Решение №05-02/116-17 Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной с... от 26 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/116-17

 

19.05.2017 г.                                                                                  г. Курган

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)  

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Новострой» на действия заказчика на действия Заказчика – Администрации Далматовского района (641730, Курганская обл., г. Далматово, ул. Советская, 187, ИНН 4506001623) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство объекта: «Сети газораспределения д. Максимово, с. Нижний Яр Далматвоского района Курганской области. Межпоселковый газопровод с. Крутиха - д. Максимово, с. Нижний Яр. Распределительные сети д. Максимово, с. Нижний Яр» (извещение № 0143300031817000003), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курганское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Новострой» (далее – Заявитель, ООО «Новострой») (вх. № 2499 от 12.05.2017) на действия Заказчика – Администрации Далматовского района (далее – Заявитель) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство объекта: «Сети газораспределения д. Максимово, с. Нижний Яр Далматвоского района Курганской области. Межпоселковый газопровод с. Крутиха - д. Максимово, с. Нижний Яр. Распределительные сети д. Максимово, с. Нижний Яр» (извещение № 0143300031817000003).

В жалобе заявитель указал следующее.

Указанные в техническом задании требования к материалам, используемым при выполнении работ по указанным в позициям Бетон тяжелый, класс В12,5 (М150), Электроды, Раствор готовый кладочный цементный марки 200 являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе к сырью, из которого изготовлен товар, и (или) показатели технологии  производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после производства и используемого при выполнении работ.

Конкретные значения характеристик по указанным в жалобе позициям не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и приводит к ограничению участия в аукционе. Указанные в жалобе характеристики не указываются на упаковках товаров.

Подробное изложение в аукционной документации требований к характеристикам товаров, по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в аукционе.

Заказчик представил письменные возражения. С доводами, изложенными в жалобе, не согласен. Просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Рассмотрев жалобу по существу, Комиссия Курганского УФАС России пришла к следующим выводам.

22.03.2017 г. в единой информационной системе в сфере закупок  (далее -  ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на строительство объекта: «Сети газораспределения д. Максимово, с. Нижний Яр Далматвоского района Курганской области. Межпоселковый газопровод с. Крутиха - д. Максимово, с. Нижний Яр. Распределительные сети д. Максимово, с. Нижний Яр» (извещение № 0143300031817000003). 27.04.2017  в ЕИС опубликовано изменение извещения о проведении указанной закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 24 937 922, 48 рублей.

Заказчиком является Администрация Далматовского района.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии

Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

По позиции Бетон тяжелый, класс В12,5 (М150) заявитель обращает внимание на требование о том, что общее содержание хлорида в бетоне не должно превышать 1%.

В п.5.2.2 ГОСТа 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия» указано, что сопроводительная документация к материалам должна содержать информацию о содержании хлоридов, щелочей и реакционноспособного кремнезема. Таким образом, в случае, если у участника закупки нет в наличии указанного товара, возможно запросить техническую документацию у производителя на имеющуюся у него партию товара, в которой содержится информация о содержании хлоридов.

Кроме того, в соответствии со ст.18 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании»   в целях удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров осуществляется подтверждение соответствия.

 Согласно ч.2 ст.25 Закона о техническом регулировании соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Сертификат соответствия включает в себя:

наименование и местонахождение заявителя;

наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;

наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;

информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;

наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;

информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;

информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;

срок действия сертификата соответствия;

информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов Российской Федерации, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.

Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.

Согласно инструкции по заполнению заявки в случае указания в документации об электронном аукционе в качестве требования к  материалу диапазона (интервала значений какой-либо величины) показателей (в том числе показателей, сопровождающихся словосочетаниями и знаками «в пределах», «не более», «не менее», «не хуже», +/-, «не выше», «не ниже», «от», «до», «или», /, ≤,  ≥) участнику закупки в своей заявке необходимо указывать только один конкретный показатель из требуемых заказчиком. Использование при этом словосочетаний и знаков:   «в пределах», «не более», «не менее», «не хуже», +/-, «не выше», «не ниже», «от», «до», «или», /, ≤,  ≥ не допускается, за исключением случаев, когда указанный диапазон является конкретным.

Таким образом, в случае, если на поставляемый товар имеется сертификат соответствия (качества) проводить дополнительные испытания для уточнения параметров товара не нужно, так как данный сертификат подтверждает соответствие товара указанному в нем техническому регламенту. Также, соответствие техническому регламенту указывается и на упаковке товара. Следовательно, в случае, если характеристики товаров в аукционной документации описаны в соответствии с  действующими техническими регламентами, чтобы заполнить первую часть заявки участнику закупки достаточно указать характеристики, содержащиеся в данном стандарте.

В позиции 49 Раствор готовый кладочный цементный марки 200 технического задания аукционной документации указано: «Водоудерживающая способность растворных смесей: должна быть 90 %, глиносодержащих растворов: 93 %. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей: должно быть 10 %. Растворная смесь должна содержать золы-уноса: не более 19 % массы цемента».

При этом, согласно действующим ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия» водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90%, глиносодержащих растворов - не менее 93%.

Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10%.
Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента.

