Решение б/н Решение по жалобе ООО "Угольсбыт" от 12 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по жалобе о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

№  05-02/11-16

11.02.2016 г.                                                                                                          г. Курган

 

Резолютивная часть решения объявлена 11.02.2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 12.02.2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) , в отсутствии представителя ООО «Угольсбыт» (извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, явку представителя не обеспечило, ходатайство о рассмотрении  жалобы в отсутствие представителей не представило),

в присутствии представителей Федерального государственного бюджетного учреждения детский психоневрологический санаторий «Озеро Горькое» Министерства здравоохранения Российской Федерации Бураковой Е.В. (доверенность от 11.02.2016 г. № 3), Касымовой А.Х. (доверенность от 11.02.2016 г. № 2), Шарипова Н.Н. (доверенность от 11.02.2016 г. № 1),

рассмотрев жалобу  ООО «Угольсбыт» (далее – заявитель) на действия заказчика –  ФГБУ детский психоневрологический санаторий «Озеро Горькое» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку угля (извещение № 0343100003916000006) и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок),     

                                                      

УСТАНОВИЛА:

 

В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «Угольсбыт» (вх. № 608 от 05.02.2016 г.) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения детский психоневрологический санаторий «Озеро Горькое» Министерства здравоохранения Российской Федерации при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку угля, номер извещения 0343100003916000006.

В жалобе заявитель указал, что в аукционной документации при описании объекта закупки заказчиком установлены требования к низшей, высшей теплоте сгорания, зольности каменного угля, не предусмотренные государственными стандартами, что приводит к ограничению количества участников закупки, способных поставить товар, отвечающий потребностям заказчика.

Полагает, что в действиях заказчика усматриваются признаки нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Представители заказчика представили письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.

Пояснили, что при разработке аукционной документации заказчиком установлены требования к поставляемому товару, исходя из его потребностей в целях обеспечения качественного, своевременного сопровождения деятельности учреждения.

При формировании описания объекта закупки в Техническом задании аукционной документации заказчиком указаны функциональные, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок, которые не влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Просят признать жалобу заявителя необоснованной.

Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 05.02.2016 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов было опубликованы изменения извещения № 0343100003916000006 о проведении электронного аукциона на поставку угля.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 575 000 рублей 00 копеек.

Заказчиком является Федеральное государственное бюджетное учреждение детский психоневрологический санаторий «Озеро Горькое» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

При рассмотрении Технического задания аукционной документации, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что при описании объекта закупки заказчиком указаны следующие требования к характеристикам необходимого к поставке угля каменного длиннопламенного:

- низшая теплота сгорания не менее 5900 ккал/кг;

- зольность не более 3,2%;

- влажность не более 14%;

- выход летучих веществ 43%.

- фракция 0-300.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе в сфере закупок. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование т описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На заседании Комиссии Курганского УФАС России, представитель заказчика пояснил, что указанные в Техническом задании аукционной документации требования к поставляемому товару обусловлены потребностями заказчика.

Как следует из изложенного, заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, поскольку в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Уголь - это вид ископаемого топлива, который образуется из частей древних растений под землей без доступа кислорода.

В угле различают четыре его типа, в зависимости от степени преобразования и удельного количества углерода:

- графиты,

- антрациты,

- каменные угли,

- бурые угли (лигниты).

С целью рационального промышленного применения угля, установлена его маркировка. Угли подразделяются на марки и технологические группы; в основу такого подразделения входят параметры, которые характеризуют поведение угля в процессе термического на него воздействия. Различают следующие марки угля:

-А – антрациты;

- Б – бурые;

- Г – газовые;

- Д – длиннопламенные;

- Ж – жирные;

- К – коксовые;

- ОС- отощённо – спекающиеся;

- Т – тощие.

По размеру получаемых при добыче кусков, каменный уголь классифицируется на:

- П - (плита) более 100 мм;

- К - (крупный) 50 - 100 мм;

- О - (орех) 25 - 50 мм;

- М - (мелкий) 13 - 25 мм;

- С - (семечка) 6 - 13 мм;

- Ш - (штыб) 0 - 6 мм;

- Р - (рядовой) шахтный 0 - 200 мм , карьерный 0 – 300 мм.

