Решение б/н Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной с... от 25 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/110-17

17.05.2017 г.              
г. Курган

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
в присутствии представителей Администрации Юргамышского поссовета;
в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (извещен надлежащим образом);
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» на действия Заказчика – Администрации Юргамышского поссовета при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дороги по ул. Труда с № 44 по № 72 и по ул. Чкалова с № 1 по № 32 (извещение № 0143300002617000023), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Курганское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – Заявитель, ООО «Перспектива») на действия Заказчика – Администрации Юргамышского поссовета (далее – Заказчик,) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дороги по ул. Труда с № 44 по № 72 и по ул. Чкалова с № 1 по № 32 (извещение № 0143300002617000023).
В жалобе заявитель указал следующее.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона от 18.04.2017 года №0143300002617000023, в рамках электронного аукциона предполагается выполнение работ по ремонту дороги по ул. Труда с № 44 по № 72 и по ул. Чкалова с № 1 по № 32.
Заявитель полагает, что в нарушение требований Закона о контрактной системе Заказчик неправомерно установил дополнительное требование к участникам закупки, а именно требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта,  и деловой репутации, при этом начальная максимальная цена контракта закупки составляет менее 10 миллионов рублей, что противоречит Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее – Постановление № 99).
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласны. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Рассмотрев жалобу по существу, Комиссия Курганского УФАС России пришла к следующим выводам.
18.04.2017 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дороги по ул. Труда с № 44 по № 72 и по ул. Чкалова с № 1 по № 32, извещение № 0143300002617000023.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 8 070 666,00 рублей.
Заказчиком является Администрация Юргамышского поссовета.
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно пункту 2 приложения № 1 Постановления № 99 дополнительные требования устанавливаются к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона № 0143300002617000023 при описании объекта закупки указан код по ОКПД2 – 46.11.10.110.
Также в извещении о проведении электронного аукциона  к участникам закупки установлено дополнительное требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В соответствии с п. 9 Информационной карты электронного аукциона к участникам аукциона установлено следующее требование: «Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта данной закупки. Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автодорог».
Установление Заказчиком требования, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее – Постановление № 99) в данном случае не обоснованно, так как начальная максимальная цена контакта составляет 8 070 666,00 рублей, что менее 10 млн. рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, при подготовке извещения о проведении электронного аукциона и документации электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дороги по ул. Труда с № 44 по № 72 и по ул. Чкалова с № 1 по № 32, извещение № 0143300002617000023 Заказчиком допущены нарушения ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя признан Комиссией Курганского УФАС России обоснованным.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1.  Согласно п. 2 Приложения № 1 «Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов» Постановления № 99 для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей требуется наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что применение вышеуказанных дополнительных требований к участнику закупки при проведении данного аукциона неправомерно.
Однако в пункте 3.2 раздела 3 документации к электронному аукциону на выполнение работ по ремонту дороги по ул. Труда с № 44 по № 72 и по ул. Чкалова с № 1 по № 32 (извещение № 0143300002617000023) установлены следующие требования к составу заявки:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) приемки выполненных работ; должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
- документы, подтверждающие опыт работы, относящихся к той же группе строительных работ, на выполнение которых заключается контракт.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что документы, которые необходимо представить в составе заявки, являются подтверждением соответствия участника закупки установленным Заказчиком в извещении и документации электронного аукциона требованиям.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Следовательно, установление Заказчиком в документации электронного аукциона требования о предоставлении в составе заявки документов, указанных в п. 3.2 раздела 3 документации электронного аукциона, является нарушением ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с ч. 12 ст. 21 Закона о контрактной системе, не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 21 Закона о контрактной системе, в план-график включаются дополнительное требование к участникам закупки и обоснование такого требования.
План – график Администрации Юргамышского поссовета на 2017 год не содержит информации о дополнительном требовании к участникам аукциона, предусмотренном Постановлением Правительства № 99, в то же время в документации и извещении о проведении электронного аукциона такое дополнительное требование установлено, что нарушает ч. 12 ст. 21 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнении работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из смысла указанной нормы и ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Так, в соответствии с пп. 25.2, 25.4 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Приказ Минрегионразвития № 624 от 30.12.2009 г.) устройство оснований автомобильных дорог, устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами включены в перечень видов работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства, и требуют наличие свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – СРО).
В Приложении №2 «Локально-сметный расчет» к проекту контракта содержатся следующие наименования работ:
№ п/п Наименование Ед.изм.
2 Устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции … 1000 м2 основания
8 Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей … 1000 м2 покрытия

Следовательно, виды работ, которые необходимо выполнить участнику относятся к Перечню, утвержденному Приказом Минрегионразвития № 624 от 30.12.2009 г.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В документации электронного аукциона не установлено требование о предоставлении свидетельства СРО во второй части заявки, предусмотренное ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 21 Закона о контрактной системе в план-график включается информация в отношении каждой закупки, в том числе дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований.
П. 4 ст. 21 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 п. «ж» Требований к форме плана – графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд" план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее - закупки) представляет собой единый документ, который оформляется по форме согласно приложению. Указанная форма включает сведения, в том числе запреты на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии со статьей 14 Федерального закона.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Реализацией национального режима является включение в план – график в гр. 27 «Применение национального режима при осуществлении закупок» запретов и ограничений, связанных с национальным режимом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1457 (далее – Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1457) утвержден Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. В п. 5 Перечня указано выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Однако в нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в плане-графике закупок товаров, работ, услуг на 2017 год в позиции № 31 «Выполнение работ по ремонту дороги по ул. Труда с № 44 по № 72 и по ул. Чкалова с № 1 по № 32» не установлен запрет на выполнение работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. В извещении о проведении электронного аукциона данный запрет также не установлен.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,


РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика – Администрации Юргамышского поссовета нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в:
 -  неправомерном установлении в п. 3 Информационной карты электронного аукциона (извещение № 0143300002617000023) требования к участнику закупки о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
 - неправомерном установлении в извещении об электронном аукционе требования к участнику закупки о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
 - неправомерном установлении в пп. 8,9 п. 3.2 документации об электронном аукционе требования к составу заявки, а именно требования о предоставлении документов, подтверждающих опыт работы участника.
3. Признать в действиях заказчика – Администрации Юргамышского поссовета нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в плане – графике ограничений и условий допуска заявок участников, предусмотренных законодательством РФ.
4. Выдать Заказчику –– Администрации Юргамышского поссовета предписание об устранении нарушений ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 14  Закона о контрактной системе, путем аннулирования электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дороги по ул. Труда с № 44 по № 72 и по ул. Чкалова с № 1 по № 32 (извещение № 0143300002617000023).
5. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

Связанные организации

Связанные организации не указаны