Курганского УФАС России № 05-02/99-17 от 28.04.2017.
На момент рассмотрения жалобы комиссией Курганского УФАС контракт не заключен.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Приложением № 1 к Техническому заданию документации электронного аукциона установлен перечень и требования к основным строительным материалам.
В пункте 17 установлено следующее:
№ п/п |
Наименование товара |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
Товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы |
Наименование страны происхождения товара |
|||
17 |
ГРУНТОВКА воднодисперсионная или эквивалент |
Цвет пленки |
От светло-желтый до желтой |
|
отсутствует |
Российская Федерация |
||
Плотность |
От 0.5 до 1.5 |
Кг/дм³ |
||||||
Температура применения |
От +5 до +35 °С (летний период) |
|
||||||
Время высыхания |
От 4 до 6 ч |
|
||||||
Расход |
Не более 200г на 1 м² |
|
||||||
Соответствие нормативным документам |
ГОСТ 52491-2005 |
|
||||||
ГОСТ Р 52491-2005 «Материалы лакокрасочные, применяемые в строительстве. Общие технические условия» утратил свою силу, отменен без замены на действующий ГОСТ 33290-2015 с 01.03.2016 г.
Не смотря на то, что некоторые положения ГОСТ 33290-2015 дублируют положения ГОСТ действовавшего ранее, Заказчику при формировании описания объекта закупки должен использовать действующие показатели, либо указать иное в инструкции по заполнению заявки.
В пункте 20 указано:
№ п/п |
Наименование товара |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
Товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы |
Наименование страны происхождения товара |
|
20 |
Краски воднодисперсионные или эквивалент |
Марка |
ВД-ВА-224 и ВД-КЧ-18 |
|
отсутствует |
Российская Федерация |
Массовая доля нелетучих веществ |
от 51 до 62% |
|
||||
Укрывистость высушенной пленки |
Не менее 210 |
г/м² |
||||
Стойкость пленки к статическому воздействию воды |
Не менее 12 |
ч |
||||
Соответствие нормативным документам |
ГОСТ 28196-89 |
|
||||
Массовая доля нелетучих веществ |
от 51 до 62% |
|
||||
Укрывистость высушенной пленки |
Не менее 210 |
г/м² |
||||
Стойкость пленки к статическому воздействию воды |
Не менее 12 |
ч |
Согласно ГОСТ 28196-89 «Краски воднодисперсионные. Технические условия» выпускаются краски следующих марок: ВД-ВА-224, ВД-КЧ-26А, ВД-КЧ-26, ВД-АК-111, ВД-АК-111р, ВД-КЧ-183 и ВД-КЧ-577. Краска марки «ВД-КЧ-18» не производится по ГОСТ 28196-89.
Согласно ГОСТ 28196-89 показатели массовой доли нелетучих веществ, укрывистости высушенной пленки и стойкости пленки к статическому воздействию воды краски определяют в результате испытаний определенной партии краски в лабораторных условиях на соответствующем оборудовании.
Так, на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе, участник может не иметь в наличии указанных строительных материалов, а значит не обладает информацией о доли нелетучих веществ в партии краски, которая будет использоваться при выполнении работ, не имеет возможности при заполнении заявки указать конкретный показатель по этому и другим параметрам, устанавливающихся после испытания конкретной партии товара.
Данная позиция закреплена в Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиками требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке».
По позиции 19 указано следующее:
№ п/п |
Наименование товара |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
Товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы |
Наименование страны происхождения товара |
|
19 |
|
Тип |
Повышенной жесткости на синтетическом связующем |
|
отсутствует |
Российская Федерация |
Плотность |
от 100 до 130 |
кг/м3 |
||||
Марка |
Не ниже 200 |
|
||||
Группа горючести |
НГ |
|
||||
Длина |
Не менее 1000 |
мм |
||||
Ширина |
Не менее 500 |
мм |
||||
Толщина |
Не менее 60 |
мм |
||||
Водопоглощение по массе |
не более 15 |
% |
||||
Цвет |
От желтого до горчичного |
|
||||
Соответствие нормативным документам |
ГОСТ 9573- 2012 |
|
Согласно таблице 1 ГОСТ 9573-2012 «Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные. Технические условия» плита повышенной жесткости марки «не ниже 200» имеет обозначение ППЖ-200.
Согласно таблице 3 указанного ГОСТ плотность ППЖ-200 имеет значение «свыше 190 до 210 включительно» кг/м3. Заказчиком же установлено требование к плотности плит повышенной жесткости не ниже 200 «от 100 до 130 кг/м3», которое противоречит ГОСТ 9573-2012.
По позиции 31 указано следующее:
№ п/п |
Наименование товара |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
Товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы |
Наименование страны происхождения товара |
|
31 |
Трубы водогазопро-водные для системы отопления |
Плотность |
Не менее 7,85 |
г/см³ |
отсутствует |
Российская Федерация |
Труба должна выдерживать гидравлическое давление |
Не менее 25 |
кгс/см2 |
||||
Диаметр наружный |
Не менее 20 |
мм |
||||
Предельные отклонения по размерам труб |
не более 0,4 и не менее 0,5 |
мм |
||||
Толщина стенки |
Не менее 2,8 |
мм |
||||
Соответствие нормативным документам |
ГОСТ 3262-75* |
|
Согласно ГОСТ 3262-75 «Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия» трубы с наружным диаметром «Не менее 20 мм» и толщиной стенки «Не менее 2,8 мм» могут иметь минимальное значение наружного диаметра 21,3 мм при толщине стенки 2,8 мм. В описании объекта закупки указаны некорректные требование к показателю наружного диаметра труб стальных водогазопроводных «Не менее 20 мм».
Таким образом, при формировании описания объекта закупки Заказчиком нарушены требования п.1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как указанное описание не является объективным, при формировании описания объекта закупки Заказчиком не использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Следовательно, доводы Заявителя являются обоснованными.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ИП Ч. обоснованной.
-
Признать в действиях заказчика – Муниципального общеобразовательного учреждения «Башкирская средняя общеобразовательная школа» нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в необъективном описании объекта закупки.
-
Признать в действиях заказчика – Муниципального общеобразовательного учреждения «Башкирская средняя общеобразовательная школа» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании недействующих ГОСТ, в использовании в описании объекта закупки показателей, противоречащих действующим ГОСТ.
-
При рассмотрении жалобы Общества с ограниченной ответственностью «НОВОСТРОЙ» был выявлен ряд нарушений, Заказчику выдано предписание № 05-02/99-17 от 04.05.2017 года об аннулировании электронного аукциона на выполнение работ строительных по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) извещение № 0843300039817000001.
-
Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.