ГОСТ Р 51591-2000 «Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования» принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 21 апреля 2000 г. № 116-ст. Указанный стандарт распространяется на группу однородной продукции - бурые, каменные угли и антрацит, а также продукты их обогащения и рассортировки и устанавливает показатели качества, характеризующие безопасность продукции и подлежащие обязательному включению в документацию, по которой изготовляется продукция. Угольную продукцию подразделяют на обогащенный уголь рассортированный и не рассортированный, необогащенный рассортированный уголь, рядовой уголь, промежуточный продукт (промпродукт), отсев и шлам.

Показатели качества, характеризующие безопасность угольной продукции, приведены в таблице 1 ГОСТ Р 51591-2000 «Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования». Нормы по указанным показателям устанавливают в документах на конкретную продукцию отдельных предприятий, но они не должны превышать значений, предусмотренных настоящим стандартом.

Таблица 1

Наименование показателя

Норма для продукции

Метод испытания

Обогащенный уголь

Необогащенный рассортированный уголь

Рядовой уголь, промпродукт, отсев, шлам

1 Зольность Ad, %, не более:

 

 

 

ГОСТ 11022

- каменный уголь

29,00

38,00

45,00

 

- бурый уголь

34,00

38,00

45,00

 

2 Массовая доля общей серы Sdt, %, не более

2,80

3,00

4,50

ГОСТ 8606

3 Массовая доля хлора Cld, %, не более

0,60

0,60

0,60

ГОСТ 9326

4 Массовая доля мышьяка Asd, не более

0,02

0,02

0,02

ГОСТ 10478

 

 

В соответствии с ГОСТ Р 51591-2000 показатели (характеристики) качества угля установлены с указанием словосочетаний "не более", то есть указаны максимальные значения показателей качества угля, превышение которых не допустимо.

Таким образом, требование заказчика к значению зольности каменного угля, которое составляет не более 3,2 %, не противоречит положениям данного государственного стандарта.

Теплота сгорания является важнейшим показателем качества энергетического топлива и характеризует теплоценность углей.

ГОСТ 147-2013 «Топливо твердое минеральное. Определение высшей теплоты сгорания и расчет низшей теплоты сгорания» устанавливает метод определения высшей теплоты сгорания при постоянном объеме и стандартной температуре 25 °С в калориметрической установке с использованием калориметрической бомбы и способ расчета низшей теплоты сгорания при постоянном давлении.

Информация о результатах вычисления низшей теплоты сгорания топлива фиксируется в протоколе испытаний (п. «е» ч. 13  ГОСТ 147-2013 «Топливо твердое минеральное. Определение высшей теплоты сгорания и расчет низшей теплоты сгорания»).

Таким образом, принимая решение подать соответствующую заявку на участие в вышеуказанном электронном аукционе, участник закупки должен обладать информацией о результатах вычисления низшей теплоты сгорания предлагаемого к поставке каменного угля и имеет объективную возможность для реализации этой цели.

Отсутствие данной информации в наличии участника закупки не может ограничивать заказчика в осуществлении закупки товара, отвечающего его потребностям. 

Кроме того, предметом данного электронного аукциона является поставка товара.

Участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Требования заказчика к поставляемому товару не приводят и не могут привести к ограничению количества участников закупки, которые могли бы принять участие в электронном аукционе на поставку каменного угля.

Таким образом, отсутствуют основания полагать, что установленные заказчиком требования к поставляемому товару не позволяют гарантировать существование конкурентной среды при осуществлении данной закупки.

На основании изложенного, Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, исходя из потребностей заказчика.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Доводы заявителя, изложенные в жалобе, документально не подтверждены, основаны на неверном толковании норм Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России,                                         

 

РЕШИЛА:

        

  1. Признать жалобу ООО «Угольсбыт» необоснованной.

 

Решение  может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

Связанные организации

Связанные организации не указаны