Согласно п. 4.15.3 ГОСТ 28013-98 Сухую растворную смесь предприятие-изготовитель должно сопровождать этикеткой или маркировкой, наносимыми на упаковку, а растворную смесь, готовую к употреблению, отпускаемую в транспортное средство, - документом о качестве, которые должны содержать следующие данные:

- наименование или товарный знак и адрес предприятия-изготовителя;

- условное обозначение строительного раствора по 3.2;

- класс материалов, использованных для приготовления смеси, по удельной эффективной активности естественных радионуклидов и цифровое значение ;

- марку по прочности на сжатие;

- марку по подвижности (ПГОСТ 28013-98 Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением N 1));

- объем воды, необходимой для приготовления растворной смеси, л/кг (для сухих растворных смесей);

- вид и количество введенной добавки (% массы вяжущего);

- срок хранения (для сухих растворных смесей), мес;

- массу (для сухих растворных смесей), кг;

- количество смеси (для растворных смесей, готовых к употреблению), мГОСТ 28013-98 Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением N 1);

- дату приготовления;

- температуру применения, °С;

- обозначение настоящего стандарта.

Следовательно, указанные в документации характеристики не содержатся на упаковке, в документах о качестве также не указываются, следовательно, могут быть установлены только по результатам испытаний.

С учетом требований, указанных в инструкции по заполнению заявки, в случае, если Заказчик при описании материалов, используемых при выполнении работ  указал характеристики в соответствии с действующими техническими регламентами с учетом положений п.2 ч.1 ст.33, проблемы при заполнении первой части заявки  у участника не возникают.

Однако, в нарушение п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в документации электронного аукциона Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей товаров (материалов), однако, в соответствии с требованиями ГОСТ, данные показатели не подлежат конкретизации и устанавливаются только по результатам испытаний.

Предметом контракта не является изготовление товаров. Изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции и гарантирующим их соответствие ГОСТ. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при подаче заявки иметь в наличии товар, необходимый в процессе выполнения работ, оказания услуг, а также не обязывает производителей доводить до сведения неопределенного круга лиц конкретные характеристики материала, товара. Заказчик после оказанных услуг не сможет немедленно проверить достоверность представленных в заявке значений по требуемым характеристикам. В связи с чем, подобные требования документации создают ситуацию, при которой приоритет имеет формальное заполнение заявки, а не достоверность сведений и (или) информации, указанной в заявках.

Таким образом, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что Заказчиком нарушены положения п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признан обоснованным.

Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка закупки (№0143300031817000003), в результате которой установлено следующее.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, в том числе путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Согласно Извещению о проведении электронного аукциона на строительство объекта: «Сети газораспределения д. Максимово, с. Нижний Яр Далматвоского района Курганской области. Межпоселковый газопровод с. Крутиха - д. Максимово, с. Нижний Яр. Распределительные сети д. Максимово, с. Нижний Яр» (№ 0143300031817000003)  начальная (максимальная) цена контракта составила 24 937 922, 48 рублей, что превышает двадцать миллионов рублей. Однако, в Извещении о проведении электронного аукциона установлено  ограничение участия в определении поставщика: участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, что не соответствует п.1 ч.1 ст. 30 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Заказчик нарушил положения п.1 ч.1 ст. 30 Закона о контрактной системе.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Новострой» обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика – Администрации Далматовского района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство объекта: «Сети газораспределения д. Максимово, с. Нижний Яр Далматвоского района Курганской области. Межпоселковый газопровод с. Крутиха - д. Максимово, с. Нижний Яр. Распределительные сети д. Максимово, с. Нижний Яр» (извещение № 0143300031817000003) нарушение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании характеристик материалов, используемых при выполнении работ не в соответствии с действующими ГОСТ.
  3. Признать в действиях заказчика – Администрации Далматовского района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство объекта: «Сети газораспределения д. Максимово, с. Нижний Яр Далматвоского района Курганской области. Межпоселковый газопровод с. Крутиха - д. Максимово, с. Нижний Яр. Распределительные сети д. Максимово, с. Нижний Яр» (извещение № 0143300031817000003) нарушение п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении ограничения участия в электронном аукционе только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
  4. Выдать Заказчику –– Администрации Далматовского района предписание об устранении нарушений п.1 ч.1 ст.30, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, путем аннулирования электронного аукциона на строительство объекта: «Сети газораспределения д. Максимово, с. Нижний Яр Далматвоского района Курганской области. Межпоселковый газопровод с. Крутиха - д. Максимово, с. Нижний Яр. Распределительные сети д. Максимово, с. Нижний Яр» (извещение № 0143300031817000003).
  5. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/116-17

 

19.05.2017 г.                                                                                       г. Курган

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)  

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Новострой» на действия заказчика на действия Заказчика – Администрации Далматовского района (641730, Курганская обл., г. Далматово, ул. Советская, 187, ИНН 4506001623) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство объекта: «Сети газораспределения д. Максимово, с. Нижний Яр Далматвоского района Курганской области. Межпоселковый газопровод с. Крутиха - д. Максимово, с. Нижний Яр. Распределительные сети д. Максимово, с. Нижний Яр» (извещение № 0143300031817000003), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Заказчику – Администрации Далматовского района  устранить нарушения п.1 ч.1 ст.30, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, путем аннулирования электронного аукциона на строительство объекта: «Сети газораспределения д. Максимово, с. Нижний Яр Далматвоского района Курганской области. Межпоселковый газопровод с. Крутиха - д. Максимово, с. Нижний Яр. Распределительные сети д. Максимово, с. Нижний Яр» (извещение № 0143300031817000003) в срок не позднее 01 июня 2017 года.
  2. О выполнении настоящего предписания в письменном виде (с приложением документов, свидетельствующих о выполнении предписания) сообщить в Курганское УФАС России в срок не позднее 08 июня 2017 года.
  3. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» обеспечить техническую поддержку для возможности исполнения предписания.

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.

Комиссия Курганского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.

Обжалование предписания Курганского УФАС России не приостанавливает его действие.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны