Решение б/н Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной с... от 26 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)

в отсутствии представителей Государственного бюджетного учреждения «Щучанская центральная районная больница» (далее – ГБУ «Щучанская ЦРБ»)   - письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя;

в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Прайд» (извещен надлежащим образом);

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Прайд» на действия Заказчика – ГБУ «Щучанская ЦРБ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (средства родовых сертификатов) (извещение № 0343200026617000060), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Курганское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Прайд» (далее – Заявитель, ООО «Прайд») на действия Заказчика – ГБУ «Щучанская ЦРБ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (средства родовых сертификатов) (извещение № 0343200026617000060).

В жалобе заявитель указал следующее.

 

1) Согласно Техническому заданию документации электронного аукциона в описание объектов закупки Заказчиком включены товарный знак, артикул продукта, что напрямую указывает на производителей товаров. Эти требования жестко ограничивают конкуренцию и являются нарушением антимонопольного законодательства.

2) Инструкция по заполнению заявки не содержит конкретных правил заполнения первой части заявок Участников аукциона.

Рассмотрев жалобу по существу, Комиссия Курганского УФАС России пришла к следующим выводам.

12.05.2017 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (средства родовых сертификатов), извещение № 0343200026617000060.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 56 953,16 рублей.

Заказчиком является ГБУ «Щучанская ЦРБ».

На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.

1) Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно п. 5 ч. 3 «Техническое задание» документации электронного аукциона к поставке требуется Амниотест - экспресс тест на подтекание околоплодных вод у беременных женщин.

«Амниотест» - это наименование медицинского изделия, включение которого в описание объекта закупки напрямую указывает на производителя Канада, Дальнее Зарубежье, ProLab Diagnostics Inc., 20 Mural Street, Unit 4, Richmond Hill, Ontario, L 4B 1 K3, Canada.

Согласно п. 10 ч. 3 «Техническое задание» документации электронного аукциона к поставке требуется зонд питательный CH/FR 5,40см одноразовый арт.0123-00-05. Артикул продукта также указывает на конкретного производителя, а именно на Apexmed International B.V.

В п. 12 Технического задания Заказчиком допущено аналогичное нарушение (указан артикул продукта).

Таким образом, описание предмета закупки носит необъективный характер. Заказчиком нарушен п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признан Комиссией Курганского УФАС России обоснованным.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Раздел 5 части 1 документации электронного аукциона № 0343200026617000060 содержит инструкцию по заполнению заявки.

По мнению Заявителя, Инструкция по заполнению заявки не содержит конкретных правил заполнений первой части заявки. Однако, в соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, Заявитель при возникновении трудностей в понимании положений документации электронного аукциона, в данном случае отсутствие правил заполнения заявки, имеет право запросить у Заказчика разъяснения конкретных положений документации.

Заказчику запросов о разъяснении положений документации электронного аукциона не поступало.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

В ходе внеплановой проверки установлено следующее.

1. Согласно пп. 8 п. 18 Информационной карты документации электронного аукциона Участник размещения заказа представляет в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документы, в том числе наличие лицензии на производство лекарственных средств или лицензии на фармацевтическую деятельность с правом оптовой торговли. Указанная лицензия не должна быть отозвана, ее действие не должно быть приостановлено или прекращено на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

В соответствии с п. 16, 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат, в том числе производство лекарственных средств, фармацевтическая деятельность.

В соответствии с п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (ФЗ № 99) фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов

В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ № 99 лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

Согласно Техническому заданию документации электронного аукциона к поставке требуются медицинские расходные материалы (средства родовых сертификатов).

Медицинские расходные материалы не относятся к лекарственным средствам, следовательно, лицензия на производство лекарственных средств или лицензии на фармацевтическую деятельность на поставку данных товаров не требуется.

Таким образом, Заказчик, включив в перечень документов, которые необходимо представить в составе второй части заявки, лицензию на производство лекарственных средств или лицензии на фармацевтическую деятельность нарушил ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.

2. П. 4 ст. 21 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. «ж» п. 1 Требований к форме плана – графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд" план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее - закупки) представляет собой единый документ, который оформляется по форме согласно приложению. Указанная форма включает сведения, в том числе запреты на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии со статьей 14 Федерального закона.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализацией национального режима является, в том числе, включение в план – график в гр. 27 «Применение национального режима при осуществлении закупок» запретов и ограничений, связанных с национальным режимом.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона №0343200026617000060 к поставке требуются медицинские расходные материалы со следующими кодами по ОКПД2: 32.50.13.190, 32.50.50.000, 32.50.13.190, 32.50.13.110, 32.50.13.190, 21.20.24.110, 32.50.21.120, 21.20.22.000.

Приказ Министерства экономического развития от 25 марта 2014 года № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ Минэкономразвития № 155) установил перечень товаров, при закупке которых устанавливаются условия допуска в отношении товаров, происходящих из иностранных государств. Так в данном перечне указаны категории «Инструменты и оборудование медицинские» (ОКПД2 – 32.5), «Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях» (ОКПД2 – 21), являющиеся в том числе предметом закупки.

Однако в нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в плане-графике закупок товаров, работ, услуг на 2017 год в позиции № 80 «Поставка медицинских расходных материалов (средства родовых сертификатов)» не установлено преимущество для участников, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России №155 от 25.03.2014.

Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Постановление Правительства № 102) устанавливает перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В данном перечне указаны категории по следующим кодам ОКПД2: 32.50.13.190, 32.50.13.110, 21.20.24.110, относящиеся в том числе к предмету закупки.

Пунктом 2(2) Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Постановление Правительства РФ № 102) установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень и не включенные в него. В данном перечне отсутствуют некоторые виды медицинских изделий, которые, согласно Техническому заданию, требуются к поставке, а именно медицинские изделии по следующим кодам по ОКПД2: 32.50.50.000, 21.20.24.110, 32.50.21.120, 21.20.22.000.

Таким образом, включение Заказчиком в предмет одного контракта медицинские изделия, включенные в перечень Постановления Правительства РФ № 102 и не включенные в него, также является нарушением ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Прайд» частично обоснованной.

  2. Признать в действиях заказчика – ГБУ «Щучанская центральная районная больница» нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в необъективном описании объекта закупки (извещение № 0343200026617000060).

3. Признать в действиях заказчика – ГБУ «Щучанская центральная районная больница» нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении требования к составу заявки, а именно требования о предоставлении лицензии на производство лекарственных средств или лицензии на фармацевтическую деятельность (извещение № 0343200026617000060).

3. Признать в действиях заказчика – ГБУ «Щучанская центральная районная больница» нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в:

- неустановлении в плане – графике преимуществ допуска заявок участников, предусмотренных приказом Минэкономразвития России №155 от 25.03.2014 (извещение № 0343200026617000060);

- включение Заказчиком в предмет одного контракта медицинских изделий, включенных в перечень Постановления Правительства РФ № 102 и не включенных в него.

4. Выдать Заказчику –– ГБУ «Щучанская центральная районная больница»предписание об устранении нарушений п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 66, ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, путем аннулирования электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (средства родовых сертификатов) (извещение № 0343200026617000060).

5. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны