Решение №05-02/101-17 Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной ... от 4 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/101-17

 

  1. г. г. Курган

 

Резолютивная часть решения объявлена 28.04.2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 04.05.2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» на действия заказчика в лице Муниципального общеобразовательного учреждения «Башкирская средняя общеобразовательная школа» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ строительных по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) извещение № 0843300039817000001, и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курганское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – Заявитель, ООО «Перспектива») (вх. № 2076 от 24.04.2017) на действия заказчика в лице Муниципального общеобразовательного учреждения «Башкирская средняя общеобразовательная школа» (далее – Заказчик, МОУ «Башкирская СОШ») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ строительных по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий), извещение № 0843300039817000001.

В жалобе заявитель указал, следующее.

1. Заказчик неправомерно установил дату окончания срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе, чем нарушил требования ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.

2. В документации электронного аукциона установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, согласно Перечня видов работ, утвержденного приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624 в последней редакции, выданное саморегулируемой организацией (СРО). В случае привлечения к работам субподрядчиков, участник обязан предоставить соответствующее свидетельство (генеральный подряд).

3. Заказчиком в проекте контракта установлено следующее условие: «14.2 Если по мнению Сторон, работы могут быть продолжены в порядке, действовавшем согласно Контракту до начала действия обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по контракт продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия», Заявитель полагает, что данное условие не соответствует ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласны по основаниям, указанным в письменном возражении.

Просят признать жалобу необоснованной.

Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России при рассмотрении жалобы Общества с ограниченной ответственностью «НОВОСТРОЙ» на данную закупку проведена внеплановая проверка, результаты которой отражены в Решении Курганского УФАС России № 05-02/99-17 от 28.04.2017.

На момент рассмотрения жалобы комиссией Курганского УФАС контракт не заключен.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

1. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В п. 12.1 Информационной карты установлена дата начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, в котором закреплено следующее: «Дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе: с момента размещения в единой информационной системе извещения и документации об электронном аукционе – 07 апреля 2017 г. Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе: не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе –19 апреля 2017 г.»

Согласно Извещению о проведении электронного аукциона дата начала подачи заявок 07.04.2017 г., дата окончания подачи заявок 24.04.2017 года.

Таким образом, дата за три дня до даты окончания срока подачи заявок приходятся на 21.04.2017 года, следовательно Заказчиком допущено нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, а значит, довод Заявителя является обоснованным.

2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том чсиле, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнении работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Из смысла указанной нормы и ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В п. 25 Информационной карты документации электронного аукциона установлено следующее:

25

Предъявляемые к участникам закупки требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона

 

1) Соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки:

а) наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года 624 в последней редакции, выданное саморегулируемой организацией (СРО).

Свидетельство СРО участника должно содержать отметку о допуске к видам работ, оказывающих влияние на безопасность особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии), предусмотренных статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

- Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)- стоимость работ по одному договору не менее начальной цены контракта.

 

В случае если участник является генеральным подрядчиком и планирует привлечение субподрядчиков, такой участник вместо свидетельств о допуске СРО по видам работ предоставляет свидетельства СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) по виду работ: III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.3.Жилищно-гражданское строительство.

б) В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки представляет:

- действующие свидетельства о допуске к выполнению работ в соответствии с перечнем видов работ, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. 624, выданные саморегулируемой организацией (СРО), включающие в себя все виды работ в соответствии со сметным расчётом.

Документы должны быть сканированы с оригинала либо нотариально заверенной копии.

Устанавливая требования к участнику без указания исчерпывающего перечня всех видов свидетельств о допуске к отдельным видам работ, Заказчиком допущено нарушение п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, а значит, довод Заявителя является обоснованным.

3. В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, указанных в данной части.

На заседании Комиссии Курганского УФАС России, представители заказчика пояснили, что спорное условие, указанное в п.14.2 проекта муниципального контракта включено в связи с тем, сто Законом о контрактной системе не урегулирован вопрос об изменении сроков выполнения работ в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы.

На основании указанного, обстоятельства непреодолимой силы, которые могут возникнуть в течение выполнения контракта и вызвать прекращение выполнение работ на неопределенный срок, а также в последствии и полную отмену выполнения работ по контракту Заказчиком описаны подробно. Так, обстоятельства непреодолимой силы – это обстоятельства, возникающие не по воле сторон договора.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.

Таким образом, пункт 14.2 проекта муниципального контракта указывает как именно должен исполняться муниципальный контракт после наступления обстоятельств непреодолимой силы.

Следовательно, Заказчик, включая в проект контракта такие условия не нарушил требования Закона о контрактной системе, а значит довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Перспектива» частично обоснованной.

  2. Признать в действиях заказчика – Муниципального общеобразовательного учреждения «Башкирская средняя общеобразовательная школа» нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном указании срока дачи разъяснения положений документации электронного аукциона.

  3. Признать в действиях заказчика – Муниципального общеобразовательного учреждения «Башкирская средняя общеобразовательная школа» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении исчерпывающего перечня документов, необходимых для предоставления участником закупки в составе второй части заявки.

  4. При рассмотрении жалобы Общества с ограниченной ответственностью «НОВОСТРОЙ» был выявлен ряд нарушений, Заказчику выдано предписание № 05-02/99-17 от 04.05.2017 года об аннулировании электронного аукциона на выполнение работ строительных по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) извещение № 0843300039817000001.

  5. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны